Автор конспекта:
Автор(ы): — Анфиногенова Оксана Николаевна

Место работы, должность: — МБОУ-СОШ №1 р.п. Степное, учитель русского языка и литературы

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

  • Закрепление полученных знаний об изъявительном и условном наклонении глагола.
  • Дать понятие о повелительном наклонении глагола, об образовании и изменении форм повелительного наклонения, употреблении в речи.
  • Отрабатывать навык нахождения глаголов в повелительном наклонении, учить образовывать формы повелительного наклонения, правильно использовать их в речи.
  • Учить работать в коллективе, воспитывать интерес к русскому языку.
  • Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Используемые учебники и учебные пособия: —

    "Русский язык" : учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т,А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова;

    Краткое описание: — Урок — знакомство с повелительным наклонением глагола,образованием, значениями.

    Ход урока:Оргмомент. Целеполагание.

    Ребята, на предыдущих уроках вы познакомились с наклонениями глагола – изъявительным и условным, узнали, как они образуются, изменяются, как употребляются в речи. Сегодня на уроке мы закрепим с вами понятие о двух наклонениях и познакомимся еще с одним.

    Вопрос:назовите, пожалуйста, третье наклонение?

    (повелительное наклонение)

    Мы узнаем, какое оно, повелительное наклонение, как оно изменяется, как образуется; помогут нам герои сказки, мы с вами будем выполнять задание царя.

    А теперь, ребята, откройте тетради, запишите число, тему урока.

    II.Словарно-орфографическая работа.

    Запишите, пожалуйста? в тетрадях слово

    Повеление – приказ. Оно образовалось от латинского VOLO– «хочу».

    Задание 1. Подберите однокоренные слова к этому слову.

    (повелитель, повелительный, повелевать)

    Задание 2. Придумайте словосочетание с данными словами.

    (повелитель страны, повелителный жест, повелевать народом)

    Задание 3.Придумайте предложение с исходным словом «повеление»

    (Ваше повеление исполнено)

    III.Проверка домашнего задания

    А сейчас проверим, как вы справились с домашним заданием.

  • Работа по карточкам
  • Желающие подбирали предложения с глаголами в условном наклонении из текстов художественной литературы
  • Другая часть ребят выполняла упражнение №490. Эти учащиеся должны были составить небольшой связный текст на тему: «Что бы я сделал, если бы был самым сильным».
  • Индивидуальное задание: составить монолог условного наклонения.
  • IV.Объяснение новой темы.

    • Как образуется условное наклонение?

    (от основы инфинитива + суффикс л и частица бы

    • Так что же такое наклонение?

    Это своеобразный контролер, который всегда соотносит действие с реальностью и показывает, происходит ли оно в действительности, только желаемое оно или то, которого мы ждем от собеседника.

    Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с вами с повелительным наклонением.

    Послушайте сказку.

    Только мне понадобится ваша помощь. Вызываются три мальчика, которые будут исполнять роль трех братьев-царевичей. Им даются слова на карточках

    В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь и было у него три сына.


    Епифан был старший брат.

    Сам себе он был не рад.

    Все б у парня получалось,

    Если б что-то не случалось

    — Я бы сделал, я бы смог,

    Если б кто-нибудь помог.

    Брат Тимоня средним был

    Тот командовать любил.

    Только слышно от него:

    -То возьми! Подай того!

    Меньший брат Иваном звался

    Тот во все дела совался.

    Он зимою дров наколет,

    А весной засеет поле.

    Слов на ветер не бросаю,

    Что надумал – выполняю.

    Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство враг- Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтобы шли они со змеем биться, чтобы защитили от этого ворога Русскую землю.

    Епифан: Я пошел бы воевать,

    Если б не любил поспать,

    Я сразился б со злодеем,

    Самозванцем, лиходеем,

    Я бы змея победил

    Если б батька разбудил. (Уходит)

    Тимоня: Эй, Ванюшка, эй, дурак,

    Снаряжайся! В царстве враг!

    Есть и спать не любишь вволю-

    Так ступай во чисто поле,

    Заруби дракона злого

    Аль доставь сюда живого.

    Иван: Вижу: час настал мой, братцы,

    В путь-дорогу собираться.

    Я за землю за свою

    Постою в любом бою.

    Меч возьму себе в подмогу

    И отправлюсь в путь-дорогу. (Уходит)

    Тимоня: Ну иди, Ванюша, с Богом!

    • Назовите глаголы, у потребляемые Тимоней, которые побуждают к действию.

    Учащиеся называют глаголы, учитель записывает на доске столбиком, а дети в тетрадях.

    Задание: образуйте, пожалуйста, от этих глаголов формы настоящего и будущего времени первого лица единственного числа.

    Снаряжайся — снаряжусь (1 л., наст. вр.

    Ступай — ступаю

    Заруби — доставлю

    Доставь — зарублю

    Учитель обозначает суффиксы и нулевые окончания и просит объяснить:

    • Как и от каких форм образуются глаголы в повелительном наклонении?

    Ответ: формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса И или без суффикса.

    • В какой форме употребляются обычно глаголы в повелительном наклонении?

    Ответ: в форме 2 л. ед.ч.

    • А как вы думаете, во мню ч. могут употребляться глаголы в повелительном наклонении?

    Задание: Откройте учебник на стр. 199 и по таблице посмотрите, как образуется форма мн. ч. повелительного наклонения.

    • В каких случаях мы употребляем глаголы во мн. ч.?

    Ответ: когда обращаемся к нескольким людям или к старшим. Это форма вежливого обращения.

    А теперь, ребята, снова вернемся в сказку.

    Царь-отец рассержен очень.

    Братьев он зовет пред очи:

    Брат Иван пошел сражаться –

    Вам без дела грех слоняться!

    Вот решите-ка задачу!

    Будет худо вам иначе!

    Задание 1(дается на карточках)

    Предложения записать, объяснить, как образовалась форма повелительного наклонения. Какое значение выражает глагол в повелительном наклонении?

  • Молчи! Устал я слушать! (резкое приказание)
  • Вы, отроки-други, возьмите коня. (приказ)
  • Если хочешь быть здоров, закаляйся (пожелание)
  • Не стреляйте белых лебедей (просьба)
  • Баранкин, будь человеком (совет)
  • В шеренгу по одному стройся! (команда)
  • Так какие же значения могут иметь глаголы в повелительном наклонении?
  • И опять поближе к ночи

    Братьев царь зовет пред очи:

    -Не хотите наказанья?

    Вот-ка вам еще заданье.

    Задание 2. (на крыле доски)

    Как можно, не изменяя данной формы, превратить эти глаголы в глаголы другого наклонения?

    Ходите, бродите, любите, дружите, ловите, гоните, грузите, делите, сушите, положите. (поменять ударение)

    Задание 3.

    Придумайте короткие предложения, в которых глагол расти в одном случае выступал бы в значении повелительного наклонения, а в другом как инфинитив.

    ( Ты расти, сынок, быстрее. Лет до ста расти нам без старости.)

    Задание 4.

    Образовать повелительное наклонение от глаголов: петь, пить, вить, веять, мыть, рыть, крыть, кроить, жечь, хотеть, положить.

    Задание 5.Устно подобрать к фразеологическим сочетаниям близкие по значению глаголы в повелительном наклонении.

    Держи язык за зубами — молчи

    заруби на носу — запомни

    не вешай носа – не унывай

    возьми себя в руки – не волнуйся

    не делай из мухи слона- не преувеличивай

    не задирай нос – не задавайся.

    V. Итог урока

    У нашей сказки, ребята, счастливый конец. Братья выполнили все задания, победили злого змея, а вы познакомились с повелительным наклонением.

    • Что вы узнали сегодня на уроке?

    Ответ:познакомились с повелительным наклонением, узнали, что глаголы в повелительном наклонении обозначают действие, которое кто-то приказывает или просит выполнить, узнали, как образуется повелительное наклонение, какие значения имеет.

    Учитель читает стихотворение О. Высотской.

    Не замыкайся в скорлупе,

    Как червячок в орехе.

    Пусть будут на твоей тропе

    И беды и огрехи.

    При виде тучи грозовой

    Не трепещи от страха,

    Не забирайся в панцирь свой –

    Ведь ты не черепаха!

    Пусть на пронзительном ветру

    И зябко и тревожно,

    Не лезь в кротовую нору –

    В норе ослепнуть можно!

    Не раскисай, не унывай,

    Когда придется трудно.

    Всё , что имеешь – раздавай,

    А не храни подспудно!

    Будь бескорыстней, чем солдат

    В простреленном окопе.

    Лишь тот действительно богат,

    Кто ничего не копит.

    Ребята, вы обратили внимание, как много глаголов в форме повелительного наклонения употребляет автор стихотворения О. Высотская? Для чего, с какой целью?

    — Она желает нам не раскисать, радоваться жизни, быть бескорыстными.

    — А я желаю вам как можно меньше употреблять глаголы в повелительном наклонении в значении приказа, повеления, команды, а употреблять их только в значении совета, просьбы, пожелания.

    VI. Комментирование оценок.

    VII. Домашнее задание.

    Файлы: Повторение пройденного в 5 классе.docx
    Размер файла: 19358 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология