Автор конспекта:
Автор(ы): — Андрющенко Ольга Петровна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ №12 г.Шарыпово, учитель начальных классов

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

ЦЕЛИ УРОКА:

-создать условия для выявления и формулирования на уроке учебной проблемы;

-организовать самостоятельный поиск детьми ответа на поставленный вопрос;

-выработать совместно с детьми алгоритм по выбору орфограммы.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Используемые учебники и учебные пособия: —

Нечаева Н.В. Учебник русского языка для 4 класса , в 2 ч, Самара 2009г

Используемая методическая литература: —

Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками.М. 2002

Краткое описание: — На данном уроке использую для разрешения учебных проблем подводящий диалог, такую систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых становится шагом на пути к решению проблемы и большинство которых требует от учащихся не только воспроизведения своих знаний, но и некоторого поиска. Учу детей обнаруживать «дефицит знания» и находить недостающую информацию, ставя вопросы учителю или товарищам по учебной задаче. Создавая на уроках ситуации «познавательного затруднения», направляю действия учащихся на осознание и формулирование проблемы, а затем на решение проблемы через следующие этапы: 1.Выдвижение гипотез по решению познавательных проблем. 2.Проверку каждой гипотезы осуществляем сразу после выдвижения. 3.Нахождение решающей гипотезы завершает поиск. 4.Проговаривание учебных выводов. 5.Моделирование нового знания (схема, таблица, загадка, стихотворение). На этапе проверки выдвинутых гипотез и моделирования учебных выводов прибегаю к работе малыми группами. Во время такой работы учащиеся самостоятельно обсуждают между собой вопросы, выполняют задания, находят возможные варианты решения вопросов, анализируют и систематизируют выводы. Моя же роль в этом процессе многолика: наблюдатель и руководитель, соучастник и организатор, советник и помощник, но в каждом отдельном случае руководствуюсь правилом: «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое открытие делать вместе с детьми». Чтобы выполнить свои «роли», на уроке стремлюсь больше слушать, чем говорить. Принимаю все высказывания учеников без собственной оценки, прошу выказать отношение к услышанному варианту ответа других учащихся. Необходимым составляющим урока является организация рефлексии учеников за собственной деятельностью, что помогает обнаружить нехватку знаний и ведет к постановке учебной задачи. Найденный способ решения учебной задачи рефлексируется, идет оценка и контроль усвоенного способа.

ТЕМА УРОКА: Правописание суффиксов о, а в наречиях с приставками в-, на-, за-, из-, до-, с-.

ЦЕЛИ УРОКА:

-создать условия для выявления и формулирования на уроке учебной проблемы

-организовать самостоятельный поиск детьми ответа на поставленный вопрос

-выработать совместно с детьми алгоритм по выбору орфограммы

ТИП УРОКА: открытие нового знания.

ТИП ЗНАНИЯ: правило.

РЕЗУЛЬТАТ: выработанный алгоритм

ХОД УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА.

I.ОРГ. МОМЕНТ.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня …, начнем день с урока русского языка, сделайте записи числа и вида работы в тетрадь.

2. СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА.

УЧИТЕЛЬ: В какой теме мы с вами работаем?

МАКСИМ: Изучаем наречия.

УЧИТЕЛЬЧто умеете делать с наречием?

УЧЕНИКИ говорят, учитель фиксирует на доске

-образовывать наречия

— распознавать наречие среди других частей речи

-правильно писать безударные гласные в корнях наречий и в суффиксах наречий.

УЧИТЕЛЬ: Как мне убедиться, что вы действительно это умеете?

АНЯ: Дайте нам задание.

УЧИТЕЛЬ: Запишите слова под диктовку: свежо, хорошо, блестяще, певуче. ( у доски работает помощник)

УЧИТЕЛЬ: Что скажете?

ПАША: Правильно написал.

УЧИТЕЛЬ: Как доказать, что написали правильно?

КРИСТИНА: Поставить ударение, а потом посмотреть, если ударение падает на суффикс, пишу — о , если на корень — е.

УЧИТЕЛЬ: Ставьте. Что получилось? Для любого ли наречия действует это правило?

САША: Нет. Только если суффикс этот стоит после шипящих букв.

3. СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ НЕУСПЕХА.

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, хорошо объяснили, когда и где пишутся в наречиях суффиксы «о» и «е.»

М., Запишем еще несколько слов, диктую: запросто, наглухо, издавна.

(У доски работает помощник, написал: запроста, наглуха, издавно.)

УЧИТЕЛЬ: Другие варианты есть?

АЛЕША:У меня везде написано а.

ИРА: Я в слове наглухо написала «о».

УЧИТЕЛЬ: Сколько в классе разных мнений?

ВЛАД:Три.

УЧИТЕЛЬ: Какой возникает вопрос?

МАКСИМ: Когда в наречиях пишется о, а когда а?

УЧИТЕЛЬ: Нужно уточнить вопрос.

АНЯ Когда в наречиях пишется суффикс о, а когда а?

4. ПОИСК РЕШЕНИЯ.

УЧИТЕЛЬ: Есть ли какие-то варианты ответа на поставленный вопрос?

ПАША: Везде напишем «а», т.к. безударное положение, под ударением будем писать «о».

УЧИТЕЛЬ: Так. Все согласны?

АНДРЕЙ: Нет. Почему тогда в наречии издалека под ударением пишется суффикс «а»?

САША: Может это слово–исключение? Ведь это словарное слово.

УЧИТЕЛЬ: Другие гипотезы есть? (дети молчат)

Рассмотрите слова на доске. (Направо, влево, докрасна, досуха, справа, засветло, изредка.)

-Что можете сказать?

ВЛАД: Это наречия с разными суффиксами.

КРИСТИНА: Влад, я хочу уточнить, что в этих наречиях только два разных суффикса «о» или «а».

УЧИТЕЛЬ: Почему в одних случаях суффикс «о», а в других — «а»?Ученики молчат.

УЧИТЕЛЬ: Может быть, как-то поработать со словами?

АНЯ: Давайте, разделим слова на две группы.

УЧИТЕЛЬ: Какой признак будет лежать в основе деления на группы?

ИРА: Слова с суффиксом «а» будут в одной группе, а слова с суффиксом «о» – в другой.

УЧИТЕЛЬ: Делайте.

— Какие теперь есть мысли, почему разные суффиксы?

МАКСИМ: Может, зависит от вопроса, на который отвечает наречие. Если вопрос к слову — куда, то пишут «о».

ВЛАД: Максим, позволь не согласиться с твоими словами, к наречию засветло ты какой вопрос поставил, разве — куда?

МАКСИМ: Я не заметил этого слова.

УЧИТЕЛЬ: Что общего в этих наречиях?

АНДРЕЙ: По-моему, они образованы одинаково.

УЧИТЕЛЬ: Как они образованы?

КРИСТИНА: Наречия образованы от прилагательных с помощью приставок и суффиксов?

УЧИТЕЛЬ: Как это доказать? Что со словами нужно сделать, чтобы приставки стали заметны?

САША: Выделить приставки.

УЧИТЕЛЬ: Выделяйте. ( У доски помощник)

Что теперь можете сказать о правописании суффиксов «о» и «а».

АЛЕША: Там где суффикс «а», вижу приставки: из -, до-, с -, а где суффикс «о» — приставки в -, на -, за-.

УЧИТЕЛЬ: Откройте учебники и сравните свой вывод с выводом в учебнике. Что скажете?

МАКСИМ: Выводы совпали.

5. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗНАНИЙ.

1).Словесное проговаривание.

УЧИТЕЛЬ: На какой вопрос не знали ответа в самом начале урока?

ВЕРОНИКА: Не знали, какую букву а или о писать в суффиксах наречий с приставками.

УЧИТЕЛЬ: Ответили ли вы на вопрос?

УЧЕНИКИ: Да.

УЧИТЕЛЬ: Какая тема сегодняшнего урока?

САША: Правописание суффиксов «а» и «о» в наречиях с приставками.

2). Моделирование правила.

УЧИТЕЛЬ: Сейчас разделимся на группы, попробуем графически изобразить выведенное правило. Дети работают в группе. Создают модель. Защищают модель. Выказывают отношение к каждому варианту модели. Выясняют, что удачно, что неудачно. Выбирают общий вариант, который записывается на доске.

3). Применение правила.

УЧИТЕЛЬ: Вернемся к словам, при написании которых возникли в начале урока разногласия.

Какую букву напишем в слове запрост…. Докажите. А в словах наглух…, издавн….

АНЯ: В слове запросто пишу суффикс «о», потому что есть приставка за -. Такой же суффикс буду писать в слове наглухо, т.к. здесь приставка на -. А вот в наречии издавна пишем суффикс «а», этого требует приставка из -.

УЧИТЕЛЬ: Поупражняемся в применении созданного алгоритма.

На карточках слова: НАЛЕВ…, ЗАНОВ…, ВПРАВ…, НАЧИСТ…, ЗАПРОСТ…, СНОВ…. Вставьте пропущенные суффиксы.

(После минутной работы — проверка на доске, объясняется выбор орфограммы)

6.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ.

УЧИТЕЛЬ: В какой общей теме работали?

МАКСИМ: Изучали «наречие».

УЧИТЕЛЬ: В чем продвинулись?

ПАША: Нашли ответ на вопрос, когда в наречиях с приставками пишется суффикс «о», а когда «а».

УЧИТЕЛЬ: Что было трудно, почему?

АРТЕМ: Сложнее было составить модель по правилу, потому что пришлось это делать самим, без вашей помощи, долго спорили, как ее составить, чтобы выделить все самое важное.

АЛЕША: Мне трудно пока определиться с написанием суффиксов, долго ищу, какую букву написать.

УЧИТЕЛЬ: Что будешь делать, чтобы это происходило увереннее?

АЛЕША: Попробую зарифмовать это правило, так будет легче запомнить приставки для каждого случая.

УЧИТЕЛЬ: Молодец, Алеша. А вы, ребята, оцените в тетради, насколько хорошо вы освоили заданный способ действия.

АРТЕМ: Я поставил крестик на самом верху линеечки, мне понятно как действовать, если встретится такая орфограмма. А чтобы не забыть правило, запишу его модель в свою тетрадь с правилами. Если забуду, буду туда заглядывать.

УЧИТЕЛЬ: На второй линеечке оцените свой возможности при решении сегодняшней задачи, достаточно ли было у вас знаний для решения новой задачи.

АЛЕША: Я недоволен собой, плохо думалось, мысли не приходили в голову, поэтому почти не принимал участия в поиске.

АРТЕМ: Может ты, Алеша, в чем-то прав, но не совсем, когда мы составляли модель, ты предлагал, как сделать ее короче, предложил значки использовать.

УЧИТЕЛЬ: Дома запишите созданную модель в специальную тетрадь, попробуйте составить стихотворение на это правило.

Файлы: Модульная технология на уроках русского язык1.doc
Размер файла: 51712 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология