Автор конспекта:
Автор(ы): — Бабошко Л. П.

Место работы, должность: —

МОУ СОШ № 5 г. Искитима , учитель начальных классов

Регион: — Новосибирская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — сценарий урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

На уроке чтения было первое знакомство с русской народной сказкой. Дети познакомились с историей возникновения сказок, узнали виды сказок. Чтобы урок был более наглядным, образным, я использовала презентацию, которая позволила мне оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повысило тем самым мотивацию обучения и эффективность урока. Используя ИКТ на уроках, я считаю, что наиболее эффективно выстраивать уроки в режиме проблемного диалога. Для этого я использую такое средство обучения как субъективизация. В начале урока дети отгадывают ребус и самостоятельно формулируют тему урока. Это повысило их активность на уроке, стимулировало общеинтеллектуальное развитие.

Тема: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Цель:Расширение знаний детей и привитие интереса к русским народным сказкам

Задачи:1. Образовательные: Познакомить с русской народной сказкой, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее сказки.

2. Развивающие: Содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, развивать речь, пополнять словарный запас, умения работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

3. Воспитывающие: Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству.

  • Психологический настрой. (3 рожицы на доске: спокойное, радостное, грустное)
  • – Перед вами 3 лица.

    – Какое настроение выражает каждое лицо?

    — Какое настроение выберем на урок?

    — Итак, мы начинаем урок с хорошим радостным настроением и не забудем про интерес и удивление.

    2. Постановка цели. Мобилизующий этап.

    1 слайд

    — Разгадайте ребусы и определите тему нашего урока. (лист и краски)

    — Сегодня мы будем работать над сказкой, героями которой являются лиса и тетерев.

    Слайд 2

    -Давайте вспомним, а что такое сказка? (поэтический вымысел, она исполнена фантазии, выдумки, хотя её содержание отражает многие черты реальной жизни трудовых людей, их повседневных забот и быта)

    -Когда возникли Р.Н. сказки?

    — Зачем она нужна была людям в древности?

    — В сказке предки передавали свое представление о мире. Они не умели объяснить, почему меняются времена года, день сменяется ночью, откуда появились люди, животные. Догадывались, что животные появились раньше людей, приписывали им человеческие качества. Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью сюжета. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Она им нужна была для развлечения, отдыха, снятия трудовой усталости. Ведь тогда не было радио, театров, телевидения.

    Какие сказки о лисе вам известны? Какие это сказки? А какие еще виды сказок знаете?

    — Откройте оглавление в книге. (стр. 142)

    Найдите в нем раздел «Страна Вообразилия», определите, кто написал стих. «Храбрецы»? (Чуковский). Те произведения, которые написаны конкретным человеком называются авторскими или литературными

    — А кто автор произведений, которые помещены в разделе «Сказки»?

    — Конечно, автор есть. Точнее, когда-то был. Но кто он, мы не знаем и никогда не узнаем, т.е. он сочинил свою сказку и пересказал другим. Кто-то не только запомнил её, но и изменил в ней что-то, рассказал еще кому-то. Так что у сказки много авторов, её сочинял и переделывал народ. Поэтому сказки называются народными.

    слайд 3 -Рассмотрите виды сказок

    Работа по учебнику: стр. 62

    3.Словарная разминка.

    — Прочитайте орфографически, орфоэпически, вполголоса, шепотом, только губы работают.

    -Прочитайте 1 столбик с радостью, 2 столбик — спросите,

    — Что вы знаете о тетереве? Прочитаем в словаре стр. 141

    Слайд 4

    Тетерев

    Тетерев — птица крупная, весит более полутора килограммов, хотя среди куриных считается птицей средней величины.

    Летом и осенью тетеревов чаще всего можно увидеть на земле — тут они кормятся. Ночуют на деревьях. Зимой наоборот: из-под снега доставать корм невозможно, поэтому птицы отыскивают его на деревьях (березовые сережки и почки, хвоя). А ночевать спокойнее, теплее и безопаснее на земле, точнее, в снегу. В него, как в воду с вышки, ныряют птицы с деревьев, зарываются, проделывают в снегу ход или устраивают что-то вроде пещеры и спят. Правда, и в снегу ночевать не так уж безопасно, и там птицу может отыскать хищник.

    — вам встретится в тексте слово «Указ». Прочитаем в словаре, что оно обозначает.

    -Раньше все распоряжения властей шли из города и все жители должны были им подчиняться.

    4. Знакомство со сказкой.

    Чтение учителем

    -Понравилась сказка? Чем?

    Физминутка

    -Прочитаем по цепочке.

    5. Анализ.

    — Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю? (притворялась глуховатой. Придумала историю с указом)

    — Найдите строки, говорящие о содержании указа, прочитайте.

    — Как думаете, поверил тетерев, что такой указ появился? ( тетерев знал, что лиса хитрая и может обмануть)

    — Зачем он сказал лисе о собаках? Прочитайте.

    — Почему тетерев непросто сказал лисе о собаках, а добавил: «Если бы все было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего» ( тетерев иронизирует над лисой, выявляет её лживость)

    — Прочитайте, о чём думала лиса, когда начала говорить с тетеревом?

    — О чем думала, когда убегала?

    Слайд 5

    - Прочитайте слова.

    Ласково, спокойно, грубо, нежно, тихо, громко, медленно, торопливо.

    — Как говорит лиса? Тетерев?

    — Выберите подходящие слова.

    — Какой была лиса?

    Доверчивая, легкомысленная, глупая, жестокая, хитрая, бесстрашная, беззаботная.

    — А какой был тетерев? (умный, рассудительный, смышленый)

    6. чтение по ролям

    — Удалось передать характер зверей?

    -Кто из героев олицетворяет добро, а кто зло?

    7. работа с иллюстрациями

    — Мы с вами рассмотрели сказку о животных, а теперь рассмотрите рисунки художников.

    — Что помогает понять волшебные свойства сказки? (звери одеты в старинные русские костюмы – сарафан, кафтан) Потому, что это русская народная сказка.

    — Какие слова сказки могут служить подписями к этим рисункам

    8. Итог

    Слайд 6

    «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». А. Пушкин

    — Прочитайте и подумайте, почему Пушкин сказал, что в сказке ложь? Что он подразумевал? Что волшебного, сказочного в сказке «Лиса и тетерев»? (совершают поступки как люди, обманывать могут)

    — Могут ли птицы, звери разговаривать, понимать насмешку, иронию?

    — А какой урок можно получить от этой сказки? (Не всегда можно доверять ласковым, льстивым словам. Сказка учит различать, где добро, а где зло, учит мудрости).

    Зачем сказка нужна сейчас?

    — Разве у вас не было случаев в жизни, когда вы нуждались в помощи, обращались за ней, вам обещали, но обманули и ничем не помогли?

    Сказка учит, что за помощью не всегда надо обращаться к сильному, а лучше к умному. Разве вы ни разу не проявляли любопытства, которое приводило вас к, различного рода, неприятностям. Разве не было случаев, когда вас предупреждали об опасности, а вы не слушались и попадали в беду? Значит, сказка и сейчас нас учит.

    — А кем бы вы хотели в сказке быть? Почему?

    -А я бы хотела быть лисой. Разве плохо иметь хитрость, смекалку, без которой иногда невозможно выйти из трудной ситуации. Например, если встретится преступник, который вам угрожает, вы же должны проявить смекалку, хитрость, находчивость, чтобы выйти из положения живым и здоровым.

    — Итак, работа над сказкой подходит к концу.

    – Чему можно поучиться у тетерева? А у лисы?

    8. Рефлексия

    На доске ствол дерева без листьев.

    — Когда бывают такие деревья?

    — Давайте оденем дерево: Если настроение отличное и вы довольны своей работой ,урок понравился – зеленый листочек, не очень – желтый цвет, не понравилось и настроение плохое – красный листочек.

    — Какое дерево получилось? (летнее или осеннее)

    Файлы: лиса тетерев.ppt
    Размер файла: 5533184 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология