Автор конспекта:
Автор(ы): — Шевченко Ольга Григорьевна

Место работы, должность: —

Челябинск, гимназия №63

Регион: — Челябинская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию

Краткое описание ресурса: —

Применение кейс-технологии в работе учителя при подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе

Применение кейс-технологии в работе учителя при подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе

Работа по подготовке выпускников к Г(И)А по русскому языку начинается у нас, как и в других школах, задолго до 9 класса. Но именно в течение 9 класса происходит обобщение и систематизация приобретенных ранее знаний в процессе тренингов, которые проводятся помимо уроков . Эту работу я делю на несколько этапов: вначале это работа над сжатым изложением( 1 полугодие), потом работа над сочинением –рассуждением( 2 полугодие), а вот подготовка к выполнению тестовой части распределена на весь учебный период.Сегодня мне особо хочется остановиться на подготовке к написанию сочинения на лингвистичесую тему по предложенным цитатам.

До 2012 года выпускникам предлагалось 2 варианта сочинения: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1) и сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (С2.2), из которых девятиклассник должен был выбрать только один. В демоверсии2013задание С2.2 отсутствует.Это значит, чтовсе выпускники в 2013 году будут писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по цитате, предложенной в задании. Причем в каждом из вариантов задания предусмотрена своя цитата, что исключает возможность «натаскивания», использования клише.Это могло бы быть и неплохо, если учесть тот факт, что работу пишут учащиеся с разным уровнем подготовки, и не каждый может самостоятельно выполнить такого рода задание успешно. Помочь учащимся достойно выйти из создавшейся ситуации – одна из задач подготовки. Чтобы сделать эту работу эффективнее, я решила взять на помощь образовательные технологии, которые помогают учащимся активнее включаться в процесс обучения. Наиболее подходящим для этой цели стал метод анализа ситуации.

Метод анализа ситуации является одним из методов интерактивных технологий, в частности кейс — технологии. это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, что дает возможность использовать временные рамки урока, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у обучающихся новых качеств и умений по использованию теории, обращенной к фактическому материалу. Привлекает и такой аспект, как развитие способности прорабатывать различные проблемы и находить их решение, т.е. работать с информацией.
В последнее время кейс-технология проникает и в Российскую школу, где широкое применение получили такие методы обучения, как игровое проектирование, при котором участники занятия организуются в небольшие группы для работы над проектом; мастер-класс преподавателя, когда обучаемые в процессе подготовки анализируют разнообразные по жанру, виду и целевому предназначению ситуации-кейсы; ролевые ситуации (инсценировки).
Я узнала об этой технологии случайно, когда знакомилась с публикациями в Интернете в статье Турабаевой Ольги Владимировны( теоретическое вступление я позаимствовала у ней) и попробовала начать освоение новой для себя образовательной технологии с ее применения на уроках русского языка при подготовке к ГИА – 9 (обучение написанию сочинения на лингвистическую тему) метода ситуационного анализа.

Целями данного метода являются развитие навыков анализа и критического мышления, соединение теории и практики, представление примеров принимаемых решений, демонстрация различных позиций и точек зрения, формирование навыков альтернативных вариантов в условиях неопределенности. Обучающиеся должны уметь как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию, сортировать информацию для решения данной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их.

Свою работу я организовала таким образом: сначала я предложила учащимся список тем, представленный в пособии И. П. Цыбулько. На этапе отработки приема «Чтение цитаты и ее комментария» я разделила темы на несколько частей, по 6 тем в каждом блоке. Ставится ситуационная задача: сгруппировать цитаты и прокомментировать их.

Далее учащиеся в придачу к информации, которую они должны были собирать( создавать кейс) получали следующие задания:

1. Внимательно прочитайте цитату,

2. выделите в ней ключевые слова;

3.определите тему данной цитаты

4. сгруппируйте данные вам цитаты в соответствии с темами;

5. предложите свой вариант комментария темы.

Учащиеся работали сначала индивидуально, причем на этом этапе учитель является консультантом и помощником. Далее они делились своими находками в малой группе, таким образом помогаю более слабым учащимся и подготавливая выступление с защитой общей позиции. Потом наступает этап защиты, где каждая группа аргументирует свой выбор, предлагает свой комментарий. На определенном этапе возможно предложить учителю комментарий-эталон, и с ним сверять варианты, предложенные учащимися. Позднее ребята уже сами поймут суть дела и будут справляться более уверенно.Все материалы учащиеся складывают в свои папки по подготовке, набирают свой кейс информации.

В последующем мы переходим на работу по отработке навыка создания текста сочинения. Композицию сочинения учащиеся знают уже давно, важно на этом этапе научить их выполнять работу в соответствии с критериями, по которым будет идти оценивание. И на этом этапе также возможно применение этой технологи.Обучающиеся получают комплект из нескольких текстов типологии С 2.1 и два заголовка-критерия: «Как написать обоснованный ответ на поставленный вопрос (С2К1)» и «Примеры-аргументы (С2К2) в сочинении на лингвистическую тему».

Ставится ситуационная задача: сгруппировать тексты в соответствии с заголовками так, чтобы тексты отвечали критериям С2К1 и С2К2. В ходе ситуационной задачи обучающиеся должны прийти к рациональному выводу, действуя сначала индивидуально, а затем в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия. Анализ выбора и доказательства правильности своего решения обязательны.

Так, критерию С1.К1 наилучшим образом соответствуют тексты под номерами 1 и 2, потому что фактических ошибок, связанных с пониманием исходного тезиса, нет, прокомментированы словаЛ. Успенского «Один словарный состав без грамматики еще не составляется языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение,» хотя комментарий в тексте №2 дан в конце, что не делает сочинение хуже.

Критерию С1К2 наиболее соответствуют тексты №6 , потому что объяснена роль одного лексического и одного грамматического явления, доказанная правильно отобранными для иллюстрации примерами. Недостатком текста №6 является подмена восклицания как грамматического явления термином «восклицательный знак»,а в тексте №7 приведен только один пример-аргумент, иллюстрирующий лексическое явление.

Полученные в результате отбора тексты предлагается вкладывается в папку с учебными материалами (кейс), подчеркнув в данных текстах ключевые слова с целью их дальнейшего использования для самостоятельного написания сочинения на лингвистическую тему.

В результате применения метода анализа ситуации происходит:
• развитие навыков анализа и критического мышления;
• соединение теории и практики;
• формирование экспертных умений и навыков;
• представление примеров принимаемых решений;
• демонстрация различных позиций и точек зрения;
• формирование навыков альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Результаты были получены в ходе этой работы разные, нельзя с уверенностью сказать, что все учащиеся легко анализируют цитату и подбирают к аргументы по теме высказывания, но уже то, что данная работа для них привычна и не является необычным видом деятельности, позволяет надеяться, что в психологическом плане они будут чувствовать себя хотя бы более комфортно по сравнению с теми учениками, которые не получил подобного уровня тренинга. Что касается качества выполнения, то здесь уже задача перед самими учащимися попытаться с полной отдачей выполнить задания, показать, чему они научились за все эти годы, свои достижения в лингвистическом анализе текста, а учитель на этом завершающем этапе может только корректировать и консультировать, что и требуется при работе над подготовкой к выполнению заданий ГИА по русскому языку в 9 классе.

Приложение.

Текст №1

«Один словарный состав без грамматики еще не составляется языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение,»- говорил Л. В. Успенский. Я согласна с этим высказыванием, так как слова по отдельности просто называют предметы, их признаки, и только соединившись в словосочетании и предложении фраза обретает смысл, служит коммуникации.

Текст №2.

Сделаем вывод из написанного выше. На примере этого текста можно убедиться, что Л. В. Успенский был действительно прав. Нет ничего вокруг человека и в нем самом, чего нельзя было бы назвать словом. И для всего, что для человека важно и значительно, было подобрано слово. . Но одни слова не показывают связи между предметами и явлениями, не выражают отношение человека к тому, о чем он говорит. Чтобы выразить свои мысли точно, нужна грамматика. Выражение мысли требует логики, а логика – использование синтаксических конструкций, в которых должны будут «вложены» нужные слова.

Текст №3.

Таким образом, личный словарь автора помогает читателю понять, что именно этот автор хочет сказать, о чем он думал, размышлял, каков круг его интересов. Например, о широте интересов А.С.Пушкина, на мой взгляд, может свидетельствовать не только содержание его гениальных произведений, но и его словарь. Словарь языка А.С.Пушкина составил более двадцати тысяч слов.

Текст №4.
«Один словарный состав без грамматики еще не составляется языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение,»-

Я согласна с этими словами, так как без знаков препинания до нас не доходил бы истинный смысл выражений. Мы не смогли бы точно выражать свои мысли.

Текст №5.

«Один словарный состав без грамматики еще не составляется языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение,»-говорил Лю в. Успенсукий.
Я согласен с выражением автора, потому что при общении с человеком он раскрывает себя как личность. При общении он высказывает свои мысли, свою точку зрения, раскрывает свой духовный мир.

Текст №6.

Так в предложении 3 использованы глаголы в одной временной категории (подступала, накатывала, измучивала), выражающие продолжительное действие. Благодаря им, мы можем понять, как нарастало напряжение героини, ее волнение, а это помогает понять мысли автора.

А в предложении 2 существительное «железо» стоит в форме среднего рода единственного числа и потому требует постановки глагола «стучать» в форме прошедшего времени также в единственное число и средний род. Слова начинают выражать мысль только поставленные в соответствующие формы.

Текст №7.

Грамматика – это наука о правописании слов. Безусловно, она играет важную роль в понимании текста.

В предложении 14 вопросительный знак сочетается с восклицательным, тем самым позволяя выразить удивление героини, придает обычной фразе эмоциональную окраску.

Файлы: СОЮЗ.doc
Размер файла: 46080 байт.

Рубрики: Русский язык Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология