Автор конспекта:
Автор(ы): — Кравченко Елена Владимировна

Место работы, должность: —

Георгиевская средняя школа города Актобе,Казахстан

учитель русского языка

Регион: — Зарубежье — Казахстан

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Тема: Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши по сказке-были Кладовая солнца М.М. Пришвина

ЦЕЛЬ: раскрыть особенности характера героев сказки были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в дальнейшем.

Задачи: 1) образовательные:

подвести учащихся к пониманию идеи сказки-были М. Пришвина посредством анализа текста произведения с привлечением иллюстраций ;

2) воспитательные:

воспитывать уважение к личности писателя и его творчеству; способствовать формированию собственного отношения к проблемам, затронутым в тексте, формировать в учениках нравственные позиции по отношению к категориям добра и зла, жизненной правды;

3) развивающие:

развитие навыков изучающего и рационального чтения, приемов извлечения необходимой информации из текста; развитие образного и логического мышления.

Тип урока урок-размышление, обобщение изученного материала

Формы работы учащихся индивидуальная, работа в группах, выстраивание ассоциативного ряда, тестирование.

Необходимое техническое оборудование компьютерный класс, мультимедиа проектор.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}

Урок: литература Класс 5 «Б»

Кравченко Е.В. – учитель русского языка и литературы

Георгиевская средняя школа, г Актобе.

Тема: Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши по сказке-были «Кладовая солнца» М.М. Пришвина

ЦЕЛЬ: раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в дальнейшем.

Задачи: 1) образовательные:

подвести учащихся к пониманию идеи сказки-были М. Пришвина посредством анализа текста произведения с привлечением иллюстраций ;

2) воспитательные:

воспитывать уважение к личности писателя и его творчеству; способствовать формированию собственного отношения к проблемам, затронутым в тексте, формировать в учениках нравственные позиции по отношению к категориям добра и зла, жизненной правды;

3) развивающие:

развитие навыков изучающего и рационального чтения, приемов извлечения необходимой информации из текста; развитие образного и логического мышления.

Тип урока – урок-размышление, обобщение изученного материала

Формы работы учащихся – индивидуальная, работа в группах, выстраивание ассоциативного ряда, тестирование.

Необходимое техническое оборудование – компьютерный класс, мультимедиа проектор.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Учитель.

Дома вы прочитали произведение М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Сегодня на уроке вы будете исследовать характер Насти и Митраши, дадите характеристику героям и подумаете: почему это произведение читали наши бабушки и дедушки, мамы и папы, а теперь вы.

На уроке мы попробуем посмотреть на одну и ту же ситуацию выбора Насти и Митраши с разных сторон.

(Слайд 1) Запись в тетради темы урока

Цель нашего урока – раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в дальнейшем.

Учитель.

Эпиграфом к уроку служат слова Михаила Михайловича Пришвина: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю”. (Слайд 2)

Учитель. Хотелось подчеркнуть тот факт, что Михаил Михайлович Пришвин никогда не считал себя детским писателем, но многие его произведения о детях.(Слайд3)

Учитель. Вот и сегодня мы продолжим знакомиться с удивительным произведением о детях, сказкой – былью “Кладовая солнца, и его героями – Настей и Митрашей. Попробуем создать их литературные портреты по предложенным отрывкам. – Ребята, скажите, а что такое портрет литературного героя?

Литературный портрет (запись в тетрадь) – описание внешности и внутреннего мира героя.

(Слайд4) Учитель. Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником. Что вы можете сказать об их характере?
– Почти ничего. Перед нами только внешние портреты. А нам предстоит создать ещё внутренние словесные портреты детей. А это невозможно сделать, не познакомившись со словесным описанием героев.
– Откройте учебники на странице (249 ).
– Я вам прочитаю отрывок, а вы внимательно его прослушайте

Чтение учителем начала текста.

Учитель. А теперь проведём викторину на знание текста. (Слайды 5-23)
1. Как вы думаете, почему своё произведение Пришвин назвал сказкой – былью?
2. Кто раньше всех догадался, почему про Настю сказано, что она была “как золотая курочка на высоких ножках”?
3. А как учителя называли между собой Митрашу?
4. Почему, как вы думаете, его называли “мужичок в мешочке”?
5. Какие клички были у домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши?
6. Что можно узнать о семье, где корову назвали Зорькой, тёлушку – Дочкой, петуха – Петей, козу – Дерезой, а поросенка – Хреном?
– Почему автор называет это хозяйство “богатством”?
7. Прочитайте первый абзац.
– Как вы поняли выражение “Осиротели двое детей”?
– О какой Отечественной войне идёт здесь речь?
– А что значит Отечественная?
– А какое большое событие в мае будет отмечать наша страна?
8. Скажите, почему Пришвин не описывает игры детей?

Исследуем портрет Насти (Слайд 24)

1. Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти.
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе или отметьте абзацы и страницу.

Предполагаемая таблица

Портрет Насти

Внешний

Внутренний

Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).

Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.

Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Сравнение – как золотая курочка.

Метафора – катилась обратно в избу, волосы отливали золотом, золотые веснушки, носик глядел вверх.

Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца…

Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи.

Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…

Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку

Любит родителей: как и покойная мать…

Исследуем портрет Митраши ( Слайд25)

1. Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти.
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе или отметьте абзацы и страницу.

Предполагаемая таблица

Портрет Митраши

Внешний

Внутренний

Возраст: десять лет с хвостиком.

Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.

Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Метафора– мужичок в мешочке, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх, золотые веснушки.

Гипербола – есть ладило длиной больше чем в два его роста.

Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.

Деловитый (умелый в работе): делает деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами.

Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.

Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос

Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор.

Задание1 . Прочитайте эпизод “Сборы Насти и Митраши за ягодой” – отрывок

( стр 251 ) от слов: “Настя, начиная собираться,…” до слов: “…где растёт сладкая клюква”.

– Подготовьтесь выразительно его прочитать.
Действующие лица: автор, Настя, Митраша.
– Какие черты характера проявляются в этом эпизоде у детей?

Задание 2. Прочитайте эпизод “На Блудовом болоте” – отрывок ( стр 259 ) от слов: “Проверив по компасу направление троп,……” до слов: “-Кра!” – закричала ворона”.
– Подготовьтесь выразительно его прочитать.
Действующие лица: автор, Настя, Митраша.
– Какие черты характера проявляются в этом эпизоде у детей?

Учитель. А теперь объединим наши выступления и составим общий литературный портрет Насти и Митраши. Составление общей таблицы “Портреты Насти и Митраши”.

ЧТО ОБЩЕГО вы нашли в литературных портретах Насти и Митраши ? (Слайд 26)

Общее

  • Внешние сходства
  • Внутренние
  • Отношение жителей
  • Отношение автора
  • Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх. Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые.
    Старались помочь им; наши любимцы.
    Они были очень милые.

    Различие внутреннее

    Настя – уступчивая и благоразумная.

    Митраша – строптивый (упрямый).

    – Скажите, а для чего мы с вами составляли литературные портреты героев?
    (Чтобы понять их характеры и почему они поссорились.)

    Тест из 5 вопросов(Слайды 27-31)

    1. Тема произведения:

    а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе;

    б) взаимоотношения между людьми;

    в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей

    2. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было:

    а) прекрасное равенство;

    б) бесспорное первенство сестры;

    в) преимущество брата.

    3. В предложении: «…могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы» - автор употребил:

    а) антитезу; б) аллегорию; в) сравнение.

    4. Митраша и Настя отправились за клюквой

    а) осенью; б) весной; в) летом.

    5. Жанр произведения:

    а) повесть; б) сказка; в) сказка-быль.

    2. САМОПРОВЕРКА: (Слайд 32) 1а, 2а, 3в, 4б, 5в

    Учитель. СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНОВ (Слайд 33-34) по прочитанному - 3 минутки

    Зачитывание синквейнов

    Учитель. Думаю, ребята, что у вас синквейны получились лучше. Молодцы. – Итак: В чём нравственная суть взаимоотношений брата и сестры?

    Домашнее задание. (Слайд 35) Прочитать до конца. Подумать над вопросом: “Как в сказке отражён труд детей и соседей?” (Запись в дневник.)


    Учитель.

    ОЦЕНКИ за урок До свидания!

    Синквейны, составленные ребятами:

    1. Настя.

    2. Трудолюбивая, умная

    3. Помогает, заботится, уступает.

    4. Золотая курочка на тонких ножках

    5. Хозяйка

    1. Дети ухаживают

    2. Смелые, умелые

    3. Работают, помогают,

    4. Дорожат крепкой дружбой

    5. Брат и сестра

    1. Палестинка.

    2. Чудесная, ягодная

    3. Увлекает, расцветает, дарит

    4. Палестинка – ягодное место

    5. Ягоды

    1. Митраша

    2 Бесстрашный, храбрый

    3. Мастерит, хозяйничает, спасает.

    4. Митраша убил «Серого Помещика»

    5. Герой.

    1. Слепая елань

    2. Опасная, внезапная

    3. Засасывает, топит, маскируется

    4. Слепая елань как прорубь во льду

    5. Опасная ловушка

    1.Кладовая солнца

    2. Полезное, редкое ископаемое

    3. Обсыхает, греет, теплеет

    4. Кладовая солнца дарит тепло людям

    5. Полезное ископаемое – торф

    1. Соседи

    2. Добрые, отзывчивые

    3. Помогают, ухаживают, поддерживают

    4. Соседи заботились о Насте и Митраше

    5. Добрые люди

    Файлы: Урок и Презентация по М.М.Прищвину Кладовая солнца.rar
    Размер файла: 6301860 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология