Автор конспекта:
Автор(ы): — Казакова Александра Петровна

Место работы, должность: —

МОУ "Гимназия № 8", учитель информатики

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

  • Познакомиться с понятием информационных ресурсов.
  • Узнать, что значит информационное общество
  • Познакомиться с информационной безопасностью
  • Узнать, что относится к информационным преступлениям

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учеников в классе: — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник И. Г. Семакина "Информатика — базовый курс" 9 класс

Используемое оборудование: —

  • Компьютер с выходом в Internet;
  • Мультимедийный проектор + экран
  • Используемые ЦОР: —

    • ЦОР 1 (коллекция федеральных ЦОР, слайды "Информатизация общества");
    • ЦОР 2 (коллекция федеральных ЦОР, слайды "Информационные преступления и нформационная безопасность");
    • ЦОР 3 (коллекция федеральных ЦОР, слайды "Меры обеспечения информационной безопасности");
    • ЦОР4(коллекция федеральных ЦОР, тренировочный тест).

    Краткое описание: —

    Изучение нового материала.

    Составление опорного конспекта.

    Тренировочное тестирование.

    Домашнее задание.

    Урок 27, 28

    Тема урока «Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере»

    Цели урока:

  • Познакомиться с понятием информационных ресурсов.
  • Узнать, что значит информационное общество
  • Познакомиться с информационной безопасностью
  • Узнать, что относится к информационным преступлениям

    План урока:

    1. Изучение нового материала.

    2. Составление опорного конспекта.

    3. Тренировочное тестирование.

    4. Домашнее задание.

    Ход урока

    Изучение нового материала.

    Информационные ресурсы современного общества.

    Ресурс– это запас или источник некоторых средств. Всякое общество имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности.

    Информационные ресурсы – это знания, идей человечества и указания по их реализации, зафиксированные в любой форме, на любом носителе информации.

    Между информационными ресурсами и всякими иными существует важное различие: всякий ресурс, кроме информационного, после его использование исчезает (например, иссякают месторождения металлов, расходуются финансовые ресурсы). Информационные ресурсы можно использовать многократно. Кроме того их использование влечет за собой создание новых ресурсов, в том числе и информационных. Информационные ресурсы тем быстрее растут, чем быстрее их расходуют.

    Перейдите по ссылке и познакомьтесь с информационными ресурсами современного общества http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9d8b4238-eb72-4edc-84d3-a8e6806cd580/9_157.swf .

    Применительно к отдельному государству говорят о национальных информационных ресурсах, включающих библиотечные и архивные ресурсы, научно-техническую информацию, информационные ресурсы социальной сферы и пр.

    Информационное общество.

    В информационном обществе преимущественным видом трудовой деятельности людей стала информационная деятельность. Информационные ресурсы становятся важнейшим из всех видов ресурсов, влияющими на общественный прогресс.

    Перейдите по ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2f5f60ad-2ca8-4c3e-b6a1-5991dea0dfca/9_156.swf чтобы узнать этапы развития нашего общества.

    Средствами информационной деятельностилюдей выступает компьютерная техника, информационно-комуникативные технологии – ИКТ.

    Информатизация общества.

    Информатизация — это процесс создания, развития и массового применения информационных средств и технологий. Этот процесс происходил в течение всей истории человеческого общества и начался отнюдь не с появлением ЭВМ.

    Доступность информационных ресурсов определяет степень информированности людей. Поэтому основной целью нынешнего этапа информатизации становится обеспечение высокого уровня информированности населения, необходимого для кардинального улучшения условий труда и жизни каждого человека.

    Перейдите по ссылке и узнайте задачи, которые стоят перед информатизацией общества http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e4c8c2e0-8980-43fe-97e7-8401cc2d115c/9_158.swf .

    Информационная безопасность.

    Многие черты информационного общества уже присутствуют в современной жизни развитых стран. Компьютеры контролируют работу атомных реакторов, распределяют электроэнергию, управляют самолётами и космическими кораблями, определяют надёжность систем обороны страны и банковских систем, т.е. используются в областях общественной жизни, обеспечивающих благополучие и даже жизнь множества людей.

    Жизненно важной для общества становится проблема информационной безопасности действующих систем хранения, передачи и обработки информации.

    О важности этой проблемы свидетельствуют многочисленные факты. Более 80% компьютерных преступлений осуществляется через глобальную сеть Интернет, которая обеспечивает широкие возможности злоумышленникам для нарушений в глобальном маштабе.

    Перечислим некоторые виды компьютерных преступлений, когда компьютер является инструментомдля совершения преступления, а объектом преступления является информация:

    1. Несанкционированный (неправомерный) доступ к информации. Лицо получает доступ к секретной информации, например, путём подбора шифра (пароля).

    2. Нарушение работоспособности компьютерной системы. В результате преднамеренных действий ресурсы вычислительной системы становятся недоступными, или снижается её работоспособностью. Примером такого рода преступлений является создание и распространение компьютерных вирусов.

    3. Подделка (искажение или изменение), т.е. нарушение целостности компьютерной информации. Эта деятельность является разновидностью неправомерного доступа к информации. К подобного рода действиям можно отнести подтасовку результатов голосования на выборах, референдумах и т.д. путем внесения изменений в итоговые протоколы.

    Перейдите по ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/87d97129-025d-455d-85c8-d7b6becf58ae/9_159.swf и изучите материал.

    Меры обеспечения информационной безопасности.

    Эти меры применяются в основном на этапе эксплуатации информационной системы.

    Разработчики системы, предназначенной для обработки важной информации, должны предусмотреть средства защиты уже на этапе её создания. Существует даже специальный термин «защищенная система» — это информационная система, обеспечивающая безопасность обрабатываемой информации и поддерживающая свою работоспособность в условиях воздействия на неё заданного множества угроз (нарушение целостности информации, несанкционированный доступ, попытки нарушения работоспособности).

    Средства защиты современных ИС должны учитывать современные формы представления информации (гипертекст, мультимедиа и т.д.). Развитие локальных сетей Internetдиктует необходимость эффективной защиты при удаленном доступе к информации. Необходимо осуществлять защиту от автоматических средств нападения: компьютерных вирусов, автоматизированных средств взлома.

    Наряду с программно-техническими средствами защиты информации действуют правовые, юридические меры защиты. Перейдите по ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/67c574fe-b721-4136-a245-9b1db174763f/9_160.swf и познакомьтесь с мерами обеспечения информационной безопасности.

    К защите информации также относится и осуществление авторских и имущественных прав на интеллектуальную собственность, каковым является программное обеспечение.

    Составление опорного конспекта.

    На данном этапе вам предлагается составить опорный конспект. Составив его, вы упорядочите и запомните полученный на уроке материал.

    Тренировочное тестирование к главе 7.

    Для проверки своих знаний пройдите тренировочный тест, пройдя по ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4361e8e5-c94e-47c1-bc2b-313acba51cae/9_11.swf . Если какие-то вопросы вызвали у вас затруднения, повторите соответствующий материал.

    Домашнее задание.

    1. Пройдя тест, зафиксируйте результаты и сдайте их учителю.

    2. Ответьте на вопросы:

    • Назовите основные цели информатизации. Какие из этих целей в большей или меньшей степени, по вашему мнению, достигнуты в нашей стране?
    • Какие действия относятся к области информационных преступлений?
    • Приведите примеры, когда человек бессознательно совершает информационное преступление.
    • Какие существуют меры предотвращения информационных преступлений?
  • Файлы: конспект урока 9 класс.doc
    Размер файла: 55296 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология