Автор конспекта:
Автор(ы): — Залеева Ландыш Равилевна
Место работы, должность: — Муниципальное общеобразовательное учреждение Кзыл-Ярская средняя общеобразовательная школа Бавлинского района РТ Учитель физики
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Физика
Цель урока: — закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении темы; повторить способы решения задач по графикам тепловых процессов; повторить основные формулы по данной теме.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 12
Краткое описание: — 1. Орг момент. 2. Заполнение кроссворда. 3. «Знаешь ли ты формулы?» 4. Решение задач по уровням. 5.Решение качественных задач 6. Самостоятельная работа в форме теста. 7.Итог урока 8.Домашнее задание
Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе по теме "Изменение агрегатных состояний вещества"
Цели урока:
Образовательная:
закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении темы; повторить способы решения задач по графикам тепловых процессов; повторить основные формулы по данной теме ; сформировать навыки выполнения экспериментальных заданий;
Развивающая:
совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь;
Воспитательная:
развитие познавательного интереса к предмету,
развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач.
Ход урока.
1. Орг момент.
Эпиграфом к нашему уроку послужит высказывание знаменитого Альберта Энштейна: «Радость видеть и понимать есть величайший дар природы».
Содержание этапа: взаимное приветствие учителя и учащихся, выявление отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
2. Заполнение кроссворда.
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте заполним кроссворд. У вас на столах есть вопросы к кроссворду. Ответьте, пожалуйста на них, и заполните пустующие клетки кроссворда.
Кроссворд «Тепловые явления»
1п
л
А
в
л
е
н
и
е
2э
н
е
р
Г
и
я
3о
т
в
е
Р
д
е
в
а
н
и
е
4к
о
н
д
Е
н
с
а
ц
и
я
5с
н
е
Г
6 и
с
п
А
р
е
н
и
е
C
О
С
Т
О
Я
Н
И
Е
7к
и
п
е
Н
и
е
8в
О
д
а
9б
Е
н
з
и
н
2.Физическая величина, измеряемая в Джоулях.
3.Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое.
4.Переход вещества из пара в жидкость.
5.Разновидность воды в твёрдом состоянии.
6.Переход вещества из жидкости в пар.
7.Процесс, сопровождаемый быстрым образованием пузырьков пара, прорывающихся через поверхность жидкости.
8.Жидкость с большой удельной теплоёмкостью.
9.Топливо, получаемое из нефти.
2. «Знаешь ли ты формулы?»
По желанию учащиеся выходят и вытягивают карточку, формулу записывают на доске, поясняют ее назначение и физический смысл каждой входящей в нее величины.
Q = cm(t2 – t1) Q = λm Q = Lm Q = — Lm Q = — λm
Q — (ку) — количество теплоты
С — (ц) — удельная теплоемкость вещества
m- (эм) — масса
t1 — (тэ) — большая температура
t2 — (тэ) — меньшая температура
q- (ку) — удельная теплота сгорания топлива
λ — (лямбда) — удельная теплота плавления
L- (эль) — удельная теплота парообразования
3. Решение задач по уровням.
Задание 1 уровня
Назовите все тепловые процессы, происходящие с водой по графику.
Задание 2 уровня
На рисунке представлен график конденсации пара и охлаждения жидкости.
Ответьте на вопросы
Решение:
Это вода. Процесс конденсации длился 15 минут.
Q=Q1+Q2
Q1=Lm= 2,3·106Дж/кг·0,5кг = 1,15 ·106Дж
Q2=c·m·Δt= =4200Дж/(кг·0С)·0,5кг·800С= =168000Дж=0,168 ·106Дж
Q= 1,15 ·106Дж+0,168 106Дж≈
≈1,32·106Дж
Задание 3 уровня
Какое количество теплоты необходимо, чтобы из 5 кг льда, взятого при – 10 0С, получить пар при 100 0С?
Решение:
Чтобы получить пар при температуре 1000С, лед нужно сначала нагреть до 00С, потом его расплавить, полученную воду нагреть до 1000С и только затем ее испарить при температуре 1000С.
Каждый из процессов рассчитывается отдельно:
Нагревание льда : Q=c·m·Δt=2100Дж/(кг·0С)·5кг·100С=105000Дж
Плавление льда : Q=λm=34·104Дж/кг·5кг=170·104Дж
Нагревание воды : Q=c·m·Δt=4200Дж/(кг·0С)·5кг·1000С=2100000Дж
Испарение(кипение) воды : Q=L·m=2,3·106Дж/кг·5кг=11,5·106Дж
Общая энергия равна сумме всех энергий:
10,5·104Дж+170·104Дж+210·104Дж+1150·104Дж= 1540,5·104Дж
4 Решение качественных задач
Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок" С такой присказкой вы встречались не раз. Во многих литературных произведениях и сказках идет речь об агрегатных состояниях вещества. А теперь вам предстоит ответить на качественные вопросы, связанные с предложенными фрагментами из этих произведений.
1. Из норвежской сказки "Кари-Замарашка".
Вот, наконец, добралась она до золотого леса. Он был такой золотой, что золото капало с него золотыми каплями. И ветки, и цветы, и все-все было из чистого золота.
Вопрос: Какая температура должна быть в лесу, чтобы золото падало каплями? (1063°С)
2. В начале XX века жил и творил известный в свое время русский поэт Саша Черный. Сейчас его мало кто знает. Вот строчки из его стихотворения "Северная лирика".
Лопнет в градуснике ртуть
Или лопнут скулы,
Тяжелей и гуще муть,
Холод злей акулы.
Вопрос: Какой была температура воздуха? (- 39С)
3. Из стихотворения "Метель".
Все молчит, – лучина с треском
Лишь горит багровым блеском,
Да по кровле ветр шумит.
Вопрос: Почему лучина горит с треском?
(При горении лучины из нее интенсивно испаряется влага. Пар, увеличиваясь в объеме, с треском разрывает волокна дерева.)
4. Сергей Есенин "Береза".
И стоит береза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне.
А заря лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Вопрос: Как по форме снежинок определить, при какой температуре они выпали?
(Форма снежинок зависит от температуры и влажности. Когда тепло – они пушистые и ветвистые, когда холодно – простые иглы, призмы).
5. Самостоятельная работа в форме теста.
Тест
1. Какую температуру имело тело в начале?
А) 4000С;
Б) 1100С;
В) 1000С;
Г) 500С;
Д) 4400С.
2. Какой процесс описывается отрезком АБ?
А) Нагревание;
Б) охлаждение;
В) плавление;
Г) отвердевание.
3. Какой процесс описывается отрезком БВ?
А) Нагревание;
Б) охлаждение;
В) плавление;
Г) отвердевание.
4. При какой температуре начался процесс плавления тела?
А) 800С;
Б) 3500С;
В) 3200С;
Г) 4500С;
Д) 10000С.
5. Сколько времени длился процесс плавления?
А) 8 мин;
Б) 4 мин;
В) 12 мин;
Г) 16 мин;
Д) 7 мин.
6. Изменялась ли температура тела во время плавления?
А) Да, она увеличивалась;
Б) да, она уменьшалась;
В) нет, не изменялась.
7. Какую температуру имело тело в конце наблюдений?
А) 100С;
Б) 5000С;
В) 5500С;
Г) 400С;
Д) 11000С.
Ответы: 1.Г 2.А 3.В. 4.Г 5.А 6.В 7.В.
6. Итог урока
7. Домашнее задание подготовка к контрольной работе.
Файлы: Физики и лирики..doc
Размер файла: 46592 байт.