Автор конспекта:
Автор(ы): — Волкова Ирина Андреевна

Место работы, должность: —

МБОУ СОШ № 8, учитель музыки

Регион: — Мурманская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Музыка

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — другой тип

Краткое описание ресурса: —

курсовая работа учителя музыки в рамках курсов повышения квалификации

МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ и КУЛЬТУРЫ

Кафедра педагогики и психологии

ПОСТАНОВКА РЕЧЕВОГО И ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ЗАНЯТИЯХ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ

Курсовая работа

Волковой Ирины Андреевны,

учителя музыки

МБОУ СОШ №8

п. Североморск-3

Руководитель: Фофонова Н. А.

г. Мурманск

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………3

Раздел 1

1. Уникальность и свойства голоса…………………………………………5

2. Особенности детского голоса………………………………………..…11

3.Слух — регулятор голоса…………………………………………….…..12

4. Дыхание …………………………………………………………………13

5. Артикуляция и дикция………….………………………………………16

Раздел 2

1. Постановка голоса ………………………………………..……………..21

2. Дыхательные и артикуляционные упражнения на занятиях

театральной студии и уроках музыки …………….………………….…..24

3. Вокально-хоровые упражнения на уроках музыки………………….. 27

Заключение ……………………………………………………..…………..35

Список использованной литературы ……………………………………..36

Список использованных МЕДИА-ресурсов ……….…………………….37

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника речи учителя.

Грамотная, логичная, лексически и интонационно богатая, живая и образная речь учителя на уроке и вне его, обращенная к детям, родителям и коллегам, позволяет решать многие важные учебно-воспитательные задачи.

Культура речи — понятие ёмкое и многогранное. Использование в конкретном акте общения специально отобранных элементов языка и является по сути дела речью. Точность и правильность отбора зависят от эрудиции говорящего, его умений осознанно выбирать и применять языковые средства, необходимые для оформления той или иной мысли.

Культура речи неотделима от отработанной техники речи, под которой специалисты подразумевают систему технологических приемов дыхания, голосообразования, дикции, навыков произношения, доведённых до степени автоматизма. Все эти факторы обеспечивают профессиональное педагогическое взаимодействие учителя с обучающимися.

Работая в школе более 10 лет в должности педагога дополнительного образования, я постоянно сталкиваюсь с проблемой постановки речевого голоса как учителей, так и обучающихся. Как руководитель театральной студии имею высшую квалификационную категорию и специальное образование (ТГУ им. Г. Державина, факультет «Культуры и искусств», кафедра «Мастерства актёра»). В рамках реализации образовательной программы «Актёрская грамота» уделяю особое внимание работе над техникой речи у студийцев. Хороший голос, чёткая дикция, правильное литературное произношение, умение точно, образно, эмоционально выразить мысль являются основными компонентами речи актёра. Но дополнительное образование на базе средней школы не ставит своей целью предпрофессиональную подготовку. И не смотря на это постановка речевого голоса обучающегося приобретает особо важное значение: помогает освободить обучающегося от неправильных голосовых установок, научить пользоваться, владеть таким выразительным и необходимым инструментом, которым является человеческий голос, помочь выявить его лучшее звучание.

С 2010 года контингент обучающихся, работающих над собственной техникой речи значительно расширился в связи с изменившейся у меня педагогической нагрузкой (с 01.09.2010 года работаю учителем музыки в 1-7 классах). Вокально-хоровая работа – важная часть урока музыки, которая позволяет музыкально воспитать всех детей, включая самых слабых, помогает им стать музыкально грамотными.

Решение задач музыкального воспитания в школе возможно только при условии достижения школьниками художественного исполнения репертуара. Такое исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями как средствами выразительности. Успех работы учителя музыки в решении задач общего музыкального образования во многом зависит от того, насколько глубоко он осознаёт воспитательное значение хорового пения, владеет методами и приёмами певческого развития школьников, знает особенности детского голоса, умеет организовать работу по освоению песенного материала. Таким образом, проблема постановки речевого и певческого голоса на уроках музыки может выступать качестве темы моей курсовой работы: «Постановка речевого и певческого голоса на уроках музыки и занятиях театральной студии».

РАЗДЕЛ 1.

1. Уникальность и свойства голоса

Человеческий голос — в своем роде уникальное явление и как акустический феномен, и как анатомо-физиологическое действие, а также в силу своего социального значения. Голос столь же уникален, как отпечатки пальцев или строение сетчатки глаза.

По голосу судят о характере человека. Известно, что общее впечатление о человеке на 55% зависит от мимики, на 38% — от голоса и только на 7% — от того, что этот человек говорит.

Когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да говори же ты, наконец, чтобы я мог тебя видеть!»

И действительно, как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке голоса! Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека… Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его чувствах и характере? Ведь голос бывает тёплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твёрдый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли.

Способность говорить, выражать свои мысли характеризует человека как личность. С социальной точки зрения голос является не только средством информации и общения между людьми, но и ценным капиталом, если профессиональная деятельность связана с использованием голоса (например, у певцов, артистов разговорного жанра, конферансье, пародистов-звукоподражателей, дикторов радио и телевидения и т.д.), а также своеобразным «орудием производства» (у учителей школ, преподавателей институтов и университетов, лекторов, ораторов, экскурсоводов, диспетчеров, телефонисток справочной службы и людей многих других профессий).

По модуляции голоса мы можем судить о психическом состоянии человека, его поведении в различных ситуациях.

Не зря голос означает также и мнение: отдавать голос, голосовать, соглашаться, гласность, негласно и т.д. В немецком языке от слова stimme (голос) происходит слово Stimmund (настроение). От латинского глагола sonare (звучать) происходит слово persona — маска, которая в античные времена закрывала лицо актера. Ее меняли в течение спектакля в зависимости от характера персонажа. Впоследствии слово persona приобрело значение персоны — человеческого индивидуума.

Голос наиболее полно раскрывает характер, настроение и даже душевные свойства человека. Можно изменить внешность, прическу, придать нужное выражение своему лицу, но в голосе всегда почувствуется фальшь. Недаром в одном древнеиндийском стихотворении говорится:

Черным-черна однажды затесалась

Ворона между черными дроздами.

Ее никто не распознал бы в стае,

Сумей она попридержать язык!

Человеческий голос обычно рассматривают по основным параметрам, таким, как частота, сила, длительность и тембр, которые, как величины, можно анализировать и по отдельности. В действительности, однако, подобный анализ не представляет собой реального выражения голоса, поскольку эти качества образуют единый неделимый комплекс.

Но, несмотря на всю сложность поставленной задачи, попытаемся все-таки «анатомировать» голос. Итак, основными свойствами голоса являются:

1) тоновый диапазон;

2) сила;

3) окраска и тембр;

4) вибрато.

Высота издаваемого звука зависит от числа колебаний голосовых складок в 1 секунду, величина эта измеряется в герцах (1 герц — это одно колебание в секунду). Голосовые складки способны приходить в колебательные движения не только целиком, всей своей массой, но и отдельными участками. Это объясняет то, что одни и те же голосовые складки могут колебаться с различной частотой: примерно от 80 до 10 000 колебаний в секунду и даже больше.

ТОНОВЫЙ ДИАПАЗОН человеческого голоса представлен последовательностью тонов, которые могут быть произведены голосовым аппаратом в пределах границ между самым низким и самым высоким звуками. Человеческий голос обычно включает в себя тоны от 64 до 1300 герц.

В двух формах проявления человеческого голоса — пении и разговоре — качества голоса представлены несколько различно. Разговорный голос составляет лишь 1/10 от общего диапазона голоса.

Тоновый охват певческого голоса значительно шире разговорного и зависит от вокального образования. Голосовой диапазон расширяется в основном в результате повышения верхней тоновой границы. Кроме того, приобретается необходимая сила голоса и тренированность (устойчивость к утомлению).

Мужские певческие голоса достигают тонового диапазона порядка 2,5 октавы, а женские нередко превышают 3. Наибольший тоновый диапазон для мужских голосов — 35 полутонов, для женских — 38. Если учитывать также и крайне низкие тоны басовых голосов (43,2 герца) и высокие свистящие тоны детских голосов (4000 герц), то получится, что человеческий голос охватывает 6 октав.

Некоторые низкие голоса имеют крайние тоны с частотой 50…60 герц. Самый низкий тон, который может быть взят человеческим голосом, — это «фа» контроктавы с частотой 43,2 герца. В оперных произведениях и ораториях басы используют обычно низкий звук «ре» большой октавы — 72,6 герца. Так называемые «октависты» русских церковных хоров достигают очень низких звуков. Эти певцы продуцируют чрезвычайно низкие тоны по механизму пищеводного голоса. Известно, что самым высоким тоном колоратурного сопрано является «фа» третьей октавы (1354 герца) из знаменитой арии «Царицы ночи» в «Волшебной флейте» Моцарта при исполнении «стаккато».

Некоторые всемирно известные певицы, такие, как Лукреция Агуяри, Дженни Линд, Има Сумак, Жозе Дарла и другие, перешагнули за обычные пределы высоты женского голоса и достигли тонов «a3», «c4» (2069 герц), а Эрна Зак и Мадо Робен — «d4» (2300 герц), при этом исполнение их отвечало всем требованиям, предъявляемым к оперному голосу.

СИЛА ГОЛОСА. Сила подаваемого звука определяется интенсивностью напряжения голосовых связок и величиной давления воздуха в подсвязочном пространстве. И тот, и другой процесс регулируются центральной нервной системой. Контроль осуществляется с помощью слуха. Если же взаимоотношения между этими процессами нарушаются, например, при крике ужаса, то превалирование давления внутри трахеи вызывает звук, который характеризуется отсутствием чистой тональности. Сила звука определяется в децибелах.

Сила голоса имеет очень большое практическое значение для словесного общения на расстоянии, а певческий голос благодаря своей силе находит применение в исполнении произведения искусства на театральной сцене и эстраде.

Разговорный голос использует довольно ограниченную силу с небольшим интервалом между «пиано» и «форте». При интимном разговоре сила голоса равна приблизительно 30 децибелам, при вспышке гнева она возрастает до 60. В помещении голос оратора должен обладать силой в 55, а на открытом воздухе — 80 децибел.

У певцов сила голоса достигает значительных величин, возрастая от 30 до 110 и даже 130 децибел на расстоянии метра от поющего. Величина силы голоса в 130 децибел на расстоянии метра от певца, с учетом поглощения звуковой энергии в глотке и полости рта, соответствует фактически силе в 160…170 децибел, развиваемой на уровне гортани. Подобные огромные величины не могут быть достигнуты ни одним музыкальным инструментом с вибрирующими частями.

Тайна ТЕМБРА человеческого голоса издавна привлекала исследователей-акустиков и музыкантов, инженеров связи и лингвистов, врачей-фониатров и вокальных педагогов, логопедов и актеров, певцов, физиологов и даже математиков. Первым попытался изучить «анатомию» тембра знаменитый немецкий физик Герман Гельмгольц. Для этого он использовал очень простые устройства — стеклянные или металлические шары с двумя отверстиями. Узкое отверстие прислонялось к уху, и если шар резонировал, это значило, что в голосе содержатся обертоны, близкие по звучанию к резонансному тону шара. Для выделения обертонов разной высоты существовали шары разных размеров.

Сейчас для исследования тембра голоса применяется несравненно более сложная, точная и объективная аппаратура, например, звуковые спектрометры. Подобно тому, как солнечный луч, проходя через призму, разлагается на составляющие его цвета радуги, звук голоса, пройдя через спектрометр, расчленяется на отдельные составляющие его обертоны. Картина, получающаяся при разложении звука на экране спектрометра, носит название спектра звука, а отдельные сильно выдающиеся пики, состоящие из группы обертонов и влияющие на распознавание речевых звуков, были названы формантами. Форманта во многом определяет секрет индивидуального звучания тембра. Исследования показали, что в каждой гласной содержатся три, четыре и даже пять формант.

У разных людей форманты даже в одних и тех же гласных звуках несколько разнятся по своему частотному положению, ширине и интенсивности. Индивидуальные особенности формант и придают голосу каждого человека неповторимый, присущий только ему одному тембр.

Существует еще одно качество голоса, и называется оно «ВИБРАТО». Вибрато создает у слушателя приятное впечатление богатства звучания, эмоциональности и звучности. Вибрато является результатом периодических изменений высоты и силы голоса. Прислушайтесь к голосу хорошего певца — вы услышите, что он слегка колеблется с частотой примерно 5…7 пульсаций в секунду. Это и есть вибрато. Данная частота вибрато кажется для нашего звука наиболее благозвучной: более редкие колебания воспринимаются как качание звука, а более частые — как дрожание («барашек» в голосе). Пульсации вибрато делают голос живым и одухотворенным. Если вибрато нет, голос кажется безжизненным и невыразительным, по образному выражению вокалистов «прямым, как палка». Детские голоса, за исключением голосов у специально обученных исполнителей, не обладают вибрато.

Иван Сергеевич Тургенев, который был тонким ценителем и большим знатоком пения, так пишет о вибрато в рассказе «Певцы». Описывая пение талантливого певца-самородка Якова Турка, он подчеркивает: «Голос его не трепетал более — он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя». А вот как характеризует вибрато голоса Алексей Константинович Толстой в своем романсе «Средь шумного бала, случайно…»: «А голос так дивно звучал, как звон отдаленной свирели, как моря играющий вал».

Классификация человеческих голосов — чрезвычайно сложный субъективный процесс. Несмотря на быстрое развитие методов научных исследований, все еще не найден способ объективного анализа безграничного числа разновидностей и сочетаний основных свойств голоса. Наиболее совершенным «прибором» пока еще остается опытное ухо вокального педагога. Поэтому классифицирование речевого и певческого голоса является весьма трудной задачей.

2. Особенности детского голоса.

Чтобы развивать и воспитывать детские голоса, необходимо знать певческие возможности школьников. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс происходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребёнка, музыкальной среды.

К началу обучения в общеобразовательной школе у ребёнка в 6-7летнем возрасте гортань расположена выше, чем у взрослых. Грудное резонирование практически отсутствует. Поэтому певческий звук характеризуется особой лёгкостью, нежностью, небольшой силой. Голосовая мышца находится, как правило, ещё в зачаточном состоянии и не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок. У необученных младших школьников чаще всего отсутствует дифференциация между работой мышц дыхания и голосообразования. Поэтому можно наблюдать, как при пении учащиеся делают вдох, поднимая плечи. В процессе возрастного развития дыхание делается более глубоким и равномерным.

Рабочий диапазон голоса детей 6-7 лет сравнительно невелик и колеблется между ре первой и ре второй октавы. С приближением к верхнему и нижнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано о особенностями звукоизвлечения в этом возрасте. Следует с осторожностью использовать крайние звуки рабочего диапазона голоса детей этой возрастной категории.

Учащиеся 8-10 лет. Переход на эту стадию развития детского голоса происходит плавно, без заметных скачков и срывов. Голоса детей в процессе становления приобретают чуть большую громкость, звонкость, серебристость. Повышается упругость верхних резонаторов (область мягкого нёба, надгортанные полости). Идёт интенсивное развитие голосовой мышцы, особенно у детей, обладающих низкими голосами. В этот возрастной период у ребёнка появляется реальная возможность увеличить силу звучания голоса. Рабочий диапазон певческого голоса в этом возрасте колеблется в зоне между си малой и до-ре второй октавы. Большой вред может принести требование насыщенного звучания на нижних звуках диапазона и тихого — на верхних. Лучшие качества голоса проявляются на средних звуках певческого диапазона, которые наиболее удобны поющим.

У младших школьников происходит становление характерных качеств певческого голоса, Поэтому тембры детских голосов и их особенности должны постоянно находиться в центре внимания учителя.

3. Слух — регулятор голоса

В пении, так же как и в обычной речи, необходимо наличие аппарата как создающего, так и воспринимающего звуки. Общеизвестно, что ребенок, полностью потерявший слух в раннем детстве (до года) в результате заболевания органов слуха, становится не только глухим, но и немым.

Для певца необходимо наличие музыкального слуха. Он не тождественен обычному слуху. Нередки случаи, когда человек имеет обострённый общий слух, дающий ему возможность слышать на большом расстоянии малейшие шорохи, и в то же время не в состоянии чисто спеть простую мелодию. Бывают и обратные случаи, когда человек не обладает остротой звуковых ощущений или даже имеет дефект слуха, но в то же время улавливает тончайшие оттенки музыкальных звуков.

Различие между общим и музыкальным слухом определяется психофизиологическим устройством человеческого организма. И всё же музыкальный слух поддается развитию. Вокальным слухом, или способностью отличать звук правильный от неправильного, никто от природы не обладает, это специфическое чувство, его нужно специально вырабатывать.

Воспринимаемые здоровыми органами слуха, слуховые раздражения из внешней среды оказываются в свою очередь раздражителями для нервных клеток, которые ведают работой органов голосового аппарата.

Связь между слухом и голосом двухсторонняя: не только голос не может формироваться без участия слуха, но и слух также не может развиваться без участия голосовых органов.

Слуховые восприятия осуществляются через деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку или пение, мы "про себя", а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем.

При формировании и развитии вокальных навыков всё время происходит коррекция работы участвующих органов: отметаются лишние, закрепляются и совершенствуются нужные движения. Весь этот процесс невозможен без контроля ощущений слуховых, мышечных и резонаторных.

4. Дыхание

Дыхание лежит в основе жизни. Еще в древности понятия «дыхание», «дух», «духовный», «вдохновение» были тесно взаимосвязаны. Дыханию приписывали роль посредника между «душевным» (соответственно «духовным») и телесным.

Всем известна библейская легенда о сотворении человека. На шестой день творения «создал господь бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою».

Фундаментом, основой голосообразования является дыхание. Считается, что хорошее пение — это "мастерство выдоха", но чтобы "мастерски выдыхать", надо научиться "вдыхать".

Чтобы сказать или спеть на дыхании фразу, нужен достаточный объём воздуха, который проходя постепенно, струей через связки — горло, как смычок по струнам, заставит наш "голосовой инструмент" звучать. Конечно, это очень упрощенная схема, но главная идея здесь — показать важность дыхания в процессе звукообразования.

ВИДЫ дыхания: 1. Грудное дыхание. При нём наиболее активно работают мышцы грудной клетки. Внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям стенок грудной клетки. Диафрагма малоподвижна. Живот при вдохе втянут.

Разновидностью грудного дыхания является ключичное (клавикулярное), или верхне-грудное дыхание, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Это дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, ограничены движения гортани и потому затруднено голосообразование.

2. Смешанное, грудобрюшное(косто-абдоминальное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.

3. Брюшное или диафрагматическое дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости, в частности видимые нами мышцы брюшной стенки, при относительном покое стенок грудной клетки. Существует некоторое различие в дыхании у мужчин и женщин. Мужчинам присуще "низкое" дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более "высоко", и их дыхание ближе к грудному типу.

На занятиях театральной студии я часто применяю дыхательные упражнения для развития и укрепления дыхательного аппарата (см. Раздел 2 «Постановка речевого голоса на занятиях театральной студии»).

Великий педагог М. Гарсиа говорил, что грудь не имеет другого назначения, как питать голос воздухом, а не толкать и не выпихивать его. Все дыхательные упражнения этого раздела достаточно простые, но эффективные. Они развивают грудное (рёберное) дыхание, дают первые представления о певческой позиции, резонаторах. Навыки, полученные в этих упражнениях, закрепляются простыми вокальными упражнениями, вернее переносятся в вокальные упражнения. Когда обучающиеся добьются стабильности в ощущениях рёберного дыхания, тогда только можно будет говорить о диафрагмальном дыхании и его практике. Торопиться здесь не стоит, так как преждевременное смещение внимания на диафрагму приведёт только к зажатиям, заставит начинающего "дёргать" мышцами живота, "тужиться", что не ускорит процесс обучения, да и от новых зажатий потом нелегко избавиться.

Диафрагма — это самая большая мышца в организме, и нельзя переоценить её значение в работе нашей сложной "машины-организма"! Например, медики часто называют диафрагму венозным сердцем, так много она значит для кровообращения, она разделяет грудную и брюшную полости, охраняя сердце и легкие от случайных повреждений, например, если человек встанет на голову.

Когда в лёгкие поступает воздух, грудная клетка раздвигается в стороны за счет рёбер, а снизу за счет диафрагмы. Купол диафрагмы сокращается и опускается под давлением увеличившихся легких. В свою очередь, сократившаяся диафрагма давит сверху на содержание брюшной полости и поэтому живот выпячивается вперед — следствие вдоха! Вот и получается при вдохе: ребра в стороны, а живот вперёд.

Для осуществления певческого дыхания важно правильное положение корпуса: прямая спина и хорошо прогнутый поясничный отдел позвоночника, так как диафрагма своими веерообразно идущими мышечными пучками прикрепляется к верхним поясничным позвонкам. Поясничный отдел является как бы опорой для диафрагмы при её сокращении. Поэтому важно, чтобы поясничные позвонки были хорошо фиксированы.

Самая сложная задача певческого дыхания — это контролируемый и регулируемый выдох, что и обеспечивается владением диафрагмальным дыханием, диафрагмой, так как именно она помогает регулировать и распределять выдыхаемый воздушный поток, сохранять певческий объем грудной клетки. Пение — это мастерство выдоха, но далеко не все профессионалы овладевают этим мастерством.

Для начала неплохо было бы научиться не сбрасывать сразу все дыхание на первых звуках фразы, а распределить его до конца, постепенно подавая ровным потоком, что обеспечивает и ровный звук. На занятиях театральной студии обучающиеся выполняют упражнения для тренировки длинного речевого выдоха. На уроках музыки дети тренируют длинный певческий выдох распевками.

Умение расходовать дыхание так, чтобы оно все без остатка превращалось в звук, определяет мастерство владения актёрским речевым и певческим выдохом.

5. Артикуляция и дикция

Любое слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть чётким и ясным по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.

Необходима хорошая дикция, то есть чёткое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.

Артикуляционный аппарат — это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав — артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Надо помнить, что ротовая полость — это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от "архитектуры" которого зависит качество звука.

Первое условие работы артикуляционного аппарата — естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Конечно, очень просто сказать: "снятие зажатий", — но ведь их надо сначала обнаружить и только после длительной работы перед зеркалом и с постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В этой работе помогут простейшие упражнения, которые активно используются на занятиях театральной студии и уроках музыки.

Активная естественность или активная свобода — это нормальная жизненная манера произношения звуков, активизированная с расчётом "на последний ряд зрительного зала". Активизация не должна создавать новых зажатий. Она возникает через удобство, естественность и свободу. Даже Карузо говорил: "Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью". Эта фраза говорит о том, как ценил большой мастер гармонию и естество в процессе творчества. Зеркало — большой помощник в работе над приобретением этой гармонии и естества, так как многие зажатия отражаются не только в звуке, но и на лице поющего и говорящего.

В чём различие между певческим голосом и речью? В пении пользуются всем имеющимся диапазоном голоса, а в речи только частью его. Независимо от голоса (тенор, бас, баритон, сопрано, меццо), говорящий человек пользуется средним отрезком своего голоса, так как здесь говорить голосу удобнее, он не устает.

Певческий голос отличается от разговорного не только диапазоном и силой, но и тембром, то есть более богатой окраской голоса. Певческая дикция зависит от формирования гласных, а в обычной речи произношение гласных и согласных почти равно по времени и речевая дикция зависит целиком от четкого произношения согласных.

При певческом голосообразовании работа артикуляционного аппарата активизируется во много раз. Согласные в пении и в речи формируются почти одинаково, но в пении произносятся чётче и легче. Произнесение певческих гласных отличается от речевых. В пении при максимально спокойной свободной глотке, ротовая полость формирует гласные, что увеличивает значение четкой работы ротовой полости и её роль в вокальной дикции. В речи глотка резко меняет объём и форму при смене гласных.

Великие учителя вокала всегда обращали внимание на то, что гласные — "носители" вокального звука, они занимают почти всю длительность интонируемого звука. Согласные максимально укорачиваются, произносятся предельно четко и ясно. В этом кроется один из секретов кантилены. Гласные являются как бы оболочкой, в которую облекается певческий звук, поэтому воспитание певческого голоса начинается с работы над формированием вокальных гласных. На этих звуках вырабатываются все основные вокальные качества голоса. От правильного формирования вокальных гласных зависит художественная ценность певческого голоса. Не случайно занятия театральной студии и вокально-хоровые части уроков музыки начинаются с артикуляционной разминки.

Начинающему педагогу нужно помнить:

  • В работе с артикуляционным аппаратом важна тренировка, сознательный контроль, внимание.
  • Очень важна работа с зеркалом.
  • В работе над "активной свободой" надо быть к себе очень требовательным, чтобы не пропустить никаких зажатий типа "кривого рта", "бровей домиком" или "вытаращенные глаза".
  • При тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные повторы неудобных движений до ощущения комфорта. Не надо бояться усталости мышц, но надо избегать новых зажатий.
  • Очень важно и полезно слушать записи хороших исполнителей, так как слуховое восприятие улучшает осознание мышечных ощущений.

ДИКЦИЯ является средством донесения текстового содержания до слушателей, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытия музыкального образа.

В понятие дикции входят: культура, орфоэпия и логика речи.

КУЛЬТУРА предполагает знание и соблюдение логики речи, правил орфоэпии, соблюдение правильных ударений в словах.

ОРФОЭПИЯ — это единообразное, присущее литературному языку произношение, правильная речь.

Орфоэпия певческая отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованны.

ЛОГИКА РЕЧИ. Необходимо выделять главные несущие основную смысловую нагрузку, а потому ударные, а также второстепенные слова в речи и пении. Донести смысл каждой фразы.

Сначала рождается мысль, а потом слово и звук голоса. Интонацию можно определить как смысловой посыл звучащего слова. Прежде чем зазвучит речь или песня, необходимо усвоить смысл, понять передаваемые чувства, а затем найти интонацию. Неправильные смысловые акценты искажают содержание речи и песни.

Гениальный режиссер К. С. Станиславский, работая в оперном театре, говорил: " Пойте мысль!" Подчеркивая тем самым необходимость "протянуть" мысль от начала фразы к ее логической вершине.

КАЧЕСТВО ДИКЦИИ. Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. И наоборот, вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции.

Рот поющего должен быть свободен, эстетичен, это зависит от челюстей, языка, губ. Певческое, красивое открывание рта помогает правильному положению языка, глотки, гортани и должной "установки" всего голосового аппарата. Зажатая нижняя челюсть мешает открывать рот, и через подъязычную кость это зажатие подтягивает вверх гортань, что может явиться причиной горлового пения. Зажатая челюсть может быть причиной перенапряжения языка, а он — главный артикулятор гласных. Положение языка — изменяет форму ротового резонатора и существенно влияет на тембр голоса. Нижняя челюсть должна быть свободна, не зажата, пассивна. Будучи пассивной, она все же не должна сильно откидываться вниз, бить по гортани. Она должна удерживаться мышцами щек и углами губ, самими губами, активно произносящими согласные.

Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра. "Губы должны лежать на зубах", — так говорил М.Гарсиа.

Мягкое небо играет исключительно важную роль в голосообразовании, его положение существенно влияет на резонаторные свойства ротоглоточного канала, форму ротоглоточного рупора. Исследователи указывают на его связь с гортанью и носоглоткой, что влияет на окраску звука. По этим причинам мягкое небо должно быть в пении постоянно в активном состоянии. Воздействуя в нужном направлении на подчинённые нашему сознанию артикуляционные органы, мы можем существенно влиять на весь голосовой аппарат.

К.С.Станиславский воспринимал искусство речи, как искусство не менее сложное, чем искусство пения. Он часто говорил: "Хорошо сказанное слово — уже пение, а хорошо спетая фраза — уже речь".

РАЗДЕЛ 2

1. Постановка голоса

Постановка голоса — это выработка правильных голосовых, речевых, певческих навыков, развитие и тренинг голоса для профессиональной работы.

Поставленный голос отличается звучностью, красотой звучания, богатством тембровой окраски, широтой диапазона, дыхания; четкостью произношения слов, чистотой интонации, малой утомляемостью. Способность певца управлять голосом равносильна умению художника пользоваться своей палитрой.

При постановке голоса работа мышц становится очень тонко дифференцированной, то есть расчлененной и упорядоченной. Образуются, вырабатываются нужные связи, рефлексы; ненужные — тормозятся, лишние движения и напряжения исчезают; формируются стойкие речевые и вокальные навыки, в результате которых голос должен звучать энергично, чисто, свободно. Человек, работающий над постановкой голоса, должен выработать острое внимание к своим мышечным ощущениям и знать, к какой группе мышц это внимание должно быть в первую очередь направлено.

"Человек, умеющий петь, знает наперёд, т.е. ранее момента образования звука, как ему поставить все мышцы, управляющие голосом, чтобы произвести определённый и заранее назначенный музыкальный тон", — писал И. М. Сеченов.

Методы постановки голоса могут быть разные, но все они опираются на общие принципы и этапы в работе: развитие и совершенствование дыхания; приобретение понятий и навыков в использовании резонаторов, позиции (зевка), атаки звука; овладение техническими вокальными приёмами; работа с артикуляционным аппаратом.

Когда каждый орган работает в свойственной ему области, не мешая работе других органов, то голос как бы питает все части исполнения и соединяет различные детали речи или мелодии в один полный и непрерывный ансамбль. Если же наоборот, один из механизмов выполняет свои функции плохо: если грудь толкает или бросает дыхание, если голосовая щель работает недостаточно твердо и точно, то голос прерывается и слабеет после каждого слога. Контроль над координацией всех сложных процессов при постановке голоса осуществляется мышечными, резонаторными ощущениями и слухом. Поэтому так важно научиться быть внимательным. Надо слушать себя и ухом, и всем телом.

Начальный этап обучения не терпит суеты и спешки. Воспринять, понять требования, координацию всех процессов должен весь организм, а не только сознание и воля, хотя от этих качеств зависит очень много.

Человеческий голос — "живой музыкальный инструмент" во много раз сложнее, чем скрипка или фортепиано, хрупок, капризен и подчиняется не только музыкальным, но ещё и физиологическим законам. Для того чтобы "играть" на нём, нужно знать хотя бы основные его "технические" свойства".

Учёными экспериментально доказано, что физиологической основой так называемого вокального слуха является взаимодействие самых различных систем организма (слуха, мышечного чувства, вибрационной чувствительности, зрения и др.). Вывод звучит даже несколько парадоксально: вокальный слух — это не только слух.

Человек сам себя не слышит, вернее, слышит не так, как окружающие. Звук собственного голоса достигает наших ушей не только извне, но действует на слуховой орган и изнутри. И поэтому человек воспринимает тембр своего голоса иначе, чем окружающие. Именно этим певец отличается от других исполнителей (скрипачи, пианисты, виолончелисты), которые оценивают звучание своего инструмента с позиций "постороннего слушателя". Необходимо учитывать, что одновременно со звуком собственного голоса наша нервная система воспринимает огромное количество сигналов (или раздражителей) от самых различных органов чувств.

"Ансамбль" этих ощущений имеет большое положительное значение, так как только при условии одновременного (скоординированного, одномоментного) восприятия сигналов от различных органов чувств и образования на этой основе условных рефлексов и обеспечивается для певца возможность овладения собственным голосом.

Возможность внешнего контроля голоса — это слушание магнитофонной записи, что помогает скоординировать слуховые и внутренние ощущения.

Можно сказать, что вокальный слух — это способность интерпретировать работу органов голосообразования на основе слухового восприятия. В известной мере этой способностью обладает любой, даже самый неискушенный слушатель. Свидетельством этому являются термины, которыми мы характеризуем недостатки голоса, или его достоинства: тяжёлый, лёгкий, горловой, грудной, головной, утробный, глубокий, близкий, светлый, яркий, полётный, надсадный и тому подобное.

Интересное явление открыл биофизик П. П. Лазарев в 1905 г.: на свету звуки кажутся человеку более сильными, чем в темноте. Таким образом, была доказана взаимосвязанность слуха и зрения. Поэтому филармонические залы во время концертов должны быть хорошо освещены. Кстати, качество голоса мы часто оцениваем в зрительных категориях: солнечный, блестящий, яркий, сильный, темный, тусклый, плоский, матовый, круглый, узкий. Известны "цветовые" восприятия музыки у Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, когда зрительные впечатления придают слуховым ярко выраженный эмоциональный характер: композитор пишет не то, что слышит, но и то, что видит.

Вокальный слух — это способность не только слышать, но и "видеть", зрительно представлять себе работу органов голосообразования. В этой работе, конечно, помогает внимание, способность слушать свои ощущения и представлять эти процессы, то есть видеть "внутренним взором". Большую помощь оказывает контроль за собственным телом с помощью зеркала.

В работе над голосом важна регулярность занятий и физическое состояние голосового аппарата поющего, да и всего организма в целом.

2. Дыхательные и артикуляционные упражнения на занятиях театральной студии и уроках музыки

Дыхательные и артикуляционные упражнения имеют большую практическую ценность. Задачей образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся является забота о здоровье детей и профилактика заболеваний. Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По сло­вам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». Работая с детьми, постоянно проживающими в районах Крайнего Севера, считаю необходимым использование лечебной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, как элемента здоровьесберегающей технологии. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой является одной из наиболее популярных методик оздоровления организма. Её особенностью и важным преимуществом является использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы — диафрагмы. В гимнастике используются динамические дыхательные упражнения, сопровождающиеся движениями рук, туловища и ног. Они всегда соответствуют определенным фазам дыхания, становясь условным раздражителем, который вызывает соответствующие изменения в характере дыхания. В рамках изучения курса «Актёрская грамота» студийцы, не имеющие медицинских отводов, занимаются по данной методике с целью оздоровления своего организма. При условии регулярного и правильного выполнения освоенных на занятиях дыхательных упражнений, студийцы меньше болеют, снижается количество пропусков уроков из-за ОРЗ (ОРВИ). С 2010 года применяю элементы дыхательной гимнастики А. Стрельниковой на уроках музыки.

Артикуляционные упражнения являются важной частью как театральных занятий, так и уроков музыки. Современные ИКТ-технологии позволяют сделать такие разминки более наглядными (использовать мультимедийные презентации).

Упражнения для артикуляционного аппарата проводятся перед зеркалом, т.е. дети должны иметь зеркало с собой на уроке (занятии), что обеспечит их правильное выполнение.

ПРИМЕР артикуляционной разминки перед зеркалом.

1. Рассмотрим анатомию своего рта. Взгляните в зеркало. Лицо спокойное. Обратите внимание на естественную форму губ. Теперь попробуйте их активизировать: пошлепать губами, собрать их в трубочку, поднять верхнюю губу, открыть верхние зубы. Откройте рот. Посмотрите, какая у него красивая форма, как спокойно в нижней челюсти лежит язык. У корня языка рассмотрите свод, маленький язычок, попробуйте его подобрать, освободив глотку. Попробуйте зевнуть, почувствовать мягкое небо, ведь от верхних зубов идет твердое небо, а затем мягкое, подвижное небо и маленький язычок.

2. Для активизации языка. Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.

3. Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. (В этом вам поможет воображение). Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе "высокое небо" и объемный рот. Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.

4. "Внутренним взглядом" осмотрите полость рта, естественное положение языка, который спокойно лежит в нижней челюсти, его кончик касается внутренней поверхности нижних зубов у самого их корня. Наверху — "высокое небо". Корень языка спокоен, опущен, поэтому гортань спокойная, свободная. "Послушайте" и запомните эти ощущения.

5. Чтобы освободить язык и гортань выполните такое задание: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как "выброс" воздуха со звуком "ФУ" (щеки "опадают"). А чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г.

6. Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щеки, сбросьте воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. Энергично произнесите: П-Б, П-Б, П-Б.

7. Это упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость.

8. Челюсти не должны быть зажаты. Постучите мелко, дробно передними зубами, как в ознобе. Чтобы случайно не возникли новые зажатия, пока вы старательно выполняете эти разные действия, контролируйте себя с помощью зеркала. Ваше лицо (лоб, брови, глаза) должно быть спокойно, без гримас страдания, напряжения и старания.

9. Возьмите любое стихотворение или отрывок в прозе, которые Вы знаете наизусть. Прочитайте его для себя перед зеркалом. Проследите за своим лицом, ртом, глазами во время чтения. Послушайте звучание своего голоса. Критерий оценки — эстетическое восприятие, естественность, гармония во всех проявлениях, комфортность физического и психологического состояния.

Очень часто для начинающих работа перед зеркалом — это настоящее испытание, так как интуитивно у многих есть осознание своей неподготовленности, возможно даже неполноценности. Очень важно справиться с этим комплексом. Перед разучиванием музыкального произведения обязательно нужно несколько раз прочитать словесный текст, лучше перед зеркалом. Существует правило: перед произнесением любой фразы, звука обязательно берите дыхание и направляйте его к корням верхних зубов, в твердое небо. С того момента, как вы занялись постановкой голоса, все звуки должны быть на дыхании и в позиции, причем это условие для всей жизни, даже для бытовой речи.

3. Вокально-хоровые упражнения на уроках музыки

Большое место в системе хоровой работы с детьми занимают вокально-хоровые упражнения. Основная цель упражнений заключается в выработке специальных певческих навыков, которые помогают учащимся в передаче художественного образа песни, содержания хорового произведения. Вместе с тем планомерное и целенаправленное применение упражнений весьма способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости.

Пение упражнений перед началом разучивания и исполнения хоровых произведений служит своеобразной настройкой голоса, помогает привести его в рабочее состояние. Опыт показывает, что применение в течение ряда лет одних и тех же упражнений в различных комбинациях друг с другом приводит к устойчивым, хорошо сформированным вокально-хоровым навыкам.

Материал для хоровых упражнений можно, хотя и несколько условно, разделить на две основные категории. К первой относятся те упражнения, которые применяются вне связи с разучиванием конкретного произведения. Эти упражнения чаще всего используются в начале занятия в качестве распевания и помогают решить следующие задачи:

-развивать певческое дыхание, напевное звучание детских голосов;

-развивать дикцию и ясную артикуляцию в упражнениях медленного и быстрого темпа;

-расширять диапазон голоса детей;

-формировать навык слаженного пения (ансамбль);

-добиваться кантиленного звучания, унисона;

-работать над динамикой детских голосов с опорным дыханием.

Вторая категория упражнений связана с конкретным хоровым произведением и направлена на преодоление в нём вполне определённой трудности. Понятно, что упражнения второго рода обладают значительно более узкой направленностью и не могут быть систематизированы с достаточной чёткостью и последовательностью.

Применяя в хоровом обучении те или иные упражнения, важно обращать особое внимание на воспитание у учащихся сознательного отношения к ним. Необходимым условием действенности упражнений является последовательное усложнение учебных задач, которые требуют от ребят определённых усилий. Последовательность в усложнении упражнений, безусловно, сказывается на сохранении интереса и внимания учащихся к занятиям, а также настойчивости в преодолении вокально-хоровых трудностей.

Диапазон распевок и других вокальных упражнений вначале очень ограничен – он равен большой терции или кварте. И только постепенно, по мере укрепления и развития голосовых связок и гортани, диапазон несколько расширяется. Многократный повтор вокально-хоровых упражнений немыслим без варьирования, без установки новых задач. Дети привыкают к методическим приёмам, которые часто используются на уроках. Однообразие распевок противоречит основам современного хороведения. Для того чтобы распевание не выглядело как самоцель, я для себя уясняю прежде всего следующее:

-соблюдение основ хороведения в вокальных упражнениях;

-выбор вида упражнения;

-взаимосвязь упражнения с разучиваемой песней;

-задачи по развитию голоса и слуха в упражнениях, не связанных с разучиванием песни.

Моя творческая работа при этом заключается в том, чтобы правильно подобрать вокальные упражнения, постоянно следить за всеми изменениями в детском голосе. Отсюда исходит выбор диапазона, тесситуры, темпа, характера звуковедения. Здесь всегда можно внести элемент новизны.

В качестве упражнений можно использовать несложные попевки, прибаутки, музыкальный материал из разучиваемого репертуара, мелодии из произведений, предназначенных для слушания. Все упражнения должны включаться в урок с учётом принципов последовательности,

систематичности и доступности.

Чтобы просьба повторять распевания не показалось младшеклассникам утомительной, я разнообразила этот вид работы, предлагая исполнение упражнений в разных вариантах:

Приём «эхо»

Сначала весь класс поёт распевку относительно громким звуком, а затем повторяет его же в тихой динамике. Таким образом исполняется ряд одинаковых распевок по хроматической гамме.

Приём «перекличка»

Класс делится на две группы. Сначала распевку исполняет одна группа, затем её же повторяет вторая. В переходе на исполнение упражнения с другого звука последовательность исполнителей меняется: сначала распевку поёт вторая группа, а затем её повторяет первая.

По мере освоения простейших распевок следует постепенно разучивать новые, которые строятся в более широком диапазоне. Распевания можно исполнять как на различные открытые слоги-«лё», «ля», «ма», «ми» и т.д., так и со словами. Роль распевок с текстом успешно выполняют фольклорные потешки и попевки. Они обычно невелики по объёму, имеют забавное содержание, легко запоминаются и затем воспроизводятся школьниками. Приведу перечень народных потешек и несложных песен, мелодии которых построены в диапазонах на разных певческих интервалах:

Прима — « Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки», «Дон-дон», «Сорока-сорока».

Секунда – « Уж как шла лиса по травке» (одна-две первые фразы).

Терция– « Ходит зайка по саду», «У кота – воркота».

Кварта– « Куры, гуси да индюшки», «Скок-скок-поскок», «Савка и Гришка» (запев песни).

Квинта– « Пойду ль я, выйду ль я да»(первая фраза), «Во поле береза стояла»(первая фраза), «Со вьюном я хожу»(первая фраза).

Для распевания в квинтовом диапазоне можно также использовать начальные фразы известных авторских песен – М.Красева «Ёлочка». В.Калинникова « Тень-тень», вокализированные пьесы Э.Грига «Утро».

Кроме того, в своей практике я использую ряд популярных распеваний, также приемлемых при работе в школе: «Родина моя» (нисходящий мажорный звукоряд в объёме квинты), «Утром я встаю, песенку пою» (мажорный звукоряд в объёме квинты сначала вверх, затем вниз), «Милая мама» (четырёхкратное повторение одной фразы в секвенции от четырех нисходящих звуков-соль, фа, ми, ре с переходом в тонику до).

Диапазон распевок в начальной школе вполне можно ограничить квинтовыми ходами. Если учесть, что распевание неоднократно повторяется от разных звуков, то обычно рабочий диапазон классного хора достигает в течении учебного года нужного размера, позволяющего впоследствии исполнить гамму до мажор. Нередко я предпочитаю проводить музыкальные распевания. Когда дети не сидят, а стоят возле своих мест. Это дает возможность учащимся менять свои позы во время занятий, снимая нагрузку с одних мышц и перенося её на группу других, что способствует снятию усталости на уроке.

При достижении некоторых результатов в исполнении попевок, можно перейти к более сложному виду музыкальной деятельности — разучиванию и исполнению песен.

Вокально-хоровая работа над песней.

От природы каждый ребёнок имеет музыкальные задатки. Всё дело в том, чтобы их вовремя развивать, возбудить желание и потребность. Поэтому при выборе и работе над песней я использую следующий план:

  • Художественная ценность и педагогическая целесообразность песни.
  • Соответствие песенного репертуара возрастным, физиологическим, психологическим, общекультурным и музыкальным возможностям детей конкретного класса.
  • Место песни в системе уроков четверти, в конкретном уроке.
  • Круг вопросов по включению по включению песни в урок и ее художественно-педагогическому анализу.
  • Первое представление о песне и процесс её разучивания:
  • — интонационно-образные особенности песни (выявление главных смысловых интонаций стихотворного текста и музыки);

    — распевание на отдельных интонациях без слов и с текстом;

    — учёт характера, жанровой основы интонаций, их соответствие образному содержанию;

    — динамические, ритмические, ладовые, темповые особенности интонаций, их соотнесение с образным строем песни;

    — характер движения мелодии и сопровождения;

    — интонационно-драматургическое развитие песни;

    — углубленное интонационно-образное восприятие песни путём использования наиболее ярких средств выразительности с помощью пластического интонирования, игры на музыкальных инструментах, игровых моментах.

    Работа над песнями и упражнениями в разных возрастных группах имеет общие черты. Так, освоение песни включает: ознакомление, собственно разучивание, закрепление, исполнение.

    Разучиванию песни предшествует вступительное слово учителя, показ песни и беседа с учащимися. Их цель — создать соответствующий эмоциональный настрой, активизировать воображение школьников. В ходе беседы определяется характер песни, наиболее яркие выразительные средства, которые использовал композитор для создания музыкального образа.

    Разучивание песенного репертуара я всегда осуществляю по фрагментам (чаще — это фразы). Иногда разучивание начинаю не с начала, а с наиболее запоминающейся — лёгкой или, наоборот, с более трудной части, в умеренном темпе и умеренной динамике, а также при звуковедении легато (что помогает лучшему впеванию и осмыслению мелодической линии). В процессе разучивания песни большое внимание уделяю не только усвоению мелодии, но и осмыслению текста как важного средства создания музыкального образа. Текст осваивается в большинстве случаев одновременно с мелодией. Непонятные или трудные слова объясняю ученикам до исполнения, при необходимости записываю их на доске. В процессе работы выявляю логические вершины в тексте, провожу работу над его ясным и чётким произношением. Основа пения-гласные звуки. На них воспитываются все вокальные качества голоса. От правильного образования гласных зависит красота тембра. У детей младшего школьного возраста тембр неровный. В основном это происходит из-за «пестроты» гласных. Чтобы они звучали ровно, дети должны постоянно стремиться сохранять высокое звучание (позицию) на всех звуках певческого диапазона. Для этого использую попевки, упражнения на гласные у, ю, а также песни с нисходящим движением мелодии (например, русская народная песня «Во поле берёза стояла»). Большое внимание в вокальном воспитании уделяется гласному звуку о. Пение упражнений и мелодий на гласные о, ё помогает выработать округлый красивый звук. Специального округления требуют звуки и (его приближают к звуку ы), а (приближают к звуку о), е (приближают к звуку э). Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ (например, песня М.Ройтерштейна «Доброй ночи»- в её тексте встречаются все гласные, требующие округления).

    Если гласные являются основой пения и их необходимо тянуть, то согласные произносятся легко, чётко, ясно и энергично. При исполнении их следует обратить внимание учащихся на необходимость утрированного произношения некоторых согласных, и в первую очередь р. В развитии правильной дикции необходимо приучить детей ясно произносить согласные в конце слов. Можно даже показать ребятам, что получится, если петь песню, пропуская согласные. Внимание учащихся обращается на то, что в словах следует переносить согласные к следующему слогу или слову. Например, «то-птоп», вместо «топ-топ» или «гро-мко» вместо «гром-ко».

    На конкретных примерах школьники должны узнать важные правила:

    — о необходимости раздельного пения одинаковых или двух разных гласных, встречающихся в одном слове или в конце одного и в начале другого слова (например, в русской народной песне « А я по лугу» нельзя соединять а и я);

    -о произнесении слов в пении в соответствии с общепринятыми правилами орфоэпии (например, произносить «серенькый», а не «серенький», «улыбнулас», а не «улыбнулась», «веселимса», а не «веселимся» и т.д.)

    Совместное и согласованное исполнение произведения, т.е. ансамбль, достигается нелегко. Навыки такого исполнения развиваются на практике. Для достижения ансамбля необходимо работать над всеми его составляющими: интонационной слаженностью, единообразием манеры звукообразования, ритмической и темповой слитностью, динамическим единством в партии, одновременным началом и окончанием пения произведения в целом и отдельных его частей (куплета, фразы). При работе над ансамблем надо развивать у ребят чувство ответственности, навыки самоконтроля, умение анализировать качество пения, умение слышать себя и класс. Работая над ритмическим ансамблем, я использую движения, детские музыкальные инструменты: прохлопать ритмический рисунок, исполнить ритмическое сопровождение к пению своих товарищей на простейших музыкальных инструментах. Динамический ансамбль зависит от понимания учащимися образного содержания произведения и стремления передать свое отношение в исполнении. Тембровый ансамбль достигается в процессе работы над единой манерой звукообразования.

    В младшем школьном возрасте начинают формироваться все основные певческие понятия и умения, которые в дальнейшем развиваются. Специфика вокально-хоровой работы диктуется в первую очередь именно этим обстоятельством. Другой её особенностью является учёт физических и психических свойств детей начальной школы.

    Важно чтобы музыкальный материал дети воспринимали с интересом. Ученикам интересно то, что непросто. И они должны знать, что, воспринимая, слушая что-то, они преодолевают различные трудности, хотя совсем не обязательно, чтобы материал был действительно сложным. Положительная эмоциональная реакция весьма влияет на полноценность восприятия музыки и на её воспроизведение. Поэтому полезно приободрить учеников, развеселить, заинтересовать «невероятной», сказочной ситуацией, интригующим сюжетом, поощрить.

    Опора на опыт учеников, их знания, память — важнейшее условие успешного обучения. Воспитание наблюдательности помогает накоплению музыкально-слуховых представлений, развивает творческое воображение.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Современная жизнь предъявляет к людям публичных профессий высокие требования, среди которых самое важное – красивый и уверенный голос.

    Многие люди обязаны своим успехом именно голосу. Так же как и о внешнем виде, люди судят о голосе политического деятеля в течение первых нескольких секунд. Неважно, известный вы человек или нет. Несмотря на запоминающуюся внешность некоторых известных людей, вспоминая их, мы в первую очередь вспоминаем именно голос.

    Человеческий голос — могущественный инструмент. Всегда следует помнить, что Ваши слушатели ожидают, и вполне заслуживают услышать приятный голос.

    Сознание того, что у Вас хороший голос, придаст Вам силу, уверенность, и даст возможность легко раскрывать перед собой новые перспективы жизненного успеха. Именно поэтому обучающиеся с удовольствием занимаются по программе постановки речевого и певческого голоса на занятиях театральной студии и уроках музыки. А я, как педагог дополнительного образования, с удовольствием делюсь с накопленным опытом с коллегами, например на страницах СМИ «ЗАВУЧ. ИНФО».

    СПИСОК использованной литературы:

  • К. С. Станиславский "Работа актера над собой"; М., Гос. изд-во "Худож. лит.", 1938.
  • А. П. Иванов "Об искусстве пения",М., 1963.
  • Н. П. Вербовская, О.М. Головина, В.В. Урнова "Искусство речи",М. Из-во "Советская Россия",1964..
  • Л. Дмитриев "Основы вокальной методики",Москва: Музыка, 2007.
  • Ж. Дюпре "Искусство пения",Из-во "Музгиз", М. 1955 .
  • А. М. Егоров "Гигиена голоса и его физиологические основы", М., 1982.
  • Ф. Ф. Заседателев. "Научные основы постановки голоса"М., 1926.
  • В. С. Кантарович "Гигиена голоса",М.1955 .
  • И. Кочнева, А. Яковлева "Вокальный словарь"(2-е издание), Издательство: Л.: Музыка, 1988.
  • В. П. Морозов "Тайны вокальной речи", Издательство: Наука, 1967.
  • М. Чехов "О технике актера",М.: ВТО, 1958 .
  • О. Чишко "Певческий голос и его свойства",М., 1987 .
  • С. П. Юдин "Формирование голоса певца",Из-во "Музгиз", М.1962 .
  • Р. Юссон "Певческий голос",М.: Музыка, 1974 .
  • СПИСОК использованных МЕДИА-ресурсов:

    1. База знаний Allbest: работа «Вокально-хоровое воспитание младших школьников на уроках музыки» Автор: Стольникова А. А., http://knowledge.allbest.ru

    2. «Звучание вашего голоса»: электронная версия книги М. Светова . http://www.energonics.global-project.ru

    3. Социальная сеть работников образования: Наш портал: работа «Вокально-хоровая работа на уроках музыки в начальной школе» Автор: Шкуренко Л. С. http://nsportal.ru

    Файлы: курсовая 2012.zip
    Размер файла: 310006 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология