Автор конспекта:
Автор(ы): — Чеботарева Галина Ивановна

Место работы, должность: —

Учитель географии МБОУ "Писаревская СОШ"

Регион: — Волгоградская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Уровни образования: — высшее профессиональное образование

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — География

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Урок по географии для 11 класса по теме Путешествие по Японии

Урок по географии «Путешествие в страну Японию» Цели: усвоение знаний об основных чертах ЭГП, проблемах использования территории населения; формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы, как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа; расширить представление о соседней державе, отметить самое интересное в этой стране; показать любовь японского народа к своим традициям. Оборудование: запись японской музыки, политическая, физическая карты Японии, атласы, презентация. Ветка сосны, пучок соломы, бумажные полоски, оригами журавликов., мультимедийная система проектор. Приложение 6. Презентация к уроку. Тип урока. Подготовка к изучению материала ХОД УРОКА. 1.Оргмомент ЭПИГРАФ (СЛАЙД 2) На островах в соленных водах лежала древняя страна. От государств других народов Так отличалась она. Цунами берег разрушали И ежегодно много раз Земля внезапно содрогалась, Что люди гибли в тот же час. Там развивалась культура Веками строились дома И что рождалось тут впервые Не умирало некогда Страной восходящего солнца назвали японцы её Встает из- за моря здесь солнце За горы садится оно. 2.Учитель: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в удивительную страну, которая является нашим соседом. (СЛАЙД 3) В этой стране многое наоборот. Пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, белый цвет является траурным. Сегодня речь пойдет об удивительном соседе на востоке – Японии. С желанием расширить представления о соседней державе, узнать ее прошлое и настоящее, самое интересное из жизни японцев, отправляемся с вами в путешествие. (СЛАЙД 4) Ребята перед вами таблица, которую вы заполняете во время урока. Заполняются только то, что мы сегодня изучим на уроке. (СЛАЙД 5) Она расположена на востоке Евразии, ее называют страной восходящего солнца, сами жители этой страны зовут ее на своем языке – Ниппон. Символом этой страны является красивый и нежный цветок – хризантема. На государственном флаге этого государства, на белом фоне – красное солнце. (Дайте характеристику ЭГП страны СЛАЙД 6) Откройте, пожалуйста, свои атласы на странице, где изображена Япония. Древнее название страны –Янато. Японцы называют ее Ниппон или Нихон, т.е страной восходящего солнца (СЛАЙД 7) Страна – архипелаг, расположена на 4 крупных островах Хоккайдо, Хонсю. Кюсю, Сикоку и почти на 4 тыс. мелких островах в Тихом океане. Японские острова – одно из звеньев Тихоокеанского огненного пояса (зоны сейсмической и вулканической активности), охватывающего восточное побережье Азии и западное побережье Северной и Южной Америки. Подземные силы приводят в движение литосферные плиты, на стыке которых лежит Япония, в результате в стране ежегодно регистрируется 1000-3000 толчков различной силы. Около 20 из них ощущаются людьми, а раз в несколько лет происходят катастрофические катаклизмы. Не меньшую опасность представляют подводные землетрясения, порождающие огромные волны цунами (высотой более 50м). Накатываясь на берег, они сметают все на своём пути. Из почти 160 японских вулканов свыше 50 действующих и 20 спящих. Наиболее активны вулканы Лсама, Бандай и Токати. В сентябре-октябре на берега Японии налетают мощные тайфуны, принося ураганные ветры, ливни и разрушительные паводки. Наиболее выдающейся топографической чертой Японии являются горы. Япония – это горная страна с огромными лесными массивами и более чем 200 вулканов, четверть которых сохраняет активность. (СЛАЙД 8 ) Японцы поклонялись горам, как воплощению неведомой божественной силы, которая дремала в их недрах, а иногда вдруг вырывалась наружу в виде пламени, грохота. На Японских островах расположено около 188 вулканов, более 40 из них активные. С давних времен жители Японии стремятся приспособить свою жизнь к грозящим землетрясениям. Поэтому конструкция традиционного японского дома отличается простотой и легкостью, а так же полным отсутствием мебели. (СЛАЙД 9) Самым крупным островом Японии является остров – Хонсю. (СЛАЙД 10) На этом острове находилась древняя столица Японии – Киото, а также нынешняя столица – ТОКИО, этот остров известен расположением на нем высочайшей вершины Японии – горы Фудзияма. Токио- самый большой в мире городской агломерат. Плотность населения в центральной части города- одна из самых высоких. Столица являет собой калейдоскоп из 23 районов, 26 городов- спутников, 15 небольших городов. У Токио одна из крупных проблем- острая нехватка жилья. 18% населения имеют площадь ниже официально установленного минимума. (СЛАЙД 11) На сравнительно небольшой территории Японии проживает почти 130 млн. человек (по этому показателю страна занимает 10-е место в мире). Японцы по праву гордятся самой высокой в мире средней продолжительностью жизни. Наперекор неблагоприятным природным условиям Япония является всесторонне развитой мировой державой. Страна цветущей сакуры славится своей электронной и электротехнической индустрией. Но, стремительно шагнув в XXI век, Япония до сих пор бережно хранит свои древние традиции и культуру. Современные японцы – народ исключительно трудолюбивый и дисциплинированный. В обществе, где преобладают люди в возрасте от 20 до (34 лет, женщин больше, чем мужчин (103 : 100). Наряду с японцами, составляющими 99% населения, в стране проживают небольшие общины корейцев, китайцев и американцев. Наиболее густо заселена южная часть Хонсю, а также север островов Кюсю и Сикоку, где плотность населения достигает 1000 чел./ кв. км (при средней плотности по стране 335 чел./кв. км). Наименее заселён остров Хоккайдо, север Хонсю и южная часть Кюсю. Большинство населения Японии сосредоточено в городах. 76% -проживают в городах. Япония- нация здоровых людей. Низкие показатели смертности и самые высокие показатели рождаемости. Японцы- загадка нашего века. Самый непостижимый, самый пародоксальный из народов. (СЛАЙД 12) Государственный язык- японский. Вероисповедование : синтоизм, буддизм, христианство. Отличительной чертой религиозной жизни Японии- веротерпимость и смешение верований.(СЛАЙД 13 ) Исконная японская религия синто – «путь богов», утверждает, что все в мире одушевленно. Перед любым синтоиским храмом высится торий- нечто вроде ворот с двумя поперечными перекладинами. (СЛАЙД 14 ) Государственное устройство: конституционная монархия. Высший законодательный орган- парламент. Длительный период её самоизоляции от внешнего мира привел к тому, что до 20 века она была как бы спрятана от европейцев. В настоящее время Япония один из лидеров современного мира. Входит в группу ведущих стран мира. Япония бедна полезными ископаемыми, но здесь в достатке обилие тепла и влаги, богата фауна морей. Японцы получают два урожая в год. Япония страна высокой культуры. Японцы свято почитают старинные традиции и обряды. Бережно и любовно японцы относятся к своему прошлому, национальным корням, полагаются на творческую силу духовных традиций своей страны. Чтобы бы более подробно узнать о культуре , традициях этой страны нам помогут наши экскурсоводы. И сейчас слово нашим экскурсоводам. (СЛАЙД 15) Экскурсовод рассказывает о национальной одежде и прическе) Приложение 1 (СЛАЙД 16-18) Экскурсовод рассказывает о икебане Приложение 2 (СЛАЙД 19-22) Экску4рсовод рассказывает о чайной церемонии Приложение 3 (СЛАЙД23-24) экскурсовод рассказывает о городах Японии Приложение 4(СЛАЙД 25-28) экскурсовод рассказывает Японской трагедии Приложение 5 (СЛАЙД 29-34) (Ребята всем раздают журавликов символ жизни и мира) Учитель: Большое спасибо нашим экскурсоводам. Ребята посмотрите на предметы которые висят на доске (пучок соломы, бумажные полоски ветка сосны и ветка сливы). Как вы думаете на какой праздник и для чего вывешивают эти предметы. Сосна-символ долголетия, могущества. Слива –символ добродетели, постоянства. Пучки соломя сжигают –отгоняют злых духов. Японцам больше по душе сосна – олицетворение вечной молодости и долголетия. Сосну в древности полагалось установить во дворе своего дома, дабы в него пришла удача, современное же дерево-украшение так и называется «сосна-перед-воротами» (кадомацу). Считалось, что на маковку сосны, выставленной перед домом, спускается божество (Тосигами) наступающего года и вдыхает в землю силу плодородия (в древности, Новый год у японцев ассоциировался с приходом нового сельскохозяйственного сезона, так что необходимы были ритуалы, связанные с «пробуждением», «возрождением» и т.п.). божество было принято «заманивать» лепёшками моти, сакэ, сушёной и солёной рыбой, мандаринами и хурмой. С тех же времён пошёл обычай угощаться на Новый год селёдочной икрой – это должно было обеспечить плодовитость людям – во всех смыслах этого слова. Проходило время, японцев становилось всё больше и сосна у дверей дома миниатюризировалась до сосновых веточек вперемешку с побегами бамбука и веточками сливы – всю эту красоту полагается перевязать жгутом из рисовой соломы (непременно из самого последнего собранного урожая) и вывесить за дверь квартиры. Так же, как и на Западе, Новый год у японцев считается сугубо семейным праздником и эта традиция свято соблюдается, т.к. в последнюю ночь уходящего года в дом возвращаются души предков, которые предписано радушно встретить и чтить. Посторонние при этом мероприятии категорически воспрещалось, и до сих пор японцы так и не ходят друг к другу в гости в это время, кто бы во что ни верил. День Моря День моря — довольно молодой праздник и отмечается в Японии с 1996 года. В этот день японцы молятся морю, превозносят его в молитвах за то, что оно во все трудные времена, помогало им и спасало от голода. Живя на островах японцы прекрасно осознают насколько близко и дорого им всё, что имеет какое-нибудь отношение к морю. Учитель: Ребята мы сегодня побывали в одном из уголков нашей страны. Я думаю, что на сегодняшнем уроке у вас пробудился интерес к Японии японцам, к их образу жизни, складу ума и характера и вызвали у вас симпатию. Япония для русских людей не просто одна из многих зарубежных стран. Природа поселила нас бок о бок. А кому известна истина: у соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но чтобы ужиться с ним. Надо знать его характер. Поэтому мы сегодня и постарались ближе познакомить вас с народом, который связывает собственные душевные качества с образом цветущей вишни. Спасибо всем за вашу работу, за костюмы и сообщения. Домашнее задание: Продолжить заполнение таблицы с помощью параграфа. В контурных картах обозначить проливы, моря, омывающие Японию, подписать географические объекты. Прочитать тему в учебнике и ответить на вопросы по теме в конце параграфа. Подготовить сообщения о туризме, сельском хозяйстве, экспорте и импорте.
Файлы: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ЯПОНИИ.ppt
Размер файла: 8855040 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология