Автор конспекта:
Автор(ы): — Боднарь А.В.

Место работы, должность: — МОУ ОСОШ №1 г.Апатиты

Регион: — Мурманская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: — Цель: Образовательная цель : Разъяснить учащимся сущность предпринимательства и предпринимательских отношений, формы организации бизнеса. Сформировать потребность в развитии коммуникативнности, деловитости, самостоятельности. Воспитывающая цель: умение сотрудничать, развивать чувство коллективизма, трудолюбие, культуру поведения. Развивающая цель: развивать аналитическое мышление, логику, память, устойчивость внимания, формировать умение принятия нестандартных решений, развивать творческие способности, формировать познавательный интерес.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 10

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебник -А.И.Кравченко 10 класс.

Используемая методическая литература: —

Методическая литература — Е.А.певцова , книга для учителя 10-11 класс "Русское слово. Открытые интернет ресурсы.

Используемое оборудование: —

ноутбук, проектор, экран.

Используемые ЦОР: —

нет

Краткое описание: — урок предназначен для учащихся старших классов.

Тема : «Предпринимательство и бизнес» (слайд №1)

(слайд№2) Цель: Образовательная цель : Разъяснить учащимся сущность предпринимательства и предпринимательских отношений, формы организации бизнеса. Сформировать потребность в развитии коммуникативнности, деловитости, самостоятельности.

Воспитывающая цель: умение сотрудничать, развивать чувство коллективизма, трудолюбие, культуру поведения.

Развивающая цель: развивать аналитическое мышление, логику, память, устойчивость внимания, формировать умение принятия нестандартных решений, развивать творческие способности, формировать познавательный интерес.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: Учебники, тетради, доска, ноутбук, экран, раздаточный материал.

Новые понятия: предпринимательство, товарищество, корпорация.

План урока (слайд№3)

ž Тест.

ž Предпринимательство.

ž Бизнес. Малый бизнес.

ž Формы организации бизнеса.

Ход урока.

Вступительное слово учителя. Наша страна в начале 90-х гг. встала на путь построения рыночной экономики. В ежегодном послании к Федеральному собранию Президент РФ серьезной задачей назвал проведение активной политики либерализации предпринимательского пространства, выделил меры по кардинальному расширению возможностей для свободного предпринимательства и сферы приложения капиталов.

Предприниматель – это активный агент рынка, формирующий и развивающий рыночные связи.

Сегодня на уроке каждый из вас образно попробует примерить на себя костюм предпринимателя.

У каждого ученика на парте лежит раздаточный материал.

1. (слайд №4)Выполнение теста по пройденному материалу.(4 минуты)

По окончанию задания учащиеся проверяют задания друг у друга.(взаимопроверка) На экране учитель через гиперссылку проверяет правильность ответов.

2.Изучение нового материала. Выясним Что такое предпринимательство? (слайд №5,6) Предпринимательство—Это социальный и экономический институт общества, закрепленный и регламентируемый законом, имеющий четкую организационную и правовую структуру, своих представителей в парламенте, а также всевозможные фонды, движения, партии и ассоциации, защищающие интересы предпринимателей.

Вопрос классу :Как вы думаете, каких людей можно назвать предпринимателями? (владеющих и управляющих собственным делом в надежде получить прибыль)

арендовать, купить или построить по­мещение;

закупить все необходимое оборудование, мебель, продукты, напитки, посуду, салфетки и пр.;

нанять работников: бармена, повара, официантов, уборщиков;

сделать рекламу своему заведению.

Деньги, которые пойдут на эти цели, и бу­дут Вашими затратами.

Теперь кафе работает и начинает прино­сить Вам доход - деньги, которые посетители заплатят за ваши услуги. В какой-то момент сумма полученных Вами доходов сравняется с затратами, которые Вы сделали, а потом ста­нет еще больше. С этого момента Ваше кафе начинает приносить прибыль. Вам и в даль­нейшем придется делать различные затраты: покупать продукты; платить за воду, газ и электричество; делать ремонт в Вашем кафе; платить зарплату Вашему персоналу.

Разница между доходами и затратами на­зывается прибылью, естественно только в том случае, если она положительна.

Если же раз­ница отрицательна, то она называется убыт­ками.

Часто путают такие понятия, как предпринимательство и бизнес. Однако суть этих явлений разная. Предпринимательство, как уже говорилось, состоит в открытии нового: нового продукта, нового способа реализации… Бизнес вовсе не требует открытия новых путей, изобретательства. Ему удобнее идти по проторенной дороге. Не является предпринимателем и менеджер, принимающий новые решения в неожиданных ситуациях, как не являются предпринимателями врачи, преподаватели, юристы и многие другие, кому приходится по-новому решать возникшую проблему.

Иметь дело с деньгами- еще не значит быть предпринимателем, необходимо еще придумывать новые пути для решения старых задач. Предпринимателем может быть человек, который не имеет ни собственной идеи, ни собственного капитала, но находит собственный, прежде никем не использованный, практический способ соединить первое со вторым и получить прибыль.

Успех предпринимательской деятельности зависит от конкурентоспособности. Как выиграть в конкурентной борьбе? (мнения учащихся)

Вывод:

Выиграть – это посмотреть на свой товар глазами потребителя, придать этому товару такие качества, которые привлекут покупателя.

Задание: Самой распространенной школьной принадлежностью является ручка. Покажите, какие у вас ручки. Как можно изменить ручку, чтобы потребитель обратил внимание только на вашу ручку? (работа в группах и объявление результатов)

Следует учитывать и другой важный фактор – особенности и традиции рынка, на котором вы собираетесь работать.

(слайд№8) У учащихся на парте лежит карточка с заданием «Кредо предпринимательской деятельности»

Необходимо вставить пропущенные слова.

Кредо предпринимательской деятельности — __________________________, поскольку предприниматель всегда действует на свой ______ и ______ и на него ложатся все последствия и ____________________ деятельности – как прибыль, так и _______________.

При этом предприниматель не обязательно ___________________, в первую очередь – это ____________________________.

Он может использовать как свои средства, так и средства, взятые в ___________ или _________________.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК ( на карточках) : арендованные, коммерческий успех, страх, убытки, риск, собственник, долг, организатор производства, результаты. ( 5-7минут)

Задание проверяет учитель после урока.

3.Малый бизнес.(слайд №9)

Малый бизнес – это такси, грузовые перевозки, парикмахерские и т.д. Большая часть малых предприятий работает в сфере обслуживания и розничной торговли.

(слайд №10) Отличительные черты малого бизнеса:

v Совокупные активы;

v Собственный капитал;

v Ежегодная выручка от продаж;

v Количество работников.

(учащиеся списывают с учебника (стр. 102) отличительные черты

(слайд №11)

Отличительные черты малого бизнеса

Положительные аспекты малого бизнеса

Отрицательные аспекты малого бизнеса

Самостоятельно учащиеся заполняют таблицу до конца урока .(стр. учебника 102-103)

(слайд№12) Формы организации бизнеса:

· Товарищество;

· Корпорация;

· Единоличное правление.

Товарищество – предприятие , у которого два или несколько совладельцев.

Объединение партнеров позволяет привлечь дополнительные средства. Каждый партнер несет неограниченную имущественную ответственность, он лично отвечает по обязательствам товарищества. Когда бизнес терпит крах, его кредиторы могут требовать возврата средств как от каждого в отдельности, так и от всех партнеров вместе.

Корпорация – форма организации предприятия, где право на собственность разделено на части по акциям, и поэтому владельцы корпораций называются держателями акций.

Организовать корпорацию очень дорого и сложно. Большинство малых фирм предпочитают избегать таких затрат, организуя единоличные владения или товарищества. Кроме того, корпорации должны платить специальные налоги. Крупные корпорации увеличивают свой капитал, продавая населению акции и облигации.

Акционеры являются собственниками корпорации.

Вывод: Предпринимательство-это важный социальный и экономический институт общества. Существуют разные формы организации предпринимательской деятельности, главною целью которой является получение прибыли.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология