Автор конспекта:
Автор(ы): — Бударина Надежда Георгиевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ№22 Учитель начальных классов

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

Познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Учимся думать и фантазировать: Рабочиая тетрадь № 2 для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Атлас- определитель" Отземли до неба"

Используемое оборудование: —

компьютер, мультимедийный проэктор

Краткое описание: — Река- пресный водоём. Рыбы, выдра, бобр и другие животные приспособились к жизни в пресных водоёмах.. Разнообразны растения пресных водоемов.

Тема : Пресный водоем. Обитатели пресных водоемов.

Цель: познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах.

Задачи:сформировать представления обучающихся о жизни пресного водоёма; расширить знания о растениях и животных пресного водоёма, их приспособленности к условиям жизни; показать необходимость бережного отношения к обитателям водоёма и их охраны; учить работать сдополнительной литературой. гербарием.

Оборудование:компьютер, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, атлас – определитель « От земли до неба», гербарии.

Ход урока.

1 Организационный момент.

Слайд 1

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь , тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни: ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не обЪяснишь только нашими пятью чувствами .Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием отворяются иссякшие родники сердца. Ты- величайшее в мире богатство…

Антуан де Сент Экзюпери

2. Сообщение темы и плана урока.

– Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду.

Возьмите корень из слова подводный, корень из слова подъём, соединительную гласную из слова водопад и окончание из слова океаны .Какое слово у вас получилось?

Слад 2 (Вод-о-ём-ы.)

– По ходу нашего урока вы должны будете ответить на вопросы:

– Что растёт и кто живёт в пресном водоёме?

-Какие бывают водоемы?

– Что произойдёт, если в жизнь пресного водоёма вмешается человек?

(Вопросы читают ученики).

3. Проверка домашнего задания

(Устные ответы учеников на вопросы)

  • С чем связано разное состояние воды в природе?
  • В какую погоду мы можем увидеть иней, росу, т уман?
  • В какое время года бывает ледоход, разлив реки, на водоемах образуется лед? В какую погоду выпадает град, снег?
  • Изучение нового материала.
  • Чтение и обсуждение текста « Река — пресный водоем»

    Слайд 3

    – На какие группы можно разделить водоёмы? (На пресные и солёные)

    – Какие водоёмы мы относим к пресноводным? Отгадайте загадку, которая имеет 3 отгадки.

    Глядятся в него

    Молодые рябинки,

    Цветные свои

    Примеряют косынки.

    Глядятся в него

    Молодые березки-

    Свои перед ним

    Поправляют прически.

    И месяц и звезды

    В нем все отражается.

    Как это зеркало называется?

    ( Озеро , река , пруд)

    Работа с иллюстративным материалом.

    Работа в группах: растения пресных водоемов.

    1 – по атласу и гербариям определяет название растений на доске;

    2 – работает в учебнике с 103 и заполняет таблицу «Кому, где расти удобно».

    На берегу

    На глубине

    На поверхности воды

    В толще воды

    – Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме?

    ( Эти растения дают приют и пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб.)

    5. Физкультминутка

    Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола и говорят:
    Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)
    Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)
    Где сучёк давно засох,
    Серый мох-мох-мох. (Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)
    Где листок к листку прилип,
    Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки)
    Кто нашёл его друзья? (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его)
    Это я, я, я!

    – Продолжим разговор об обитателях пресного водоёма.

    Слайд 4

    Богат животный мир водоёмов. В пресных водах обитает много разнообразных насекомых — различные жуки и клопы, а ещё больше личинок тех самых насекомых, которые во взрослом состоянии живут в воздушной среде: стрекоз, ручейников, комаров.

    С пресноводным водоёмом связана жизнь стрекоз. Одна из самых крупных стрекоз в нашей стране — большое коромысло. У неё голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам её головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит и нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром полёте. Свою добычу стрекоза схватывает и пожирает на лету. Стрекозы и их личинки принося пользу: Они истребляют личинки комаров и жуков -плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров.

    Слайд 5

    – Из ракообразных животных ,обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству растворённого в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей.

    – В прудах, озёрах и реках можно увидеть различных лягушек, жаб. Весной лягушки и жабы устраивают концерты у воды и откладывают в воду икру. Постоянно живут у водоёмов жерлянка, лягушки прудовая и озёрная.

    Слайд 6

    – Постоянными обитателями пресных водоёмов являются рыбы, например карась, щука, сом, карп.

    Слайд 7

    – Среди обитателей пресноводных водоёмов мы встречаем зверей с ценным мехом — бобра, нутрию, ондатру и выдру.

    – У животные пресных водоёмов в процессе эволюции сформировались приспособления к среде обитания — обтекаемая форма тела у рыб и млекопитающих; густой, смазанный жиром мех у зверей; наличие плавников у рыб, перепонок между пальцами задних ног лягушек, водоплавающих птиц и млекопитающих; длинный голый хвост млекопитающих, выполняющий роль руля.

    6. Закрепление

    Ответы на вопросы:

    – Что растёт и кто живёт в пресном водоёме?

    -Какие бывают водоемы?

    – Что произойдёт, если в жизнь пресного водоёма вмешается человек?

    Для ответа на 1-й вопрос ученики выполняют задания самостоятельно на с 27 с последующей коллективной проверкой.

    – Как вы думаете,что может произойти, если человек вмешается в жизнь пресного водоёма?

    7. Итоги урока

    Выставление оценок.

    8. Домашнее задание

    Ч.2, с.103-106

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология