Автор конспекта:
Автор(ы): — Корнатовская Н.В.
Место работы, должность: —
МБОУ СОШ №1 г. Горячий Ключ
Регион: — Краснодарский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
Знакомство с орфограммами "Ь после шепящих" и "безударная гласная в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа".
Развитие умения видеть, слышать и проверять орфограмму "безударная гласная в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа".
Учеников в классе: — 23
Используемые учебники и учебные пособия: —
Русский язык — Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, учебник для 4-го класса.
Краткое описание: —
1. Актуализация знаний.
2. Формулирование темы и цели урока из заданной пословицы.
3. Работа в парах по выделению лишних слов из группы различных глаголов.
4. Запись данных глаголов в два столбика с ударными и безударными окончаниями.
5. Формулирование вывода о написание е или и вокончаниях глаголов 2-го лица.
6. Выборочный диктант с записью глаголов 2-го лица единственного числа.
7. Закрепление. Игра Лото.
8. Обобщение.
РУССКИЙ ЯЗЫК
4 класс
Тема. Правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа.
Цель: 1) Знакомство с орфограммами «мягкий знак после шипящих» и
«безударная гласная» в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа. 2) Развитие умения видеть, слышать и проверять орфограмму «безударная гласная в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа».
Ход урока
1.Актуализация знаний.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами будем наблюдать, рассуждать, делать выводы.
— Откройте тетради и запишите число.
— Скажите, какую часть речи мы сейчас изучаем? (Глагол)
— Что вы знаете о глаголе?
2. Формулирование темы урока. Постановка цели.
Слайд 1. «От знаний уйдёшь – в хвосте будешь»
(Пословица)
— Скажите, как вы понимаете эту пословицу? (Высказывания детей)
— Прочитайте глаголы.
— Запишите их в тетрадь. Укажите их лицо и число.
— Что необычного заметили в их написании? (На конце «ь»)
— Определите лицо у глаголов.
— Поставьте ударение. Что ещё заметили? (Ударение не всегда падает на окончание)
— Сформулируйте тему урока. (Правописание окончаний глаголов 2 лица ед инственного числа).
Слайд 2. Тема. Правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа.
— Да, у окончаний глаголов 2 лица единственного числа две орфограммы.
— Какую мы перед собой ставим цель? ( Правильно научиться писать окончания глаголов 2 лица единственного числа).
3. Слайд 3. Работа в парах.
— Исключи лишнее слово в каждой группе слов. Запиши эти слова в тетрадь. Подчеркни ь в окончаниях глаголов.
1) Сидим, поёте, ходит, лежишь.
2) Держат, вижу, стоишь, рву.
3) Поёшь, рисуете, играют, лепит.
4) Дует, говоришь, гудим, лечу.
— Какие слова записали? Докажите.
— Чем они интересны?
— В каком лице они стоят
— Поставьте ударение. Есть ли здесь орфограмма «безударная гласная в окончании»? (Нет)
— Какую роль здесь выполняет «ь»? (Грамматическую. Указывает на 2 лицо глагола).
4. Постановка проблемы.
Слайд 4. Запиши данные глаголы в два столбика: с ударными окончаниями и безударными: молчишь
вяжешь
гладишь
цветёшь
тянешь
гудишь
— Какие слова записали в 1 столбик?
— Какие во 2 столбик?
— Написание окончания не вызывает сомнение у глаголов какого столбика? Почему?
— А почему можно допустить ошибку при написании окончаний у глаголов второго столбика? (Не падает ударение).
— Значит, какая проблема возникает? (Безударная гласная в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа)
— Это тоже орфограмма.
5. Решение проблемы.
— Работаем со вторым столбиком глаголов.
— Как вы думаете, когда в окончании глагола пишется гласная е, а когда и? — И что для этого нужно сделать? (Поставить в неопределённую форму, как и при определении спряжения)
Запись в тетрадь (с доской): вяжешь – н.ф. вязать
гладишь – н.ф. гладить
тянешь – н.ф. тянуть
Вывод: У глагола будем писать в окончание и, если в неопределённой форме у него окончание –ить и е, если не ить.
6. Выборочный диктант.
— Запишите только глаголы 2 лица единственного числа.
— Объясните их написание.
1) Поспешишь – людей насмешишь.
2)Что посеешь, то и пожнёшь.
— Какие глаголы выписали?
— У какого глагола надо проверить написание? Почему? -Как проверить?
7. Игра «Лото». Подарок ветерану.
— Сейчас мы будем делать аппликацию – цветок ветерану.
(Я буду читать порядок выполнения работы, а вы будете искать среди лепестков, прикреплённых к доске, нужный глагол. Правильно выбранный лепесток ученик прикрепляет к стебельку, объясняя написание встретившейся ему орфограммы).
1) Сначала ты приготовишь бумагу, ножницы и карандаш.
2) Потом нарисуешь лепесток красного цвета.
3) Затем вырежешь его.
4) После этого ты прикрепишь его на доске.
5) То же самое ты сделаешь с остальными лепестками.
6) Вот теперь ты можешь его подарить ветерану.
— Cколько здесь орфограмм в каждом слове? (2)
— Какие?
— Молодцы! Посмотрите, какой красивой получилась у нас гвоздика!
8.Итог урока.
— Давайте вспомним, какой была тема нашего урока.
— Какую цель ставили перед собой?
— Достигли ли мы поставленной цели?
— С какими двумя орфограммами знакомились?
— Какую из этих орфограмм надо проверять? Почему?
— Как надо проверять?
— А где можно встретить глаголы в форме 2 лица единственного числа? (Пословицы)
— Спасибо. Урок окончен.
Файлы: Язык Петербурга.pptx
Размер файла: 9756797 байт.