Автор конспекта:
Автор(ы): — Андреева Наталия Борисовна

Место работы, должность: —

учитель истории высшей квалификационной категории МБОУ "Батыревская СОШ №1"

Регион: — Республика Чувашия

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Уровни образования: — среднее профессиональное образование

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — образовательная технология

Краткое описание ресурса: —

Презентация технологии Практико-ориентированное обучение на уроках истории. Подготовлена для участия в конкурсе Лучшая модель эффективного внедрения педагогической технологии в образовательный процесс

Перед современной школой ставится множество задач, среди которых, не менее чем получение знаний, умений и навыков имеет значение развитие мышления учащихся, их творческих способностей, а значит, правильно организованное обучение должно быть максимально приближено к современной жизни, к сегодняшним реалиям, иметь под собой основу для будущего.

Анализ заданий ЕГЭ показал, что большая часть заданий по истории требует не простого знания фактов и событий, а анализа источников, умения применять знания и умения на практике, сравнительно-сопоставительного анализа. Лишь треть вопросов контрольно-измерительных материалов по истории имеет цель проверки репродуктивных знаний, а две трети направлены на проверку практических умений. При достаточно хорошем знании дат, фактов, понятий (по большинству этих элементов проверка ответов на задания части А характеризуется высокими показателями их верного выполнения), выпускники более всего затрудняются в выполнении заданий, выявляющих умения систематизировать, классифицировать исторические материалы, определять и сравнивать существенные черты отдельных исторических периодов, подтверждать обобщенные суждения, выводы конкретными примерами, соотносить ряды представленной информации между собой. Это свидетельствует о том, что без опыта организации серьезной, требуемой стандартами самостоятельной аналитико-синтетической деятельности старшеклассников выполнение многих заданий экзаменационной работы становится проблематичным.

В результате тщательного анализа были сделаны следующие выводы:

1. Необходимость перехода в старших классах средней школы к новому, по сравнению с основной девятилетней школой, уровню изучения истории, основанному преимущественно на организации активной, самостоятельной познавательной деятельности учащихся, учитывающему интересы и мотивы приобщения школьников к изучению истории. Эта деятельность должна быть направлена на реализацию определенных стандартами исторического образования целей обучения истории: освоение систематизированных знаний; формирование исторического мышления; овладение умениями и навыками поиска, систематизации, анализа исторической информации; развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.

2. Перестройка процесса обучения таким образом, чтобы на занятиях было обеспечено главенство мышления учащихся над памятью, самостоятельной деятельности под руководством учителя над монологическим способом информирования школьников.

3. Переход к проблемно-тематическому способу изучения предмета, к расширению практики решения познавательных задач.

Основа подобных подходов закладывается на уровне блочно-тематического планирования, на первом этапе предусматривается преподнесение материалов лекционным методом с постановкой задач и определением актуальности ее изучения, выделением основных проблем темы. Затем организуется комплекс семинарских, практических, лабораторных занятий, на которых учащиеся самостоятельно прорабатывают выделенные вопросы, решают поставленные проблемы. На заключительном этапе происходит обобщение результатов работы, проверка освоения знаний и умений в форме зачетов. Материал изучается крупными блоками, что позволяет сопоставлять особенности, характерные черты каждого этапа исторического развития, прослеживать изменения, происходящие в различных сферах жизни общества.

Большое значение для эффективного выполнения требований стандартов и создания условий для успешной сдачи единого экзамена имеет использование многообразных форм организации учебной деятельности старшеклассников, особенно таких, которые способствуют созданию атмосферы обсуждения дискуссионных вопросов истории, применению умений рассматривать альтернативы исторического развития, аргументировать свои суждения. Наряду с традиционными уроками можно и нужно использовать нетрадиционные формы занятий: уроки-практикумы с проведением анализа исторических источников, обучение приемам анализа; уроки, основанные на имитации общепринятых форм общения – пресс-конференции, «круглого стола», интервью, международной панорамы, устного журнала и др.; уроки в форме соревнования: защита самостоятельно подготовленных проектов, игра «Что? Где? Когда?» и др.; интегрированные уроки, основанные на использовании межпредметных связей (совместное изучение или зачет по отдельным темам истории и обществознания, истории и литературы, истории и мировой художественной культуры, истории и ряда предметов естественнонаучного цикла, когда речь идет об истории развития науки, выдающихся деятелях науки, глобальных проблемах современности). На такой основе наиболее эффективно осуществляется формирование не только предметных умений и навыков учащихся, но и развитие общеучебных умений, реализация компетентностного подхода в обучении истории.

Подобного рода организация деятельности на уроках истории обеспечивает реализацию требований стандарта к развитию способностей учащихся понимать «особенности исторического, историко-социологического, историко-политического, историко-культурологического» анализа, уметь «использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений». Следовательно, одновременно создаются возможности для успешного выполнения многих заданий письменной экзаменационной работы, представленных особенно в частях 2 (В) и 3(С).

В условиях значительного изменения в старших классах соотношения конкретно-исторических и обобщающих материалов в пользу последних существенной методической проблемой становится актуализация знаний, полученных в основной школе. Распространенное пока еще явление при изучении истории в старших классах – изложение конкретно-исторических материалов на том же уровне, как они изучались в основной школе, — ведет к нарастанию дефицита учебного времени, столь нужного для более глубокого изучения проблем истории и активного развития умений учащихся. Целесообразно организовывать самостоятельное, в том числе домашнее, повторение изученных ранее событий в разной форме – в виде хроники событий, таблиц, отражающих этапы тех или иных процессов: подготовки сообщений о значительных событиях, деятельности школьников не на воспроизводящем, а на преобразующем, творческо-поисковом уровне в рамках семинаров и практикумов, проведения эвристических бесед в ходе лекции учителя и т.п.

Как реализуется практико-ориентированная технология? Во-первых, начинается она с обдумывания тематического планирования. Количество часов сокращается, объем ежегодно растет. Некоторые темы приходится укрупнять в блоки, а некоторые сокращать посредством превращения в схемы, графики, рисунки.

Во-вторых, в результате анализа заданий ЕГЭ формируется список приоритетных тем, проверяемых на итоговой аттестации. Им соответственно уделяется особое внимание.

В-третьих, домашние задания носят практический характер, отвечают требованиям заданий ЕГЭ типа С.

В-четвертых, на уроках разрабатывается блок алгоритмов, правил, облегчающих изучение больших и сложных тем.

В-пятых, объяснение материала тоже происходит с расчетом логической цепочки, максимально приближенной к уровню подготовки учащихся (базовый и профильный).

Урок начинается с составления учащимися ассоциативного ряда понятий, ощущений, прямо связанных с заявленной темой. Это позволяет выявить степень знакомства учащихся с темой, заранее изучить восприятие (правильное или ошибочное), и быстро в случае необходимости скорректировать подачу материала. Кроме того, в самом начале каждого урока педагогом или учащимися разрабатывается проблема, которую необходимо решить в течение урока. Эта проблема должна отвечать на вопросы «почему», «зачем», «а смысл???»

Объяснение материала происходит через понимание того, как этот материал можно применить сегодня или в будущем, через осознание законов социологии, через «примерку» тех событий на себя. Говоря по-другому, через модель «Мы из будущего», «как бы я поступил в той обстановке». Это позволяет осознать, понять и принять многие непонятные события, сделать иногда совершенно неожиданные выводы в конце урока. Человеку свойственно запоминать не то, что он увидел или услышал, а то, что он сделал сам. Например, найти удобное поле с Дмитрием Донским для битвы, разгадать тайный замысел Ивана Калиты, составить план косой атаки Бородинского сражения. В ходе объяснения темы или знакомства с историческим источником, литературным произведением усвоение идет через составление опорной схемы, плана, рисунков-символов. Например, читая произведения М.Зощенко, поработать над приметами НЭПа, а уже потом, делясь друг с другом, составить характеристику этого сложного экономического и политического процесса 20-х годов. Сравнив её с современными реалиями, попытаться выявить противоречия и недостатки.

Полезно на уроках применять формы, нетипичные для историков. Мы пишем диктанты, изложения, словарные работы. Изложение я провожу по историческому документу, но учащиеся не должны максимально воспроизвести текст документа, а ответить на вопросы к нему. Это развивает память, учит на слух выделять «суть» дела, выжимать из множества информации самое важное. Диктанты с заранее допущенными историческими ошибками учат вчитываться в текст, заставляют готовиться к такой форме проверки более тщательно. Решение нестандартных проблемных задач помогает раскрыть суть дела, суть события.

Мозговые штурмы, уроки-семинары, лабораторные работы с разделением на группы теоретиков и практиков позволяют заинтересовать даже слабо мотивированных учащихся, так как не требуют запоминания дат, имен. А высказывать предположения, предлагать пути решения могут даже учащиеся со слабой подготовкой. Например, по теме «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны» была проведена лабораторная работа, во время которой класс был поделен на картографов, практиков, стратегов, хронистов, аналитиков, экспертов. Это позволило за 45 минут посмотреть на одну и ту же тему с пяти разных сторон, предложить собственные планы операций на Курской дуге, соотнести их с реальными. За это время практики разработали кроссворд, который был предложен в качестве домашнего задания. В младших классах можно поработать над проектом дома, интерьером комнаты, составить рисунок модного платья, одеть средневекового человека, составить меню XVII в. и т.д.

Применение данной технологии способствует лучшему усвоению исторического материала, систематизацию умений анализа и синтеза фактологической информации, запоминанию большого количества дат и имен посредством схем и алгоритмов, через сопереживание, ассоциативный ряд. Такая творческая практическая работа по созданию собственного варианта учебного материала позволяет учащимся не просто запомнить, но в нужном случае разработать оригинальный материал через призму жизненного опыта, логики, представление. Эти умения позволяют лучше подготовиться как минимум к сдаче Единого Государственного Экзамена, как максимум применить полученные знания в будущей учебе, карьере и просто в жизни.

Файлы: Проблемное обучение на уроках истории.rar
Размер файла: 3500739 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология