Автор конспекта:
Автор(ы): — Бабкина Екатерина Андреевна, Ганжа Юрий Николаевич

Место работы, должность: — БОУ г.Омска «СОШ №148″, учитель физики, информатики; МКОУ «Черниговская основная общеобразовательная школа», учитель физики и информатики.

Регион: — Омская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —

Øизучить параллельное, последовательное и смешанное соединение проводников в электрической цепи;

Ø научиться определять соотношения между величинами: силы тока, напряжения и сопротивления на отдельных участках цепи при параллельном, последовательном и смешанном соединениях проводников.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Перышкин А.В., Физика: учебник для 8-го класса средней школы

Используемая методическая литература: —

1. Перышкин А.В. и др. “Преподавание физики в 6-8 классах средней школы”

2. Материалы сети Интернет.

Используемое оборудование: —

компьютер,

мультипроектор,

Используемые ЦОР: —

презентация ppt

Краткое описание: — Разработка предназначена для использования в 8 классе при закреплении темы "Параллельное и последовательное соединение проводников.


Урок физики "Соединение проводников"

Авторы: Бабкина Екатерина Андреевна — учитель физики БОУ г.Омска «СОШ №148»,

Ганжа Юрий Николаевич — учитель физики

Физика — удивительная вещь: она интересна, даже если в ней ничего не понимаешь.
(М. Аров)

Цели:

Øизучить параллельное, последовательное и смешанное соединение проводников в электрической цепи;

Ø научиться определять соотношения между величинами: силы тока, напряжения и сопротивления на отдельных участках цепи при параллельном, последовательном и смешанном соединениях проводников.

Задачи:

образовательные:

· научить определять соотношения между величинами силы тока, напряжения и сопротивления на отдельных участках цепи при параллельном, последовательном и смешанном соединениях проводников

· продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром).

воспитательные:

· продолжить воспитание отношение к физике как к экспериментальной науке;

· продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.).

развивающие:

· продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования;

· продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся.

Оборудование:

Для всех:компьютер, презентация ppt (см. Приложение 1 ), мультипроектор, цветные жетоны (жёлтый –«3», зелёный – «4», красный – «5»).

Ход урока

1. Организационная часть (2 мин):

На фоне классической музыки звучат слова учителя:

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Притрагивайтесь к ручейкам –

Ничто не повторится.

За часом час, за мигом миг

Впадайте в изумление.

Всё будет так, и всё не так

Через одно мгновение…

На данном этапе учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать цель урока.

Учащимся раздаются таблицы соответствующие теме урока для заполнения в течение урока.

2. Актуализация опорных знаний и умений (10 мин): (слайды 2-12)

Учитель выясняет понимание учащимися социальной и практической ценности изучаемого материала по теме «Последовательное и параллельное соединение проводников», применение полученных знаний в быту.

Опрос по материалам предыдущих уроков, проводится в виде компьютерной игры "Кто хочет стать отличником?" Материал игры, представленный на слайдах демонстрируется мультимедийным проектором

Правила игры:игрок-ученик получает пять вопросов с выбором ответа и при этом может взять подсказку (попросить компьютер убрать два неправильных ответа). Каждый неправильный ответ снижает оценку на балл.

5 задач из них:

1 подсказка и 5 правильных ответов – отметка «5»

2 подсказки и 5 правильных ответов или 4 правильных ответа – отметка «4»

3 подсказки и 5 правильных ответов или 3 правильных ответа – отметка «3»

В результате игры каждый ученик получает карточку с оценкой (карточки заготовлены учителем заранее)

3. Физкультминутка (пассивная):

В кабинете физики на одной из стен имеются изображения трёх голубей разного цвета. Под спокойную музыку учащимся предлагается зафиксировать внимание на одном из них, затем закрыть глаза, медленно повернуть голову и мысленно перенести изображение голубя на противоположную стену. То же самое проделывается с остальными изображениями голубей. Тем самым обеспечивается отдых глазам и головному мозгу.

4. Проверка понимания ранее изученного: (слайды с 16-20)

Учитель: (ответ)

1. Какие типы соединений вы знаете?

(Последовательное, параллельное и смешанное соединения)

2. Какие физические величины сохраняются при последовательном соединении?

(сила тока)

3. Чему равно напряжение на участках цепи при последовательном соединении?

(сумме)

4. Чему равно сопротивление?

(сумме)

5. Какие физические величины сохраняются при параллельном соединении? (напряжение)

6. Чему равна сила тока на участках цепи при параллельном соединении?

(сумме)

7. Чему равно сопротивление?

(произведение сопротивлений разделить на сумму)

5. Физкультминутка (активная): На фоне активной учащимся предлагается подойти к столу учителя и выбрать необходимые для дальнейшей работы приборы (источник тока, реостат, амперметр, вольтметр) и доукомплектовать рабочие столы, при этом учащиеся, сидящие на первом ряду, комплектуют рабочие столы третьего ряда и наоборот. А первые две парты среднего ряда – две последние парты и наоборот. Таким образом, учащиеся не только учатся распознавать необходимое оборудование, но и проявляют двигательную активность.

6. Применение полученных знаний на практике: Учащимися производится сборка электрических цепей, заранее нарисованных учителем на доске.

Схема 1

Схема 2

Учащиеся выделяют сходства и различия данных электрических цепей. При этом особое внимание заостряем на том, что проводники, включенные в указанные схемы, соединены по–разному. Здесь же выясняем, каким образом соединяются проводники в указанных электрических схемах, как называются данные способы соединения проводников в электрической цепи.

Вывод 1:в схеме 1 две лампочки соединены в цепь друг за другом. Такое соединение проводников в электрической цепи называется последовательным.

Вывод 2: в схеме 2 одним концом лампочки соединены в точке А, другим в точке Б. Такое соединение проводников в электрической цепи называется параллельным.

Измерим с помощью приборов силу тока и напряжение в каждой цепи.

Порядок выполнения работы

1. Выбираем способ соединения проводников в электрической цепи, в котором собираемся выполнить измерения.

2. Решаем, каким образом можно определить, например, силу тока на различных участках цепи. Рисуем соответствующую схему электрической цепи.

3. Определяем, какие приборы нам нужны, и в каком количестве.

4. Собираем цепь. Снимаем показания приборов и записываем их в тетрадь. Делаем соответствующие выводы.

5. Аналогичным способом определяем другие электрические величины для исследуемого способа соединения проводников в электрической цепи.

Примерный ход выполнения работы учащимися

Последовательное соединение проводников

схема 3

Для того чтобы экспериментально определить значение силы тока на различных участках цепи при последовательном соединении проводников, учащиеся собирают электрическую цепь по предложенной ими электрической схеме (например, по схеме 3). И на основании полученных результатов делают вывод о том, что при последовательном соединении сила тока на любых участках цепи одинакова.

схема 4

Аналогичным образом учащиеся определяют напряжение на различных участках цепи (схема 4) и на основании полученных результатов делают вывод о том, что при последовательном соединении проводников полное напряжение в цепи равно сумме напряжений на отдельных её участках.

Далее, определив силу тока в цепи и полное напряжение, по закону Ома определяют общее сопротивление цепи. А, так как, сопротивление каждого резистора известно (оно указано на корпусе резистора), то на основании полученного данного учащиеся делают вывод о том, что при последовательном соединении проводников общее сопротивление цепи равно сумме сопротивлений отдельных её проводников.

Примечание: При проведении экспериментального исследования параллельного соединения проводников в электрической цепи, не ставлю на занятии перед учащимися задачу определения общего сопротивления цепи. С этим заданием предлагаю учащимся поработать дома.

Записав на доске и в тетради все полученные выражения, вместе с учащимися проводим следующие аналогии между электрическим током и током воды в водопроводе и реке:

Аналогия 1 — сколько воды втекает в водопроводную трубу, столько и вытекает из неё, вода нигде не накапливается. Аналогично, при последовательном соединении проводников сила тока во всех участках цепи одинакова.

Аналогия 2 — поток воды в реке, встречая на своём пути препятствие, распределяется по двум направлениям, которые затем сходятся вместе. Аналогично сила тока в неразветвлённой части цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединённых проводниках.

7. Обобщение материала. ( слайд 21)

Все полученные в ходе выполнения работы результаты оформляем в тетради в розданных в начале урока таблицах (каждый ребёнок получает цветной жетон за выполнение задания)

Последовательное соединение

Параллельное соединение

Схема

Сила тока

Сила тока во всех участках цепи одинакова.

Сила тока в неразветвлённой части цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединённых проводниках.

Напряжение

Полное напряжение в цепи равно сумме напряжений на отдельных участках цепи.

Напряжение на концах параллельно соединённых проводников одно и то же.

Сопротивление

Общее сопротивление цепи равно сумме сопротивлений отдельных проводников.

Заметьте, что при параллельном включении резисторов их общее сопротивление всегда меньше чем, сопротивление любого отдельно взятого резистора.

Пример последовательного соединения: гирлянда.

Примерпараллельного соединения: лампы в кабинете.

Преимущества и недостатки соединений:

Параллельное– при перегорании одной лампы, остальные горят. Но при включении лампы с меньшим возможным напряжением она перегорит.

Последовательное– лампы с меньшим возможным напряжением включают в цепь с большим напряжением, но при перегорании одной лампы все не будут гореть.

ñПутём фронтального опроса повторяются правила подключения амперметра и вольтметра, сборки последовательных и параллельных цепей.

ñРешение задач устно (слайды 22-26)

ñРешение задач письменно (слайды 27-29 )

ñТест по теме «Электрические явления» (каждый ответивший ребёнок получает цветной жетон)

8. Домашнее задание:(слайд 30) производится анализ домашнего задания

ñ№ 1313, 1359,1390 из сборника Лукашика;

ñп.48, упр 22(1,2),п.49, упр 23(5)

ñПроблема (слайд 31).

9. Рефлексия: (слайд 32) В пакете с заданиями находятся три одинаковых картонных квадрата размером 3×3см. На учительском столе выставляются трое рычажных весов. На весах – таблички: «Я», «Мы», «Дело». Левая чаша весов означает «плохо», правая – «хорошо». В конце урока учащиеся самостоятельно кладут свои квадраты на ту или иную чашу каждых весов. Таким образом становится наглядно виден результат работы учащихся на уроке и их самооценка.

10. Аутотренинг:

Звучит релаксирующая музыка. На столе учителя зажигается аромалампа с маслом эвкалипта. Учащимся предлагается закрыть глаза. В это время учитель спокойным голосом произносит текст:

Напряжение улетело…

И расслаблено всё тело,

И расслаблено всё тело…

Будто мы лежим на травке,

На зелёной мягкой травке,

Греет солнышко сейчас,

Руки тёплые у нас,

Дышится легко, ровно, глубоко,

Губы улыбаются,

Настроение улучшается!..

11.Итоги урока.

Подводятся итоги урока, выставляются оценки с учетом полученных отметок и жетонов на каждом этапе уроке.

Учитель обращается к учащимся:

Всё известно вокруг.

Тем не менее, на земле ещё много того,

Что достойно порой удивления

И вашего, и моего.

Удивляйтесь цветам,

Удивляйтесь росе,

Удивляйтесь упругости стали,

Удивляйтесь тому,

Чему люди уже

Удивляться давно перестали!

Файлы: pril1.ppt
Размер файла: 2167296 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология