Автор конспекта:
Автор(ы): — Григорьева Елена Валерьевна
Место работы, должность: — Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №2 р.п.Базарный Карабулак Саратовской области»
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: — Повторение и систематизация изученного по теме «Деепричастие»
Тип урока: — Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 18
Используемые учебники и учебные пособия: —
С.И.Львова, В.В.Львов .Русский язык. Учебник для 6 класса: В трёх частях
Используемая методическая литература: —
С.И.Львова. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка в 5-9 классах. С.И.Львова. Русский язык.:Слитно?Раздельно?Через дефис?
Используемое оборудование: —
Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Используемые ЦОР: —
Презентация
Краткое описание: — Данный урок предназначен для повторения и систематизации изученного по теме "Деепричастие". Весь урок построен на материале их истории родной школы (МОУ "СОШ №2 р.п.Базарный Карабулак). В течение урока не только повторяют изученное по теме "Деепричастие", но и узнают новые сведения из истории школы.
УЧАСТИЕ В ДЕЕПРИЧАСТИИ.
Урок составлен на основе учебника « С.И.Львова, В.В.Львов«Русский язык, 6 класс». Издательство «Мнемозина»,2007г»
— Цель урока: повторение изученного по теме «Деепричастие» на материале истории родной школы.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, портреты учёных-языковедов.
Ход урока:
УЧИТЕЛЬ.
Удивительный дом – наша школа. Здесь всё перемешалось: литература и география, русский язык и история. Жизнь бьёт ключом. Все, собравшиеся в этом классе, окунутся в царство русского языка, ощутят свою причастность к прекрасному, особенному миру.
УЧЕНИК.
В царстве Морфологии,
Столице Филологии,
У Глагола и Наречия
Возникли противоречия.
Мы в них тоже примем участие
И вспомним о деепричастии.
УЧИТЕЛЬ.
Последние дни мы провели в гостях у деепричастия. Познакомились с его особенностями. Теманашего урока «Участие в деепричастии».
Слайд №1.
УЧИТЕЛЬ.
Наш урок – это маленькая книга, в которую мы должны записать полученные знания по теме «Деепричастие». А повторение и систематизацию изученного проведём с элементами краеведения об истории нашей школы, которой в 2010 году исполнится 95 лет.
Ну что ж, в путь!
Первая страничка нашей книги – орфографический минимум Слайд №2.
Р..дная школа, стари..ое здание, решая ур..внение, воспитывая подр..стающее поколение, препод..вание русского языка, изменив ра..писание.
— -указать деепричастия
-дать определение
— РЕШАЯ – 3 слога
[ р ] – согл.,звон.,мягк.
[ и ] – гласн.,безуд.
[ ш ] – согл., глух., твёрд.
[ а] – глас., удар.
[ j] – согл., звон.,мяг.
[а ] – глас.,безуд.
——————————
5 букв, 6 звуков.
— УЧИТЕЛЬ.
Перед вами эпиграф к нашему уроку. Слайды №№ 3-4
Ученики восстанавливают исходное написание эпиграфа, заменяя инфинитивы деепричастиями.
1 ученик – выполняет синтаксический разбор эпиграфа.
2 ученик – выписывает из эпиграфа деепричастия приёмом поморфемного письма, определяетморфологические признаки.
(Группа учащихся составляет слова по морфемной модели)
УЧИТЕЛЬ.
Каждый человек, предмет или явление имеет свою историю. Объект нашего изучения – деепричастие – не является исключением. Следующая страничка нашего урока – историческая справка. Слайд №5.
Сообщения учеников.
1 ученик.
Вопрос о частях речи занимает умы учёных с древнейших времён. Исследованиями в этой области занимались Аристотель, Платон, Яска, Панини. В русской лингвистике Лев Владимирович Щерба, Виктор Владимирович Виноградов, Алексей Александрович Шахматов.
2 ученик.
Вопрос о времени возникновения деепричастия в русском языке является одним из дискуссионных. Возможно, что оно существовало уже в 14 веке.
3 ученик.
По мнению Алексея Александровича Шахматова, формирование деепричастия относится к 18 веку.
4 ученик.
По происхождению деепричастие в русском языке восходит к краткой форме именительного падежа причастия.
5 ученик.
Деепричастие – неизменяемая форма глагола, соединяющаяв себе признаки глагола и наречия. Сходные глагольные формы существуют в русском, латинском, французском языках. А также в тюркских языках, венгерском и эскимосском.
— УЧИТЕЛЬ.
Из всего сказанного можно сделать вывод: Не сомневаясь в существовании деепричастия, древние лингвисты занималисьизучением морфологии с 14 века.
-записать данное предложение в тетрадь.
-объяснить постановку знаков препинания.
- объяснить правописание НЕ с деепричастием.
— УЧИТЕЛЬ.
Следующая страничка нашего урока – отдых с пользой для дела. (Слайд №6)
(Физминутка с использованием деепричастий)
— УЧИТЕЛЬ.
История деепричастия насчитывает несколько веков. И уже к вековому юбилею приближается история нашей школы. В 2010 году ей исполнится 95 лет. ( Слайды 7-8.)
— Групповаяработа по тексту
Средняя школа №2 имеет почти в…ковую историю.
Начав своё существование в 1915 году, оназа..вила о себе в качестве высшего начального училищапятью классами. Одним из первых д..ректоров был Николай Иванович Рогов.
Создавая учебную программу, директор старался, чтобы она соответствовала уровню сем..летней школы.
В 1918 году начали строить новую школу, используя для этого дом помещика. В 1921 году был сделан первый выпуск.
С осени 1928 года учебное заведение принимает директор Рогов, реорганизуя её в школу колхозной молодёжи. Учебников было мало, но ученики, впитывая знания, отдавали все силы, стараясь получить образование.
— ЗАДАНИЕ: Из данного текста выписать деепричастия, образовав видовую пару.
— Начав – начиная
Создавая – создав
Используя – использовав
Реорганизуя – реорганизовав
Впитывая – впитав
Стараясь – постаравшись
— Тестирование по тексту.
— 1.Какому деепричастию соответствуют морфологические признаки: совершенный вид, переходное, невозвратное (начав)
2.Какое деепричастие соответствует морфемной модели: приставка+клрень+суффикс.
(впитывая)
3.Какое из деепричастий является возвратным? (стараясь)
— — УЧИТЕЛЬ.
Сегодня наша школа самая крупная в Базарно-Карабулакском районе. (Слайд №9 ) 472 ученика и 47 педагогов насчитывает наше учебное заведение. Не одно поколение прошло через эти мудрые стены. 11ваших мам и пап закончили в разные годы школу №2. Следующая страничка нашего урока – творческая работа. Мы вновь обращаемся к эпиграфу. (Слайды 10,4)
— -Какие мечты рождаются в школе?
-Какие качества личности воспитывает школа?
— Миниатюра «Размышляя о школе» (с опорой на эпиграф)
Цель: высказать собственное мнение и аргументировать его. В сочинении необходимо употребить деепричастия.
— (Зачитывается 2-3 работы)
— УЧИТЕЛЬ.
Пролетел и наш урок,
Школьный прозвенел звонок,
Все трудились, не ленясь,
Не медля и не торопясь.
Говорили, улыбаясь,
Отвечали, не теряясь.
В работе приняли активное участие,
Скажем спасибо ДЕЕПРИЧАСТИЮ. (Слайд № 11)
— Учитель подводит итоги, комментирует оценки.
Файлы: Слайды.ppt
Размер файла: 8976896 байт.