Автор конспекта:
Автор(ы): — Казанцева Мария Владимировна

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ № 110″, учитель математики и информатики

Регион: — Алтайский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

создание условий для формирования представлений о способах визуализации числовых данных, отработки навыков применения этих способов при решении конкретных задач.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/Н. Д. Угринович.-М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Краткое описание: — Учащиеся на данном уроке знакомятся с понятием диаграммы, графика, их видами. Рассматривают основные типы диаграмм и этапы построения диаграмм и графиков. Практическая работа. Построение диаграмм и графиков.

Урок информатики 9 класс.

Тема:Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.

Цель урока: создание условий для формирования представлений о способах визуализации числовых данных, отработки навыков применения этих способов при решении конкретных задач.

Задачи урока:

образовательная

· знакомство учащихся с основными приемами построения графиков и диаграмм в электронных таблицах;

развивающая

· формирование у учащихся логического мышления;

· развитие познавательного интереса к предмету;

· развитие умения оперировать ранее полученными знаниями;

· развитие умения планировать свою деятельность;

воспитательная

· воспитание умения самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы.

Основные методы, применяемые на уроке:словесные, практические, наглядные, логические, самостоятельной работы, стимулирования и мотивации учебной деятельности, контроля, самоконтроля и самооценки.

Оборудование урока:

· персональные компьютеры

· мультимедийный проектор,

· программное обеспечение (OpenOffice. org);

Тип урока:урок изучения нового материала.

План урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Изучение нового материала

4. Закрепление изученного материала

5. Подведение итогов.

6. Информация о домашнем задании

Ход урока:

1. Организационный момент

На предыдущих занятиях мы познакомились с понятием электронной таблицы, ее основными элементами, научились производить различные вычисления. Но изучение данной темы на этом не заканчивается. Прежде чем приступить к изучению новой темы, необходимо выполнить тест по предыдущему материалу.

2. Актуализация знаний

Дети рассаживаются за компьютеры для выполнения теста по теме «Электронные таблицы».Тест. (файл Тест ЭТ.html)

3. Изучение нового материал

(презентация КазанцеваМВ.ppt)

Сегодня на уроке мы познакомимся с возможностью визуального отображения данных, хранящихся в электронных таблицах, представлять графически с помощью диаграмм и графиков.

Значение диаграмм как графической формы представления числовых данных трудно переоценить. Они не только улучшают наглядность излагаемого материала, но и позволяют отобразить соотношение различных значений или динамику изменения показателей.

Слайд 1

Диаграмма(график)— это наглядное графическое представление числовых данных.

Различные типы диаграмм позволяют представлять данные в различных формах. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.

Для наглядного сравнения различных величин используются линейчатые диаграммы, в которых высота столбца пропорциональна значению величины. Линейчатые диаграммы могут быть плоскими или объемными, причем столбцы могут быть расположены как вертикально (гистограмма), так и горизонтально. Например, с помощью линейчатой диаграммы можно наглядно представить данные о численности населения различных стран мира.

Для отображения величин частей некоторого целого применяется круговая диаграмма, в которой площадь кругового сектора пропорциональна величине части. Круговые диаграммы могут быть плоскими или объемными, причем сектора могут быть раздвинуты (разрезанная круговая диаграмма). Например, круговая диаграмма позволяет наглядно показать долю стоимости отдельных устройств компьютера в его общей стоимости.

Для построения графиков функций и отображения изменения величин в зависимости от времени используются диаграммы типа график. На плоских графиках маркерами отображаются значения числовой величины, которые соединяются между собой плавными линиями. Объемные графики представляют изменение величины с помощью цветной трехмерной фигуры.

Так же для графического представления данных используют другие типы диаграмм: области, диаграмма XY, сетчатая, биржевая, столбцы и линии.

Диаграммы в электронных таблицах строятся с помощьюМастера диаграмм.

Для того чтобы вызвать Мастер диаграмм, необходимо

· выделить любую ячейку таблицы, содержащую исходные данные диаграммы, которую необходимо построить.

· В меню Вставка нужно выбрать команду Диаграмма или нажать на кнопку Мастер диаграмм на Панели инструментов Стандартная.

Рассмотрим этапы построения диаграмм в электронных таблицах.

Шаг 1: выбрать тип диаграммы;

Шаг 2:при необходимости внести изменения в диапазон данных , задать построение данных в строках или столбцах — изменения также сразу же появляются на создаваемой диаграмме;

Шаг 3: настроить диапазон данных для каждого ряда данных, добавить или удалить ряды;

Шаг 4:задать элементы диаграммы: заголовки, параметры сетки, расположение легенды.

Результатом будет диаграмма.

Рассмотрим основные элементы диаграммы.

При создании диаграмм в электронных таблицах прежде всего необходимо выделить диапазон ячеек, содержащий исходные данные для ее построения. Диаграммы связаны с исходными данными на рабочем листе и обновляются при обновлении данных на рабочем листе

Выделенный диапазон исходных данных заключает в себя ряды данных и категории.

Ряды данных– множество значений, которые необходимо отобразить на диаграмме. На линейчатой диаграмме значения ряда данных отображаются с помощью столбцов, на круговой – с помощью сектjров, на графике – точками, имеющими заданные координаты Y.

Категории задают положение значений ряда данных на диаграмме. На линейчатой диаграмме категории являются подписями под столбцами, на круговой – названиями секторов, на графике – обозначениями делений на оси Х.

Диаграммы могут располагаться как на отдельных листах, так и на листе с данными.

Область диаграммы – содержит обязательную область построения диаграммы, название осей, заголовок диаграммы, легенду.

Внешний вид диаграммы можно настраивать. С помощью мыши можно изменять размеры области диаграммы, а также перемещать ее по листу.

Область построения диаграммы – основной объект в области диаграммы, в ней производится графическое отображение данных. В линейчатых диаграммах можно изменять цвет столбцов, в круговых – цвет секторов, в графиках форму, размер и цвет маркеров и соединяющих их линий.

Линейчатые диаграммы и графики содержат ось категорий (ось Х) и ось значений (осьY), формат которых можно изменять.

Важным параметром осей является шкала, которая определяет минимальное и максимальное значение шкалы, а также цену основных и промежуточных делений. Рядом с делениями шкалы по оси категорий размещаются названия категорий, а рядом с делениями шкалы по оси значений – значения ряда данных. В круговых диаграммах названия категорий и значения ряда данных отображаются рядом с секторами диаграммы.

Для более точного определения величины столбцов линейчатой диаграммы и положений маркеров графика можно использовать горизонтальные и вертикальные линии сетки.

Название диаграммы и название осей можно перемещать и изменять их размеры, а также можно изменять тип шрифта, его размер и цвет.

Легенда содержит название категорий и показывает используемый для их отображения цвет столбцов в линейчатых диаграммах, цвет секторов в круговых диаграммах, форму и цвет маркеров и линий на графиках. Легенду можно перемещать и изменять ее размеры, тип используемого шрифта, его размер и цвет.

4. Закрепление изученного материала

Сейчас, ребята давайте с вами перейдем за компьютеры. Займите свои рабочие места Не забывайте соблюдать правила техники безопасности во время работы за компьютерами.

Практическая работа по информатике.

Тема: Создание диаграмм и графиков функций в электронных таблицах

Цель работы:научиться создавать диаграммы и графики функций на основе табличных данных в сиcтеме электронных таблиц.

Задание 1. В электронных таблицах построить на листе с данными линейчатую диаграмму с вертикальными столбцами (гистограмму) с легендой, позволяющую сравнить численность населения в семи наиболее населенных странах мира.

Страна

Население, млн

Китай

1339

Индия

1187

США

310

Индонезия

237

Бразилия

193

Пакистан

170

Бангладеш

164

Нигерия

158

Россия

142

Задание 2.

В электронных таблицах построить круговую диаграмму без легенды, представляющую наглядно представить долю стоимости каждого устройства в общей стоимости компьютера.

Устройство

Стоимость, руб

Системная плата

3600

Процессор

3500

Оперативная память

1800

Жесткий диск

4000

Монитор

5500

Дисковод DVD-RW

900

Корпус

1400

Клавиатура

650

Мышь

350

Видеокарта

2700

Задание 3.

В электронных таблицах построить на листе с данными графики квадратичной функции

и функции квадратного корня

с легендой.

5. Подведение итогов

Подведем итоги урока. Все вы сегодня поработали хорошо, справились с заданиями: научились строить диаграммы . Так же на уроке мы увидели, как и где можно применять электронные таблицы.

Опрос

  • Что такое диаграмма?
  • Назовите основные типы диаграмм?
  • Назовите основные объекты диаграмм?
  • Какие шаги выполняет Мастер для построения диаграммы?

6. Домашнее задание

§3.3 стр.93 — 97, ответить на вопросы в конце параграфа.

Я благодарю вас за урок. Спасибо.

Файлы: методическая разработка по информатике.doc
Размер файла: 89600 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология