Автор конспекта:
Автор(ы): — Кудимова Марина Владимировна

Место работы, должность: —

МБОУ СОШ №5 г.Балаково, учитель русского языка и литературы

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тип ресурса: — элемент мероприятия

Краткое описание ресурса: —

Предлагается презентация как элемент сопровождения игры обобщающего характера В мире литературы в форме интеллектуального казино для старшеклассников (сценарий прилагается). Можно использовать на итоговых уроках литературы, классных часах, как форму проведения досуга.

В МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ

(интеллектуальное казино)

Подготовка.В казино особая валюта — «ум». Изначально у каждого игрока по 5 «умов». Кроме того, ведущий должен иметь в запасе 21 «ум», чтобы раздать их игрокам за каждый правильный ответ, и еще 5 «умов» — для «черного ящика». Игра проходит в 3 тайма..

Для IIтайма понадобятся 3 «черных ящика»:в 1 ящике — игла; во II- клубок; в III- «зеленая палочка».

Для Ш тайма подготовить 4 мешка: с книгой-словарем, с очка­ми, с пятью «умами», с шоколадкой «Вдохновение»,

В конце игры вручается главный приз.

Ход игры

Музыка

Ведущий. Наше казино — это место, где каждый человек, кто честен, смел и безызвестен (пока!), может заработать деньги, и не как-нибудь, а своим собственным умом. Только деньги у нас будут особенные. Это банкноты достоинством в один «ум». Помните, как говорится: один ум хорошо, а два лучше. «Умов» сегодня будет ровно пять у каждого. Причем в течение игры вы можете как уве­личить свое умственное состояние, так и стать банкротом, потеряв все свои «умы». В игре вас будут ждать 18 вопросов из области ли­тературы..

Итак, я называю область знания и вопрос, а вы. если решитесь отвечать, должны будете сделать ставку в один «ум». В случае уда­чи ваша ставка будет удваиваться, и вы зарабатываете еще I«ум». Если же вы ошибетесь — не отчаивайтесь: ваши «умы» пополнят кассу нашего литературного казино. Как видите, условия игры про­сты: я задаю вопрос и даю 3 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять табличку с цифрой: 1, 2 или 3. Но да­вайте договоримся: отвечать на вопрос имеет право лишь тот, кто сделает свою ставку. Остальные — молчок!

Порепетируем? Дамы и господа, делайте ставки.

(Ребята, решившие отвечать на вопрос, «делают ставки»: отдают ведущему одну из пяти карточек — один из «умов».)

Итак, вопрос:Кому принадлежат эти строки:

«Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей»?

1. Пушкину.

2. Лермонтову.

3. Некрасову.

(Ребята, сделавшие ставки», поднимают карточки.) Условия игры всем понятны? Тогда начинаем.

1. Кто из русских классиков родился в 1814 г.?

а) Пушкин.

б) Лермонтов.

в) Гоголь.

2. Один из пушкинских персонажей «по-французски совершен­но мог изъясняться и писал», был «умен и очень мил», но «как рано мог он лицемерить», «рано чувства в нем остыли», а вскоре он «к жизни вовсе охладел», Кто это?

а) Ленский.

б) Онегин.

в) Дядя Онегина.

Ведущий. Вы, наверное, слышали, что риск — благородное де­ло. Кто сделает ставку, рискует остаться без «ума», лишиться одно­го «ума». Но рискует и тот, кто не сделает ставку, — он потеряет возможность увеличить свое состояние.

3. Итак, внимание, вопрос 3.

Как звали суженого, которого нагадала пушкинская Татьянав крещенский вечерок?

а) Евгений.

б) Иван.

в) Агафон.

Ведущий. Приключения… Кто не мечтал побывать на месте литературного героя, у которого жизнь полна приключений?

4. В 1793 г. в провинции Буэнос-Айрес в Аргентине во время одной грозы прогремело 37 раскатов грома подряд, и длилось это 55 минут без перерыва. Какой литературный герой вспоминает об этом факте?

а) Паганель (Ж. Берн «Дети капитана Гранта»).

б) Билли Бонс (Р. Стивенсон «Остров сокровищ»)

в) Том Сойер (М. Твен «Приключения Тома Сойера»).

Ведущий. Если мы заболеваем, то чем лечимся? Медицински­ми препаратами: таблетками, инъекциями, микстурами, настоями трав и ягод. А в некоторых литературных произведениях предла­гаются очень интересные чудодейственные средства лечения.

5. Так, один из героев предлагал дохлую кошку как средство от бородавок. Кто этот герой?

а) Карлсон (А. Линдгрен «Карлсон, который живет на кры­ше»).

б) Доктор Старцев (Чехов «Ионыч»).

в) Том Сойер (М. Твен «Приключения Тома Сойера»).

Ведущий. А сейчас — старинная легенда. Удалого Садко полю­била водяная царица Волхова. Но однажды в лунном сиянии уви­дела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась она от Садко и пошла прочь, а из ее прекрасных синих глаз покатились слезы, и только Луна была свидетелем того, как ее чистые слезы превращались в цветы, унизанные жемчужи­нами.

6. Что же это были за цветы? С тех пор их считают символом чистой и нежной любви…

а) Ландыши.

б)Гвоздики.

в) Колокольчики.

7. А какие цветы были в руках у Маргариты при их первой встрече с Мастером?

а) Великолепные алые розы.

б) Отвратительные желтые цветы.

в) Белые царственные лилии.

Ведущий. А знаете ли вы русские былины? Если да, то делайте смело ставки.

8. Скажите-ка, с каким врагом сражался богатырь Илья Муро­мец?

а) Чингис-хан.

б) Змей Горыныч.

в) Соловей-разбойник.

Ведущий. Русский язык богат пословицами и поговорками. Некоторые писатели даже для названия многих пьес выбирали по­словицы и поговорки: «На всякого мудреца довольно простоты», «Не в свои сани не садись», «Без вины виноватые», «Свои люди -сочтемся».

9. Итак, кто написал пьесы с такими названиями?

а) А. Островский.

б) А. Грибоедов.

в) Н. Гоголь.

Ведущий.Однажды у Аристотеля спросили: «Как же преуспеть ученикам?» «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто поза­ди», — быстро ответил тот. И был, конечно же, прав!

Итак, смелее делайте ставки, догоняйте первых, чтобы не ока­заться последними. Мой следующий вопрос — из литературы XXвека.

Всем известно, что ведущей темой любого поэта является тема Родины, утверждение бескорыстия патриотического чувства.

10. Как вы считаете, кто мог так сказать о России:

Россия, милая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые

Как слезы первые любви.

а) Блок.

б) Есенин.

в) Гумилев.

11. А этот поэт покинул Россию в феврале 1920 г. (через Одес­су), через Константинополь, Софию и Белград попал в Париж, где он обосновался, проводя лето в городке Грас, в Приморских Аль­пах. Для него все кончено с «великой Россией» уже после февраля 1917 г. Он решительно и категорически отверг Временное прави­тельство и его лидеров, видя в них жалкие фигуры, способные при­вести Россию лишь к пропасти. Решительно не приемлет он и большевистское руководство, и короткое пребывание свое сперва в красной Москве, а затем в красной Одессе назвал «Окаянными днями».

Кто же этот поэт?

а) Мережковский Д. С.

б) Бунин И. А.

в) Рождественский Р.

12. А этот поэт как бы берет на себя все наши заботы, отвечает на наши вопросы, успокаивает нас, и учит, и вселяет надежду… Он скончался в военном госпитале под Парижем 12 июня 1997 г. При отпевании его в церкви святых Космы и Домиана священ­ник отец Георгий сказал, что стихи этого человека могут быть про­читаны, как псалмы, потому что едва ли не в каждом из них чувст­вуется жажда коленопреклонения и воспарения». Его «Молитву» повторяли тысячи людей, никогда не умевших молиться и не от­крывавших Евангелие. Кто же он?

(Звучит песня Б. Окуджавы «Молитва» в записи в авторском исполнении или под гитару в исполнении одного из учеников)

Пока Земля еще вертится,

Пока еще ярок свет,

Господи, дай же ты каждому,

Чего у него нет.

Мудрому дай голову,

Трусливому дай коня,

Дай счастливому денег…

И не забудь про меня.

Пока Земля еще вертится,

Господи — Твоя власть! –

Дай рвущемуся к власти,

Навластвоваться всласть.

Дай передышку щедрому,

Хоть на исходе дня..

Каину дай раскаяние…

И не забудь про меня.

Я знаю: ты все умеешь,

Я верую в мудрость твою,

Как верит солдат убитый,

Что он пребывает в раю.

Как верит каждое ухо

Тихим речам твоим,

Как веруем и мы сами,

Не ведая, что творим!

Господи, мой Боже ,

Земноглазый мой!

Пока Земля еще вертится,

И это ей странно самой!

Пока еще ей хватает

Времени огня,

Дай же ты всем понемногу…

И не забудь про меня.

Ведущий. Итак, первый тайм нашей игры закончен.

«Черный ящик»

Ведущий. Следующий наш тайм так и называется «Черный ящик».

(В зал вносят три «черных ящика».)

В этом тайме 1 «ум» может получить игрок, первый угадавши, что находится в «черном ящике».

Внимание, черный ящик! В нем находится предмет, с помощь которого известный модельер Вячеслав Зайцев может изготовитьудивительнейшие вещи (демонстрируется фотовыставка — «раскла­душка»), но этот же предмет может даже уничтожить одного страшного персонажа русских народных сказок. (Игла.)

(Ведущий последовательно подходит к каждому ящику)

— А в этом ящике лежит то, что указывало путь-дорожку не только Ивану-Царевичу, но и одному из мифических героев Древ­ней Греции. (Клубок.)

(Можно продемонстрировать фрагмент из мультфильма «Нить Ариадны».)

— А вот с помощью этого предмета Л. Н. Толстой мечтал сде­лать всех людей счастливыми. («Зеленая палочка».)

Ведущий. Быстро летит время. Завершен второй тайм нашей игры.

А вот кто мне скажет, что значит выражение «купить кота в мешке»?

(Ответы ребят.)

Правильно: получить нечто, не зная заранее, что это такое.

«Кот в мешке»

Ведущий. Итак, я объявляю наш первый и последний, но очень таинственный аукцион игры: «Кот в мешке».

(В зал на подносе вносят 4 мешочка. Проводя аукцион, Веду­щий по очереди ставит каждый мешочек перед собой.)

Распродажа начинается! Проявите же мудрость, друзья, не эко­номьте денежки. Рекомендую…

Усердней с каждым днем гляжу в … (словарь).

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь,

На всех словах — события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой…»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не… (словарь) лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

(Маршак «Словарь»)

Ведущий. Стартовая цена — всего 1 «ум». Кто хочет приобре­сти эту ценную вещь за один «ум»?! Раз! Два!.. Три! Продано!

Ведущий. Обычно с первого взгляда обладателя этой вещи все принимают за отличника. Без нее не мог обходиться и А. П. Чехов. (Очки.)

Кто хочет купить ее: она полезна для имиджа. О ней, об этой вещи рассказал в своей басне И. А. Крылов.

Стартовая цена- 1 «ум». Раз… Два… Три… Продано!

Ведущий (рассказывая о 3-м мешочке).

Сегодня ты о них мечтал. Их кто-то нынче потерял. Без них тебе не обойтись. Тогда плати и не скупись!

Раз… Два… Три… Продано!

(Вынимает табличку «5 умов».)

Ведущий. То, что лежит в последнем мешочке, по-моему, про­сто необходимо, чтобы вдохновлять и поддерживать то, что есть в любом из нас хорошего, то, что часто Вам предлагают родители во время экзамена, то, о чем с сожалением написал в своем стихе «Я помню чудное мгновенье…» А. С. Пушкин, чего так не хватало поэту.

В глуши, во мраке заточенья,

Тянулись долго дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Итак, стартовая цена- 1 «ум». Раз… Два… Три… Продано!

(Шоколад «Вдохновение».)

Ведущий. Объявляю аукцион закрытым!

Теперь нам остается только подсчитать, у кого больше «умов» и наградить счастливчика!

(Собирает у игроков «умы» и вручает приз набравшему больше всего «умов».)

Файлы: Презентация1.pptx
Размер файла: 7254931 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология