Автор конспекта:
Автор(ы): — Демидова Светлана Александровна

Место работы, должность: — МОУ гимназия №77, учитель математики

Регион: — Самарская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Геометрия

Цель урока: — Воспитательные: • воспитание познавательной потребности, интереса к предмету; • воспитание аккуратности. Образовательные: • отработать навыки решения задач на построение сечений многогранников; • проверить знание теоретического материала о многогранниках (тетраэдр, параллелепипед); • закрепить правила построения сечений. Развивающие: • совершенствовать навыки самостоятельной работы; • развивать пространственное воображение, внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемое оборудование: —

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • презентация;
  • мультимедийное пособие «Интерактивная математика»;
  • модели тетраэдра, куба, параллелепипеда.

Краткое описание: — урок-практикум по построению сечений многогранников

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка отсутствующих. Постановка целей и задач урока. (слайд 1,2)

Вступительное слово учителя

Сегодняшний урок мы проведем в форме урока-практикума. Каждый из вас сможет отработать навыки построения сечений. Итак, сегодня на уроке мы повторим основные элементы некоторых многогранников и геометрические утверждения, позволяющие сформулировать правила построения сечений. А также научимся применять эти знания при решении проблемной задачи на построение сечения тетраэдра плоскостью, проходящей через три данные точки, такие, что никакие три из этих точек не лежат в одной грани.

II. Актуализация знаний, необходимых на уроке.

1) Фронтальный опрос:

  • Что такое секущая плоскость?
  • Что называется сечением?
  • Перечислите основные элементы многогранника. (слайд 3)
  • Назовите количество этих элементов в тетраэдре и параллелепипеде. (слайд 4)
  • 2) Работа по рисунку (рисунок нарисован заранее на доске) и модели куба.

    Сколько плоскостей можно провести через выделенные элементы?

    Какие геометрические утверждения вы применяли?

    После ответа учащихся демонстрируются слайды: (слайд 5,6)

    3) Устно (используется программа «Интерактивная математика»): Вращая соответствующий многогранник в различных направлениях и передвигая секущую плоскость, определите, какие многоугольники могут получиться в сечении тетраэдра? Куба?

    Формулируются выводы – правила для построения сечений:

    1. Для построения сечения достаточно построить точки пересечения секущей плоскости с рёбрами куба (тетраэдра, параллелепипеда).

    2. Через полученные точки, лежащие в одной грани, провести прямые

    3. Многоугольник, ограниченный данными отрезками, и есть построенное сечение.

    4. Если секущая плоскость пересекает противоположные грани куба (параллелепипеда) по каким-либо отрезкам, то эти отрезки параллельны.

    II. Основная часть.

    1) Практикум

    Применяя перечисленные правила, постройте сечение куба или тетраэдра плоскостью, проходящей через указанные точки (слайд 7). Выполнив правильно предложенные задания, вы зарабатываете баллы, по количеству которых в конце урока сможете самостоятельно выставить себе оценку.


    8-12 баллов – оценка «3»

    18-29 баллов – оценка «4»

    30-38 баллов – оценка «5»

    слайд 7 слайд 13

    Ученики выполняют построения в тетрадях, учитель проверяет, при необходимости исправляет, помогает при затруднениях.

    При выполнении задания большинством учеников проводится самопроверка построений с помощью интерактивной доски, которая позволяет устранить вопросы учащихся (слайды 8-12). После детального рассмотрения построенные сечения предлагаются учащимся для самопроверки и выставления баллов (слайд 13).

    2) Проблемная задача

    Задача: построить сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через три данные точки (слайд 14).

    Как вы успели заметить, никакие три из этих точек не лежат в одной грани, поэтому возникает вопрос о построении дополнительных точек. Эти точки можно получить с помощью вспомогательной плоскости.

    Ученики работают самостоятельно 3-4 мин. Затем проводится самопроверка с помощью интерактивной доски (слайд 15). При необходимости можно повторить просмотр построения сечения.

    слайд 14 слайд 15

    III. Подведение итогов. Домашнее задание.

    Выставление оценок. Рефлексия.

    Домашнее задание: сформулировать инструкцию для построения сечений (слайд 16).

    Спасибо за урок, до встречи.

    Файлы: Тестдля контроля.xls
    Размер файла: 177152 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология