Автор конспекта:
Автор(ы): — Новикова Анна Вячеславовна
Место работы, должность: — МБОУ СОШ №15 г. о. Коломна Московская область, учитель физики
Регион: — Московская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Физика
Цель урока: —
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
"Физика 7" учебник под ред. Перышкина
Используемое оборудование: —
компьютер, проектор, экран, лист для выставления баллов, карточки-задания, разноцветные карточки (красные и желтые), стальной шар, проходящий через кольцо, колба с подкрашенной водой, колба, сосуд с водой, три спиртовки, спички, кусочки парафина, ластики, пластилин.
Краткое описание: — Закрепление учащимися знаний по теме "Первоначальные сведения о строении вещества" в игровой форме
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Первоначальные сведения о строении вещества»
Цель:обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
Задачи:
— закрепить основные положения МКТ строения вещества;
— закрепить выработанные умения и навыки при решении практических задач;
— научить работать индивидуально, в группах, в парах;
— заложить первые представления о познаваемости явлений природы, опираясь на жизненный опыт учащихся;
— показать взаимосвязь предметов: физики, химии и литературы.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, лист для выставления баллов, карточки-задания, разноцветные карточки (красные и желтые), стальной шар, проходящий через кольцо, колба с подкрашенной водой, колба, сосуд с водой, три спиртовки, спички, кусочки парафина, ластики, пластилин.
Ход урока:
Учитель: Дорогие ребята, на нашем уроке сегодня мы вспомним все, что изучали по теме «Основы молекулярной физики. Строение вещества».
Сегодня мы обобщим, систематизируем и закрепим свои знания и приобретенные умения и навыки.
Для чего нужно знать строение вещества?
Как ответ на этот вопрос читаются слова М.В. Ломоносова, написанные на доске:
«Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей».
Знание строения вещества необходимо для того, чтобы понимать все физические явления в природе.
Учащиеся делятся на три команды: Вещество, Явление, Взаимодействие.
Задание 1
Все вещества состоят из очень маленьких частиц. Между этими частицам имеются промежутки. Поэтому мы можем изменить объем тела за счет увеличения или уменьшения промежутков.
Вопросы
Варианты ответов
Как изменится взаимное расположение частиц, когда мы…
1. частицы отодвигаются друг от друга
2. частицы приближаются друг к другу
Вы знаете, что свойства тел зависят от их температуры. Как изменяется объем тела при его…
1. увеличивается
2. уменьшается
3. не изменяется
Как изменяются промежутки между частицами воздуха в надувном детском шаре, если мы…
1. увеличиваются
2. не изменяются
3. уменьшаются
Ученики выполняют задание в тетрадях. Обмениваются тетрадями. Идет взаимопроверка. Сверяются с ответами, написанными на обратной стороне доски:
I 1. II 2. III 1. IV 2. V 3. VI 3.
Ниже на этой стороне доски записана норма оценок:
0 — «5», 1-2 — «4», 3-4 — «3», 5-6 — «0».
Учитель:Поднимите руки те жители улицы Явление, кто из вас получил «4» и «5»? А теперь поднимите руки жители улицы Вещество и жители Взаимодействия.
Оценки выставляются в таблице, изображенной на доске.
Задание 2
Учитель:Докажите с помощью приборов, находящихся на столе, что вещества состоят из частиц, разделённых промежутками. Прошу к столу представителей от каждой улицы. Если представитель не справляется с заданием, жители города могут ему помочь.
Задание 3
Учитель:Все мы жители города Молекулярный – молекулы. Но, хорошо ли мы знаем самих себя? Достаньте из конвертов красную и желтую карточки. Я задаю вопрос. Если вы согласны, то поднимаете красную карточку, если нет, то поднимаете желтую карточку.
Баллы заносятся в таблицу.
Задание 4
Учитель:
- Жителям ул. Явление изготовить из пластилина модель молекулы воды.
- Жителям ул. Вещество – модель молекулы кислорода.
- Жителям ул. Взаимодействие – модель молекулы водорода.
Пройти по рядам, проверить изготовленные модели. Выставить баллы в таблицу.
Задание 5
Учитель:Какое явление называется диффузией? Дайте объяснение пословицам.
- Пословица для жителей ул. Вещество: «Нарезанный лук сильнее пахнет».
- Пословица для жителей ул. Явление: «На мешке с солью и веревка соленая».
- Пословица для жителей Взаимодействие: «Если цветок коричневого дерева положить в вазу, его аромат все равно распространяется далеко вокруг».
За каждый правильный ответ в таблицу заносится 1 балл.
Задание 6
Учитель:Ответьте письменно на вопросы:
Взаимопроверка. Учитель диктует правильные ответы.
Норма выставления баллов написана на доске: 0 — «5», 1 — «4», 2-3 — «0»
Поднимите руки те жители, которые получили «4» и «5».
Учитель заполняет таблицу.
Задание 7
Учитель:Объясните:
За каждый правильный ответ баллы выставляются в таблицу.
Задание 8
Учитель:В каком состоянии находится вещество?
Самопроверка. Ответы написаны на доске:
0 — «5», 1 — «4», 2 — «3», 3 — «2», 4 – «1», 5 – «0».
Задание 9
Учитель:А теперь любой из вас может заработать для своей улицы дополнительный балл.
Подведение итогов:
По окончании игры жюри подсчитывает общий балл каждой команды. Команда, заработавшая больше всего баллов, получает за игру пятерки, вторая команда получает за игру четверки, которые выставляются в журнал.
Файлы: Приложение 3.ppt
Размер файла: 6141952 байт.