Автор конспекта:
Автор(ы): — Амиленова Даметкен Айтмагамбетовна

Место работы, должность: —

Амиленова Даметкен Айтмагамбетовна — учитель русского языка и литературы

Государственное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №24 г. Павлодара"

г. Павлодар, Республика Казахстан

Регион: — Зарубежье — Казахстан

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — другой тип

Краткое описание ресурса: —

Презентация Тире в простом и сложном предложении

http://collegy.ucoz.ru/publ/0-0-0-11794-13

Краткое описание:

данная презентация предназначена для обобщающих занятий при подготовке к ЕНТ и ВОУД

Примечания: 1.при выполнении тестов, можно проверить себя, убрав картинку в нижнем правом углу

2. Для открытия гиперссылки, надо навести курсор на ссылку, нажать на правую кнопку мышки и щелкнуть по указателю Открыть гиперссылку

Презентация «Тире в простом и сложном предложении»

http://collegy.ucoz.ru/publ/0-0-0-11794-13

Краткое описание:

данная презентация предназначена для обобщающих занятий при подготовке к ЕНТ и ВОУД

Примечания: 1.при выполнении тестов, можно проверить себя, убрав картинку в нижнем правом углу

2. Для открытия гиперссылки, надо навести курсор на ссылку, нажать на правую кнопку мышки и щелкнуть по указателю «Открыть гиперссылку»

1 слайд Амиленова

Даметкен

Айтмагамбетовна

учитель русского языка и литературы

средней школы №24 г. Павлодара,

Республика Казахстан

2слайд

Тире в простом и сложном предложении.

Цель — обобщить знания о постановке тире в простых и сложных предложениях. r

3.слайд

Из истории тире

Тире́ (фр. tiret, от tirer — растягивать) — один из знаков препинания, применяемый во многих языках.

В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин

Правила употребления и название этого знака установились не сразу. Он был описан в «Российской грамматике»А. А. Барсова, где был именован «молчанка», затем «черта», а позднее — «знак мыслеотделительный».

Из Википедии

4 слайд

1этап нашего занятия.

Цель этого этапа – повторить все случаи постановки тире в простом предложении.

5 слайд

1.Тире между подлежащим и сказуемым.

Задание :найдите грамматическую основу в предложениях. Укажите, чем выражены главные члены. Затем сформулируйте правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.

6 слайд

Жизнь –нескончаемый экзамен. Дважды два –четыре. Учиться –всегда пригодится.

Его цель- сделаться героем романа. Речевая культура человека – это зеркало его духовной жизни.

Но!

«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина…

Бедность не порок.

Ее глаза как два тумана, как два прыжка из темноты…

7 слайд

Проверь себя http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_172

8 слайд

2. Тире в предложениях с однородными членами.

Задание аналогично первому.

А) В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях – повсюду заливались цикады.

Б) Вся мебель: диваны, столы и стулья –была сделана из красного дерева

9 слайд

Проверь себя

В предложениях с обобщающими словами ставится тире,

1.если обобщающее слово стоит после однородных членов;

2 если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается. Грамота .РУ

10 слайд

3. Тире в неполном предложении: пропуск членов предложения может обозначаться с помощью тире.

Направо и налево были овраги, заросшие лесом, впереди – широкая лощина

11слайд

4. В ваших учебниках при изучении темы «Приложение» вы заметили, что употребляется слово дефис, но мы заменим его словом тире, так как речь идет о членах предложения (приложение – это особый вид определения, выраженный именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже). Рассмотрим, в каких случаях ставится тире при приложениях.

12 слайд

1.если приложение и определяемое им слово выражены нарицательными существительными, то между ними ставится тире.

Бабочки-капустницыпорхали над клумбами.

2. Если же приложение или определяемое слово выражено именем собственным, дефис ставится только в том случае, когда имя собственное стоитперед именем нарицательным.

Начиналась Москва с небольшого городища в том месте, гдеречонка Яузавпадает вМоскву-реку.

13 слайд

5.Тире при вводных предложениях.

Вводные предложения, имеющие характер дополнительных замечаний или пояснений к сказанному, выделяются скобками или, реже, тире

Голубеющая дымка – ее зовут в народе «мга» — затягивала плесы на Оке и отдаленные леса

14 слайд Прочитайте внимательно ваши записи в тетрадях, затем выполните тест

15 слайд

1.В каком примере недостаёт второго тире?

1) Охотиться волку на крупных животных — на лошадей, на рогатый скот, на верблюдов нельзя без напарников.

2) «Чтобы научить человека чему-либо, не надо его поучать, понукать и оскорблять», — считал А.П.Чехов.

3) Всё вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормой — всё говорило о любви, о блаженной любви!

4) На востоке страна граничит с Испанией, на юге с Францией.

2.Укажите правильное утверждение о постановке тире в данном ниже предложении.

Савва Мамонтов звал художника Коровина «весёлым корабельщиком», Нестеров — «юным богом».

1) В первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части.

2) Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.

3) Ставится тире в неполном предложении.

4) Содержание второй части предложения противопоставляется содержанию первой.

16 слайд

3. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении:

Под крыльцом из неотесанных бревен воет по ночам голодный Лыско — одна из самых лучших охотничьих собак в Тычках.

1) Тире между подлежащим и сказуемым.

2) После обобщающего слова следуют однородные члены.

3) Выделяется обособленное приложение.

4) Разделяются части бессоюзного сложного предложения.

4. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении:

Любить иных – тяжелый крест, а ты прекрасна без извилин…

1) Тире между подлежащим и сказуемым.

2) После обобщающего слова следуют однородные члены.

3) Выделяется обособленное приложение.

4) Разделяются части бессоюзного сложного предложения.

17 слайд

5. В каком варианте не ставится тире (знаки препинания не расставлены)?

1.Кровь людская не водица.

2. Самое плохое в обучении это привычка к полузнанию.

3. Кочки покрывались ярким мхом низинки изумрудной травой.

4.Стоять на страже законов охраняющих природу Родины почетный долг каждого из нас.

6.Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении:

Зеленая долина, горы в белых шапках — все было залито солнцем.

1) Тире между подлежащим и сказуемым.

2) После однородных членов следует обобщающее слово

3) Выделяется обособленное приложение.

4) Разделяются части бессоюзного сложного предложения.

18слайд

2 этап нашего занятия.

Цель –повторить употребление тире в предложениях с прямой речью и диалоге

19 слайд

1.Рассмотрите схемы постановки знаков препинания при прямой речи и сформулируйте правило.

А) «П», — а. «П?» —а. «П!» — а.

Б) «П, — а, — п». «П, — а. — П». , «П? — а. — П». «П! — а. — П». «П.. . — а. — П»

По какому признаку сгруппированы данные схемы?

20 слайд

Исправьте ошибки в предложениях с прямой речью.

«Видишь ты искры» спросила меня старуха.

«Веди ты нас!» сказали они.

Все можно перенести, — сказал он скромно. Вы сами поступили бы также.»

«Сам дойду –ответил боец – Вам носилки пригодятся.»

21 слайд

Оформите диалог из сказки Антуана де Сент-Экзюпери.

Добрый вечерсказал на всякий случай Маленький принц.Добрый вечер,ответила змея.

На какую это планету я попал?На Землю, сказала змея. В Африку. Вот как. А разве на Земле нет людей? Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая.

22 слайд

Проверь себя:

-Добрый вечер,-сказал на всякий случай Маленький принц.

— Добрый вечер, — ответила змея.

— На какую это планету я попал?

— На Землю,-сказала змея. -В Африку.

— Вот как. А разве на Земле нет людей?

Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая.

23 слайд

3 этап нашего занятия

Цель –повторить правила постановки тире в бессоюзных сложных предложениях (БСП)

26 слайд

Определите смысловые отношения между частями БСП

1.Работы много – отдыха не жди.

2. Хочешь быть счастливым – силы не жалей.

3.Расчищали сугробы – их наметало снова.

4.Красоту только тронь небрежной рукой — она исчезнет навеки.

5.Ты запела песню светлую – колокольчики звенят.

27слайд

Найдите правильное объяснение постановки тире в предложениях.

1.Метелит – запахнись потуже.

2. В те дни покупали гвоздики –символ революции

3.Дело художника – рождать радость.

4. «Откуда эти искры?» -спросил я у старухи

5.Аллея, тишина, яркие краски зелени –все живописно…

6.В окне –мороза серебро.

7.Улыбнулась ты – расцвели цветы.

8.С утра сидит на озере любитель-рыболов.

А.Между подлежащим и сказуемым.

Б.После однородных членов перед обобщающим словом

В.Выделяет обособленное приложение

Г. БСП .

Д. Отделяет прямую речь от слов автора.

Е. В неполном предложении

28 слайд

Литература:

1.Греков В.Ф. и др. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах».Москва, «Просвещение»,1982

2.Горшкова В.Н. «Синтаксис и пунктуация». Москва, Просвещение»,1975.

Интернет-ресурсы

http://ru.wikipedia.org

http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_172

29 слайд

Использованные иллюстрации:

1.Вопросы

2.Люди, лекции. Образование

3. Дети, каникулы из коллекции Microsoft

30 слайд

Примечания:

1.при выполнении тестов, можно проверить себя, убрав картинку в нижнем правом углу

2. Для открытия гиперссылки, надо навести курсор на ссылку, нажать на правую кнопку мышки и щелкнуть по указателю «Открыть гиперссылку»

Источник: https://drive.google.com/?utm_source=ru&utm_medium=button&utm_campaign=web&utm_content=gotodrive&utm_term=carousel&usp=a

Файлы: Тире в простом и сложном предложении.ppt
Размер файла: 1303040 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология