Автор конспекта:
Автор(ы): — Ерёмина Наталья Юрьевна

Место работы, должность: — МОУ «Вырицка СОШ №1″, учитель истории и обществознания

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: — 1- углубление знаний по теме «Великая Отечественная война»; 2- развитие коммуникативных навыков, умений вести конструктивный диалог, применять знания в новых условиях, доказывать выбранную точку зрения, делать выводы; 3- воспитание демократической культуры, создание условий для формирования собственных мировоззренческих позиций.

Учащихся в классе (аудитории): — 16

Краткое описание: — Урок- дискуссия Учащиеся определяют предмет дискуссии. Учащиеся работают с раздаточным материалом- историческими источниками. Далее проводится дискуссия по определённым позициям. Завершающий этап состоит в аргументации собственной позиции, в определении уроков войны.

Урок в 11 классе по теме: «Причины победы в Великой Отечественной войне»

Цели:

1- углубление знаний по теме «Великая Отечественная война»;

2- развитие коммуникативных навыков, умений вести конструктивный диалог, применять знания в новых условиях, доказывать выбранную точку зрения, делать выводы;

3- воспитание демократической культуры, создание условий для формирования собственных мировоззренческих позиций.

Оборудование:

интерактивная доска, раздаточный материал — письменные исторический источники (документы, воспоминания, мнения)

Ход урока:

  • Вступительное слово учителя(2 минуты)
  • Приближается Великая дата- 65 лет победы нашей страны в войне с фашистской Германией. До сих пор не затихают споры о причинах этой победы. Не затихают они потому, что выясняя правду о войне, выясняя, каковы были определяющие факторы победы, мы стремимся понять, в чём – наша сила, понять, как нам жить дальше, ведь уроки прошлого – это ориентиры в будущее.

    Сегодня на нашем уроке мы присоединимся к этой дискуссии. Цель состоит в том, чтобы каждый присутствующий за нашим круглым столом на основе конструктивного разговора определил собственную позицию в отношении решающих причин победы в Великой Отечественной войне и доказал выбранную точку зрения не менее, чем тремя аргументами. Но главный результат всё- таки будет состоять в выявлении уроков прошлого, выводов о том, что даёт нам сегодня знание истории Великой Отечественной войны и причин победы.

  • Этап определения предмета дискуссии.
  • Учитель: «Какие точки зрения существуют в оценке причин победы в Великой Отечественной войне?»(5 минут)

    Учащиеся перечисляют возможные причины победы в войне:

    - экономический фактор (превосходство советской экономики);

    - морально- политическое единство советского общества;

    - высокий научно- технический потенциал советской армии;

    - талантливые военачальники;

    - массовый героизм советских людей;

    - партизанское движение;

    - ошибки Гитлера;

    - численное превосходство советских войск.

    Во время ответов учащихся учитель открывает закрытые ячейки на интерактивной доске, где появляются названные причины.

    Учитель: «А теперь попытаемся сформулировать 2- противоположные точки зрения на победу в войне».

    Учащиеся называют:

    1 точка зрения — победа была достигнута за счёт небережного отношения к человеческим жизням, очередной раз победили числом.

    2 точка зрения — победа была достигнута за счёт превосходства советской системы, высокого военного потенциала советской армии, то есть воевали умением.

    Учитель: «Итак, позиции сформулированы. Давайте попытаемся представить доказательства для каждого положения. В помощь вам- письменные исторические источники- документы, воспоминания. Познакомьтесь с раздаточным материалом».

  • Работа с раздаточным материалом (3 минуты). Задание: прочитать, затем кратко изложить и сделать вывод.
  • Высказывания учащихся по проблеме.(20 минут).
  • Учащиеся используют документы, делают выводы, подтверждая одну из позиций. Организация дискуссии учителем. Учитель провоцирует столкновение мнений по позициям спора:

    - военно-технический потенциал;

    - командный состав;

    - государственное управление.

    5. Завершающий этап. Подведение итогов.(10 минут)

    Учитель: «Подведём итог нашему разговору. Прошу сформулировать вашу позицию на конец нашей дискуссии, используя факты, аргументы, положения».

    Учащиеся делают выводы.

    Возможные аргументы для подтверждения точки зрения о том, что победили числом, небережно относясь к человеческим жизням:

  • СССР понёс огромные людские потери в войне.
  • Первое время советским солдатам приходилось воевать практически без поддержки техники, и выстоять можно было за счёт больших потерь.
  • Советское командование было обезглавлено в результате сталинских репрессий, новые командиры не имели боевого опыта.
  • Советская армия была значительно больше по численности немецкой, однако коренного перелома в войне удалось добиться лишь на второй год войны.
  • Возможные аргументы для подтверждения точки зрения о том, что воевали умением, т.е. за сёт превосходства советской системы, высокого военного потенциала советской армии:

  • Благодаря советской системе было достигнуто морально- политическое единство народа, армии и правительства.
  • Советская промышленность смогла очень быстро наладить выпуск военной техники.
  • Лучшие образцы советской военной техники не уступали немецким, а часто и превосходили их.
  • Искусство советских полководцев было признано даже противниками.
  • Огромные потери были вызваны неудачным началом войны.
  • Учитель: «Думаю, некоторые из вас смогут сделать вывод более важный, чем доказательство той или иной позиции, вывод о том, что может быть уроком прошлого, и что важно знать нам о своём историческом прошлом, чтобы правильно строить будущее. Какие уроки прошлого вы вынесли из истории победы в Великой Отечественной войне? Понимание уроков прошлого — путь к пониманию того, какие мы, в чём наша сила, в чём наша слабость».

    Возможные высказывания учащихся:

  • Победа была завоёвана в упорной борьбе ценой напряжения всех сил. Только, «когда мы едины, мы непобедимы!»
  • Один из главных уроков состоит в том, что борьба с военной опасностью должна вестись, пока война ещё не началась. Поэтому все миролюбивые силы, все, кому дорога свобода, должны объединяться перед военной опасностью.
  • Наша слабость в том, что мы всегда надеемся «на русский авось», наша сила в том, что мы умеем учиться на своих ошибках.
  • Завершающее слово учителя: « Для меня урок состоит в том, что побеждает не та сторона, которая первой нанесла удар и достигла решающих успехов в самом начале военных действий, а та, у которой больше моральных сил. Известна фраза: «Сила в правде!» Наш народ в Великую Отечественную войну чувствовал, что он прав, что он воюет за независимость, за человеческое достоинство, за свою Родину. А народ, чувствующий свою правоту, не боящийся жертвовать собой, фактически не победим».

    Закончить урок я хотела бы песней Трофима «Кем мы были для Отчизны». Впервые я услышала её в этом году в День защитника Отечества. В ней есть такие слова: «Дай, господи, сложить нам головы за други…» И ещё: «Кто честен, тот и прав, кто прав- тот и сильней». Наша сила – моральная, в готовности жертвовать собой в трудные моменты истории. В этом наш ответ на вызов истории!»

    Файлы: Города Эллады подчиняются Македонии.zip
    Размер файла: 240862 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология