Автор конспекта:
Автор(ы): — Залеева Ландыш Равилевна

Место работы, должность: — Муниципальное общеобразовательное учреждение Кзыл-Ярская средняя общеобразовательная школа Бавлинского района РТ Учитель физики

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: — закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении темы; повторить способы решения задач по графикам тепловых процессов; повторить основные формулы по данной теме.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 12

Краткое описание: — 1. Орг момент. 2. Заполнение кроссворда. 3. «Знаешь ли ты формулы?» 4. Решение задач по уровням. 5.Решение качественных задач 6. Самостоятельная работа в форме теста. 7.Итог урока 8.Домашнее задание

Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе по теме "Изменение агрегатных состояний вещества"

Цели урока:

Образовательная:

закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении темы; повторить способы решения задач по графикам тепловых процессов; повторить основные формулы по данной теме ; сформировать навыки выполнения экспериментальных заданий;

Развивающая:

совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь;

Воспитательная:

развитие познавательного интереса к предмету,

развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач.

Ход урока.

1. Орг момент.

Эпиграфом к нашему уроку послужит высказывание знаменитого Альберта Энштейна: «Радость видеть и понимать есть величайший дар природы».

Содержание этапа: взаимное приветствие учителя и учащихся, выявление отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

2. Заполнение кроссворда.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте заполним кроссворд. У вас на столах есть вопросы к кроссворду. Ответьте, пожалуйста на них, и заполните пустующие клетки кроссворда.

Кроссворд «Тепловые явления»

1п

л

А

в

л

е

н

и

е

н

е

р

Г

и

я

т

в

е

Р

д

е

в

а

н

и

е

о

н

д

Е

н

с

а

ц

и

я

н

е

Г

6 и

с

п

А

р

е

н

и

е

C

О

С

Т

О

Я

Н

И

Е

и

п

е

Н

и

е

О

д

а

Е

н

з

и

н

  • Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое.
  • 2.Физическая величина, измеряемая в Джоулях.

    3.Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое.

    4.Переход вещества из пара в жидкость.

    5.Разновидность воды в твёрдом состоянии.

    6.Переход вещества из жидкости в пар.

    7.Процесс, сопровождаемый быстрым образованием пузырьков пара, прорывающихся через поверхность жидкости.

    8.Жидкость с большой удельной теплоёмкостью.

    9.Топливо, получаемое из нефти.

    2. «Знаешь ли ты формулы?»

    По желанию учащиеся выходят и вытягивают карточку, формулу записывают на доске, поясняют ее назначение и физический смысл каждой входящей в нее величины.

    Q = cm(t2 – t1) Q = λm Q = Lm Q = — Lm Q = — λm

    Q — (ку) — количество теплоты

    С — (ц) — удельная теплоемкость вещества

    m- (эм) — масса

    t1 — (тэ) — большая температура

    t2 — (тэ) — меньшая температура

    q- (ку) — удельная теплота сгорания топлива

    λ — (лямбда) — удельная теплота плавления

    L- (эль) — удельная теплота парообразования

    3. Решение задач по уровням.

    Задание 1 уровня

    Назовите все тепловые процессы, происходящие с водой по графику.

    Задание 2 уровня

    На рисунке представлен график конденсации пара и охлаждения жидкости.

    Ответьте на вопросы

  • Какая это жидкость? Сколько времени длился процесс конденсации?
  • Какое количество теплоты выделится за 20 мин, если масса пара 0,5 кг?
  • Решение:

    Это вода. Процесс конденсации длился 15 минут.

    Q=Q1+Q2

    Q1=Lm= 2,3·106Дж/кг·0,5кг = 1,15 ·106Дж

    Q2=c·m·Δt= =4200Дж/(кг·0С)·0,5кг·800С= =168000Дж=0,168 ·106Дж

    Q= 1,15 ·106Дж+0,168 106Дж

    1,32·106Дж


    Задание 3 уровня

    Какое количество теплоты необходимо, чтобы из 5 кг льда, взятого при – 10 0С, получить пар при 100 0С?

    Решение:

    Чтобы получить пар при температуре 1000С, лед нужно сначала нагреть до 00С, потом его расплавить, полученную воду нагреть до 1000С и только затем ее испарить при температуре 1000С.

    Каждый из процессов рассчитывается отдельно:

    Нагревание льда : Q=c·m·Δt=2100Дж/(кг·0С)·5кг·100С=105000Дж

    Плавление льда : Q=λm=34·104Дж/кг·5кг=170·104Дж

    Нагревание воды : Q=c·m·Δt=4200Дж/(кг·0С)·5кг·1000С=2100000Дж

    Испарение(кипение) воды : Q=L·m=2,3·106Дж/кг·5кг=11,5·106Дж

    Общая энергия равна сумме всех энергий:

    10,5·104Дж+170·104Дж+210·104Дж+1150·104Дж= 1540,5·104Дж

    4 Решение качественных задач

    Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок" С такой присказкой вы встречались не раз. Во многих литературных произведениях и сказках идет речь об агрегатных состояниях вещества. А теперь вам предстоит ответить на качественные вопросы, связанные с предложенными фрагментами из этих произведений.

    1. Из норвежской сказки "Кари-Замарашка".

    Вот, наконец, добралась она до золотого леса. Он был такой золотой, что золото капало с него золотыми каплями. И ветки, и цветы, и все-все было из чистого золота.

    Вопрос: Какая температура должна быть в лесу, чтобы золото падало каплями? (1063°С)

    2. В начале XX века жил и творил известный в свое время русский поэт Саша Черный. Сейчас его мало кто знает. Вот строчки из его стихотворения "Северная лирика".

    Лопнет в градуснике ртуть
    Или лопнут скулы,
    Тяжелей и гуще муть,
    Холод злей акулы.

    Вопрос: Какой была температура воздуха? (- 39С)

    3. Из стихотворения "Метель".

    Все молчит, – лучина с треском
    Лишь горит багровым блеском,
    Да по кровле ветр шумит.

    Вопрос: Почему лучина горит с треском?

    (При горении лучины из нее интенсивно испаряется влага. Пар, увеличиваясь в объеме, с треском разрывает волокна дерева.)

    4. Сергей Есенин "Береза".

    И стоит береза в сонной тишине
    И горят снежинки в золотом огне.
    А заря лениво обходя кругом,
    Обсыпает ветки новым серебром.

    Вопрос: Как по форме снежинок определить, при какой температуре они выпали?

    (Форма снежинок зависит от температуры и влажности. Когда тепло – они пушистые и ветвистые, когда холодно – простые иглы, призмы).

    5. Самостоятельная работа в форме теста.

    Тест

    1. Какую температуру имело тело в начале?

    А) 4000С;

    Б) 1100С;

    В) 1000С;

    Г) 500С;

    Д) 4400С.

    2. Какой процесс описывается отрезком АБ?

    А) Нагревание;

    Б) охлаждение;

    В) плавление;

    Г) отвердевание.

    3. Какой процесс описывается отрезком БВ?

    А) Нагревание;

    Б) охлаждение;

    В) плавление;

    Г) отвердевание.

    4. При какой температуре начался процесс плавления тела?

    А) 800С;

    Б) 3500С;

    В) 3200С;

    Г) 4500С;

    Д) 10000С.

    5. Сколько времени длился процесс плавления?

    А) 8 мин;

    Б) 4 мин;

    В) 12 мин;

    Г) 16 мин;

    Д) 7 мин.

    6. Изменялась ли температура тела во время плавления?

    А) Да, она увеличивалась;

    Б) да, она уменьшалась;

    В) нет, не изменялась.

    7. Какую температуру имело тело в конце наблюдений?

    А) 100С;

    Б) 5000С;

    В) 5500С;

    Г) 400С;

    Д) 11000С.

    Ответы: 1.Г 2.А 3.В. 4.Г 5.А 6.В 7.В.

    6. Итог урока

    7. Домашнее задание подготовка к контрольной работе.

    Файлы: Физики и лирики..doc
    Размер файла: 46592 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология