Автор конспекта:
Автор(ы): — Шаяхметова Айгуль Нургаязовна

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

1.Дать представление о преобразовании информации путём рассуждений как ещё одном способе обработки информации, ведущим к получению нового содержания, новой информации;

2. Формировать умение правильно решать задачи на обработку информации;

3. Развивать логическое мышление, внимание, умение рассуждать;

4. Воспитывать бережное отношение к технике; интерес к предмету информатика.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 10

Используемое оборудование: —

мультимедийный проектор, презентация PowerPoint«Задача», компьютеры, папки с диферинцированными заданиями.

Краткое описание: — Это фрагмент открытого урока по информатике

Ход урока

I. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с «Преобразование информации путём рассуждений», научимся решать задачи на обработку информации.

II. Изучение темы урока

— Тема нашего урока: «Преобразование информации путём рассуждений». Это способ обработки информации, ведущий к получению нового содержания, новой информации.(запись в тетради)

Мы с вами рассматривали, как можно обрабатывать информацию, изменяя не только её форму, но и содержание. Рассмотрели случаи, когда в результате обработки возникает новая информация. Но не всегда правила преобразования информации чётко сформулированы. Очень часто человеку приходиться анализировать, рассматривать варианты и делать некоторый выбор.

— И сейчас мы рассмотрим такую задачу. Вы должны внимательно прослушать моё объяснение, для того, чтобы потом вы сами смогли решать подобные задачи не только на уроках, но и в жизни.

Задача, с. 57 (Совместное решение, обсуждение решения сопровождается презентацией.)

Задача.На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причём точно в таком порядке, в каком они перечислены. В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток в каком сосуде (кроме, разумеется, минеральной воды). Если стакан поставить между чаем и молоком (в данный момент он не стоит между ними), то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине. Определите, в какую посуду что налито.

— Прочитайте условие задачи. Что требуется определить? (В какую посуду что налито.)

Решение

Для удобства рассуждений пронумеруем места всех сосудов.

Чтобы стакан мог оказаться между сосудами с чаем и молоком, он должен переместиться на место 3 (а чашка, соответственно, — на место 4), так как на месте 2 он будет между минеральной водой и ещё чем-нибудь.

Таким образом, он встанет точно в середине. Из этого можно сделать вывод, что в стакане находится кофе. Молоко из условия задачи, во-первых, рядом со стаканом, во-вторых, рядом с сосудом с квасом. Значит, в кружке находится чай, в чашке – молоко, в кувшине – квас. Задача решена.

— Ребята всем понятно как мы решили задачу? Каким способом мы её решили? (способом рассуждений)

III. Закрепление изученного материала

— Сейчас вам предстоит самостоятельно попробовать решить подобные задачи. Поэтому вспомним технику безопасности при работе за компьютером. (сопровождается презентацией).

— Займите свои рабочие места.

— Откройте папку «5 класс» на рабочем столе, далее документ «Общее задание». Прочитайте условие задачи. Рассмотрите таблицу к задаче и решите её.

Задача. Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями школьных олимпиад по истории, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что:

1) Победитель по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере;

2) Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой;

3) Саша всегда побаивался истории;

4) Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;

5) Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике;

6) Аня сожалеет о том, что у неё остаётся мало времени на литературу.

Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?

Решение

Предмет

Школьник

Аня

Саша

Лена

Вася

Миша

История

-

-

+

-

-

Математика

+

-

-

-

-

Информатика

-

-

-

-

+

Литература

-

-

-

+

-

География

-

+

-

-

-

— Всем понятен ход решения задачи?

— Каким способом мы её решили?

— Встаньте со своих мест и повернитесь ко мне. Сейчас мы с вами отдохнём.

Физкультминутка (3 минуты)

1) Часто поморгайте несколько раз. Закройте глаза и спокойно сосчитайте до 5. Повторите упражнение 4 раза.

2) Крепко зажмурьте глаза, сосчитайте до 3. Затем откройте глаза и посмотрите вдаль, сосчитайте до 5. Повторите 4 раза.

3) Стойка ноги врозь, руки за голову, поворот влево, на право.

-Садитесь. Продолжаем работу дальше. Сейчас вы уже самостоятельно попробуете решить задачу.

— В этой же папке найдите «Задача для самостоятельного решения».

«1 ступень»:

1) Четыре подруги пришли на каток, каждая со своим братом. Они разбились на пары и начали кататься. Оказалось, что в каждой паре «кавалер» выше «дамы» и никто не катается со своей сестрой. Самый высокий из компании – Юра Воробьёв, следующий по росту Андрей Егоров, потом Люся Егорова, Серёжа Петров, Оля Петрова, Дима Крымов, Инна Крымова и Аня Воробьёва. Кто с кем катался?

2) Некий «чёрный ящик» настраивается на одну из восьми программ преобразования числовой или текстовой информации. Проанализировав приведённые ниже протоколы испытаний, определите вид информации и правило её преобразования.

Вход

1

2

Урок

5

10

11

Выход

0

д

Не могу

п

д

?

3) Ребус (компьютер)

Т=М 2 4 А=Ю

-Условие всем понятно?

«Вторая ступень»:

1) В соревновании по бегу участвовали пять спортсменов. Виктору не удалось занять первое место. Григория обогнал не только Дмитрий, но и ещё один спортсмен, отставший от Дмитрия. Андрей достиг финиша не первым, но и не последним. Борис финишировал сразу вслед за Виктором.

Кто какое место занял в соревнованиях?

I

II

III

IV

V

А

-

+

-

Б

-

+

В

-

+

Г

-

-

+

-

-

Д

+

-

-

-

-

1) Некий «чёрный ящик» настраивается на одну из восьми программ преобразования числовой или текстовой информации. Проанализировав приведённые ниже протоколы испытаний, определите вид информации и правило её преобразования.

Вход

осень

72

45

645

24

2000

Выход

Не могу

д

д

т

д

?

«Третья ступень»:

1) На одной из улиц дачного посёлка только пять домов. Они окрашены в разные цвета, и занимают их семьи поэта, писателя, критика, журналиста и редактора.

В доме каждой семьи живёт любимая птичка. Глава семьи получает на завтрак любимый им напиток, после чего отправляется в город, пользуясь любимым способом передвижения.

· Поэт едет на велосипеде.

· Редактор живёт в красном доме.

· Критик живёт в крайнем доме слева, рядом расположен голубой дом.

· Тот, кто ездит на мотоцикле, живёт в среднем доме.

· Тот, кто живёт в зелёном доме, расположенном рядом с белым, справа от него, всегда отправляется в город пешком.

· В доме, где живёт снегирь, на завтрак всегда бывает молоко.

· Тот, кто на завтрак получает какао, живёт в доме, соседнем с тем домом, где живёт синица.

· В жёлтом доме на завтрак подают чай.

· Живущий рядом с любителем канареек утром пьёт чай.

· Писатель пьёт только кофе.

· Тот, кто ездит на своём автомобиле, любит пить яблочный сок.

· В доме журналиста живёт попугайчик.

У кого живёт сорока?

Номер дома

1

2

3

4

5

Цвет дома

Жёлтый

Голубой

красный

белый

Зелёный

транспорт

велосипед

мотоцикл

автомобиль

Пешком

Птичка

синица

канарейка

снегирь

попугай

сорока

Напиток

Чай

какао

молоко

яблочный сок

Кофе

Профессия

критик

поэт

редактор

журналист

писатель

Проверка выполненных заданий и оценивание учащихся.

IV. Подведение итогов

— Все решили свои задачи, молодцы. А сейчас вы мне скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке, чему научились?

-Кто мне скажет, что такое способ рассуждения? ()

V. Задание на дом

— А сейчас я вам раздам листочки с дом. заданием.

— На предыдущих уроках мы с вами решали также задачи с помощью таблиц, в которых отмечали результаты рассуждений.

Задача. Возле школы растут шесть деревьев: сосна, берёза, липа, тополь, ель и клён. Какое из этих деревьев самое высокое и какое самое низкое, если известно, что берёза ниже тополя, липа выше клёна, сосна ниже ели, липа ниже берёзы, сосна выше тополя?

Решение: обозначим деревья соответственно С, Б, Л, Т, Е, К. Исходные данные можно записать так: БК, С

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология