Автор конспекта:
Автор(ы): — Понкратова Ольга Леонидовна

Место работы, должность: — Печорская школа — интернат, учитель биологии

Регион: — Псковская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Биология

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: — Урок в 6 классе, позволяющий успешно изучить большой объём материала.

Государственное управление образования Псковской области Печорская школа – интернат для детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей.


Урок биологии в 6 классе
«Транспорт веществ в организме животных.»
— — Автор: Понкратова Ольга Леонидовна
Учитель биологии Печорской школы – интерната
для детей сирот и детей оставшихся
без попечения родителей.
— — — — Печоры 2009 год



Тема урока: Транспорт веществ в организме животных.
Задачи урока:

  • Развивающие: развивать умения работы с учебником, рисунками, схемами, обобщать полученные знания, применять их в новой ситуации.
  • Образовательные: раскрыть причины передвижения веществ по организму животного, дать представление о разных типах кровеносной системы, составе крови и гемолимфе.
  • Воспитательные: значение крови для человека и последствия ранений.
  • Оборудование: таблицы «эритроциты»; Презентация, компьютер, муляж сердца.
    Ход урока.

  • Организационный момент: Поздороваться, спросить, какое у ребят настроение! Отметить отсутствующих.
  • Актуализация знаний. Целепологание. Итак, ребята, для начала давайте вспомним, то, что вы уже знаете. В живых организмах происходят сложные процессы, в результате которых образуются самые разнообразные вещества. Как переносятся вещества, и неорганические вещества в растениях мы рассматривали на прошлом уроке. А чтобы вся информация уложилась в голове ещё лучше, я просила на прошлом уроке, каждый из вас, изобразил красочную схему на альбомных местах по транспорту веществ в организме растений. Я вижу, что схемы готовы. Сейчас я соберу их, посмотрю и поставлю оценки. А теперь давайте ответим на несколько вопросов по прошлой теме.
  • Какие вещества необходимы для жизни растений?
  • Откуда растения получают воду и минеральные соли?
  • О чём речь?
  • Из почек появляются
    Весною распускаются
    Летом шевелятся
    Осенью летят?

  • Какие вещества образуются в листьях?
  • Какой ещё орган занимается транспортом?
  • В каком направлении в растении перемещаются в растении вода и минеральные соли.
  • В каком направлении перемещаются в растении органические вещества?
  • Молодцы!
    Итак, а сейчас самое время записать тему сегодняшнего урока в тетрадях. Внимание на экран тема урока: Транспорт веществ в организме животных (Слайд №1).
    Ребята, как вы думаете, на какие вопросы мы с вами сегодня должны найти ответы. Давайте посмотрим (Слайд №2).
    Вопросы урока:
    1. Какие вещества и как перемещаются в организме животных?
    2. Какая система органов занимается перемещением этих веществ?
    3. Есть ли различия в строении этой системы органов у разных животных?

  • Объяснение нового материала:
  • У многоклеточных животных для переноса веществ имеется особая система органов. Мы её знаем, но чтобы убедиться верно, ли мы думаем, поиграем в магический квадрат (Слайд №3).
    Посмотрите, перед вами целых 2 магических квадрата с цифрами и буквами (цифры показывают местоположение этой буквы в слове). Например, №1 ищем в квадрате букву, которая стоит на этом месте. Это буква «к». Значит буква «к» первая буква в этом слове. А теперь давайте вы.
    Итак, это кровеносная система. Мы с ней уже знакомились. Из каких частей состоит эта система органов (Слайд №4)?
    — КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА
    — — — —


    СЕРДЦЕ СОСУДЫ
    — Вопрос: Что движется по сосудам?
    Подсказка: Её приносили в жертву богам. Ею скрепляли священные клятвы, её считали носителем души, соком жизни.
    К теме кровь, мы вернёмся позднее.
    Итак, кровеносная система. Первое животное, кровеносную систему которого мы рассмотрим, будет кровеносная система нашего старого знакомого, дождевого червя. Внимание (Слайд №5).
    Ищем глазами, есть ли у него сердце. Есть, но не совсем обычное. Несколько кольцевых сосудов и есть его сердце. И ещё у дождевого червя есть брюшной сосуд и спинной сосуд. Посмотрите, они соединены в одну единую систему. Вот такая система называется – замкнутая. А ещё замкнутая система у других животных. Просмотр слайдов №6 – 10.
    Посмотрите, а это кровеносная система моллюсков (слайд №11).
    Ищем сердце и сосуды. Даём определение, что такое незамкнутая кровеносная система. Жидкость, которая течёт по сосудам и выполняет функции крови, называется – гемолимфа. Из сердца гемолимфа поступает в сосуды, а из них изливается в промежутки между органами – полость тела. Затем она вновь собирается в сосуды и поступает в сердце. Такая кровеносная система называется незамкнутая.
    А ещё незамкнутая система у насекомых (слайд №12).
    А теперь давайте зафиксирует то, что мы только что узнали в тетради (слайд №13)
    Кровеносная система
    — — —


    ЗАМКНУТАЯ НЕЗАМКНУТАЯ
    Дождевой червь Моллюски гемолимфа — Рыбы Насекомые
    Земноводные
    Рептилии
    Птицы
    Млекопитающие
    ФИЗМИНУТКА или ДАВАЙТЕ ОТДАХНЁМ.
    Упражнения для профилактики нарушения осанки.

  • Исходное положение – сидя на стуле, ноги вместе.
  • На счёт раз – выполнить захват ножек стула ногами изнутри, на счёт два – вернуться в исходное положение, на счёт три – захват ножек стула снаружи, на счёт четыре – вернуться в исходное положение.
  • Исходное положение стоя, стопы параллельно на ширине, руки на поясе. Выполнить перекат с пятки на носок.
  • Стоя раз поднять руки вверх, два вернуться в исходное положение, на счёт три – поднять руки вверх, одновременно отвести правую ногу назад, прогнуться, голову назад. И четыре – в исходное положение.
  • Упражнение для мышц глаз. Медленно переводим взгляд справа налево и обратно (8раз).
  • РАБОТАС УЧЕБНИКОМ.
    Догадайтесь, о чём идёт речь.
    Разных групп у нас она,
    Но на цвет у всех одна.
    Узы крови, голубая кровь, кровная обида, холодная кровь, кровь за кровь, кровная месть, кровные братья.
    Открываем учебник на странице 76. На экране схема не закончена. Работаем парно, помогаем друг другу. Заполняем схему по составу крови. А затем на экране открывается схема законченная.
    КРОВЬ
    Плазма (жидкая часть) Клетки крови
    — — Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты
    Красные, Белые Участвуют
    переносят кислород убивают в свёртывании
    микробов крови.
    — С древних времён интерес к крови не случаен. Значительные кровопотери, при ранении была причиной потери сознания или человека. Кровь боготворили, кровью клялись в дружбе, любви, кровью смывали позор и оскорбления.
    ПОЧЕМУ КРОВЬ КРАСНАЯ?
    В крови есть специальное вещество – гемоглобин.
    Очень интересные в крови есть клетки – эритроциты, и чтобы вы ещё раз с ними лучше познакомились, посмотрим несколько интересных фактов (слайд №16).
    В одном кубическом миллиметре крови – около 5 млн. эритроцитов.
    Если разместить все эритроциты человека в одну линию, то получиться лента, три раза опоясывающая земной шар по экватору.
    Если считать эритроциты со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все, понадобится 450 тыс. лет.
    В каждом эритроците – 265 млн. молекул гемоглобина.
    — А теперь переходим к составной части кровеносной системы – сосудам.
    СОСУДЫ
    Артерии Вены Капилляры
    Обычно запомнить, что вены к сердцу, а артерии – от сердца, трудно. Для этого я предлагаю вам приём для запоминания.
    — — Артерии – От сердца (гласные)
    Вены – К Сердцу (согласные)
    Ну, а о второй составной части кровеносной системы, мы поговорим на следующим уроке.

  • Закрепление изученного материала.
  • Раз уж мы уже второй урок говорим о транспорте, то какой же транспорт без светофора. Давайте в него и поиграем. На столе лежат карточки трёх цветов. Правила игры: вопрос и три варианта ответа. Если вы выбираете вариант А, то поднимаете красную карточку, если Б, то жёлтую, а если В, то зелёную (Слайд №21).
    Вопросы игры:
    У дождевого червя кровеносная система
    А) замкнутая
    Б) незамкнутая
    В) круглая
    Сосуды, которые отходят от сердца, называются
    А) вены
    Б) капилляры
    В) артерии
    Бесцветная или зелёная жидкость, которая движется по сосудам у моллюсков и насекомых, называется
    А) гемолимфа
    Б) гемоглобин
    В) гематоген
    Красные клетки в крови занимаются
    А) свёртыванием крови
    Б) разносят кислород
    В) убивают микробов
    РЕФЛЕКСИЯ.
    Если вы отвечаете да – то поднимаете зелёную карточку, если нет то красную:

  • Вам понравился урок
  • Было трудно
  • есть ли вопросы по уроку
  • ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
    Страницы в учебнике 74 – 79.
    Написать мини сочинение от лица любого составляющего кровеносной системы.
    Доделать схему по составу крови
    — — Список литературы.

    1. Акимов С.С. Биология в таблицах, схемах, рисунках. М. «Мест» 200г.
    2. Рабочая тетрадь по биологии (живой организм). 6 класс.
    3. Биология живой организм – поурочное планирование. Волгоград 2002г.
    4. Акперова И.А. Уроки биологии в 6 классе. Дрофа, М. 2005 г.
    5. Сонин Н.И. Биология 6 класс Живой организм. Дрофа 2002г.
    — — —
    Файлы: транспорт в организме животных 6 класс. Понкратова О.Л..ppt
    Размер файла: 2672128 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология