Автор конспекта:
Автор(ы): — Курганова Н.Е.

Место работы, должность: — МОУ «Лицей № 2 имени В.В.Разуваева» г. Астрахани

Регион: — Астраханская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Естествознание

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: — презентация, посвященная жизни и деятельности великого путешественника XX века Тура Хейердала

Текст к презентации «ТУР ХЕЙЕРДАЛ»

Слайд 1.

Само место его рождения звучит, как стихи: городок Ларвик в южном Вестфоле, на западном побережье залива Бохус. Именно здесь 6 октября 1914 года родился Тур Хейердал.

Как хорошо, что мечты взрослых не всегда сбываются. Будь по-иному, Тур Хейердал стал бы не прославленным ученым и путешественником, а всего-навсего хозяином пивоваренного завода. Так мечтал его отец.

Слайд 2.

Как хорошо, что мечты детей сбываются чаще, чем мечты взрослых. С детства Тур Хейердал мечтал о дальних странствиях и необыкновенных открытиях. В семь лет родители отдали ему в полное распоряжение старый сарай, который мальчик превратил в настоящий зоологический музей. У друзей Тура отцы были моряки или рыбаки и привозили сыновьям диковинных животных. А те обменивали их у Тура на книги о Тарзане и пивные дрожжи с завода его отца. Коллекция росла, и вскоре многие жители Ларвика начали приходить в "Дом животных" и любоваться его экспонатами.

Слайд 3.

Кончив школу, Тур поступил в университет Осло. Конечно же, на естественный факультет, чтобы получить специальность географа и зоолога. Но будущая должность лабораторного исследователя или преподавателя его не привлекала. Хейердалу хотелось изучать животных в их естественных условиях. И тогда он оставляет университет и отправляется в свое первое путешествие — на удаленный от всех материков остров Фату-Хива в самом центре Тихого океана. Ему было любопытно, как влияет на жизнь животных географическая изоляция. Он жил в собственноручно построенной бамбуковой хижине, тарелкой ему служила океанская раковина, а миской — скорлупа кокосового ореха. Он подружился с туземцами, и очень скоро они стали интересовать его больше, чем дикие животные.

Тур и его жена Лив, проведя месяц в доме таитянского вождя, где они постигали науку выживания в естественных услових, переехали на одинокий остров Фату-Хива, где провели целый год в отрыве от цивилизации. Хотя цель экспедиции состояла в изучении фауны Фату-Хивы, Хейердала гораздо больше заинтересовал вопрос о путях заселения Полинезии. Во время вынужденной поездки на остров Хиваоа, где молодая пара получила необходимую медицинскую помощь, Хейердал свел знакомство с норвежцем Хенри Ли, жившим на острове с 1906. Тот показал молодому исследователю каменные статуи в джунглях, о происхождении которых никто ничего не знал. Но Ли упомянул, что подобные статуи известны также по находкам в Колумбии, стране, находившийся почти в 6 тыс. км к востоку от Маркизских островов.

Изучение образа жизни и обычаев туземцев, исследование флоры и фауны островов, а также океанских течений, привели Хейердала к мысли, что господствующие ветры и течения, возникающие у берегов Америки, способствовали появлению на островах первых поселенцев. Эта точка зрения полностью расходилась с утвердившимся тогда мнением, согласно которому предки полинезийцев пришли на острова с берегов юго-восточной Азии.

Для проверки своих выводов Хейердал, после возвращения в Осло, отправился в конце 1939 в Британскую Колумбию, где в музее Виктории занимался изучением жизни и обычаев американских индейцев племени квакиутл, обитавших в долине Белла Кула. По результатам своих изысканий Хейердал успел опубликовать статью незадолго до начала Второй мировой войны. В этой работе, посвященной проблеме контактов островов Тихого океана и индейцев Америки, он доказывал, что в культуре Полинезии прослеживается южноамериканские элементы, а также, что заселение полинезийских островов происходило с севера через территорию Гавайев.

Слайд 4.

Вернувшись в Европу, Тур Хейердал подарил всю свою зоологическую коллекцию музею университета в Осло и решил опровергнуть одну известную теорию. Многие ученые были уверены, что предки туземцев, заселивших Полинезию, приплыли на тихоокеанские острова из Юго-Восточной Азии. Тур Хейердал считал, что они приплыли из Америки. В одной перуанской легенде вождь древнего племени инков Кон-Тики потерпел поражение в войне и отступил с воинами к океанскому берегу. Дальше отступать было некуда. Кон-Тики и его соратники построили плоты и уплыли в океан. Обратно они не вернулись. Куда же они исчезли? Легенда об этом умалчивает. По мнению Тура Хейердала Кон-Тики плыл и плыл на запад, и высадился в конце концов на острове Пасхи, а его воины расселились отсюда по всем остальным островам. Чтобы доказать это, ученый задумал построить плот и в точности повторить путь вождя инков. Так состоялось одно из самых необыкновенных путешествий нашего столетия. Плот вышел из перуанского порта Кальяо 28 апреля 1947 года. Сильное океанское течение понесло его на запад. Сто дней Тур Хейердал и шестеро его отважных спутников боролись с высокими волнами, непогодой и голодом, 7 августа они пристали к полинезийскому атоллу Рароиа. Конечно же, плот назывался "Кон-Тики". На парусе был изображен портрет перуанского вождя. И жители маленького острова, к которому прибило плот, решили, что к ним прибыли духи их дальних предков. О своем плавании Тур Хейердал написал книгу "Путешествие на "Кон-Тики", такую захватывающую, что ее перевели на множество языков.

Слайд 5.

За научные достижения Тура Хейердала выбрали почетным членом Географического общества Норвегии, норвежский король пожаловал ему орден святого Улафа, а правительство Перу — орден Офицера особых заслуг.
В 1946 Хейердал приехал в США, где в Нью-Йорке представил на суд научной общественности свою статью о древнейших связях Полинезии и Америки. Ученые с недоверием встретили теории норвежского исследователя о том, что американские индейцы могли в глубой древности достичь островов Тихого океана на плотах. Желая доказать свою правоту Хейердал организовал экспедицию "Кон-Тики". Это был проект по экспериментальной археологии, ставивший 3 главные задачи: постройка насколько возможно точной реплики бальсового плота, проверка мореходных качеств такого плавательного средства, и изучение направления морских течений и ветров, которые могли бы пригнать плот к берегам Полинезии. В 1947 большие бальсовые бревна, добытые в джунглях Эквадора, были доставлены в Перу, где Хейердал вместе со своими единомышленниками, используя естественные материалы, построил плот, названный им "Кон-Тики" в честь легендарного вождя, изгнанный из страны инками. 28 апреля 1947 плот с командой из 6-ти человек (5 норвежцев и швед) отплыл из перуанского порта Кальяо. Вместе с пятью друзьями он отправился в Перу, где по старинным чертежам они построили плот из толстых бальсовых бревен. Хейердал точно придерживался древних образцов. Бревна были соединены канатами, а палуба устлана циновками. Замысел Хейердала состоял в том, чтобы в конструкции его плота практически не было современных материалов. Только парус был изготовлен из специальной ткани. 27 апреля 1947 года шесть отважных путешественников отправились в плавание из перуанского порта Кальяо. Кроме Хейердала, в экспедиции принимал участие еще один этнограф — шведский ученый Бент Даниельсон. Через 97 дней плавания от берегов Южной Америки экваториальное океаническое течение принесло плот к островам Туамоту в Полинезии. Так ученый доказал принципиальную возможность культурного общения между Полинезией и американским континентом и убедился сам, что океаны не представляли особой преграды для людей. Плот, прекрасно перенесший 101-дневное плавание, выдержав все бури и шторма Тихого океана, 30 июля потерпел крушение у атолла Рароиа в архипелаге Туамоту. "Кон-Тики", двигаясь со средней скорость 42,5 миль в день, преодолел 4300 морских миль или почти 8 тыс. км. За исключением незначительных поломок, полученных при крушении, плот сохранил свою плавучесть. Таким образом, доводы скептиков, отрицавших возможность плавания на бальсовом плоту, были посрамлены. Ряд ученых отказывалось верить, что такое путешествие вообще состоялось до тех пор, пока не был выпущен документальный фильм о плавании "Кон-Тики.Несмотря на широкое признание заслуг Хейердала, нашлось немало критиков его путешествия. Одни считали, что раз плот был искусственно отогнан от берега, то это ставит под сомнение аутентичность подобного путешествия, равно как и способ управления плотом с использованием швартов. Другие находили, что поскольку в распоряжении команды был спасательный плот, консервы, и радио, то нельзя говорить о подлинности воспроизведения путешествий древних мореплавателей. Среди первых критиков Хейердала из научного сообщества были известный ученый и специалист по Полинезии Питер Бак и финский антрополог Рафаэль Карстен. Публикация Хейердалом принципов организации экспедиции "Кон-Тики" на страницах "Географического журнала" вызвала отклик исследователя из Австрии Роберта Хайне-Гельдерна, который хотя и сам был сторонником трансатлантических плаваний в Новый Свет, но считал, что если полинезийцы и посещали Америку, то только плывя с востока на запад, а не наоборот.

Слайд 6.

В ответ на критику Хейердал опубликовал в 1952 году 800-страничную монографию Американские индейцы в Тихом океане: научное обоснование экспедиции на "Кон-Тики", а также представлял свою точку зрения на многочисленных международных конференциях, конгрессах и форумах. Первым признанием заслуг Хейердала стало награждение его медалью Андерса Ретзиуса Шведским географическим и антропологическим обществом в 1950. Он также был избран в Академию наук в США, Норвегии и СССР, а в 1961 получил почетную докторскую степень Университета Осло. Тем не менее, ряд ученых до сих пор придерживается ошибочного истолкования идей Хейердала, что современное население Полинезии происходит от индейцев Южной Америки. Хотя Тур Хейердал и считал, что южноамериканское индейское население оказало сильное влияние на заселение островов Тихого океана, оставив после себя до-полинезийский субстрат, на самом деле полинезийцы пришли из юго-восточной Азии, но другим путем, может быть, следуя морским течениям и ветрам, от северо-западного побережья Америки.

Слайд 7.

В 1955 Хейердал отправился на остров Пасхи как ближайшее к Галапагосским островам место вероятного поселения древних мореплавателей из Южной Америки. Целый год группа археологов из разных стран проводила исследования, обнаружив, что знаменитые гигантские каменные головы на самом деле принадлежат гигантским статуям с вытянутыми телами и длинными руками, глубоко погребенными в песке. По легендам местных полинезийцев, эти головы были поставлены первыми поселенцами острова. В ходе раскопок также были обнаружены неизвестные дотоле статуи и развалины каменных строений, которые по типу напоминали сооружения доинкского периода из Южной Америки.

Слайд 8.

В любой библиотеке вы найдете переведенные на русский язык книги Тура Хейердала. И ни одна из них не окажется скучной, потому что всегда начинается с тайны. Ну, вот, например, с такой. Издавна мореплаватели (среди них были и знаменитые русские путешественники Ю.Ф.Лисянский, О.Е.Коцебу, Н.Н.Миклухо-Маклай), подплывавшие к острову Пасхи, видели там величественные каменные статуи. Статуй было так много, что непонятно, кто их возвел? Ведь население острова всегда было малочисленным. Но это еще не всё. Вдруг эти огромные статуи оказались поваленными. А на острове обнаружили каменные письмена, не похожие ни на какие другие на Земле. Начали поговаривать, что здесь не обошлось без вмешательства инопланетян. В книгах "Тайна острова Пасхи" и "Загадки Тихого океана" Тур Хейердал попытался дать всему этому научное объяснение.

Слайд 9.

По итогам экспедиции Хейердал выпустил новую популярную книжку "Аку-Аку", опубликовал 2 объемных тома экспедиционных материалов и исследований, а также "Искусство острова Пасхи".

Слайд 10.

За свой фильм "Кон-Тики" он получил приз Голливудской академии "Оскар" как за лучший документальный фильм. Его приняли в почетные академики академии наук многих стран, в том числе, и Российская Академия Наук. Тур Хейердал не раз бывал в России. А всеми любимый Юрий Сенкевич, ведущий телепередачи "Клуб путешественников", участвовал в трех экспедициях Хейердала. Однако значение экспедиции Хейердала выходило далеко за рамки конкретного научного исследования. Практически ученый основал новое направление в науке — экспериментальную этнографию. Во время экспедиции он снял цветной фильм, который был удостоен премии «Оскар».

Слайд 11.

Находки изображений папирусных судов привели Хейердала к мысли, что древние мореплаватели доинкской Америки могли пересекать Тихий океан и на тростниковых судах. Другие исследователи также указывали на возможное сходство древних тростниковых судов из Мексики и Перу с папирусными кораблями жителей древнейших цивилизаций Средиземноморья. Несмотря на то, что исследования Института папируса в Египте показали, что после 2-х недель папирус начинает гнить и распадаться, Хейердал был убежден, что древние мастера эпохи фараонов никогда бы не стали использовать папирус для строительства кораблей, если бы этот материал портился через такой короткий срок. Поэтому он решил построить корабль из папируса и пересечь на нем Атлантический океан.

Слайд 12.

Вдохновленный успехом своих исследований, Хейердал предпринял следующий шаг — вместе с экипажем из пяти человек проплыл на папирусной лодке «Ра» от африканских берегов до островов Центральной Америки. Для этой экспедиции он собрал международный экипаж, в котором был и представитель СССР — врач Ю.Сенкевич. Успешным завершением плавания отважному норвежцу удалось доказать, что и на тростниковой лодке люди могли пересекать. Атлантику. Однако эта экспедиция имела скорее спортивный, чем научный интерес, поскольку археологические раскопки ничем не подтверждали возможность подобного путешествия в древности. Основываясь на изображениях и моделях древних судов из Египта, мастера с озера Чад построили из папируса (с озера Тана в Эфиопии) корабль "Ра", который весной 1969 был спущен на воду и отплыл из древнего финикийского порта Сафи в Марокко. Желая показать, что представители различных народов могут действовать сообща, команду составили 7 человек из 7 стран, а сам корабль шел под флагом ООН. Подгоняемый ветрами и влекомый Северным Экваториальным течением, "Ра" за 8 недель преодолел расстояние в 5 тыс. км: папирус показал отличные плавучие свойства и только потеря крепежа вынудило путешественников отказаться от дальнейшего плавания к Барбадосу, до которого оставалось около недели пути. 10 месяцев спустя Хейердал отплыл из того же порта в Марокко на новом папирусном судне "Ра-2", хотя в этот раз корабль был построен индейцами аймара с озера Титикака (Боливия). За 57 дней "Ра-2" успешно преодолел океан и достиг Барбадоса, доказав, что древние мореплаватели могли совершать плавания через Атлантику, пользуясь попутным Канарским течением.

Слайд 13.

В семидесятых годах Хейердал переносит сферу своих интересов на Ближний и Средний Восток, Он решил доказать, что шумерские мореходы совершали свои плавания не только в прибрежных районах, но также могли пересечь Индийский океан. Для этого Хейердал построил тростниковую лодку «Тигрис», на которой совершил переход из местечка Эль-Курна на побережье Персидского залива к устью реки Инд, а оттуда через Индийский океан в Джибути.С помощью этого путешествия удалось доказать, что тростниковая лодка обладала достаточно высокими мореходными качествами для столь серьезного плавания. Кроме того, исследования Хейердала позволили существенно расширить хронологические границы подобных путешествий, поскольку тростниковые шумерские лодки появились задолго до того, как арабские мореходы стали строить деревянные корабли.
Изучая вопрос о культурных связях древнейших восточных цивилизаций Месопотамии, Египта и Индии, Хейердал решил совершить еще одно путешествие на тростниковом судне, предшественники которого бороздили воды Персидского залива, Красного моря и Индийского океана. В 1977 в Ираке мастерами-арабами под руководством индейцев аймара был построен 18-метровый тростниковый корабль, названный "Тигрисом". Команда из 11 человек снова была интернациональная, а судно шло под флагом ООН. "Тигрис" проплыл 6 800 км от Шатт-эль-Араб в Ираке через Персидский залив в Индийский океан, а затем через Маскат в Омане к устью Инда в Пакистане. 5-месячное плавание закончилось 3 апреля 1978 в Джибути, где члены экспедиции "Тигрис" решили в знак протеста против военного конфликта между Эфиопией и Сомали при участии третьих государств сжечь свой корабль.

Слайд 14.

С осени 1982 по февраль 1984 экспедиция Тура Хейердала проводила археологические раскопки и этнологические исследования на Мальдивах. В джунглях пустынного атолла Гааф-Гана были обнаружены руины 9-метровой ступенчатой, ориентированной по солнцу каменной пирамиды, стены которой были украшены рельефами с солярными символами. На атолле Ниланду в самом центре Мальдив был открыт еще один храмовый комплекс, возведенный древними обитателями архипелага около 550 года.

Внушительные размеры храмовых комплексов, богатый декор, покрывавший их стены, многочисленные каменные статуи показали, что до прихода сюда арабов в XII веке на Мальдивах процветала высоко развитая цивилизация, тесно связанная с культурами Индостана и Шри-Ланки.

Слайд 15.

Отметим, что все экспедиции Хейердала совершались международными экипажами, в которых работали представители многих стран. Ученый считает, что только совместными усилиями можно добиться реальных успехов в решении крупных научных проблем.
Со временем работы Хейердала получили большое научное признание. Он был удостоен медали Ломоносова в 1962 году, Золотой медали Королевского географического общества Великобритании в 1964 году. Плот «Кон-Тики» в настоящее время экспонируется в специальном музее на острове Богдей близ Осло. В апреле 1997 года, когда исполнилось 50 лет первой экспедиции Хейердала, норвежские кинематографисты сняли полнометражный фильм о его жизни и путешествиях.
Тур Хейердал выступил как деятель телевидения и кино: сценарист и продюсер фильмов "Кон-Тики" (1950), "Галапагосы" (1955), "Аку-Аку" (1960), "Ра" (1972). В 1970 году сыграл роль пирата в фильме "Пеппи Длинный чулок на семи морях"[25]. Как знаменитость, привлекал внимание миллионов зрителей к проблемам окружающей среды и жизни доисторического человека. Смелые теории о древнем мореплавании и происхождении разных народов не вызвали сочувствия среди академических ученых, склонных считать знаменитого норвежца скорее шоуменом, предпринимателем и писателем, чем серьезным историком. Но ценность его деятельности как популяризатора не подвергается сомнению.Именно благодаря книгам и фильмам Хейердала получили широкую известность остров Пасхи, Маркизские и Мальдивские острова. Хейердал первым обратил внимание на угрожающие масштабы загрязнения Мирового океана.

Слайд 18.

Цитаты:

- Чтобы не напрягаться, мы присобачиваем моторы к велосипедам, лодкам, газонокосилкам, бритвам и зубным щеткам. Высиживаем сверхурочные часы, чтобы оплатить все эти предметы, потом бежим к врачу, потому что переработали, переели и нажили стресс.

- Каждый, кто приезжает на Таити, пишет книгу о своем путешествии. Чтобы книгу покупали, в ней непременно надо расписывать рай. А иначе кто станет ее читать?

- Самый роскошный и дорогостоящий банкет, устроенный знатоками этого дела, не сравнится с благоухающим, сочным полинезийским уму, запеченным в зеленых листьях и поданным ликующему сборищу могучих едоков под открытым тропическим небом.

- История человечества может предстать в искажённом виде только потому, что раньше люди не могли достаточно бережно хранить документы.

- Ядохимикаты и всякие отбросы мы сплавляем в океан, как нерадивая хозяйка заметает мусор под ковер.


Файлы: ТУР Хейердал.pptx
Размер файла: 1455660 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология