Автор конспекта:
Автор(ы): — Амиленова Даметкен Айтмагамбетовна
Место работы, должность: —
Амиленова Даметкен Айтмагамбетовна — учитель русского языка и литературы
Государственное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №24 г. Павлодара"
г. Павлодар, Республика Казахстан
Регион: — Зарубежье — Казахстан
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — другой тип
Краткое описание ресурса: —
Презентация Тире в простом и сложном предложении
http://collegy.ucoz.ru/publ/0-0-0-11794-13
Краткое описание:
данная презентация предназначена для обобщающих занятий при подготовке к ЕНТ и ВОУД
Примечания: 1.при выполнении тестов, можно проверить себя, убрав картинку в нижнем правом углу
2. Для открытия гиперссылки, надо навести курсор на ссылку, нажать на правую кнопку мышки и щелкнуть по указателю Открыть гиперссылку
Презентация «Тире в простом и сложном предложении»
http://collegy.ucoz.ru/publ/0-0-0-11794-13
Краткое описание:
данная презентация предназначена для обобщающих занятий при подготовке к ЕНТ и ВОУД
Примечания: 1.при выполнении тестов, можно проверить себя, убрав картинку в нижнем правом углу
2. Для открытия гиперссылки, надо навести курсор на ссылку, нажать на правую кнопку мышки и щелкнуть по указателю «Открыть гиперссылку»
1 слайд Амиленова
Даметкен
Айтмагамбетовна
учитель русского языка и литературы
средней школы №24 г. Павлодара,
Республика Казахстан
2слайд
Тире в простом и сложном предложении.
Цель — обобщить знания о постановке тире в простых и сложных предложениях. r
3.слайд
Из истории тире
Тире́ (фр. tiret, от tirer — растягивать) — один из знаков препинания, применяемый во многих языках.
В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин
Правила употребления и название этого знака установились не сразу. Он был описан в «Российской грамматике»А. А. Барсова, где был именован «молчанка», затем «черта», а позднее — «знак мыслеотделительный».
Из Википедии
4 слайд
1этап нашего занятия.
Цель этого этапа – повторить все случаи постановки тире в простом предложении.
5 слайд
1.Тире между подлежащим и сказуемым.
Задание :найдите грамматическую основу в предложениях. Укажите, чем выражены главные члены. Затем сформулируйте правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.
6 слайд
Жизнь –нескончаемый экзамен. Дважды два –четыре. Учиться –всегда пригодится.
Его цель- сделаться героем романа. Речевая культура человека – это зеркало его духовной жизни.
Но!
«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина…
Бедность не порок.
Ее глаза как два тумана, как два прыжка из темноты…
7 слайд
Проверь себя http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_172
8 слайд
2. Тире в предложениях с однородными членами.
Задание аналогично первому.
А) В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях – повсюду заливались цикады.
Б) Вся мебель: диваны, столы и стулья –была сделана из красного дерева
9 слайд
Проверь себя
В предложениях с обобщающими словами ставится тире,
1.если обобщающее слово стоит после однородных членов;
2 если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается. Грамота .РУ
10 слайд
3. Тире в неполном предложении: пропуск членов предложения может обозначаться с помощью тире.
Направо и налево были овраги, заросшие лесом, впереди – широкая лощина
11слайд
4. В ваших учебниках при изучении темы «Приложение» вы заметили, что употребляется слово дефис, но мы заменим его словом тире, так как речь идет о членах предложения (приложение – это особый вид определения, выраженный именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже). Рассмотрим, в каких случаях ставится тире при приложениях.
12 слайд
1.если приложение и определяемое им слово выражены нарицательными существительными, то между ними ставится тире.
Бабочки-капустницыпорхали над клумбами.
2. Если же приложение или определяемое слово выражено именем собственным, дефис ставится только в том случае, когда имя собственное стоитперед именем нарицательным.
Начиналась Москва с небольшого городища в том месте, гдеречонка Яузавпадает вМоскву-реку.
13 слайд
5.Тире при вводных предложениях.
Вводные предложения, имеющие характер дополнительных замечаний или пояснений к сказанному, выделяются скобками или, реже, тире
Голубеющая дымка – ее зовут в народе «мга» — затягивала плесы на Оке и отдаленные леса
14 слайд Прочитайте внимательно ваши записи в тетрадях, затем выполните тест
15 слайд
1.В каком примере недостаёт второго тире?
1) Охотиться волку на крупных животных — на лошадей, на рогатый скот, на верблюдов нельзя без напарников.
2) «Чтобы научить человека чему-либо, не надо его поучать, понукать и оскорблять», — считал А.П.Чехов.
3) Всё вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормой — всё говорило о любви, о блаженной любви!
4) На востоке страна граничит с Испанией, на юге с Францией.
2.Укажите правильное утверждение о постановке тире в данном ниже предложении.
Савва Мамонтов звал художника Коровина «весёлым корабельщиком», Нестеров — «юным богом».
1) В первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части.
2) Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.
3) Ставится тире в неполном предложении.
4) Содержание второй части предложения противопоставляется содержанию первой.
16 слайд
3. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении:
Под крыльцом из неотесанных бревен воет по ночам голодный Лыско — одна из самых лучших охотничьих собак в Тычках.
1) Тире между подлежащим и сказуемым.
2) После обобщающего слова следуют однородные члены.
3) Выделяется обособленное приложение.
4) Разделяются части бессоюзного сложного предложения.
4. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении:
Любить иных – тяжелый крест, а ты прекрасна без извилин…
1) Тире между подлежащим и сказуемым.
2) После обобщающего слова следуют однородные члены.
3) Выделяется обособленное приложение.
4) Разделяются части бессоюзного сложного предложения.
17 слайд
5. В каком варианте не ставится тире (знаки препинания не расставлены)?
1.Кровь людская не водица.
2. Самое плохое в обучении это привычка к полузнанию.
3. Кочки покрывались ярким мхом низинки изумрудной травой.
4.Стоять на страже законов охраняющих природу Родины почетный долг каждого из нас.
6.Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении:
Зеленая долина, горы в белых шапках — все было залито солнцем.
1) Тире между подлежащим и сказуемым.
2) После однородных членов следует обобщающее слово
3) Выделяется обособленное приложение.
4) Разделяются части бессоюзного сложного предложения.
18слайд
2 этап нашего занятия.
Цель –повторить употребление тире в предложениях с прямой речью и диалоге
19 слайд
1.Рассмотрите схемы постановки знаков препинания при прямой речи и сформулируйте правило.
А) «П», — а. «П?» —а. «П!» — а.
Б) «П, — а, — п». «П, — а. — П». , «П? — а. — П». «П! — а. — П». «П.. . — а. — П»
По какому признаку сгруппированы данные схемы?
20 слайд
Исправьте ошибки в предложениях с прямой речью.
«Видишь ты искры» спросила меня старуха.
«Веди ты нас!» сказали они.
Все можно перенести, — сказал он скромно. Вы сами поступили бы также.»
«Сам дойду –ответил боец – Вам носилки пригодятся.»
21 слайд
Оформите диалог из сказки Антуана де Сент-Экзюпери.
Добрый вечерсказал на всякий случай Маленький принц.Добрый вечер,ответила змея.
На какую это планету я попал?На Землю, сказала змея. В Африку. Вот как. А разве на Земле нет людей? Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая.
22 слайд
Проверь себя:
-Добрый вечер,-сказал на всякий случай Маленький принц.
— Добрый вечер, — ответила змея.
— На какую это планету я попал?
— На Землю,-сказала змея. -В Африку.
— Вот как. А разве на Земле нет людей?
Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая.
23 слайд
3 этап нашего занятия
Цель –повторить правила постановки тире в бессоюзных сложных предложениях (БСП)
26 слайд
Определите смысловые отношения между частями БСП
1.Работы много – отдыха не жди.
2. Хочешь быть счастливым – силы не жалей.
3.Расчищали сугробы – их наметало снова.
4.Красоту только тронь небрежной рукой — она исчезнет навеки.
5.Ты запела песню светлую – колокольчики звенят.
27слайд
Найдите правильное объяснение постановки тире в предложениях.
1.Метелит – запахнись потуже.
2. В те дни покупали гвоздики –символ революции
3.Дело художника – рождать радость.
4. «Откуда эти искры?» -спросил я у старухи
5.Аллея, тишина, яркие краски зелени –все живописно…
6.В окне –мороза серебро.
7.Улыбнулась ты – расцвели цветы.
8.С утра сидит на озере любитель-рыболов.
А.Между подлежащим и сказуемым.
Б.После однородных членов перед обобщающим словом
В.Выделяет обособленное приложение
Г. БСП .
Д. Отделяет прямую речь от слов автора.
Е. В неполном предложении
28 слайд
Литература:
1.Греков В.Ф. и др. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах».Москва, «Просвещение»,1982
2.Горшкова В.Н. «Синтаксис и пунктуация». Москва, Просвещение»,1975.
Интернет-ресурсы
http://ru.wikipedia.org
http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_172
29 слайд
Использованные иллюстрации:
1.Вопросы
2.Люди, лекции. Образование
3. Дети, каникулы из коллекции Microsoft
30 слайд
Примечания:
1.при выполнении тестов, можно проверить себя, убрав картинку в нижнем правом углу
2. Для открытия гиперссылки, надо навести курсор на ссылку, нажать на правую кнопку мышки и щелкнуть по указателю «Открыть гиперссылку»
Источник: https://drive.google.com/?utm_source=ru&utm_medium=button&utm_campaign=web&utm_content=gotodrive&utm_term=carousel&usp=a
Файлы: Тире в простом и сложном предложении.ppt
Размер файла: 1303040 байт.