Автор конспекта:
Автор(ы): — Авдеева Татьяна Юрьевна

Место работы, должность: — МОУ СОШУИП №3, учитель информатики

Регион: — Ямало-Ненецкий автономный округ

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: — Формирование представлений об информации как одного из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которой строиться современная научная картина мира; формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира; формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией; осветить основные аспекты работы с информацией, ввести понятие информационной культуры, авторского права на программный продукт, уголовного наказания за создание вредоносных программ.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 13

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник Н.Угринович, Информатика и информационные технологии 10-11 кл.

Используемая методическая литература: —

Выговский Н.С.Преподавание информатики в старшей школе

Используемое оборудование: —

компьютер, сенсорная панель или интерактивная доска

Краткое описание: — Этот семинар способствует развитию познавательного интереса, правового воспитания учащихся, воспитание информационной культуры. Поможет изучить основные правовые аспекты работы с информацией. Развитие чувства ответственности за свои поступки.Расширение правового кругозора.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тема урока: «Правовые аспекты работы с информацией».

Тип урока: обобщающий урок.

Вид: урок-семинар.

Технология: личностно-ориентированная.

Время проведения: урок, завершающий тему «Алгоритмизация и программирование»

Цели урока:

Формирование представлений об информации как одного из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которой строиться современная научная картина мира;

формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;

формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;

осветить основные аспекты работы с информацией, ввести понятие информационной культуры, авторского права на программный продукт, уголовного наказания за создание вредоносных программ.

Задачи урока:

Воспитательная – развитие познавательного интереса, правовое воспитание учащихся, воспитание информационной культуры.

Учебная – изучить основные правовые аспекты работы с информацией.

Развивающая – развитие чувства ответственности за свои поступки.

Познавательная – расширение правового кругозора.

План урока:

1. Вводное слово учителя.

2. Постановка задачи семинара.

3. Жеребьевка команд (определяется порядок выступления команд).

4. Выступление с сообщением учащихся 1-й группы.

рецензия на их выступление учащимися 2-й группы;

учащиеся 3-й группы дают рецензию рецензии.

5. Выступление с сообщением учащихся 2-й группы.

ü рецензия на их выступление учащимися 3-й группы;

ü учащиеся 1-й группы дают рецензию рецензии.

6. Выступление с сообщением учащихся 3-й группы.

ü рецензия на их выступление учащимися 1-й группы;

ü учащиеся 2-й группы дают рецензию рецензии.

7. Заключительное слово учителя. Подведение итогов. Выводы.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Для проведения семинара я выбрала групповую форму организации самостоятельной работы учащихся: учащиеся разбиваются на группы, в каждой из которых выделяется консультант-менеджер, выполняющий функцию координатора работы, производимой всеми учащимися. Каждая группа получает задание, консультант-менеджер разбивает его на задачи для каждого участника группы. Это может быть задания, как по подготовке выступления, так и по сбору наглядного материала и т. д. Работая над заданием, ученики читают материалы учебника, подбирают дополнительную литературу, используют данные периодической печати, обращаются к нужным сайтам в Интернете. Этот прием способствует активности учащихся и объективной оценки их выступлений, воспитывает культуру общения, ответственности за порученное дело.

Эффективность групповой работы во многом зависит от степени подготовленности учащихся в группе, поэтому важно правильно сформировать их. Провести подробный инструктаж, давать дополнительные консультации группам и отдельным учащимся. Количественный состав группы 5-6 человек.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА

На семинаре после сообщения одной из группы, другая дает ему рецензию, а остальные оценивают и сообщение и рецензию. Затем группы меняются ролями. В итоге каждая группа выступит с оценкой работы другой группы и прокомментирует рецензию остальных. Такой прием «рецензия на рецензию» способствует повышению активности в ходе проведения семинара и объективности в оценки их выступлений.

Учащимся предлагается следующий план рецензии:

1. Соблюдение регламента выступления.

2. Соответствие содержания выступления теме.

3. Логика построения выступления.

4. Использование наглядных материалов, культура речи.

5. Эмоциональность.

При рецензировании рецензии учащие высказывают согласие или несогласие с данной рецензией и оценивают ее по пятибалльной шкале.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ

1. Формирование законодательства России в области компьютерного права. Авторское право и защита прав авторов компьютерных программ и владельцев баз данных.

2. Ответственность за несанкционированный доступ к информации, за создание и распространение вредоносных компьютерных программ.

3. Правовые и этические нормы поведения при работе в Интернет. Электронный «спам» и «хакерство».

ХОД УРОКА

1. Вводное слово учителя.

2. Постановка задачи семинара.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами проведем урок-семинар по теме: «Правовые аспекты работы с информацией». Термин «компьютерное право» возник в промышленно развитых странах в середине нашего столетия в связи с широким использование средств вычислительной техники и других, связанных с ними технических средств, в различных сферах общественной деятельности и частной жизни и формированием отношений, возникающих в процессе производства и применения новых информационных технологий.

Соответствующее законодательство довольно быстро развивается, стараясь учитывать развитие компьютерной техники и телекоммуникаций. Но большая часть людей, работающих с информацией, не знает ни своих прав, ни своих обязанностей. И в результате часто нарушает закон, что естественно, наказуемо. Компьютерные программы, базы данных, компьютерные сети – это чья-то собственность, и пользоваться ею нужно только официально, с разрешением авторов или владельцев. Как нужно вести себя при проведении Интернет-конференций, при пользовании электронной почтой? Какое наказание может понести автор программы – вируса? И если мы знаем, хотя бы в общих чертах, уголовное право, то «компьютерное право» известно не так широко.

Наша задача сегодня – постараться стереть пробелы в нашем правовом воспитании. Удачи вам!

3. Жеребьевка команд. При проведении жеребьевки команда определяет свой номер.

4. Выступление с сообщением учащихся первой группы. Тема выступления: «Ответственность за несанкционированный доступ к информации, за создание и распространение вредоносных компьютерных программ.

ü рецензия на их выступление учащимися 2-й группы;

ü учащиеся 3-й группы дают рецензию рецензии.

5. Выступление с сообщением учащихся второй группы. Тема выступления: «Правовые и этические нормы поведения при работе в Интернет. Электронный «спам» и «хакерство».

ü рецензия на их выступление учащимися 3-й группы;

ü учащиеся 1-й группы дают рецензию рецензии.

6. Выступление с сообщением учащихся третьей группы. Тема выступления: «Формирование законодательства России в области компьютерного права. Авторское право и защита прав авторов компьютерных программ и владельцев баз данных».

ü рецензия на их выступление учащимися 1-й группы;

ü учащиеся 2-й группы дают рецензию рецензии.

7. Заключительное слово учителя. Подведение итогов, Выводы.

Учитель: Сегодня на уроке информатики мы успешно провели семинар, который наверняка был всем нам полезен и интересен. Все группы очень хорошо подготовились, для иллюстрации выступлений использовались плакаты, дополнительная литература, интересную информацию участники семинара нашли в Интернете. Особенно полно освещен вопрос о производстве и распространении компьютерных вирусов, о наказании за это деяние, с примерами и иллюстрациями из периодических изданий. Все выступления заслужили высокой оценки, хотя с некоторыми рецензиями я не совсем согласна. Молодцы!

В качестве домашнего задания я попрошу участников обобщить представленный материал и сделать письменные выводы.

Спасибо! До свидания!

Файлы: конспект урока ПОиОС.docx
Размер файла: 65190 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология