Автор конспекта:
Автор(ы): — Попова Елена Евгеньевна

Место работы, должность: — МОУ Мановицкая СОШ, учитель начальной школы

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — Совершенствовать умение писать и проверять безударные окончания имен прилагательных единственного и множественного числа.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 18

Используемые учебники и учебные пособия: —

"Русский язык" Л. М. Зеленина

Краткое описание: — Данный урок был проведен в рамках Единого методического дня в начальных классах. На уроке присутствовали: завуч по УВР, учителя начальных классов школы.

Урок русского языка в 4 классе

Попова Елена Евгеньевнаучитель начальных классов

МОУ Мановицкой СОШ

2010 2011 учебный год

Тема: «Правописание и проверка окончаний прилагательных единственного

и множественного числа»

Цель и задачи:

1. Совершенствовать умение писать и проверять безударные окончания имен прилагательных единственного и множественного числа.

2. Развивать речь, умение полно и последовательно излагать свои мысли.

3. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мышление.

4. Воспитывать культуру письменной речи, прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник «Русский язык. 4 класс» II часть, автор – Зеленина Л. М.; карточки для индивидуальной работы, для самостоятельной работы; таблицы с вопросами и окончаниями; карточки «Падежи».

План урока:

1. Актуализация знаний. (На этом этапе урока необходимо обобщить знания учащихся об имени прилагательном, настроить их на продолжение разговора на эту тему).

2. Проверка домашнего задания. (Проверяется умение самостоятельно устанавливать связь прилагательного с существительным, умение ставить вопросы и правильно писать безударные падежные окончания окончания имен прилагательных).

3. Работа над правописанием окончаний имен прилагательных. Создание проблемной ситуации. (На этом этапе — отрабатывается умение детей склонять и писать падежные окончания имён прилагательных).

4. Выборочное списывание. Работа по учебнику. (Работа направлена на умение устанавливать связь в предложении, выделять грамматические признаки, умение проверять падежные окончания имён прилагательных).

5. Рабата с текстом. (Дети учатся правильно употреблять в речи имена прилагательные, согласовывать их с именами существительными, определять падеж прилагательных).

6. Домашнее задание (Самостоятельное закрепление умения составлять предложения с заданными словосочетаниями).

7. Работа в парах. (Цель этого задания – работая в парах, ответить на вопросы теста и назвать ключевое слово. Вспомнить, что такое склонение).

8. Подведение итогов урока. (Проверка умения проверять и писать падежные окончания имён прилагательных).

9. Индивидуальная работа по вариантам. (Определение мотивации к учению).

Ход урока:

№ этапа урока

Действия учителя

Действия обучающихся

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

Актуализация знаний

Учитель: Догадайтесь, о какой части речи сегодня на уроке пойдёт разговор.

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

(Имя прилагательное)

- Что вы знаете об этой части речи?

- Как определить род, число, падеж имени прилагательного?

- Очень важной частью речи является имя существительное, дающее имена всем предметам и явлениям окружающей действительности. Однако человек стремится не только назвать предмет, но и оценить его, определить его качественную сторону. По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3-е место после существительных и глаголов.

Проверка домашнего задания.

- Дома вы работали с текстом. Какое задание вы выполняли и каким образом?

Работа над правописанием окончаний имен прилагательных. Создание проблемной ситуации.

- Посмотрите, один мальчик написал диктант (карточка № 1). Как вы думаете, какую оценку он получит?

Волнуется синие море. Мы подошли к могучиму дубу. У меня нет краснай ручки. С задорнай песней веселей работать. Никто не любит осеннию слякоть.

Ветер играет последнеми листьями.

- Действительно, безударные падежные окончания написаны не правильно. Что необходимо знать, чтобы правильно написать окончания прилагательных?

- Но это не так-то просто. Посмотрите, как их много!

- Как же их запомнить?

- Есть слово – подсказка. Это слово – КАКОЙ? В этом вопросе во всех числах, родах и падежах гласные под ударением.

• Если в вопросе о, — …

• Если в вопросе и, — …

• Если в вопросе у, — …

- У нас есть волшебное слово и три правила написания падежных окончаний имен прилагательных. С помощью слова КАКОЙ? помогите ученику проверить эти слова. Только не забудьте, что формы разных падежей часто совпадают. Итак, выберите вопросы, с помощью которых можно проверить окончания прилагательных и запишите их в карточку № 2.

- Поменяйтесь карточками и проверьте работу соседа по парте.

- Какими правилами вы воспользовались при выполнении задания?

- Хорошо! Мы убедились, что волшебное слово – подсказка и три правила помогают правильно написать окончания имен прилагательных.

- В нашем учебнике есть «Сведения о языке» на странице 21, прочтите.

Выборочное списывание. Работа по учебнику.

- Таня подготовила для нас отрывок из стихотворения А. С. Пушкина, прослушайте его, запомните все прилагательные и существительные, с которыми они согласуются.

- Это стихотворение вы найдете в упр. 33 на странице 23. Выпишите из стихотворения словосочетания существительных с прилагательными. Укажите грамматические признаки прилагательных.

- Проверим?

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,

больше спать не захотел.

Улыбнулся, встрепенулся,

взвился вверх и улетел.

- О каком «цветке» говорится в стихотворении?

- С помощью прилагательных опишите её.

Работа с текстом. (упр. 37 на стр. 25)

- Прочитайте текст. Объясните правописание пропущенных орфограмм.

- Спишите текст. Укажите падеж имен прилагательных. Выделите в них окончания.

- А Сергей будет работать у доски (упр. 35): поставь в Д. и Т. п. словосочетания добрые искренние друзья и зеленые клейкие листочки.

Домашнее задание.

- Прочтите задание к упр. 36 на стр. 24.

Дома составите четыре предложения, в которых имена прилагательные сочетаются с неодушевленными существительными и имеют указанные грамматические признаки. На кокой вопрос отвечает неодушевленное имя существительное? Приведите примеры.

Работа в парах.

- Продолжим работу в парах. Посмотрите на тесты, которые лежат у вас на партах.

Тест:

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

1) Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет; с) признак предмета;

в) действие предмета

2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?

Т) кто? что? л) что делает? что сделает? К) какой? какая? какие?

3) Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) ая яя; о) ое ее; и) ый ий ой

5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным; н) второстепенным

6) какое прилагательное является синонимом к слову “ старательный”?

а) вежливый; е) аккуратный;

о) хлопотливый

7) с чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным; т) с глаголом; с) с наречием.

8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное “водный”.

А) проводка; И) вода; е) уводить

9) Прилагательное это:

О) часть слова; И) член предложения; е) часть речи.

- Какое ключевое слово вы получили?

- Что такое склонение?

Подведение итогов урока.

- Чему учились на уроке?

- Как можно проверить безударные падежные окончания прилагательных единственного и множественного числа?

Индивидуальная работа по вариантам.

- У вас на столе лежат карточки № 4. Нужно правильно вставить окончания имен прилагательных. Но времени на уроке вам может не хватить. Если будет желание, возьмите дополнительное задание на дом.

Выслушиваются все ответы учащихся.

- Род, число, падеж имени прилагательного определяется по существительному, с которым оно связано.

- Нужно было списать текст, задать вопрос к прилагательному, написать правильно окончания.

Читают текст на карточках № 1.

- Надо знать окончания прилагательных.

(Таблица № 1 с окончаниями вывешивается на доске).

Ответы детей.

…пиши о после твердого согласного или е после мягкого и шипящего.

… пиши ы после твердого согласного или и после мягкого и шипящего.

… пиши у после твердого согласного и шипящего или ю после мягкого.

Таблица № 2 (падежные вопросы прилагательных).

Работа учащихся в карточке № 2.

Самопроверка в парах.

Ответы детей.

Дети читают вслух.

Индивидуальное задание – чтение наизусть.

Дети называют словосочетания.

Дети выписывают словосочетания, указывают род, число, падеж для прилагательных единственного числа, число, падеж – для прилагательных множественного числа.

Отдых: движения со словами.

- О бабочке.

(красивая, легкая, невесомая, блестящая, воздушная …)

Читает и объясняет один учащийся.

Работа учащихся в тетрадях с последующей проверкой.

Индивидуальная работа сильного ученика.

Дети читают и разбирают домашнее задание.

- На вопрос «Что?», например, стол, окно, парта и т. д.

Работа в парах (карточка № 3).

- Склонение.

- Изменение окончаний по падежам называется склонением.

Ответы учащихся.

(Данная работа предлагается детям в конце урока, заведомо зная, что времени на выполнение не хватит).

Приложения к уроку:

Карточка № 1.

Волнуется синие море. Мы подошли к могучиму дубу. У меня нет краснай ручки. С задорнай песней веселей работать. Никто не любит осеннию слякоть.

Ветер играет последнеми листьями.

Карточка № 2.

Волнуется син..е море.

Мы подошли к могуч..му дубу.

У меня нет красн..й ручки.

С задорн..й песней веселей работать.

Никто не любит осенн..ю слякоть.


Ветер играет последн..ми листьями.

Карточка № 3.

Тест:

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

1) Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет; с) признак предмета; в) действие предмета

2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?

Т) кто? что? л) что делает? что сделает? К) какой? какая? какие?

3) Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) ая яя; о) ое ее; и) ый ий ой

5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным; н) второстепенным

6) какое прилагательное является синонимом к слову “ старательный”?

а) вежливый; е) аккуратный; о) хлопотливый

7) с чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным; т) с глаголом; с) с наречием.

8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное “водный”.

А) проводка; И) вода; е) уводить

9) Прилагательное это:

О) часть слова; И) член предложения; е) часть речи.

Впиши ключевое слово:

Карточка № 4.

Индивидуальное задание: I вариант.

Про любим… песню, на зелён… полянке, про редк… изделия, к робк… человеку, вокруг роскошн… торта, на рябинов… ветке, сельск… жителю, под светл… пиджаком, у голодн… волчицы, на серебрист… облако.

Карточка № 4.

Индивидуальное задание: II вариант.

На высок… дерево, с игрив… настроением, на сказочн… чудовище, под скалист… берегом, о весен… настроении, о тускл… огоньках, к тих… месту, перед ранн… утром, без сочн… яблока, после снежн… бури.

Файлы: Урок русского языка в 4 классе.doc
Размер файла: 100864 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология