Автор конспекта:
Автор(ы): — Лобанова Марина Николаевна.

Место работы, должность: — МОУ»Гимназия №2″, учитель начальных классов

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: —

Цель:

1.продолжить формирование умения анализировать текст и поступки героев с целью выявления мотивов поступков;

2.воспитание доброго отношения к тем, кто слабее; заботливого отношения друг к другу; совместного сопереживания; воспитание умения слушать другого.

3.развитие речи.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • Чуракова Н. А. Литературное чтение: учебник для 3 кл. В 2 – х частях – Самара: Корпорация « Федоров»,2000 – 2003.

Используемая методическая литература: — —

  • Чуракова Н. А. Методический комментарий к учебнику « Литературное чтение»-3кл.- М.: ЗАО « Центр общего развития», 1999-2002
  • Малаховская О. В. Тематическое планирование уроков по литературному чтению. – М.: ЗАО ЦОР, 2001, 2002.

Используемое оборудование: —

Мультимедийный проектор.

Используемые ЦОР: —

Ресурс:

МАМИН-СИБИРЯК, ДМИТРИЙ НАРКИСОВИЧ (N 34504)

Краткое описание: — Урок формирует умение анализировать текст и поступки героев с целью выявления мотивов поступков,воспитывает умение сопротивляться жизненным неудачам и сопереживать.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Актуализация опорных знаний.

-Какое произведение мы читали на предыдущих уроках? Кто автор этого произведения? Что Вы знаете о авторе?

Сообщение о Д.Н.Мамин-Сибиряк.(Несколько учеников.)

Дмитрий Наркисович Мамин (псевдоним Мамин-Сибиряк) родился в уральском поселке Висим 25 октября 1852 года . Его отец был настоятелем церкви. Предки писателя по линии отца были православными священниками на границе с Ордой.
В молодости сын священника Дмитрий Наркисович бросил семинарию и в согласии с "духом времени" решил учиться на хирурга. Поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию. Впрочем, взяли его лишь на ветеринарное отделение. Дмитрий чувствовал , что это не его дело и увлёкся дружескими компаниями так, что родители месяцами не могли дождаться вестей. Отец писал сыну: "А ты тут думай: жив ли он, не в крепости ли, не в Сибири ли, не на каторге ли, не на дне ли Невы?.."
Потом Дмитрий бросает медицину, поступает на юридический, подрабатывает репортером. И опять много времени уделяет компаниям.
В результате Дмитрий падает на дно жизни. Больной туберкулезом, опустошенный и духовно, и материально, несостоявшийся ветеринар и юрист возвращается домой как блудный сын. Вскоре умирает отец . Дмитрий понимает, что жил неправильно.
Дмитрий Мамин будто впервые видит и своих близких, и свою родину. Он даже природу видит вдруг глазами человека, вернувшегося из долгой эмиграции.
Дмитрию Мамину приходится взять на себя заботу о матери, о младших братьях и сестрах; он дает частные уроки. Но при этом уже чувствует свое призвание и пишет по ночам главные вещи: романы "Приваловские миллионы", "Горное гнездо", "Дикое счастье"…
Дар художника сочетается у Мамина с проницательностью психолога, дотошностью экономиста.
Мамин-Сибиряк уже занимаясь писательством, пробовал себя в предпринимательстве, причем самом рискованном. Мамин искал месторождение золота, мечтал открыть прииск. Однажды проба на золото оказалась удачной, и писатель даже арендовал участок земли. Правда, золотопромышленником Дмитрий Наркисович не стал. Быть может, именно потому, что он стал другим человеком и лучше многих понимал, как гибельны для русского человека шальные деньги, как помрачают они рассудок.
Как детский писатель Мамин-Сибиряк родился 21 марта 1892 года. В этот день на свет появилась его дочка Аленушка. Через сутки после тяжелых родов умерла жена, и Дмитрий остался один с малышкой, у которой обнаружилось тяжелое заболевание. За спиной Мамина поползли глухие разговоры, что девочка, мол, не жилец, что Дмитрий Наркисович сам не очень здоров и вскоре сдаст девочку в приют.
Но Мамин не только не отдал никому Аленушку, он проявил себя невероятно заботливым отцом. Он стал для нее всем — и матерью, и бабушкой, и дедом, и нянькой, и учителем. Когда Аленушке не было еще и трех недель, Мамин определил цель своей жизни: "Буду жить для этого маленького существа, буду работать для него и буду им счастлив…"
Дмитрий Мамин начал писать сказки только для своей Аленушки ,а теперь под эти сказки засыпают миллионы детей в самых разных городах России.
"Серая Шейка" впервые была напечатана в журнале "Детское чтение». Алёнушке было полтора года.

-Что было задано на дом? (Дети подробно пересказывают описание наступления зимы.)

-С какой целью автор так подробно описывает первые признаки зимы? (Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.)

-Кто поддерживал С.Ш.в эти трудные моменты? (Мама Утка.)

Физминутка.На носочки встанем,
Облачко достанем.
На корточки присядем,
Травушку погладим.
Руками- крыльями взмахнем,
Как утята поклюём.
В стайки соберемся,
Друг другу улыбнемся.
Мы сумели отдохнуть
И готовы в дальний путь.

III.Постановка цели урока.

-Как Вы думаете, почему во 2 части автор ни разу не упоминает о Селезне. Но так много говорит о Старой Утке? (Серая Шейка нуждалась в поддержке и сочувствии, которые могла ей дать только мать.)

-Докажите, что у Утки и Селезня разные жизненные позиции. Какие это позиции?

IV.Систематизация материала.

1).Жизненные позиции Старой утки и Селезня.

-Какая позиция близка Вам? (Ответы детей.) Докажите словами из текста.

Вывод на доске.

Утка

Селезень

Самоотверженная

Заботливая

Умеющая любить

Умеющая сочувствовать

Эгоистичный

Равнодушный

Не способный на жертву

Не тревожит себя грустными мыслями

2).-Какая позиция близка автору?

-Как объяснить его слова: «оказывалось как-то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умён, и всегда лучше всех.) (В этой фразе есть ирония автора. Повтор слов.)

-На самом ли деле Селезень такой умный? (Докажите словами из текста.)

Селезень- типичный обыватель. Обыватель- это человек, который относится к окружающим через призму собственного эгоизма, но всегда прикрывает своё полное равнодушие к жизни других рассуждениями о том. Что нецелесообразно вмешиваться в чужую жизнь. О их жизненной позиции говорит народная мудрость: «Моя хата с краю, ничего не знаю».

-Как ведёт себя Старая Утка, когда сталкивается с трудностями?

Чтение по ролям разговора С.Ш. и Утки.

-Как называет автор С.Ш.? (Бедняжкой).

-Вспомним, что сам Дмитрий Наркисович был очень добрым человеком и заботливым отцом. Докажите словами из текста, что автор очень переживает. («Сколько бедных птиц дорогой выбьются из сил, сколько погибнут от разных случайностей». Автор говорит от имени Утки.)

-Как Вы думаете, изменится ли что-нибудь в этом произведении. Если мы вместо С.Ш. героиню будем звать просто уткой, как зайца и лису?

-Проведём эксперимент. Прочитайте начало 3 части, заменив С.Ш. на слово «утка».Вывод. Имя очень значимо и несёт в себе отношение автора к героине. Автор заботится о ней и переживает.

3).Сильный характер Серой Шейки.

-Какая она, Серая Шейка?

-Найдите отрывки, в которых показано, как менялось настроение С.Ш. с приходом холодов.

-Как бы могла сложиться судьба С.Ш.?

-Как автор показывает ,что С.Ш. придётся трудно? Почему в 3 части он часто обращается к описанию природы? Прочитайте. (Описание природы- это описание борьбы. Передаёт состояние тревоги.Природа нас готовит к опасности.)

-Между кем идёт борьба? (Река и холод. )

_Какой приём использует автор, чтобы передать отчаяние С.Ш.? (Приём контраста.)

Вывод. Серой Шейке нужно бороться за жизнь. Нужно быть стойкой и сильной.

4).Помощь для Серой Шейки.

-Смогла бы С.Ш. одна пережить холода и одиночество? Кто поддерживал её в тяжёлую минуту? (Заяц.)

Вывод. Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг.

-А как вела себя лиса? (Она пользовалась беспомощностью С.Ш.)

-Расставьте слова, подходящие к героям сказки.

Заяц. бедная жестокая

Серая Шейка. беззащитная предупреждает

Лиса. злорадствует сочувствует

радуется труслив

коварная

-Очень грустно и страшно заканчивается 3 часть. Какой новый персонаж появляется в эту опасную минуту? (Охотник Акинтич.)

-Почему именно человек спасает С.Ш.? (Люди должны заботится о тех, кто слабее.)

V.Подведение итогов.

-Скажите, что Вас тронуло в этой сказке? Что поразило?. Что порадовало? Что вызвало недовольство и возмущение?

-Я всегда знала, что ребята в нашем классе добрые и отзывчивые. Молодцы!

VI.Домашнее задание.

-Подумайте, почему Дмитрий Наркисович не рассказывает о дальнейшей судьбе Серой Шейки? (Он оставляет нам возможностьдомыслить, пофантазировать и придумать свою концовку)
-Как бы Вы назвали 5 часть? (Возвращение в семью. Новые друзья. Зимовье в новой семье.)
-Придумайте дома продолжение сказки.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология