Автор конспекта:
Автор(ы): — Башмаков В.В.
Место работы, должность: — учитель географии МБОУ «Тарханская СОШ»
Регион: — Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — География
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник: Максаковский, В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. — М.: Дрофа, 2006.
Краткое описание: — Поурочный план по географии 10й класс Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира». Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору). Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Отдел образования администрации Батыревского района Чувашской Республики
МБОУ «Тарханская СОШ»
Рассмотрено: Утверждаю
Директор школы__________В.В.Иванов
Предметной комиссией 30 августа 2011 года
РМО учителей географии
__________В.В.Башмаков
24 августа 2011 года Проверила
заместитель директора по УВР_________О.Г.Андреева
30 августа 2011 года
Рабочая программа по географии для 10 класса
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
итого
Количество недель
9
7
10
8
34
Количество часов в неделю
1
1
1
1
количество часов в четверть
9
7
10
8
34
контрольные работы
Разработчик программы Башмаков В.В.
Тематический план рассмотрен и одобрен на педсовете. Протокол №1 от 30 августа 2011 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА»
10 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа: программа среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень, авторская программа по географии 6-10 классы под редакцией Сиротина В. И. — М.: Дрофа, 2004.
Количество часов: всего-34часа, в неделю — 1 час;
практических работ — 10, из них оценочных — 6: ■
Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира». Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору). Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.
Учебник: Максаковский, В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. — М.: Дрофа, 2006.
У М К: Географический атлас. 10 класс. — М.: Дрофа, 2006.
Сиротин, В. И. Рабочая тетрадь по географии. 10 класс. — М.: Дрофа, 2006.
Дополнительная литература: Кузнецов, А. П. Население и хозяйство мира. -М.: Дрофа, 2003.
Максаковский, В. П. Дополнительные главы. — М.: Дрофа, 2000.
Максаковский, В. П. Географическая картина мира: в 2 т. — М.: Дрофа, 2004.
Холина, В. Н. География человеческой деятельности. — СПб.: Спец-Лит, 2001.
Сиротин, В. И. Тематический тестовый контроль. 10-11 классы. — М.: Дрофа, 2003.
Сиротин, В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. — М.: Дрофа, 2004.
Максаковский, В. П. Рабочая тетрадь. — М.: Просвещение, 2004.
Изменения, внесенные в программу, обоснования: в календарно-тематическом планировании отражена тема, предусмотренная стандартом, но не входящая в примерную программу по географии, — «Научно-техническая революция». Данный материал позволяет понять особенности мирового хозяйства, поэтому в представленном календарно-тематическом планировании на его изучение отводится 6 ч.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п
Название раздела, темы уроков
ЦОР
Вид урока
Элементы обязательного минимума образования
Требования
к уровню подготовки
уч-ся /компетенции
Практические работы
Формы контроля
Домашнее задание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Положение географии в системе наук
Электронный учебник
Вводная лекция с элементами беседы
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта — особый источник информации о действительности.
Статистический метод -один из основных в географии. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы
Знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений
Учебно-познавательная компетенция
Анализ карт различной тематики. Обозначение на контурной карте основных географических объектов. Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия. Сопоставление карт для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. Обработка статистической информации
Участие в обсуждении проблем
Содерж-е §
2
Статистический метод. Виды статистических материалов
Комбинированный
Самостоятельная работа
Вопросы и задания после§
3
Другие способы и формы получения географической информации
Практикум
Тестирование
4
Геоинформационные системы
Лекция с элементами беседы
Написание эссе
1
2
3
4
5
6
7
8
9
5
Взаимодействие
Вводная
Основные виды природ-
Знать особенности
Оценка обеспе-
Составление кон-
человечества и природы в прошлом и настоящем
лекция
ных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами. Особенности использова-
размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Уметь определять и
ченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов
спекта
Содерж-е §
6
Природные ресурсы Земли, их виды
Практикум
Индивидуальный опрос, работа с картами
Вопросы и задания после§
ния разных видов природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользование
сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообес-печенность отдельных стран и регионов мира
Содерж-е §
7
Ресурсообеспечен-ность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий
Презентация
Семинар
Причины и последствия загрязнения окружающей среды.
Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология
Работа по вопросам семинара
Подгот-ить сообщения
8
Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли
Семинар
Сообщения учащихся
Вопросы и задания после§
9
Основные типы
Практикум
Самостоятельная
природопользования. Источники загрязнения
Учебно-познавательная компетенция
работа с картами
Вопросы и задания после§
10
Практическая работа «Оценка обеспе-
Практикум
Заполнение таблицы
ченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
11
Численность, дина-
Вводная
Численность и воспроиз-
Знать численность
Определение
Работа с картами
мика и размещение населения мира. Воспроизводство и миграции населения
лекция
водство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты.
и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногео- графическую специфику; различия в
степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в
Содерж-е §
12
Структура населения. Демографическая ситуация в разных регионах и
Электронный учебник
Лекция с элементами беседы
уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной
Работа с картами, тестирование
Вопросы и задания после§
странах мира
Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, география международных ми-
урбанизации. Уметь определять и сравнивать по разным источникам
разных странах и регионах мира Оценка особенностей уровня и
13
Характеристика
Семинар
Составление кар-
трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира
граций. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации.
информации географические тенденции развития природных, социально-экономичес-
качества жизни населения в разных странах и регионах мира
тосхем
Подгот-ить сообщения
14
Расселение населе-
Семинар
Сообщения уча-
ния. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира
Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира
ких и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной
щихся
Вопросы и задания после§
15
Обобщающее по-
Практикум
Тестирование,
вторение
концентрации населения
работа с картами
16
НТР и мировое хо-
Вводная
Научно-техническая ре-
Знать географиче-
Характеристика
Фронтальная бе-
зяйство. Научно-техническая революция
лекция
волюция.
Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства,
ские особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хо-
основных центров современного мирового хозяйства,
седа
Содерж-е §
1
2
3
4
5
6
7
8
9
17
Мировое хозяйство.
Лекция с
различия в уровнях эко-
зяйства, размещение
составление ти-
Индивидуальный,
Содерж-е §
Международное
элемента-
номического развития
его основных отрас-
пологической
фронтальный оп-
географическое раз-
ми беседы
стран и регионов, изме- .
лей.
схемы террито-
рос, работа с кар-
Подгот-ить сообщения
деление труда, международная экономическая интеграция
Электронный учебник
нение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством
Оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства, степень природных, антро-
риальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны.
тами
18
Международная
Семинар
Сообщения уча-
специализация и кооперирование -интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК)
погенных и техногенных изменений отдельных территорий
Исследовательская компетенция
Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил
щихся, составление схемы
Подгот-ит презен-цию
19
Отрасли междуна-
Семинар
Сообщения уча-
родной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы
Презентация
Учебно-познавательная компетенция
щихся, работа с картами
20
Воздействие НТР на
Семинар
Сообщения уча-
мировое хозяйство
щихся
21
Территориальная
Практикум
Составление кар-
структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах. Экономическое районирование
Исследовательская компетенция
тосхемы, заполнения таблицы
Вопросы и задания после§
22
Обобщающее по-
Практикум
Тестирование
вторение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
23
География про-
Вводная
Мировое хозяйство и эта-
Знать географиче-
Определение
Составление схе-
Содерж-е §
мышленности. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика
лекция
пы его развития. Основные центры мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда.
Экономическая интеграция. Интеграционные
ские особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей. Оценивать и объяснять уровень
стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международно-
мы
_
24
Горнодобывающая
Лекция с
Индивидуальный
промышленность.
элемента-
группировки.
территориальной
го туризма и
опрос, работа с
Основные черты географии черной и
ми беседы
Отраслевая и территориальная структура мирово-
концентрации производства, степень
отдыха, стран, предоставляю-
картами
цветной металлургии
го хозяйства. География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйст-
природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Применять разно-
щих банковские и другие виды международных услуг.
Определение основных на-
Подгот-ит презен-цию
25
Машиностроение,
Семинар
Индивидуальный
Содерж-е §
химическая, лесная
венные районы.
образные источники
правлений меж-
опрос, работа с
и текстильная
География мирового
географической ин-
дународной тор-
картами, заполне-
промышленности. Главные страны и районы
Презентация
транспорта.
Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных
формации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и
говли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира
ние таблицы
Подгот-ить сообщения
26
Промышленные
Семинар
Сообщения уча-
районы мира. Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс (агробизнес), «зеленая революция»
•
экономических отношений. Россия в мировой экономике
явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов. Составлять комплексную географическую характеристику, таблицы,
щихся
Вопросы и задания после§
1
2
3
4
5
6
7
8
9
27
География транспорта. Мировая транспортная система
Семинар
,
картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические зако-
Составление комплексной характеристики
Вопросы и задания после§
28
Внешние экономи-
Практикум
Составление кар-
Содерж-е §
ческие связи
номерности различных явлений и про-
тосхемы
29
География мировых
Практикум
Индивидуальный,
валютно-финансовых отношений
цессов, их территориальные взаимодействия
фронтальный опрос, работа с картами
30
Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля -основные направления и структура. Главные центры мировой торговли
Электронный учебник
Семинар
Учебно-познавательная компетенция
Составление схемы
Содерж-е §
31
Практическая рабо-
Практикум
Заполнение таб-
та «Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира»
Исследовательская компетенция
лицы, работа с картами
32
Обобщающее по-
Обоб-
Контрольная
вторение по теме
щающий
работа
1
2
3
4
5
6
7
8
9
33
Обобщающее повторение курса географии 10 класса
Обобщающий
Зачет
Резерв времени (2 ч)
щ
Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами