Автор конспекта:
Автор(ы): — Анфиногенова Оксана Николаевна
Место работы, должность: — МБОУ-СОШ №1 р.п. Степное, учитель русского языка и литературы
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
"Русский язык" : учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т,А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова;
Краткое описание: — Урок — знакомство с повелительным наклонением глагола,образованием, значениями.
Ход урока:Оргмомент. Целеполагание.
Ребята, на предыдущих уроках вы познакомились с наклонениями глагола – изъявительным и условным, узнали, как они образуются, изменяются, как употребляются в речи. Сегодня на уроке мы закрепим с вами понятие о двух наклонениях и познакомимся еще с одним.
Вопрос:назовите, пожалуйста, третье наклонение?
(повелительное наклонение)
Мы узнаем, какое оно, повелительное наклонение, как оно изменяется, как образуется; помогут нам герои сказки, мы с вами будем выполнять задание царя.
А теперь, ребята, откройте тетради, запишите число, тему урока.
II.Словарно-орфографическая работа.
Запишите, пожалуйста? в тетрадях слово
Повеление – приказ. Оно образовалось от латинского VOLO– «хочу».
Задание 1. Подберите однокоренные слова к этому слову.
(повелитель, повелительный, повелевать)
Задание 2. Придумайте словосочетание с данными словами.
(повелитель страны, повелителный жест, повелевать народом)
Задание 3.Придумайте предложение с исходным словом «повеление»
(Ваше повеление исполнено)
III.Проверка домашнего задания
А сейчас проверим, как вы справились с домашним заданием.
IV.Объяснение новой темы.
- Как образуется условное наклонение?
(от основы инфинитива + суффикс л и частица бы
- Так что же такое наклонение?
Это своеобразный контролер, который всегда соотносит действие с реальностью и показывает, происходит ли оно в действительности, только желаемое оно или то, которого мы ждем от собеседника.
Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с вами с повелительным наклонением.
Послушайте сказку.
Только мне понадобится ваша помощь. Вызываются три мальчика, которые будут исполнять роль трех братьев-царевичей. Им даются слова на карточках
В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь и было у него три сына.
Епифан был старший брат.
Сам себе он был не рад.
Все б у парня получалось,
Если б что-то не случалось
— Я бы сделал, я бы смог,
Если б кто-нибудь помог.
Брат Тимоня средним был
Тот командовать любил.
Только слышно от него:
-То возьми! Подай того!
Меньший брат Иваном звался
Тот во все дела совался.
Он зимою дров наколет,
А весной засеет поле.
Слов на ветер не бросаю,
Что надумал – выполняю.
Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство враг- Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтобы шли они со змеем биться, чтобы защитили от этого ворога Русскую землю.
Епифан: Я пошел бы воевать,
Если б не любил поспать,
Я сразился б со злодеем,
Самозванцем, лиходеем,
Я бы змея победил
Если б батька разбудил. (Уходит)
Тимоня: Эй, Ванюшка, эй, дурак,
Снаряжайся! В царстве враг!
Есть и спать не любишь вволю-
Так ступай во чисто поле,
Заруби дракона злого
Аль доставь сюда живого.
Иван: Вижу: час настал мой, братцы,
В путь-дорогу собираться.
Я за землю за свою
Постою в любом бою.
Меч возьму себе в подмогу
И отправлюсь в путь-дорогу. (Уходит)
Тимоня: Ну иди, Ванюша, с Богом!
- Назовите глаголы, у потребляемые Тимоней, которые побуждают к действию.
Учащиеся называют глаголы, учитель записывает на доске столбиком, а дети в тетрадях.
Задание: образуйте, пожалуйста, от этих глаголов формы настоящего и будущего времени первого лица единственного числа.
Снаряжайся — снаряжусь (1 л., наст. вр.
Ступай — ступаю
Заруби — доставлю
Доставь — зарублю
Учитель обозначает суффиксы и нулевые окончания и просит объяснить:
- Как и от каких форм образуются глаголы в повелительном наклонении?
Ответ: формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса И или без суффикса.
- В какой форме употребляются обычно глаголы в повелительном наклонении?
Ответ: в форме 2 л. ед.ч.
- А как вы думаете, во мню ч. могут употребляться глаголы в повелительном наклонении?
Задание: Откройте учебник на стр. 199 и по таблице посмотрите, как образуется форма мн. ч. повелительного наклонения.
- В каких случаях мы употребляем глаголы во мн. ч.?
Ответ: когда обращаемся к нескольким людям или к старшим. Это форма вежливого обращения.
А теперь, ребята, снова вернемся в сказку.
Царь-отец рассержен очень.
Братьев он зовет пред очи:
Брат Иван пошел сражаться –
Вам без дела грех слоняться!
Вот решите-ка задачу!
Будет худо вам иначе!
Задание 1(дается на карточках)
Предложения записать, объяснить, как образовалась форма повелительного наклонения. Какое значение выражает глагол в повелительном наклонении?
И опять поближе к ночи
Братьев царь зовет пред очи:
-Не хотите наказанья?
Вот-ка вам еще заданье.
Задание 2. (на крыле доски)
Как можно, не изменяя данной формы, превратить эти глаголы в глаголы другого наклонения?
Ходите, бродите, любите, дружите, ловите, гоните, грузите, делите, сушите, положите. (поменять ударение)
Задание 3.
Придумайте короткие предложения, в которых глагол расти в одном случае выступал бы в значении повелительного наклонения, а в другом как инфинитив.
( Ты расти, сынок, быстрее. Лет до ста расти нам без старости.)
Задание 4.
Образовать повелительное наклонение от глаголов: петь, пить, вить, веять, мыть, рыть, крыть, кроить, жечь, хотеть, положить.
Задание 5.Устно подобрать к фразеологическим сочетаниям близкие по значению глаголы в повелительном наклонении.
Держи язык за зубами — молчи
заруби на носу — запомни
не вешай носа – не унывай
возьми себя в руки – не волнуйся
не делай из мухи слона- не преувеличивай
не задирай нос – не задавайся.
V. Итог урока
У нашей сказки, ребята, счастливый конец. Братья выполнили все задания, победили злого змея, а вы познакомились с повелительным наклонением.
- Что вы узнали сегодня на уроке?
Ответ:познакомились с повелительным наклонением, узнали, что глаголы в повелительном наклонении обозначают действие, которое кто-то приказывает или просит выполнить, узнали, как образуется повелительное наклонение, какие значения имеет.
Учитель читает стихотворение О. Высотской.
Не замыкайся в скорлупе,
Как червячок в орехе.
Пусть будут на твоей тропе
И беды и огрехи.
При виде тучи грозовой
Не трепещи от страха,
Не забирайся в панцирь свой –
Ведь ты не черепаха!
Пусть на пронзительном ветру
И зябко и тревожно,
Не лезь в кротовую нору –
В норе ослепнуть можно!
Не раскисай, не унывай,
Когда придется трудно.
Всё , что имеешь – раздавай,
А не храни подспудно!
Будь бескорыстней, чем солдат
В простреленном окопе.
Лишь тот действительно богат,
Кто ничего не копит.
Ребята, вы обратили внимание, как много глаголов в форме повелительного наклонения употребляет автор стихотворения О. Высотская? Для чего, с какой целью?
— Она желает нам не раскисать, радоваться жизни, быть бескорыстными.
— А я желаю вам как можно меньше употреблять глаголы в повелительном наклонении в значении приказа, повеления, команды, а употреблять их только в значении совета, просьбы, пожелания.
VI. Комментирование оценок.
VII. Домашнее задание.
Файлы: Повторение пройденного в 5 классе.docx
Размер файла: 19358 байт.