Автор конспекта:
Автор(ы): — Григорьева Елена Валерьевна

Место работы, должность: — Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №2 р.п.Базарный Карабулак Саратовской области»

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — Повторение и систематизация изученного по теме «Деепричастие»

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 18

Используемые учебники и учебные пособия: —

С.И.Львова, В.В.Львов .Русский язык. Учебник для 6 класса: В трёх частях

Используемая методическая литература: —

С.И.Львова. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка в 5-9 классах. С.И.Львова. Русский язык.:Слитно?Раздельно?Через дефис?

Используемое оборудование: —

Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Используемые ЦОР: —

Презентация

Краткое описание: — Данный урок предназначен для повторения и систематизации изученного по теме "Деепричастие". Весь урок построен на материале их истории родной школы (МОУ "СОШ №2 р.п.Базарный Карабулак). В течение урока не только повторяют изученное по теме "Деепричастие", но и узнают новые сведения из истории школы.

УЧАСТИЕ В ДЕЕПРИЧАСТИИ.
Урок составлен на основе учебника « С.И.Львова, В.В.Львов«Русский язык, 6 класс». Издательство «Мнемозина»,2007г»
Цель урока: повторение изученного по теме «Деепричастие» на материале истории родной школы.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, портреты учёных-языковедов.
Ход урока:
УЧИТЕЛЬ.
Удивительный дом – наша школа. Здесь всё перемешалось: литература и география, русский язык и история. Жизнь бьёт ключом. Все, собравшиеся в этом классе, окунутся в царство русского языка, ощутят свою причастность к прекрасному, особенному миру.
УЧЕНИК.
В царстве Морфологии,
Столице Филологии,
У Глагола и Наречия
Возникли противоречия.
Мы в них тоже примем участие
И вспомним о деепричастии.
УЧИТЕЛЬ.
Последние дни мы провели в гостях у деепричастия. Познакомились с его особенностями. Теманашего урока «Участие в деепричастии».
Слайд №1.
УЧИТЕЛЬ.
Наш урок – это маленькая книга, в которую мы должны записать полученные знания по теме «Деепричастие». А повторение и систематизацию изученного проведём с элементами краеведения об истории нашей школы, которой в 2010 году исполнится 95 лет.
Ну что ж, в путь!
Первая страничка нашей книги – орфографический минимум Слайд №2.

Р..дная школа, стари..ое здание, решая ур..внение, воспитывая подр..стающее поколение, препод..вание русского языка, изменив ра..писание.
-указать деепричастия
-дать определение
РЕШАЯ – 3 слога
[ р ] – согл.,звон.,мягк.
[ и ] – гласн.,безуд.
[ ш ] – согл., глух., твёрд.
[ а] – глас., удар.
[ j] – согл., звон.,мяг.
[а ] – глас.,безуд.
——————————
5 букв, 6 звуков.
УЧИТЕЛЬ.
Перед вами эпиграф к нашему уроку. Слайды №№ 3-4
Ученики восстанавливают исходное написание эпиграфа, заменяя инфинитивы деепричастиями.
1 ученик – выполняет синтаксический разбор эпиграфа.
2 ученик – выписывает из эпиграфа деепричастия приёмом поморфемного письма, определяетморфологические признаки.
(Группа учащихся составляет слова по морфемной модели)
УЧИТЕЛЬ.
Каждый человек, предмет или явление имеет свою историю. Объект нашего изучения – деепричастие – не является исключением. Следующая страничка нашего урока – историческая справка. Слайд №5.

Сообщения учеников.
1 ученик.
Вопрос о частях речи занимает умы учёных с древнейших времён. Исследованиями в этой области занимались Аристотель, Платон, Яска, Панини. В русской лингвистике Лев Владимирович Щерба, Виктор Владимирович Виноградов, Алексей Александрович Шахматов.
2 ученик.
Вопрос о времени возникновения деепричастия в русском языке является одним из дискуссионных. Возможно, что оно существовало уже в 14 веке.
3 ученик.
По мнению Алексея Александровича Шахматова, формирование деепричастия относится к 18 веку.
4 ученик.
По происхождению деепричастие в русском языке восходит к краткой форме именительного падежа причастия.
5 ученик.
Деепричастие – неизменяемая форма глагола, соединяющаяв себе признаки глагола и наречия. Сходные глагольные формы существуют в русском, латинском, французском языках. А также в тюркских языках, венгерском и эскимосском.
УЧИТЕЛЬ.
Из всего сказанного можно сделать вывод: Не сомневаясь в существовании деепричастия, древние лингвисты занималисьизучением морфологии с 14 века.

-записать данное предложение в тетрадь.
-объяснить постановку знаков препинания.
- объяснить правописание НЕ с деепричастием.
УЧИТЕЛЬ.
Следующая страничка нашего урока – отдых с пользой для дела. (Слайд №6)

(Физминутка с использованием деепричастий)
УЧИТЕЛЬ.
История деепричастия насчитывает несколько веков. И уже к вековому юбилею приближается история нашей школы. В 2010 году ей исполнится 95 лет. ( Слайды 7-8.)
Групповаяработа по тексту
Средняя школа №2 имеет почти в…ковую историю.
Начав своё существование в 1915 году, оназа..вила о себе в качестве высшего начального училищапятью классами. Одним из первых д..ректоров был Николай Иванович Рогов.
Создавая учебную программу, директор старался, чтобы она соответствовала уровню сем..летней школы.
В 1918 году начали строить новую школу, используя для этого дом помещика. В 1921 году был сделан первый выпуск.
С осени 1928 года учебное заведение принимает директор Рогов, реорганизуя её в школу колхозной молодёжи. Учебников было мало, но ученики, впитывая знания, отдавали все силы, стараясь получить образование.
ЗАДАНИЕ: Из данного текста выписать деепричастия, образовав видовую пару.
Начав – начиная
Создавая – создав
Используя – использовав
Реорганизуя – реорганизовав
Впитывая – впитав
Стараясь – постаравшись
Тестирование по тексту.
1.Какому деепричастию соответствуют морфологические признаки: совершенный вид, переходное, невозвратное (начав)
2.Какое деепричастие соответствует морфемной модели: приставка+клрень+суффикс.
(впитывая)
3.Какое из деепричастий является возвратным? (стараясь)
— — УЧИТЕЛЬ.
Сегодня наша школа самая крупная в Базарно-Карабулакском районе. (Слайд №9 ) 472 ученика и 47 педагогов насчитывает наше учебное заведение. Не одно поколение прошло через эти мудрые стены. 11ваших мам и пап закончили в разные годы школу №2. Следующая страничка нашего урока – творческая работа. Мы вновь обращаемся к эпиграфу. (Слайды 10,4)
-Какие мечты рождаются в школе?
-Какие качества личности воспитывает школа?
Миниатюра «Размышляя о школе» (с опорой на эпиграф)
Цель: высказать собственное мнение и аргументировать его. В сочинении необходимо употребить деепричастия.
(Зачитывается 2-3 работы)
УЧИТЕЛЬ.
Пролетел и наш урок,
Школьный прозвенел звонок,
Все трудились, не ленясь,
Не медля и не торопясь.
Говорили, улыбаясь,
Отвечали, не теряясь.
В работе приняли активное участие,
Скажем спасибо ДЕЕПРИЧАСТИЮ. (Слайд № 11)
Учитель подводит итоги, комментирует оценки.

Файлы: Слайды.ppt
Размер файла: 8976896 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология