Автор конспекта:
Автор(ы): — Гущин Валерий Михайлович, Мягких Татьяна Петровна

Место работы, должность: — Староказинский филиал МОУ Новоникольская СОШ Мичуринский район, Тамбовская область, учителя географии, биологии

Регион: — Тамбовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Окружающий мир

Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — проект

Краткое описание ресурса: — изучение состояния воды рек Иловай, Воронеж и природного комплекса- пойм рек.

Интегрированный исследовательский проект (география — экология — биология)
« Две реки», 10-11 кл.

Исследование рек Иловай и Воронеж

В селе Старая Казинка Мичуринского района, Тамбовской области

Исследование провели учащиеся 10-11 классов МОУ Староказинская СОШ

Руководители: учитель географии -Гущин В.М;

учитель биологии -Мягких Т.П.

Цель: изучить состояние воды рек Иловай, Воронеж и природного комплекса- пойм рек.

Задачи:

1. Провести наблюдение и описание объекта природы-

пойм рек Иловай и Воронеж.

2. Провести органолептический анализ вод р.Иловай и

р. Воронеж.

3. Оценить состояние воды рек, используя метод биоиндикации

Место исследования:

nРайон впадения р.Иловай в р. Воронеж.

Время проведения исследования:

n17мая 2009г.

Исследование №1

n1. Географическое положение природного комплекса поймы слияния рек.

ПК находится на Окско-Донской равнине, в западной части Тамбовской области Мичуринского района, на расстоянии 900 метров южнее села Старая Казинка, в 200 м восточнее от моста автодороги на Ярковское лесничество.

2. Назвать участки (по форме рельефа, растительности).

Западный пологий склон холма с кустарниковой растительностью.

3. Выявить особенности компонентов: форма рельефа, горные породы, тип почвы, глубоко ли залегание грунтовых вод, растительность (скудная, богатая), виды растений, животных, оценить возможность использования ПК человеком.

Рельеф равнинный, почва-чернозём, на правом берегу реки смешанный лес, на левом кустарник вдоль реки со скудной растительностью (ива, ольха, болотно-луговой растительный покров);

животный мир: бобры, ящерицы, лягушки травяные, ложноконские пиявки, дождевые черви, водные скорпионы, паукообразные, муравьи. Возможно использование человеком как зоны отдыха, туризма, выпаса скота.

4. Выявить причины особенностей ПК.

Левый берег реки обрывистый в результате подмывания его рекой на изгибе.

5. Оценить влияние человека на природный комплекс.

Влияние человека на данный ПК негативное, безответственное, много бытовых отходов на берегу и в реке.

6. Меры по охране природно-территориального комплекса.

В целях улучшения состояния данного ПК необходимо: 1) не допускать вырубки деревьев в водоохранной зоне; 2)ликвидировать все несанкционированные свалки мусора в ней.

Исследование №2
Органолептический анализ воды.

1.Определение цветности воды.

nЦвет воды определяли в пробирке, сравнивая цвет с цветом такого же объема чистой дистиллированной воды. Единицей цветности служат особые градусы.

n Питьевая вода имеет цветность ниже 20°, допустимо до 40°.

2.Определение температуры воды.

Температура воды измеряли термометром.

3.Определение запаха воды.

nЗапах в водоеме может возникнуть от:

nсточных вод;

nхимических отходов (фенол, соли и др.);

nпродуктов органического распада (землистый, илистый, травянистый, болотный);

nразлагающихся водоросей (рыбный или огуречный).

nЗапах определяется в баллах. Для питьевой воды запах не более 2 баллов.

4. Определение активной реакции воды (рН).

nВ природных водах pH колеблется от 6,6 до 9,5. Норма – 6,5-8,5.

nНаиболее кислыми из природных вод являются болотные, содержащие гуминовые вещества, а щелочными – подземные воды, богатые биокарбонатами.

5.Методом кипячения

обнаружили появление в воде р.Иловай помутнение с дальнейшим образованием осадка. Это может быть связано с наличием карбонатов.

Результаты:

Исследование №3 Определение качества воды р.Воронеж методом биоиндикации (по беспозвоночным зооиндикаторам).

nВ чистой воде живут организмы, чувствительные к нехватке кислорода.

nЕсли течение реки среднее, количество кислорода меньше, организмы населяют водоем менее чувствительные.

nВ стоячих водоемах- илистое дно, и там обитают те организмы, которые могут жить без кислорода.

Чистая вода:

nЛичинки поденок и веснянок, личинки ручейников, лужанка болотная, крупные двустворчатые моллюски (беззубки, перловицы), водяной клоп, вилохвостки.

Вода средней чистоты:

nБокоплав, шаровка, жук — плавунец и его личинки, речной рак, личинки стрекоз.

Грязная вода:

nТрубочник, прудовик, водяной ослик, личинки мошки, личинки комара дергуна (мотыль), пиявки.

Определение биотического индекса пресноводных экосистем.

nВ исследуемой пробе определяли ключевые виды и группы сопутствующих видов.

nВ ходе наших исследований было обнаружено 9 видов беспозвоночных животных.

nИспользуя методику Т.Я.Ашихминой, мы определили, что биотический индекс р. Воронеж равен 6.

Выводы:

1.Обследование состояния ПК поймы реки показало, что набор компонентов и целостность ПК соответствуют аналогичным комплексам средней полосы России. Антропогенное воздействие на него среднее.

2.Анализ физических свойств воды показал, что основные показатели соответствуют норме, поэтому воду в обеих реках можно считать чистой.

3.Наличие зооиндикаторов чистой воды (личинки ручейников, двустворчатые моллюски) подтверждает данные органолептического анализа.

Файлы: Две реки».ppt
Размер файла: 2023424 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология