Автор конспекта:
Автор(ы): — Карпинская Г.А., Насырова Н.А.

Место работы, должность: — МОУ «СОШ № 1″, руководитель истории , обществознания. МОУ «СОШ № 1″, руководитель литературы.

Регион: — Астраханская силезия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее торфообразование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 сорт

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: — 1. Образовательные: вскрыть причины нравственного падения главной героини сквозь идейно-художественное оригинальность произведения Н.Лескова « Леди Макбет Мценского уезда»; выявить основные условия возникновения отклоняющего поведения. 2. Развивающие: совершенствовать навык анализа текста; развивать знание учащихся на основе литературных персонажей проводить аналогию с реальной жизнью. 3. Воспитательные: способствовать развитию общечеловеческих ценностей, пробуждению внимания к внутреннему миру человека, развитию гуманистического сознания на осмыслении темы преступления и наказания. 4. Общепредметные: расширение аналитического мышления; шлифование умений работать на творческих группах.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся на классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебник Боголюбова Л.Н. "Обществознание" 10 сорт , Москва, "Просвещение" 2009 г.

Используемое оборудование: —

Компьютер, проектор, экран, колонки.

Краткое описание: — На уроке осуществлялся дифференцированный подход. Учащимся продуктивного уровня познавательной активности были даны задания, предлагающие выявить социологические и культурологические причины нравственного падения Катерины Измайловой, учащиеся высокого уровня творческой познавательной активности исследовали молитва произведения с литературоведческой точки зрения и выявили его художественные особенности.

Эпиграфы:
«Есть везение праведное, есть везение грешное. Праведное ни сквозь кого не переступит, а грешное всё перешагнёт». (Н. Лесков «Несмертельный Голован»).
«Бойся человека, Бог которого на небе» (Б.Шоу)
Учитель литературы:
Что такое любовь? Любовь… Каждый из нас хотя бы единовременно на жизни задумывался по-над тем, чего это такое, но, согласитесь, дать однозначный решение на таковой материя не возможно никто. Сколько всего лишь сказано, как написано по этому поводу, а между тем тогда по-прежнему остается какая-то загадка, тайна, разгадать которую человечество так, наверное, ни на жизнь не сможет.
Многие писатели на своих произведениях пытались разгадать загадку, найти ответы на непростые вопросы: чего такое любовь? Каково её авторитетность на человека? Почему одних она облагораживает, делает скорее и чище, а других толкает на самые ужасные преступления? В своем очерке «Леди Макбет Мценского уезда», изображая подлинную драму любви, пытается ответить на все сии вопросы. Повесть «Леди Макбет Мценского уезда», названную самим автором очерком, нередко истолковывали точно мелодраму с грубым эротизмом, с натуралистическими подробностями на описании уголовных преступлений. На самом деле это абсолютно не так. Натурализм и эротика не являются самоцелью оборона художника, а служат ему оборона верного воспроизведения своеобразных особенностей рисуемого быта.
В 1865 году великорус чтец познакомился с трагической историей лесковской героини и, возможно быть, посчитал её нетипичной оборона России, случайной, тем больше чего на названии помета на шекспировскую реалию, а возможно быть, самопроизвольно сюжетик показался достойным уголовной хроники, а не беллетристики, тяготеющей к обобщениям. Русская женщина, возведенная н основание Пушкиным, Тургеневым, Некрасовым, и вдруг… убийца.
А какое впечатленьице на вам произвело это произведение?
Что потрясло?


Учитель обществознания.
Дайте бонитировка понятию «социальные нормы».( Регулируют отношения на обществе: между людьми, группами людей, созданными ими организациями).
Учащиеся делают вывод, чего главная алкмена демонстрирует отклоняющее поведение, дают бонитировка понятию « отклоняющее поведение» (поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждёт от человека общество).
Поэтому не случайна подтема нашего урока.
Объявляется подтема урока, цели.
Учитель литературы:
Нам предстоит выяснить сквозь электроанализ произведения, какие причины повлияли на изменения на поведении главной героини и к каким последствиям они привели .
Учитель обществознания
Каковы причины отклоняющегося поведения?
Учитель обращается к схеме на доске
Причины нравственного падения Катерины Измайловой.


Социологические Культурологические Психологические
Дайте бонитировка социологическим причинам отклоняющегося поведения человека.
(Во сезон кризисов, радикальных социальных перемен, жизненный исследование человека перестает соответствовать идеалам, воплощённым на социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения).
Учитель литературы:
Есть ли социологическое интерпретация причин отклоняющегося поведения главной героини произведения Н.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»?
В произведении не указаны социальные перемены, происходящие на обществе. Но благо говорить о социальном положении Катерины, то должен отметить купецкий быт: патриарахальный, косный, неподвижный.
Каков склад жизни богатой купчихи Катерины Измайловой?
Учащиеся отмечают, чего Катерина Измайлова – героиня, замкнуто живущая за высоким забором купеческой усадьбы. Материально и общественно устроенная; брак без любви; увольте детей, чтоб удовлетворить водопотребность на любви; изображение её каждодневного быта: « Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать от скуки и полезет по лесенке на свою супружескую опочивальню… шелковица тоже посидит, поглазеет…опять ей зевнется…читать была не охотница…» Скука – главное пребывание души героини, душевная и духовная неразбуженность. («…скука купеческого дома, от которой весело, говорят, удавиться…»)
Выводы тезисно записываются на схеме: «мертвый» режим жизни купчихи Измайловой, «высокий стена купеческой усадьбы»; скука.
Учитель обществознания :
Назовите культурологическое интерпретация причин отклоняющегося поведения главной героини.(Преступное поведение — результат преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступная биом создаёт свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным на обществе. Частота контактов с представителями преступной идеологии влияет на перерабатывание человеком норм антиобщественного поведения.)
Учитель литературы:
Каково же котел Измайловой?
5 лет близ недобрый муж; затем появляется Сергей.
Образ Сергея. «Всем преступник взял – чего ростом, чего красотой, какую ты хочешь женщину, сейчас он её, подлец, улестит,и улестит и задолго греха доведет!»
Как влияет Сергей на Катерину? (Анализ текста).
Группа, выявляющая культурологические причины нравственного падения главной героини лесковского произведения, приходит к выводу, чего большое авторитетность оказал на Катерину Сергей. Именно он порой прямо, порой опосредованно толкает её на рейс преступления. Запись на схеме).
Учитель обществознания:
Каковы психологические причины объяснению отклоняющего поведения?
(Ценностно — нормативные представления личности: воспринятие окружающего мира, прикосновение к социальным нормам, а главное — общая адресность интересов личности. В основе поведения лежит иная дифсистема ценностей и правил, чем та, которая закреплена на праве.
Учитель литературы.
Особое заботливость мы уделим психологическим причинам нравственного падения Катерины.
Вопросы:
Какие черты характера вы можете выделить на героине ?
Главное предикат натуры – решительность: гл.4 «…Невмоготу стало. Развернулась она на всю приволье своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, чего и унять её нельзя».)
Сравните С словами короля Макбета о решительности.
Я смею все, чего смеет человек,
И лишь только тварь на большее способен.
— Так тварь или человек? ( Звериная простота на человеке)
Группа продвинутого уровня цитатами подтверждает поминание автора о зверином начале:
Глава 5 («просто, точно крысы на амбаре, умер свекор»);
Глава 8 («Зиновий Борисыч, точно зверь, закусил рукав Сергея»;
Глава 15 («Катерина Львовна бросилась на Сонетку, точно сильная щучка на мягкоперую плотвицу».
Ещё один черта натуры Катерины Измайловой отмечают учащиеся – страстность.
Страсть заставляет перешагнуть все нравственные границы и вступить на рейс преступлений.
«Конец главы 6: «Катерина Львовна отныне готова за Сергея на огонь, на воду, на темницу и на крест. Он влюбил её на себе задолго того, чего меры её преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастья».)
Учитель литературы.
Обратимся к одному из эпиграфов нашего урока.
Но ведь «…есть везение праведное, есть везение грешное. Праведное ни сквозь кого не переступит, а грешное всё перешагнёт .» (Н.Лесков «Несмертельный Голован»).
Согласны ли вы с сим высказыванием? (обсуждение).
Катерина Измайлова «перешагнула».
Учитель обществознания:
Как подсчет – ПРЕСТУПЛЕНИЕ (ученики дают определение: посягающее на план общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом. Виды преступлений: корыстные и насильственные, агрессивные.).
Учитель литературы:
Анализ сцен убийств.
1.Убийство свекра («просто, точно крысы на амбаре, умер свекор»).
О смерти человека вскользь, походя.
2.Убийство мужа (конец главы 7 –гл.8)
Катерина с помощью Сергея убивает спокойно, аж с какой-нибудь гордостью.
3.Убийство Феди (просмотр эпизода фильма).
Анализ сцены убийства Феди (просмотр эпизода фильма).
Важный эон урока – работенка с киноэпизодом. Анализ фрагментов из художественного фильм «Леди Макбет Мценского уезда» (1989, реж.Р.Балаян) позволяет вернуться к содержанию и выводам урока по повести на новом уровне. Вопросы учителя литературы: «Какими средствами художественного текста и экрана передаётся психологическое пребывание лесковских героев?» — заставляют учащихся сравнить поведение героини на повести и на фильме.
Учащиеся обращают заботливость на то, чего на отличие от первых двух убийств, наказание пришло сразу, к примеру сказать точно загублена чистая, безгрешная душа. Перед очередным убийством «собственный дочка у неё впервинку повернулся под сердцем. И на груди у неё потянуло холодом». Не спорадически у Лескова поминание этой детали. Сама женская характер предостерегает её от задуманного преступления.
Обращение к эпиграфу очерка «Первую песенку зардевшись спеть» . Как вы его поняли?
Группа литературоведов обращает заботливость собравшихся на топоним очерка Лескова, анализирует смысл снов на тексте.
Выводы: сны символичны, оказывается, не к примеру сказать просто «песенку спеть»;
нарушен главный честный закон, потому чего высшая важность на земле – это жизнь.
Учитель обществознания:
Любое беззаконие влечёт наказание.( Каким возможно быть наказание: уголовное, общественное и т. д.) — УЧ-СЯ высказывают своё мнение, ответив на вопрос: КАК НАКАЗАНА КАТЕРИНА? ( каторга, общественное презрение, нравственное самоуничижение.)
Учитель литературы :
Изменила ли лесковскую героиню каторга?
Учащиеся говорят о том, чего отныне это не хладнокровная убийца, а отвергнутая женщина, безгранично страдающая от этого.
Палач — на облике любовника, поманившего на оны дни на сказочную «Аравию счастливую». Сергей пытался отнять единственное, чего составляло оживление Измайловой, — минувшее её любви.
Как показано пробуждение чувства вины?
(Глава 15: «И сейчас неожиданно из одного переломившегося вала показывается ей синяя умник Бориса Тимофеевича, из другого выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головкой Федей»).
Раскаялась ли, на ваш суждение ,Катерина? Пробудилось ли нравственное мать на ней?
Бернард Шоу предостерегал: «Бойся человека, Бог которого на небе». Как вы понимаете сии слова эпиграфа урока? (Обсуждение).
ИТОГИ УРОКА:
На нравственное опускание Катерины повлиял телерадиокомплекс причин: социологические, культурологические, психологические. Но ни одна причина не возымеет своего разрушающего действия на человека нравственного, имеющего Бога на душе. Одной из основных черт, определяющих высокохудожественность произведения, является нормальность образа. Типическими чертами характера образа Катерины являются: задор натуры, решительность, постоянство любви, мира на преодолении преград. Но ни на коем случае не являются типическим мира русской женщины к преступлению.
Н.С.Лесков изобразил сильную и страстную натуру, разбуженную иллюзией счастья, но шедшую к своей цели путём преступлений.
Домашнее задание.
·Ответить письменно на вопрос: соотносятся ли на вашем представлении понятия « любовь» и «нравственное падение»?

Файлы: Почему ландгерихт вершит не Бог, а Сатана.ppt
Размер файла: 714240 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология