Автор конспекта:
Автор(ы): — И.Л.Горбатовская

Место работы, должность: — МОУ «Гимназия №1″ г.Сосновоборска, учитель информатики

Регион: — Красноярский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: — Практическое руководство содержит краткий теоретический материал и задания по различным темам.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
— — Практическое руководство по языку Паскаль
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Составитель: Горбатовская И.Л.
— — Сосновоборск – 2006


Содержание
Стр.
Введение
4
§ 1 Алфавит языка Паскаль. Организация данных. Структура программы. Оператор присваивания.
7
§ 2 Работа в системе Турбо Паскаль.
10
§ 3 Операции над числовыми переменными. Логические операции.
12
§ 4 Ввод-вывод в Паскале. Процедуры модуля CRT.
14
§ 5 Условный оператор.
17
§ 6 Оператор выбора.
21
§ 7 Оператор безусловного перехода. Метки.
22
§ 8 Организация циклов.
23
§ 9 Массивы.
29
п. 9.1. Одномерные массивы.
29
п. 9.2. Двумерные массивы (матрицы).
34
§ 10 Строковые переменные.
41
§ 11 Подпрограммы.
44
— — — —
Введение.
Основные понятия темы «Алгоритмы».
Алгоритм – это последовательность действий, которые должен выполнить исполнитель для достижения конкретной цели.
Слово «алгоритм» происходит от algorithmi – латинской формы написания имени великого математика IX века аль-Хорезми, который сформулировал правила выполнения четырёх арифметических действий. Первоначально под алгоритмами понимали только правила выполнения арифметических действий. В дальнейшем это понятие стали использовать для обозначения любой последовательности действий, приводящих к решению поставленной задачи.
Алгоритм содержит несколько шагов.
Шаг – отдельное законченное действие.
Исполнитель – это объект, умеющий выполнять определённый набор действий. Исполнителем может быть человек, животное, робот, компьютер.
Система команд исполнителя (СКИ) – это все команды, которые исполнитель умеет выполнять.
Среда исполнителя: обстановка, в которой функционирует исполнитель.
Выполняя алгоритм, исполнитель может не вникать в смысл того, что он делает, и тем не менее получать нужный результат. В таком случае говорят, что исполнитель действует формально, т.е. отвлекается от содержания поставленной задачи и только строго следует некоторым правилам, инструкции.
Построение алгоритма для решения задачи из какой-либо области требует от человека глубоких знаний в этой области. На поиски алгоритма решения некоторых задач учёные затрачивают годы. Но решение задачи по уже созданному готовому алгоритму не требует каких-либо рассуждений и сводится только к строгому выполнению команд алгоритма.
В этом случае исполнение алгоритма можно поручить не человеку, а машине. Действительно, простейшие операции, на которые при создании алгоритма расчленяется процесс решения задачи, способна реализовать и машина. Это положение лежит в основе работы автоматических устройств, автоматизация деятельности человека.
— — Свойства алгоритма:
· Дискретность (прерывность, раздельность) – разбиение алгоритма на шаги;
· Понятность – каждый шаг алгоритма должен быть понятен исполнителю;
· Точность – указание последовательности шагов;
· Массовость – использование алгоритма для решения однотипных задач.
Способы описания алгоритма:
· Словесный (письменно или устно);
· Графический (стрелками, рисунками, блок-схемами);
· Программный.
В 60-70-х годах ХХ века активно развивалась методика, которая получила название «структурное программирование». Первый принцип структурного программирования заключается в том, что при построении алгоритма используются три базовые алгоритмические структуры: следования (линейный), ветвление, цикл.
Алгоритм называется линейным, если он содержит N шагов, и все шаги выполняются последовательно друг за другом от начала до конца.
Алгоритм называется разветвляющимся, если порядок выполнения шагов изменяется в зависимости от некоторых условий.
Алгоритм называется циклическим, если определённая последовательность шагов повторяется несколько раз в зависимости от заданной величины (параметра цикла).
Тело цикла – это шаги алгоритма, которые выполняются несколько раз.
Параметр цикла – величина, от которой зависит число повторений в цикле.
Вторым фундаментальным принципом структурного подхода является метод последовательной детализации. Последовательная детализация – это построение алгоритма «сверху-вниз». Сначала строится основной алгоритм и в нём записываются обращения к вспомогательным алгоритмам первого уровня, которые могут содержать обращения к вспомогательным алгоритмам второго уровня, и т.д.
Этапы решения задач на компьютере
1) Постановка задачи:
· Сбор информации о задаче;
· Формулировка условия задачи;
· Определение конечных целей решения задачи;
· Описание данных.
2) Анализ и исследование задачи:
· Подбор необходимых формул, уравнений, неравенств.
3)Разработка алгоритма:
· Определение типа алгоритма;
· Выбор формы записи алгоритма;
· Проектирование алгоритма.
4) Программирование:
· Выбор языка программирования;
· Уточнение способов ввода данных;
· Запись алгоритма на выбранном языке программирования.
5) Тестирование и отладка программы.
6) Анализ результатов решения задачи.
7) Сопровождение программы:
· Составление пояснительной записки к программе.

Вопросы для самоконтроля.
1. Какую последовательность предписаний можно назвать алгоритмом?
2. Что называется системой команд исполнителя? Поясните на примере.
3. Какие свойства алгоритмов позволяют человеку автоматизироватьих выполнение?
4. В чём состоят основные принципы структурного программирования?
— — — — — — —
§ 1Алфавит языка Паскаль. Организация данных. Структура программы. Оператор присваивания.
Одним из наиболее популярных сегодня языков программирования является язык Паскаль, стандарт которого был принят в 1973 году. Этот язык был разработан швейцарским профессором Никлаусом Виртом и был назван в честь французского учёного, изобретателя механический вычислительной машины – Блеза Паскаля.
Как каждый язык, Паскаль имеет свой алфавит. В него входят: латинские буквы, цифры от 0 до 9, специальные знаки (+, -, /, *, =, , =(больше либо равно), (не равно), [, ], ;, : и т.д), а так же служебные слова (из английского языка begin, end, for, while и др.).
Программа, написанная на языке Паскаль, предназначена для обработки данных. В зависимости от способа хранения и обработки в ЭВМ данные можно разбить на две группы: константы и переменные.
Константы – это те данные, значения которых не изменяются в процессе работы программы.
Переменные – это те данные, значения которых могут изменяться в процессе работы программы.
Все данные программы должны иметь индивидуальную идентификацию (имя). Приведём наиболее важные ограничения, имеющие место при выборе имён.
1) В качестве имени нельзя использовать служебные слова.
2) Имя состоит из латинских букв, цифр и знаков подчёркивания.
3) Имя должно начинаться с буквы.
4) Имя может быть любой длины, но значимыми являются только первые 8 символов.
5) Символ подчёркивания не воспринимается ЭВМ. Например, имена Time_OFи TIMEOF – идентичны.
Каждое имя соответствует некоторой ячейке памяти, куда записывается значение переменной величины. Ячейка – понятие условное, это последовательность разного количества байтов памяти, которое определяется типом данных.
Тип переменной определяет не только величину ячейки, но и множество значений этой переменной, а также набор операций, которые к ней могут быть применены.
Типы величин.
простые
сложные
целые
Byte (0..255)
Word (0..65535)
Shorting (-128..127)
Integer (-32748..32748)
Lonint (-2147483647..2147483647)
Массивы (array)
Перечисляемый
Ограниченный
Строковый (string)
Множества (set)
Записи (record)
Файлы (file)
вещественные
Real± (от 2.9*10-39 до 1.7*1038 , » до11 знака )
double± (от 5*10-324 до 1.7*10308 , » до15 знака )
символьные
Char(значением может быть только 1 символ)
логические
Boolean (принимает одно из двух значений:true или false)
Программа на Паскале состоит из двух частей: описания используемых данных и программного блока.
Общий вид программы:

Могут отсутствовать


Program (имя программы); Имена стандартных модулей;
Label (список меток);
Const (список констант);
Type (описание сложных типов данных);
Var (описание типов переменных);
{функции и процедуры}
Begin (начало программы)

Содержит операторы, описывающие алгоритм решения задачи.


(тело программы)
End. (конец программы)

Правила записи программы на языке Паскаль.
· Имя программы не должно содержать более 8 символов и соответствовать правилам записи имён переменных.
· Программа начинается со слова programи заканчивается словом end с точкой.
· Операторы, разделы и описания разделов заканчиваются точкой с запятой.
· В разделе описания типов переменных имена переменных одного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип. Описание каждого типа заканчивается точкой с запятой.
Программный блок содержит операторы, описывающие алгоритм решения задачи. Оператор – указание, которое определяет характер и последовательность выполнения действий по обработке данных. Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, — присваивание переменной нового значения.
Общий вид оператора присваивания:
Имя переменной:= арифметическое выражение.
Знак «:=» читается «присвоить». При выполнении оператора присваивания рассматривается арифметическое выражение, из ячеек оперативной памяти, соответствующих стоящим там именам, вносятся в процессор значения и выполняются указанные действия над данными. Полученный результат записывается в ячейку памяти, имя которой указано слева. Если значение переменной не определено, то ему присваивается значение 0.
Например,
х:=3.14; (переменной х присваивается значение 3.14)
а:=b+c; (из ячеек b и c считываются заранее помёщённые уда данные, вычисляется сумма, результат записывается в ячейку а)
i:=i+1; (значение переменной увеличивается на единицу)
Для типов переменной слева и арифметического выражения справа от знака присваивания существуют ограничения:
1) если переменная слева вещественного типа, то арифметическое выражение может быть как целого, так и вещественного типа;
2) если переменная слева целого типа, то арифметическое выражение только целочисленное.
Задания.
1. Определите, почему не работают программы с приведёнными ниже заголовками:
a) programma Juk;b) program Begin; program Школа.
2. Определите, какие из приведённых ниже имён и почему нельзя использовать в качестве имён переменных:
a) seleznew_Petr_11b; b) F7_1f2; c) Dog-Cat; d) Petr Ivanov 10d; e) Alfa;
f) WR12.23 g) 10b_Petrov; h) Alfa/Beta.
3. Выполните операторы присваивания и определите значения всех переменных.


а) Var k, x, a, y, b: real;
x:= 3.75;
k:=2*x+0.3;
a:=3*x+0.05;
y:=k+1.7;
b:=2*a+x;
в) Var k, t, q, y,l: real;
k:=105.6;
t:=4.6;
q:=-7.3+t;
y:=q+2*t-l*k;
l:=2*q;


4. Запишите в виде операторов присваивания следующие действия:
а) переменной tприсвоить среднее арифметическое значение переменных u,v,w;
b) значение переменной a уменьшить на 5.1;
c) в качестве нового значения переменной z принять её текущее значение возведённое в куб;
d) переменной с присвоить сумму квадратов переменных a и b.
5. Заданы значения переменных а=12; b=5. Каковы будут значения этих переменных после выполнения следующих фрагментов программы:
a) a:=b; b:=a; c:=a+b;
b) f:=a; a:=b; b:=f; c:=a+b;
§ 2 Работа в системе Турбо Паскаль.
Интегрированная среда Турбо Паскаль включает в себя средства подготовки исходной программы, библиотеки, компилятор, компановщик, отладчик.
Средства подготовки исходной программы - это текстовый редактор для набора и редактирования текста программы.
Библиотеки – специальные программы, содержащие стандартные модули (готовые программы), которые можно вставить в программу, вызывая по имени (графический модуль, модуль CRT).
Компилятор (compiler) – программа, для перевода исходного текста в машинные коды.
Компановщик (liker) – программа, предназначенная для добавления к программе кодов из библиотечных модулей и соединения программы в единое целое.
Отладчик (debugger) – программное средство, позволяющее проверить программу и устранить выявленные ошибки.
Все компоненты интегрированной среды тесно взаимосвязаны и не могут работать отдельно друг от друга.
Загрузка системы осуществляется запуском файла turbo.exe. После загрузки системы на экране появляется рабочий стол системы. В верхней части экрана расположено главное меню, в нижней – назначение горячих клавиш.

FileEditSearchRunCompileDebugToolsOptionsWindowHelp

╔═[■]═════════════ NONAME00.PAS ════════1═[↕]═╗







╚═══════ 1:1 ═════◄■▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒►─┘
F1 HelpF2 SaveF3 OpenAlt+F9 CompileF9 MakeAlt+F10 Local menu
— — — — — — —

— — — — — Пункт File – содержит в себе опускающееся меню работы с файлами. Пункт Compile – содержит в себе опускающееся меню компиляции файлов.

Compile Alt+F9

Make F9
Build
Target… Real
Primary file…
Clear primary file
Information…

— Создать новый файл

New
Open… F3
Save F2
Save as…
Save all
Change dir…
Print
Printer setup…
DOS shell
Exit Alt+X


Открыть файл

— Сохранить файл

Компилировать файл

Выход из программы

— — — — — — —
Пункт Run – содержит в себе опускающееся меню запуска программ на исполнение.

Выполнить программу

Run Ctrl+F9
Step over F8
Trace into F7
Go to cursor F4
Program resetCtrl+F2
Parameters…


— — — — Для просмотра результатов работы используйте клавиши Alt+F5.

§ 3 Операции над числовыми переменными. Логические операции.
Для работы с числами используют шесть операций:
1. «+» сложение
2. «-» вычитание
3. «*» умножение
4. «/» деление
5. mod остаток от деления
6. div целая часть от деления
Находить остаток от деления и делить нацело можно только целые числа. Например, 5 mod 2 = 1, 5 div 2 = 2.
Если один из операндов имеет вещественный тип, то результат операции будет вещественным. Выражения в Паскале записываются в строку. Выполнения операций производится согласно приоритету: выражения в скобках, умножение, деление, mod, div, сложение, вычитание.
Стандартные математические функции.
Функции
Тип аргумента
Тип значения функции
Действие функции
Abs(x)
Integer, real
Как у х
Модуль х
Exp(x)
Real
Real
ех
Cos(x)
Real
Real
Cos x, x- в радианах
Sin (x)
Real
Real
Sinx, x- в радианах
Arctan(x)
Real
Real
Arctg x
Ln(x)
Real
Real
Натуральный логарифм х
Sqr(x)
Integer, real
Как у х
х2
Sqrt(x)
Real
Real
Öх, х ³ 0
Random(x)
Integer
Real
Если х не указано, то случайное число от 0 до 1. Если х – указан, то число от 0 до х.
Pi
Real
Число p. Точность зависит от процессора.
Int(x)
Real
Real
Целая часть х
Trak(x)
Real
Real
Дробная часть х
Trund(x)
Real
Integer
Целая часть х
Round(x)
Real
Integer
Значение х, округлённое до следующего целого числа
Odd(x)
Integer
boolean
Значение функции true, если х – нечётное, и false – если х – чётное.
Для записи условий используют логические выражения, которые записываются при помощи логических операций.
Приоритет
Операция
Значение
0
Not
Отрицание
1
And
Логическое умножение (конъюнкция И)
2
Or
Логическое сложение (дизъюнкция ИЛИ)
3
=
Равно

Не равно
=
Не меньше
Таблица истинности логических операций
a
b
not (a)
a and b
a or b
true
true
false
true
true
false
true
true
false
true
true
false
false
false
true
false
false
true
false
false
Задания.
1.Определите результаты операций:
a) x:=3 mod 5;b) x:=7 div 3 +7 mod 3;c) x:= 27 div 3 div 3;d) x:= 27 mod 5 + 3.
2. Определите значение логической переменной u (w:=true; v:=true; h:=false):


a) u:= v and h or w;
b) u:= v and h or w = h;
c) u:= v and h or (w = h);
d) u:=v and (h or w) = h;
e) u:= not h or w;
f) u:= not (h or w);
g) u:= not h and w;
h) u:= not (h and w);
i) u:= not h and not w;
q) u:= not h or not w.


3. Определите результат вычислений:
a) y:= sqr(sin(0.5))+sqr(cos(0.5));
b) y:= sqrt(sqr(3)+sqr(4));
c) y:= int(3.7)+round(3.7);
d) y:=abs(cos(Pi)-sin(Pi/2)).
4. Вставьте в выражения скобки, если они необходимы, и удалите лишние:
a) (sqr(x)*2)/5+sin Pi;
b) ((x+2)*x/(x+5);
c) ((x*2)+x)/(x*5);
d) (sin(x))+(sqr(sin(x)));
e) (abs(2*(x/5)))+1.
5. Запишите по правилам языка Паскаль следующие выражения:
a); b) tgx;c) 3×2+2×2+1; d) x5;e) (1-x2+5sinx)2.
6. Напишите наиболее короткие вычисления: y=x8; y=x10; y=x15; y=x19.
7. Каким формулам соответствуют соответствующие арифметические выражения:
a) (a+b)/(x+y);b) 2.3*z*sqrt(x+y);c) (sqr(a)+sqr(b))/a+b)*3*a/sqr(x).
8. Вычислите значения выражений:
a) (5+7*2)*7;
b) 3-8+21 div 3;
c) (2+3) mod 7 -2;
d) 5-2/10;
e) (5+2)/10;
f) 7/7 mod 2.
9. Запишите операторы присваивания, определяющие значения переменной Х по следующим правилам:
a) Х=a+;
b) X=;
10. Найдите ошибки в каждом из следующих операторов присваивания:
a) X=I+4;
b) X:=2,76*A;
c) X:=A/-D;
d) P:=2.5 MOD 2;
e) 3*X:=L;
f) 1:=7 mod 2.
§ 4 Ввод-вывод в Паскале. Процедуры модуля CRT.
Для сообщения данных компьютеру служат операторы ввода и вывода. Оператор ввода помещает вводимое значение переменной в отведённую для неё ячейку. Операторы ввода:
Read (список имён);
Readln (список имён);
Оператор read (читать) останавливает работу программы и ждёт пока пользователь наберёт на клавиатуре значение переменнойи нажмёт . Если список ввода содержит несколько имён, то для каждого надо ввести своё значение. Значения вводятся через пробел, или через запятую, или пи нажатии клавиши . После работы этого оператора курсор располагается за последним числом, но не переводится на новую строку. Для перевода курсора на новую строку используется оператор readln.
Для вывода результатов работы программы на экран дисплея служат операторы вывода:
Write (список вывода);
Writeln (список вывода);
Оператор write (писать) выводит данные на экран дисплея. Список вывода – перечисленные через запятую имена переменных, арифметические выражения. Также в список вывода, для пояснения, входят заключённый в апострофы тексты. Перевод курсора на новую строку осуществляется оператором пустого ввода
writeln;
Если надо перевести курсор после печати, то применяетсяwriteln.
Для вывода вещественных переменных указывают параметры выводимого формата. Первое число указывает количество символов в числе, второе – количество знаков после запятой.
Например, writeln (‘пи=’, PI:2:1);
На экран будет выведено сообщение: пи=3.1
В составе Турбо Паскаля есть специальный модуль с именем CRT, в котором располагаются процедуры и функции для управлением выдачей текста на экран, изменением цвета, анализа нажатия клавиш.
В текстовом режиме экран дисплея можно рассматривать как множество позиций. В каждой позиции может быть изображён один символ. Большинство дисплеев имеют по 80 позиций в строке (столбцы) и 25 строк на экране. Строки нумеруются сверху вниз, начиная с 1, столбцы – слева направо, тоже начиная с 1.
Весь экран целиком и любая его прямоугольная область могут представлять собой текстовое окно. Это значит, что для такой прямоугольной области можно задать её собственный цвет (он называется цветом фона) и цвет символов, изображаемых в окне.
Для работы с окнами используются следующие процедуры и функции:
— — Процедуры и функции модуля CRT.
Процедуры:
1. — Window (X1,Y1,X2,Y2)
Определяет положение текстового окна на экране.
2. — Clrscr
(clear screen) очистка экрана.
3. — Gotoxy (m,n)
Установка курсора в позицию mстроки n.
4. — Textbackground (c)
Установка цвета фона (0 £ c £ 15).
5. — Textcolor ( c )
Установка цвета шрифта (0 £ c £ 15).
6. — Delay (n)
Приостановка выполнения программы на n миллисекунд.
7. — Sound (n)
Запуск звукогенератора с частотой тока n Гц.
8. — Nosound
Отключение звукового сигнала.
Функции:
1.
Keypressed
Функция может принимать 2 значения: true или false.Значение true. Если на клавиатуре ещё не нажата какая-либо клавиша,и false – в противном случае.
2.
Readkey
Ввод символа с клавиатуры без отображения его на экране.
(1,1)

Окно совпадает с экраном

(Х1, У1)

Текстовое окно

— — — — —
(Х2, У2)
(80,25)
Например, рассмотрим оформление программы вычисляющей сумму двух обыкновенных дробей .

- подключение модуля CRT

— — - определение цвета фона (бирюзовый)
- определение цвета текста (чёрный)
- очистка экрана
- курсор устанавливается в позицию (5,5), где ожидается ввод значения числителя первой дроби
— — — — — — — — — — - ожидание нажатия любой клавиши для выхода из программы
programsum_drob; uses crt;
var a,b,c,d,e,f:integer;
begin
textbackground (3);
textcolor (0);
clrscr;
gotoxy (5,5); read(a);
gotoxy (5,6); write (‘—‘);
gotoxy (5,7); read(b);
gotoxy (8,6); write (‘+’);
gotoxy (9,5); read(c);
gotoxy (9,6); write (‘—‘);
gotoxy (9,7); read(d);
f:=b*d;
e:=a*d+b*c;
gotoxy (11,6); write (‘=’);
gotoxy (12,5); write(e);
gotoxy (12,6); write (‘—‘);
gotoxy (12,7); write(f);
Readkey;
End.
Задания.
1) Напишите программу вычисления среднего арифметического двух чисел.
2) Напишите программу вычисления расстояния между двумя точками плоскости.
3) Напишите программу вычисления площади треугольника по формуле Герона.
4) Напишите программу вычисления площади и гипотенузы прямоугольного треугольника, если известны его катеты.
5) Напишите программу определения времени встречи двух автомобилей, если известно расстояние между двумя пунктами, откуда они вышли навстречу друг другу одновременно, а также их скорости.
6) Найдите сумму цифр заданного трёхзначного числа.
7) Зал кинотеатра вмещает n рядов кресел по m мест в ряду. Стоимость билетов с 1 по [n/3] ряд x рублей, с[n/3]+1 по [2n/3] ряд – y рублей, с[2n/3] +1 по n ряд z рублей. Составьте программу вычисления общей стоимости билетов, если зал заполнен полностью. [] – целая часть.
§ 5 Условный оператор.
В практике хорошо известны задачи, дальнейший ход решения которых зависит от выполнения какого-либо условия. Команды, с помощью которых записываются алгоритмы подобного типа (разветвляющиеся), называются командами ветвления. Команде ветвления в Паскале соответствует условный оператор.
Условный оператор может иметь две формы:

THEN

— Условие

Оператор

IF

Да

Нет

Условие

Оператор 1

IF

THEN

Да

Нет

Оператор 2

ELSE


Неполная форма Полная форма
— — — — — — IF условие THEN оператор IF условие THEN оператор1 ELSE оператор2
В неполной форме действие выполняется тогда и только тогда, когда выполняется записанное условие. В случае невыполнения условия происходит переход к следующему оператору.
В полной форме в случае выполнения условия выполняется одно действие, а в случае невыполнения – другое.
Каждая структура имеет один вход и один выход. Для записи оператора ветвления используют английские слова: IF – если, THEN – то, ELSE – иначе.
Если после слов THEN и ELSEнадо выполнить не один оператор, а несколько, то их записывают между служебными словами BEGIN и END.
Перед словом ELSE точка с запятой не ставится.
Каждую пару BEGINEND рекомендуется записывать в одном столбце:так легче проверить соответствие.
Например,
If ab then a:=a-b
else b:=b-a;
until a=b;
write (‘НОД=’, a);
readln;
end.

ЦИКЛ СО СЧЁТЧИКОМ (С ПАРАМЕТРОМ).

I:=N1, N2

— ТЕЛО
ЦИКЛА

Выполняется до тех пор, пока IN2


FOR I:=N1 TO N2 DO
BEGIN
Тело цикла
END;
Читается как «для I начиная с
N1 до N2 выполнить оператор».
Переменная I называется переменной цикла (или параметром), её значение меняется от меньшего значения до большего. Если N1>N2, то цикл не выполнится ни разу.
Для организации цикла в котором параметр изменяется от большего значения к меньшему используют следующую форму:
FOR I:=N1 DOWNTO N2 DO
BEGIN
Тело цикла
END;
Если в цикле нужно выполнить лишь один оператор, то служебные слова BEGIN и END можно пропустить.
Рассмотрим задачу вычисления an.
Programzadacha;
Var a, i, p: integer;
Begin
Write (‘введите два натуральных a и n’);
Readln (a, n);
p:=1;
For i:=1 to n do p:=p*a;
write (‘a в степени n равно ’, p);
readln;
end.
Внутри цикла может находиться другой цикл, но необходимо, чтобы циклы имели разные переменные и внутренний цикл полностью находился в теле внешнего цикла.

Задания.
1. Какие из приведённых ниже программ содержат ошибку, приводящую к «зацикливанию»:
a) i:=0; for m:=10 to 0 do i:=i+1; writeln (i);
b) i:=0 repeat i:=i+1 until i:=0; writeln (i);
c) i:=0; while (i=0) or (i1 dobegin
x:=x+1;
y:=y-1;
end;
sum:=x+y;
4. Что будет выведено на экран после выполнения следующих операторов:
p:=1; i:=1;
repeat
p:=p*2;
i:=i-1;
untili, , n then m:=m-n
else n:=n-m;
NOD:=m
End;
Beginwrite (‘Введите числители и знаменатели дробей:’);
Readln (a, b, c, d);
e:=a*d-b*c; f:=b*d;
if e=0 then writeln (e)
else begin
e:=e div NOD (abs(e),f);
f:=f div NOD (abs(e),f);
writeln (e,’/’,f);end;
end.
Решение 2.
Program Sub2;
Var a,b,c,d,e,f,g: integer;
Procedure NOD (m,n:integer; var k:integer);
Begin While mn do
If m>n then m:=m-n
else n:=n-m;
k:=m
End;
Beginwrite (‘Введите числители и знаменатели дробей:’);
Readln (a, b, c, d);
e:=a*d-b*c; f:=b*d;
if e=0 then writeln (e)
else begin
NOD(abs(e),f,g);
e:=e div g;f:=f div g;
writeln (e,’/’,f);
end;
end.
Задания.
Во всех задачах используйте подпрограммы.
1. Треугольник задан координатами своих вершин. Составить программу вычисления его площади.
2. Составить программу нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного двух натуральных чисел.
НОК (А, В)=
3. Составить программу нахождения наибольшего общего делителя четырёх натуральных чисел.
4. Написать программу нахождения сумму большего и меньшего из 3 чисел.
5. Вычислить площадь правильного шестиугольника со стороной а, используя подпрограмму вычисления площади треугольника.
6. Проверить, являются ли данные три числа взаимно простыми.
7. Написать программу вычисления суммы факториалов всех нечётных чисел от 1 до 9.
8. Даны две простых дроби. Составить программу:
а)деления дроби на дробь.
б) умножения дроби на дробь.
9.Дано натуральное число N. Составить программу формирования массива, элементами которого являются цифры числа N.
10. Составить программу, определяющую, в каком из данных двух чисел больше цифр.
11. Заменить данное натуральное число на число, которое получается из исходного записью его цифр в обратном порядке.
12. Найти все натуральные n-значные числа, цифры в которых образуют строго возрастающую последовательность.
— — — — — — — — — — — —
— — — — — — — — — пословицы

Семеро одного монитора не ждут.
Каждому программисту компьютер выдаёт то, что он заслуживает.
Не спрашивай старого программиста, спрашивай бывалого.
Хороша верёвка длинная, а программа короткая.
Снявши оператор вывода по ответу не плачут.
Программу циклом не испортишь.
Кто как программирует, тот так и ест.
Маленький алгоритм лучше большого безделья.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Файлы: Практическое руководство по языку Паскаль.doc
Размер файла: 463872 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология