Автор конспекта:
Автор(ы): — Шевченко Ольга Григорьевна
Место работы, должность: —
Челябинск, гимназия №63
Регион: — Челябинская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: —
Применение кейс-технологии в работе учителя при подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе
Применение кейс-технологии в работе учителя при подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе
Работа по подготовке выпускников к Г(И)А по русскому языку начинается у нас, как и в других школах, задолго до 9 класса. Но именно в течение 9 класса происходит обобщение и систематизация приобретенных ранее знаний в процессе тренингов, которые проводятся помимо уроков . Эту работу я делю на несколько этапов: вначале это работа над сжатым изложением( 1 полугодие), потом работа над сочинением –рассуждением( 2 полугодие), а вот подготовка к выполнению тестовой части распределена на весь учебный период.Сегодня мне особо хочется остановиться на подготовке к написанию сочинения на лингвистичесую тему по предложенным цитатам.
До 2012 года выпускникам предлагалось 2 варианта сочинения: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1) и сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (С2.2), из которых девятиклассник должен был выбрать только один. В демоверсии2013задание С2.2 отсутствует.Это значит, чтовсе выпускники в 2013 году будут писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по цитате, предложенной в задании. Причем в каждом из вариантов задания предусмотрена своя цитата, что исключает возможность «натаскивания», использования клише.Это могло бы быть и неплохо, если учесть тот факт, что работу пишут учащиеся с разным уровнем подготовки, и не каждый может самостоятельно выполнить такого рода задание успешно. Помочь учащимся достойно выйти из создавшейся ситуации – одна из задач подготовки. Чтобы сделать эту работу эффективнее, я решила взять на помощь образовательные технологии, которые помогают учащимся активнее включаться в процесс обучения. Наиболее подходящим для этой цели стал метод анализа ситуации.
Метод анализа ситуации является одним из методов интерактивных технологий, в частности кейс — технологии. это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, что дает возможность использовать временные рамки урока, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у обучающихся новых качеств и умений по использованию теории, обращенной к фактическому материалу. Привлекает и такой аспект, как развитие способности прорабатывать различные проблемы и находить их решение, т.е. работать с информацией.
В последнее время кейс-технология проникает и в Российскую школу, где широкое применение получили такие методы обучения, как игровое проектирование, при котором участники занятия организуются в небольшие группы для работы над проектом; мастер-класс преподавателя, когда обучаемые в процессе подготовки анализируют разнообразные по жанру, виду и целевому предназначению ситуации-кейсы; ролевые ситуации (инсценировки).
Я узнала об этой технологии случайно, когда знакомилась с публикациями в Интернете в статье Турабаевой Ольги Владимировны( теоретическое вступление я позаимствовала у ней) и попробовала начать освоение новой для себя образовательной технологии с ее применения на уроках русского языка при подготовке к ГИА – 9 (обучение написанию сочинения на лингвистическую тему) метода ситуационного анализа.
Целями данного метода являются развитие навыков анализа и критического мышления, соединение теории и практики, представление примеров принимаемых решений, демонстрация различных позиций и точек зрения, формирование навыков альтернативных вариантов в условиях неопределенности. Обучающиеся должны уметь как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию, сортировать информацию для решения данной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их.
Свою работу я организовала таким образом: сначала я предложила учащимся список тем, представленный в пособии И. П. Цыбулько. На этапе отработки приема «Чтение цитаты и ее комментария» я разделила темы на несколько частей, по 6 тем в каждом блоке. Ставится ситуационная задача: сгруппировать цитаты и прокомментировать их.
Далее учащиеся в придачу к информации, которую они должны были собирать( создавать кейс) получали следующие задания:
1. Внимательно прочитайте цитату,
2. выделите в ней ключевые слова;
3.определите тему данной цитаты
4. сгруппируйте данные вам цитаты в соответствии с темами;
5. предложите свой вариант комментария темы.
Учащиеся работали сначала индивидуально, причем на этом этапе учитель является консультантом и помощником. Далее они делились своими находками в малой группе, таким образом помогаю более слабым учащимся и подготавливая выступление с защитой общей позиции. Потом наступает этап защиты, где каждая группа аргументирует свой выбор, предлагает свой комментарий. На определенном этапе возможно предложить учителю комментарий-эталон, и с ним сверять варианты, предложенные учащимися. Позднее ребята уже сами поймут суть дела и будут справляться более уверенно.Все материалы учащиеся складывают в свои папки по подготовке, набирают свой кейс информации.
В последующем мы переходим на работу по отработке навыка создания текста сочинения. Композицию сочинения учащиеся знают уже давно, важно на этом этапе научить их выполнять работу в соответствии с критериями, по которым будет идти оценивание. И на этом этапе также возможно применение этой технологи.Обучающиеся получают комплект из нескольких текстов типологии С 2.1 и два заголовка-критерия: «Как написать обоснованный ответ на поставленный вопрос (С2К1)» и «Примеры-аргументы (С2К2) в сочинении на лингвистическую тему».
Ставится ситуационная задача: сгруппировать тексты в соответствии с заголовками так, чтобы тексты отвечали критериям С2К1 и С2К2. В ходе ситуационной задачи обучающиеся должны прийти к рациональному выводу, действуя сначала индивидуально, а затем в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия. Анализ выбора и доказательства правильности своего решения обязательны.
Так, критерию С1.К1 наилучшим образом соответствуют тексты под номерами 1 и 2, потому что фактических ошибок, связанных с пониманием исходного тезиса, нет, прокомментированы словаЛ. Успенского «Один словарный состав без грамматики еще не составляется языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение,» хотя комментарий в тексте №2 дан в конце, что не делает сочинение хуже.
Критерию С1К2 наиболее соответствуют тексты №6 , потому что объяснена роль одного лексического и одного грамматического явления, доказанная правильно отобранными для иллюстрации примерами. Недостатком текста №6 является подмена восклицания как грамматического явления термином «восклицательный знак»,а в тексте №7 приведен только один пример-аргумент, иллюстрирующий лексическое явление.
Полученные в результате отбора тексты предлагается вкладывается в папку с учебными материалами (кейс), подчеркнув в данных текстах ключевые слова с целью их дальнейшего использования для самостоятельного написания сочинения на лингвистическую тему.
В результате применения метода анализа ситуации происходит:
• развитие навыков анализа и критического мышления;
• соединение теории и практики;
• формирование экспертных умений и навыков;
• представление примеров принимаемых решений;
• демонстрация различных позиций и точек зрения;
• формирование навыков альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
Результаты были получены в ходе этой работы разные, нельзя с уверенностью сказать, что все учащиеся легко анализируют цитату и подбирают к аргументы по теме высказывания, но уже то, что данная работа для них привычна и не является необычным видом деятельности, позволяет надеяться, что в психологическом плане они будут чувствовать себя хотя бы более комфортно по сравнению с теми учениками, которые не получил подобного уровня тренинга. Что касается качества выполнения, то здесь уже задача перед самими учащимися попытаться с полной отдачей выполнить задания, показать, чему они научились за все эти годы, свои достижения в лингвистическом анализе текста, а учитель на этом завершающем этапе может только корректировать и консультировать, что и требуется при работе над подготовкой к выполнению заданий ГИА по русскому языку в 9 классе.
Приложение.
Текст №1
«Один словарный состав без грамматики еще не составляется языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение,»- говорил Л. В. Успенский. Я согласна с этим высказыванием, так как слова по отдельности просто называют предметы, их признаки, и только соединившись в словосочетании и предложении фраза обретает смысл, служит коммуникации.
Текст №2.
Сделаем вывод из написанного выше. На примере этого текста можно убедиться, что Л. В. Успенский был действительно прав. Нет ничего вокруг человека и в нем самом, чего нельзя было бы назвать словом. И для всего, что для человека важно и значительно, было подобрано слово. . Но одни слова не показывают связи между предметами и явлениями, не выражают отношение человека к тому, о чем он говорит. Чтобы выразить свои мысли точно, нужна грамматика. Выражение мысли требует логики, а логика – использование синтаксических конструкций, в которых должны будут «вложены» нужные слова.
Текст №3.
Таким образом, личный словарь автора помогает читателю понять, что именно этот автор хочет сказать, о чем он думал, размышлял, каков круг его интересов. Например, о широте интересов А.С.Пушкина, на мой взгляд, может свидетельствовать не только содержание его гениальных произведений, но и его словарь. Словарь языка А.С.Пушкина составил более двадцати тысяч слов.
Текст №4.
«Один словарный состав без грамматики еще не составляется языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение,»-
Я согласна с этими словами, так как без знаков препинания до нас не доходил бы истинный смысл выражений. Мы не смогли бы точно выражать свои мысли.
Текст №5.
«Один словарный состав без грамматики еще не составляется языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение,»-говорил Лю в. Успенсукий.
Я согласен с выражением автора, потому что при общении с человеком он раскрывает себя как личность. При общении он высказывает свои мысли, свою точку зрения, раскрывает свой духовный мир.
Текст №6.
Так в предложении 3 использованы глаголы в одной временной категории (подступала, накатывала, измучивала), выражающие продолжительное действие. Благодаря им, мы можем понять, как нарастало напряжение героини, ее волнение, а это помогает понять мысли автора.
А в предложении 2 существительное «железо» стоит в форме среднего рода единственного числа и потому требует постановки глагола «стучать» в форме прошедшего времени также в единственное число и средний род. Слова начинают выражать мысль только поставленные в соответствующие формы.
Текст №7.
Грамматика – это наука о правописании слов. Безусловно, она играет важную роль в понимании текста.
В предложении 14 вопросительный знак сочетается с восклицательным, тем самым позволяя выразить удивление героини, придает обычной фразе эмоциональную окраску.
Файлы: СОЮЗ.doc
Размер файла: 46080 байт.