Автор конспекта:
Место работы, должность: — Учитель информатики. Школа № 36

Регион: — Свердловская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

Изучение нового материала

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Сенмакин И.Г. Информатика 8 класс

Используемое оборудование: —

Интерактивная доска, проектор, компьютеры

Краткое описание: — Кодирование информации для хранения в компьютерной памяти

Урок. «Представление информации в компьютере» (Приложение1)

Для того чтобы сохранить на внешних носителях текстовый документ, созданный с помощью компьютера, он должен быть представлен двоичным кодом с помощью двух цифр – 0 и 1.

Самый удобный и понятный способ такого представления следующий:

1) записать алфавит

2) пронумеровать все буквы по порядку

3) номер буквы перевести в двоичную систему счисления

4) составить таблицу соответствия символов двоичным или десятичным кодам

А теперь посчитаем, сколько бит необходимо для кодирования одновременно -

• Символов типа № % * ? – (не менее 15)

• Букв латинского алфавита (строчных и прописных) – 52

• Букв кириллицы (русский алфавит) – 66

• Цифры – 10

Уже получилось 143 символа.

Чтобы закодировать такое количество символов необходимо не менее 8 бит (или 1 байт)

Теперь мы знаем, что для кодирования одного символа требуется один байт информации.

И так кодирование заключается в том, что каждому символу ставиться в соответствие уникальный двоичный код от 00000000 до 11111111 (или десятичный код от 0 до 255).

Важно, что присвоение символу конкретного кода – это вопрос соглашения, которое фиксируется кодовой таблицей.

Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера (коды), называется таблицей кодировки.

Для разных типов ЭВМ используются различные кодировки.

С распространением IBMPCмеждународным стандартом стала таблица кодировки ASCII(AmericanStandartCodeforInformationInterchange) – Американский стандартный код для информационного обмена.

Стандартной в этой таблице является только первая половина, т.е. символы с номерами от 0 (00000000) до 127 (0111111). Сюда входят буква латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы.

Остальные 128 кодов используются в разных вариантах. Например, в русских кодировках размещаются символы русского алфавита.

Так же получил широкое распространение новый международный стандарт Unicode(Юникод), который отводит на каждый символ два байта. С его помощью можно закодировать 65 536 (216= 65 536) различных символов.

Решение задач.

Пример1. Записать слово «stop» в двоичном и десятичном кодах.

Решение.Двоичный 001110011 01110100 01101111 01110000

Десятичный 115116111112

Пример 2. Сколько бит памяти компьютера займет слово «Микропроцессор»?

Решение.Слово состоит из 14 букв. Каждая буква является символом компьютерного алфавита, поэтому занимает 1 байт памяти. Слово займет 14 байт (112 бит)

Пример 3. Текст занимает 0,25 Кбайт памяти компьютера, Сколько символов содержит этот текст?

Решение. 0,25 х 1024 = 256 (байт); 256 : 1 (байт) = 256 символов.

Пример 4. С помощью десятичных кодов зашифровано слово «stop» 115116111112. Записать последовательность десятичных кодов для этого же слова, но записанного заглавными буквами.

Решение. При шифровке не обязательно пользоваться таблицей. Достаточно учесть, что разница между кодом строчных и прописных букв равна 32. 115 – 32 = 83; 116 – 32 = 84; 111 – 32 = 79; 112 – 32 = 80. Слову «STOP» соответствует последовательность кодов: 83 84 79 80.

Пример 5. Оценить информационный объем фразы, закодированной с помощью Юникода: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Решение.В Юникоде 1 символ закодирован 2 байтами или 16 битами. Во фразе 38 символов (с учетом пробелов). В байтах – 38 х 2 = 76 байтов; в битах 38 х 16 = 608 бит.

Домашнее задание:Тема «Тексты в компьютерной памяти». Задание: Закодировать в двоичной форме свою фамилию, используя таблицу в учебнике.

Урок 2. Лабораторная работа.

Цель: Познакомить учащихся с различными кодировками символов, используя текстовые редакторы.

Задача:Выполнить задания в различных текстовых приложениях

1. Текстовый редактор Блокнот.

Открыть блокнот.

а) Используя клавишу Altи малую цифровую клавиатуру раскодировать фразу: 145170174224174255170160173168170227171235;

Технология выполнения задания: При удерживаемой клавише Alt, набрать на малой цифровой клавиатуре указанные цифры. Отпустить клавишу Alt, после чего в тексте появится буква, закодированная набранным кодом.

Ответ: скоро каникулы

б) Используя ключ к кодированию, закодировать слово — зима;

Технология выполнения задания: Из предыдущего задания выяснить, каким кодом записана буква а. Учитывая, что буквы кодируются в алфавитном порядке, выяснить коды остальных букв.

Ответ: 167168172 160

Что вы заметили при выполнении этого задания во время раскодировки? Запишите свои наблюдения. Возможный вариант: в кодировочной таблице нет буквы ё.

2. Текстовый процессор MS Word.

Технология выполнения задания: рассмотрим на Примере: Представить в различных кодировках слово Кодировка

Решение:

  • Создать новый текстовый документ в Word;
  • Выбрать — Команда — Вставка – Символ.
    В открывшемся окне «Символ» установить из: Юникод (шестн.),
  • В наборе символов находим букву К и щелкнем на ней левой кнопкой мыши (ЩЛКМ).
  • В строке код знака появится код выбранной буквы 041А (незначащие нули тоже записываем).
  • У буквы о код – 043Е и так далее: д – 0434, и – 0438, р – 0440, о – 043Е, в – 0432, к – 043А, а – 0430.
  • Установить Кириллица (дес.)
  • К – 0202, о – 0238, д – 0228, и – 0232, р – 0240, о – 0238, в –0226, к – 0202, а –0224.

Задание:Открыть Word.

Используя окно «Вставка символа» выполнить задания: Закодировать слово Forest

а) Выбрать шрифт CourierNew, кодировку ASCII(дес.)

Ответ: 70111 114 101115 116

б) Выбрать шрифт CourierNew, кодировку Юникод(шест.)

Ответ: 0046 006F 0072 0665 0073 0074

в) Выбрать шрифт Times New Roman, кодировку Кирилица(дес.)

Ответ: 70111 114 101115 116

г) Выбрать шрифт Times New Roman, кодировку ASCII(дес.)

Ответ: 70111 114 101115 116

Вывод: _________________________________________________________

Ответ вывода: код символа не зависит от типа шрифта. Предлагаемые MSWordкодировки кодируют символы одинаково ;

3. Составьте 3 варианта объявления о наборе группы обучения работе в Текстовых приложениях.

а) в Текстовом редакторе Блокнот

б) в Текстовом процессоре Word

в) в Издательской системе Publisher(публикация)

Ответьте на вопрос: в чем отличительные особенности (положительные и отрицательные) каждого из использованных приложений. Оформите ответ в виде вывода.

Вывод: __________________________________________________________

Ответ вывода: блокнот – положительное: простота использования, отрицательные: ограничение возможностей

Wordположительное: множество возможностей, отрицательные: сложность использования Publisherположительное : множество профессиональных возможностей, отрицательные: необходимость определенных навыков работы и знаний

Выполнение лабораторной работы оформить в виде таблицы:

Задание

Ответ

Выводы

Раскодировать фразу

скоро каникулы

закодировать слово — зима

167168172 160

код символа не зависит от типа шрифта. Предлагаемые MSWordкодировки кодируют символы одинаково

Закодировать слово Forestшрифт CourierNew, кодировка ASCII(дес.)

70111 114 101115 116

Закодировать слово Forestшрифт CourierNew, кодировка Юникод(шест.)

0046 006F 0072 0665 0073 0074

Закодировать слово Forestшрифт Times New Roman, кодировка Кирилица(дес.)

70111 114 101115 116

Закодировать слово Forestшрифт TimesNewRoman, кодировка ASCII(дес.)

70111 114 101115 116

Объявление в блокноте о наборе группы обучения работе в Текстовых приложениях.

Объявление.txt

положительное: простота использования, отрицательные: ограничение возможностей

Объявление в Wordо наборе группы обучения работе в Текстовых приложениях.

Объявление.doc

положительное: множество возможностей, отрицательные: сложность использования

Объявление в Publisherо наборе группы обучения работе в Текстовых приложениях.

Объявление.pbl

положительное : множество профессиональных возможностей, отрицательные: необходимость определенных навыков работы и знаний


Файлы: Приложение 2 Контроль.doc
Размер файла: 23040 байт.

Рубрики: Информатика и ИКТ Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология