Автор конспекта:
Автор(ы): — Башмаков В.В.

Место работы, должность: — учитель географии МБОУ «Тарханская СОШ»

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — География

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник: Максаковский, В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. — М.: Дрофа, 2006.

Краткое описание: — Поурочный план по географии 10й класс Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира». Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору). Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Отдел образования администрации Батыревского района Чувашской Республики

МБОУ «Тарханская СОШ»

Рассмотрено: Утверждаю

Директор школы__________В.В.Иванов

Предметной комиссией 30 августа 2011 года

РМО учителей географии

__________В.В.Башмаков

24 августа 2011 года Проверила

заместитель директора по УВР_________О.Г.Андреева

30 августа 2011 года

Рабочая программа по географии для 10 класса

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

итого

Количество недель

9

7

10

8

34

Количество часов в неделю

1

1

1

1

количество часов в четверть

9

7

10

8

34

контрольные работы

Разработчик программы Башмаков В.В.

Тематический план рассмотрен и одобрен на педсовете. Протокол №1 от 30 августа 2011 года


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА»

10 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа: программа среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень, авторская программа по географии 6-10 классы под редакцией Сиротина В. И. — М.: Дрофа, 2004.

Количество часов: всего-34часа, в неделю — 1 час;

практических работ — 10, из них оценочных — 6: ■

Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира». Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору). Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.

Учебник: Максаковский, В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. — М.: Дрофа, 2006.

У М К: Географический атлас. 10 класс. — М.: Дрофа, 2006.

Сиротин, В. И. Рабочая тетрадь по географии. 10 класс. — М.: Дрофа, 2006.

Дополнительная литература: Кузнецов, А. П. Население и хозяйство мира. -М.: Дрофа, 2003.

Максаковский, В. П. Дополнительные главы. — М.: Дрофа, 2000.

Максаковский, В. П. Географическая картина мира: в 2 т. — М.: Дрофа, 2004.

Холина, В. Н. География человеческой деятельности. — СПб.: Спец-Лит, 2001.

Сиротин, В. И. Тематический тестовый контроль. 10-11 классы. — М.: Дрофа, 2003.

Сиротин, В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. — М.: Дрофа, 2004.

Максаковский, В. П. Рабочая тетрадь. — М.: Просвещение, 2004.


Изменения, внесенные в программу, обоснования: в календарно-тематическом планировании отражена тема, предусмотренная стандартом, но не входящая в примерную программу по географии, — «Научно-техническая революция». Данный материал позволяет понять особенности мирового хозяй­ства, поэтому в представленном календарно-тематическом планировании на его изучение отводится 6 ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС

№ п/п

Название раздела, темы уроков

ЦОР

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования

к уровню подготовки

уч-ся /компетенции

Практические работы

Формы контроля

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Положение геогра­фии в системе наук

Электронный учебник

Вводная лекция с элемента­ми беседы

Положение географии в системе наук. Традици­онные и новые методы географических исследо­ваний. Географическая карта — особый источник информации о действи­тельности.

Статистический метод -один из основных в гео­графии. Виды статисти­ческих материалов. Дру­гие способы и формы по­лучения географической информации: экспедиции, стационарные наблюде­ния, камеральная обра­ботка, опыты, моделиро­вание. Геоинформацион­ные системы

Знать/понимать

основные географи­ческие понятия и термины; традици­онные и новые ме­тоды географиче­ских исследований. Уметь определять и сравнивать по раз­ным источникам информации гео­графические тен­денции развития природных, соци­ально-экономичес­ких и геоэкологи­ческих объектов, процессов и явле­ний

Учебно-познавательная компетенция

Анализ карт раз­личной тематики. Обозначение на контурной карте основных гео­графических объектов. Составление картосхем и про­стейших карт, отражающих различные гео­графические яв­ления и процес­сы, их террито­риальные взаи­модействия. Сопоставление карт для опреде­ления тенденций и закономерно­стей развития географических явлений и про­цессов. Обработ­ка статистиче­ской информа­ции

Участие в обсуж­дении проблем

Содерж-е §

2

Статистический ме­тод. Виды статисти­ческих материалов

Комбини­рованный

Самостоятельная работа

Вопросы и задания после§

3

Другие способы и формы получения географической ин­формации

Практикум

Тестирование

4

Геоинформацион­ные системы

Лекция с элемента­ми беседы

Написание эссе


1

2

3

4

5

6

7

8

9

5

Взаимодействие

Вводная

Основные виды природ-

Знать особенности

Оценка обеспе-

Составление кон-

человечества и при­роды в прошлом и настоящем

лекция

ных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природ­ными ресурсами. Особенности использова-

размещения основ­ных видов природ­ных ресурсов, их главные месторож­дения и территори­альные сочетания. Уметь определять и

ченности раз­ных регионов и стран основны­ми видами при­родных ресур­сов

спекта

Содерж-е §

6

Природные ресурсы Земли, их виды

Практикум

Индивидуальный опрос, работа с картами

Вопросы и задания после§

ния разных видов при­родных ресурсов. Рациональное и нера­циональное природо­пользование

сравнивать по раз­ным источникам информации гео­графические тен­денции развития природных, соци­ально-экономи­ческих и геоэколо­гических объектов, процессов и явле­ний;

оценивать и объяс­нять ресурсообес-печенность отдель­ных стран и регио­нов мира

Содерж-е §

7

Ресурсообеспечен-ность. Природно-ресурсный потенци­ал разных террито­рий

Презентация

Семинар

Причины и последствия загрязнения окружаю­щей среды.

Пути решения экологи­ческих проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология

Работа по вопро­сам семинара

Подгот-ить сообщения

8

Территориальные сочетания природ­ных ресурсов. Гео­графия природных ресурсов Земли

Семинар

Сообщения уча­щихся

Вопросы и задания после§

9

Основные типы

Практикум

Самостоятельная

природопользова­ния. Источники за­грязнения

Учебно-познавательная компетенция

работа с картами

Вопросы и задания после§

10

Практическая рабо­та «Оценка обеспе-

Практикум

Заполнение таб­лицы

ченности разных регионов и стран основными видами природных ресур­сов»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

Численность, дина-

Вводная

Численность и воспроиз-

Знать численность

Определение

Работа с картами

мика и размещение населения мира. Воспроизводство и миграции населения

лекция

водство населения. Есте­ственный прирост насе­ления и его типы. Демо­графическая политика. Половой, возрастной и этнический состав насе­ления. Крупные народы и языковые семьи. Геогра­фия мировых религий. Этнополитические и ре­лигиозные конфликты.

и динамику населе­ния мира, отдель­ных регионов и стран, их этногео- графическую спе­цифику; различия в

степени обеспе­ченности круп­ных регионов и стран трудовы­ми ресурсами. Определение демографиче­ской ситуации и особенностей демографиче­ской политики в

Содерж-е §

12

Структура населе­ния. Демографиче­ская ситуация в раз­ных регионах и

Электронный учебник

Лекция с элемен­тами бесе­ды

уровне и качестве жизни населения, основные направле­ния миграций; про­блемы современной

Работа с картами, тестирование

Вопросы и задания после§

странах мира

Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, геогра­фия международных ми-

урбанизации. Уметь определять и сравнивать по раз­ным источникам

разных странах и регионах мира Оценка особен­ностей уровня и

13

Характеристика

Семинар

Составление кар-

трудовых ресурсов и занятости населе­ния крупных стран и регионов мира

граций. Расселение насе­ления. Городское и сель­ское население. Урбани­зация и ее формы, темпы и уровни урбанизации.

информации гео­графические тен­денции развития природных, соци­ально-экономичес-

качества жизни населения в раз­ных странах и регионах мира

тосхем

Подгот-ить сообщения

14

Расселение населе-

Семинар

Сообщения уча-

ния. Специфика го­родских и сельских поселений. Мас­штабы и темпы ур­банизации различ­ных стран и регио­нов мира

Крупнейшие города и го­родские агломерации ми­ра и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и ре­гионов мира

ких и геоэкологиче­ских объектов, про­цессов и явлений; оценивать и объяс­нять демографиче­скую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной

щихся

Вопросы и задания после§

15

Обобщающее по-

Практикум

Тестирование,

вторение

концентрации насе­ления

работа с картами

16

НТР и мировое хо-

Вводная

Научно-техническая ре-

Знать географиче-

Характеристика

Фронтальная бе-

зяйство. Научно-техническая рево­люция

лекция

волюция.

Особенности отраслевой и территориальной струк­туры мирового хозяйства,

ские особенности отраслевой и терри­ториальной струк­туры мирового хо-

основных цен­тров современ­ного мирового хозяйства,

седа

Содерж-е §


1

2

3

4

5

6

7

8

9

17

Мировое хозяйство.

Лекция с

различия в уровнях эко-

зяйства, размещение

составление ти-

Индивидуальный,

Содерж-е §

Международное

элемента-

номического развития

его основных отрас-

пологической

фронтальный оп-

географическое раз-

ми беседы

стран и регионов, изме- .

лей.

схемы террито-

рос, работа с кар-

Подгот-ить сообщения

деление труда, меж­дународная эконо­мическая интегра­ция

Электронный учебник

нение пропорций между производственной и не­производственной сфера­ми, промышленностью и сельским хозяйством

Оценивать и объ­яснять уровень тер­риториальной кон­центрации произ­водства, степень природных, антро-

риальной струк­туры хозяйства экономически развитой и раз­вивающейся страны.

тами

18

Международная

Семинар

Сообщения уча-

специализация и кооперирование -интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и трансна­циональные корпо­рации (ТНК)

погенных и техно­генных изменений отдельных террито­рий

Исследовательская компетенция

Сравнительная характеристика ведущих факто­ров размещения производитель­ных сил

щихся, составле­ние схемы

Подгот-ит презен-цию

19

Отрасли междуна-

Семинар

Сообщения уча-

родной специализа­ции стран и регио­нов мира; опреде­ляющие их факторы

Презентация

Учебно-познавательная компетенция

щихся, работа с картами

20

Воздействие НТР на

Семинар

Сообщения уча-

мировое хозяйство

щихся

21

Территориальная

Практикум

Составление кар-

структура хозяйства и региональная по­литика в экономи­чески развитых странах. Экономи­ческое районирова­ние

Исследовательская компетенция

тосхемы, заполне­ния таблицы

Вопросы и задания после§

22

Обобщающее по-

Практикум

Тестирование

вторение


1

2

3

4

5

6

7

8

9

23

География про-

Вводная

Мировое хозяйство и эта-

Знать географиче-

Определение

Составление схе-

Содерж-е §

мышленности. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промыш­ленность. Электро­энергетика

лекция

пы его развития. Основные центры миро­вого хозяйства. Международное геогра­фическое разделение труда.

Экономическая интеграция. Интеграционные

ские особенности отраслевой и терри­ториальной струк­туры мирового хо­зяйства, размеще­ния его основных отраслей. Оценивать и объ­яснять уровень

стран-экспортеров ос­новных видов промышленной и сельскохозяй­ственной про­дукции, видов сырья; районов международно-

мы

_

24

Горнодобывающая

Лекция с

Индивидуальный

промышленность.

элемента-

группировки.

территориальной

го туризма и

опрос, работа с

Основные черты географии черной и

ми беседы

Отраслевая и территори­альная структура мирово-

концентрации про­изводства, степень

отдыха, стран, предоставляю-

картами

цветной металлургии

го хозяйства. География основных от­раслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промыш­ленные и сельскохозяйст-

природных, антро­погенных и техно­генных изменений отдельных террито­рий. Применять разно-

щих банковские и другие виды международных услуг.

Определение основных на-

Подгот-ит презен-цию

25

Машиностроение,

Семинар

Индивидуальный

Содерж-е §

химическая, лесная

венные районы.

образные источники

правлений меж-

опрос, работа с

и текстильная

География мирового

географической ин-

дународной тор-

картами, заполне-

промышленности. Главные страны и районы

Презентация

транспорта.

Усиление роли непроиз­водственной сферы в ми­ровой экономике. География внешней торговли. Виды международных

формации для про­ведения наблюде­ний за природными, социально-экономи­ческими и геоэколо­гическими объекта­ми, процессами и

говли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регио­нов мира

ние таблицы

Подгот-ить сообщения

26

Промышленные

Семинар

Сообщения уча-

районы мира. Сель­ское хозяйство. Аг­ропромышленный комплекс (агробиз­нес), «зеленая рево­люция»

экономических отношений. Россия в мировой экономике

явлениями, их из­менениями под влиянием разнооб­разных факторов. Составлять ком­плексную географи­ческую характери­стику, таблицы,

щихся

Вопросы и задания после§


1

2

3

4

5

6

7

8

9

27

География транс­порта. Мировая транспортная сис­тема

Семинар

,

картосхемы, диа­граммы, простей­шие карты, модели, отражающие гео­графические зако-

Составление ком­плексной характе­ристики

Вопросы и задания после§

28

Внешние экономи-

Практикум

Составление кар-

Содерж-е §

ческие связи

номерности различ­ных явлений и про-

тосхемы

29

География мировых

Практикум

Индивидуальный,

валютно-финансовых отно­шений

цессов, их террито­риальные взаимо­действия

фронтальный оп­рос, работа с кар­тами

30

Крупнейшие меж­дународные отрас­левые и региональ­ные союзы. Между­народная торговля -основные направле­ния и структура. Главные центры мировой торговли

Электронный учебник

Семинар

Учебно-познавательная компетенция

Составление схемы

Содерж-е §

31

Практическая рабо-

Практикум

Заполнение таб-

та «Определение основных направле­ний международной торговли; факторов, определяющих ме­ждународную спе­циализацию стран и регионов мира»

Исследовательская компетенция

лицы, работа с картами

32

Обобщающее по-

Обоб-

Контрольная

вторение по теме

щающий

работа


1

2

3

4

5

6

7

8

9

33

Обобщающее по­вторение курса гео­графии 10 класса

Обоб­щающий

Зачет

Резерв времени (2 ч)

щ

Индивидуальный, фронтальный оп­рос, работа с кар­тами

Рубрики: География Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология