Автор конспекта:
Автор(ы): — Моисеева Ольга Валерьевна

Место работы, должность: —

МОУ СОШ №221 г.Заречный

Регион: — Пензенская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Использование крылатых фраз и высказываний на уроках географии

Используемая методическая литература: —

Ашукин Н. С., Ашукина М. Г., Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения, 3 изд., М., 1996.

Бабкин А. М., Шендецов В. В. Словарь иноязычных выражений и слов. М.: Наука, 2001.

Воскобойников В.М.Жизнь замечательных людей: Кн. 2 .,М,2003.

Географическая энциклопедия. М.:Дрофа,2000.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.М:Азбуковник,2002

Хельге Хессе. Афоризмы и Крылатые фразы знаменитых людей М., Текст, 2009

Краткое описание: —

Если хотите обратить внимание на географическую проблему, хотите заинтересовать аудиторию, научить её творчески мыслить, развить географическую культуру, то обязательно используйте в своих географических выступлениях крылатые фразы, высказывания, афоризмы. Ведь именно они неназойливо обучают, иронически формулируют, метко, кратко объясняют, красноречиво, но понятно аргументируют географический текст.

Крылатые фразы, высказывания знаменитых людей в географическом контексте.

« Мысль, исполняющая пируэт.» Жорис де Брюйн

Наш век несет большое количество информации, в которой люди легко могут запутаться. Крылатые фразы, высказывания, пословицы, афоризмы звучат коротко, ёмко, оригинально. Если их употреблять в нужном месте, то они помогают лучше понять и запомнить длинный текст, придают окраску скучной речи, привлекают внимание аудитории. Высказывания знаменитых людей могут привлечь внимание к географическим проблемам и усилить значимость географических знаний.

Если хотите обратить внимание на географическую проблему, хотите заинтересовать аудиторию, научить её творчески мыслить, развить географическую культуру, то обязательно используйте в своих географических выступлениях крылатые фразы, высказывания, афоризмы. Ведь именно они неназойливо обучают, иронически формулируют, метко, кратко объясняют, красноречиво, но понятно аргументируют географический текст.

В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее объяснение что такое «высказывание» и «крылатая фраза»: Высказывание — это фраза, содержащая сообщение. Крылатые фразы — это образные меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление.

Далее я привожу примеры, где можно применить высказывания, крылатые фразы в географии

«Изучение и наблюдение природы породило науку» Цицерон Древнегреческий философ Цицерон жил немного позже Эратосфена, с легкой руки которого появилось название «география». География – наука древняя. Начало ей положили именно наблюдения за природой, землеописания, попытки измерить размеры земного шара. В настоящее время человек не просто описывает природу, но и использует её богатства, пытается узнать, как она устроена по каким законам живет природа, как связаны между собой все её составные части. Изучение и наблюдение за природой привело к образованию не только географии, но и биологии, физики, и многих других наук.

« Природа дает достаточно, чтобы удовлетворить естественные потребности.» Сенека Во время жизни Луция Сенеки это высказывание было неоспоримым. В настоящее время в связи ростом потребности человечества в сырье и топливе существование цивилизации при отсутствии основных видов ресурсов и источников энергии выглядит проблематичным. Это можно подтвердить вычислениями. Разведанные запасы нефти составляют 173,4 млрд.т добыча нефти 3,8 млрд.т. Следовательно при современном уровне добычи нефти хватит только на 46 лет(Природного газа на 48 лет, угля на 128 лет).Ежегодный прирост населения составляет 100 млн. человек, стремительно увеличивается нагрузка на природу и природные ресурсы. Рассмотреть это высказывание можно и с других точек зрения.

«Нет ничего более изобретательного, чем природа.» Аристотель В природе происходит много интересных явлений. Природные явления по месту их возникновения можно разделить на: метеорологические, геологические, гидрологические, биологические. Среди метеорологических есть весьма необычные. Например: дождь из животных. Весьма любопытное природное явление, известное с давних времен. Выглядит всегда примерно одинаково. Сильный ливень, ветер, небо черное. И вдруг на головы изумленных граждан начинает сыпаться всякая мелкая живность! Вот лишь несколько таких случаев:7 сентября 1953 года тысячи лягушек упали с неба на город Лестер в Массачусетсе, США.В 1978 году шел дождь из креветок в Новом Южном Уэльсе, в Австралии. Журнал Scientific American 15 января 1877 года зарегистрировал ливень змей, которые достигали 18 дюймов длины . В 2002 шел дождь из рыбы в деревне Корона (Греция). (см Приложение стр.18) Гигантский град и криометеориты, огромные глыбы льда, ни с того ни с сего падающие с неба, стали фиксироваться с 18 века. 13 августа 1849 г. на остров Скай (Шотландия) упала глыба льда весом более полутонны, разрушив здание. Аналогичные случаи наблюдались 2 апреля 1973 г. в Манчестере (Англия), 25 апреля 1969 г. в Лейквуде (США), 8 мая 1970 г. в Яготине (Украина, СССР). За последнее десятилетие зафиксировано около 50 случаев выпадения гигантского градаПрирода очень изобретательна!

«Лечит болезни врач, но излечивает природа.» Гиппократ И во времена Гиппократа и в настоящее время отдохнуть, поправить здоровье помогает природа. Рекреационные ресурсы (от лат. recreatio — восстановление) основу которых составляют природные элементы: морские побережья, берега рек, леса, горные районы. Климатические рекреационные ресурсы – это особенности погоды региона, позволяющие организовывать различные разновидности отдыха. Водные рекреационные ресурсы включают все водоемы, расположенные в определенной местности. Лесные рекреационные ресурсы этого типа включают все расположенные в регионе леса, считающиеся пригодными для отдыха населения, и для удобства отдыхающих. Бальнеологические ресурсы: рекреационные ресурсы включают источники уникальных по составу минеральных вод, а также залежи лечебной грязи различного происхождения и состава, включая вулканическую и сапропелевую, торфяную и иловую грязь.

«Познание стран мира — украшение и пища человеческих умов.»Леонардо да Винчи Знание особенностей стран: географического положения, природы, населения развивает ум и географическую эрудицию, культуру, формирует образ географического пространства. Земля огромная, поэтому не хватит всей жизни, чтобы узнать все страны, все неизведанные части земли. И во всех уголках Земного шара можно найти что-то новое, любопытное и интересное.

«В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, — не только не блага, но несомненное и очевидное зло.» Лев Николаевич Толстой В настоящее время изобретений, которые отрицательно воздействуют на природу, во много раз увеличилось. Например, человек придумал использовать фреоны — безвредные соединения фтора в холодильниках, кондиционерах, аэрозольных баллончиках. Фреоны быстро поднимаются вверх, вступают в химическую реакцию с озоном. Озон разрушается. Озон – задерживает большую часть ультрафиолетового излучения, которое губительно для живых организмов. В настоящее время образуются большие «озоновые дыры». И в обществе, которое направлено только на потребление, это приведет к экологической катастрофе.

«Природа — это единственная книга с великим содержанием на каждом листе.» Гёте «…великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор… прочтены только первые страницы.» Д.И. Писарев Согласно одной из гипотез Земля образовалась 4,5 млрд. лет назад, следовательно, развитие природы Земли происходило очень длительное время. Это можно увидеть из геохронологической таблицы, в которой заключено прошлое Земли, в ней записано то, что удалось узнать ученым. Многое мы пока еще не знаем. Продолжительность эр и периодов насчитывает сотни млн. лет. Если принять время существования Земли за 24часа, то человек на Земле «существует, всего 1 сек». «Великая книга природы» — длиннее «книги человечества».

«Христос ходил по воде. Если загрязнение рек не прекратится, скоро ходить по воде сможет каждый.» Александр Жуков Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических веществ, многие из которых представляют собой новые химические соединения. В воде могут быть обнаружены повышенные концентрации токсичных тяжёлых металлов (как кадмия, ртути, свинца, хрома), пестициды, нитраты и фосфаты, нефтепродукты, поверхностно-активные вещества (ПАВы). Как известно, ежегодно в моря и океаны попадает до 12 млн. тонн нефти. С атомных электростанций в круговорот воды в природе попадают радиоактивные отходы. В воду попадают коммунальные, бытовые, промышленные отходы населенных пунктов. В сельской местности проблема качества воды стоит особенно остро — около 70 % всех сельских жителей в мире постоянно пользуются для питья и купания загрязненной водой.

«Если бы снежный человек был, его бы давным-давно не было.» Александр Жуков По самым скромным оценкам за последние пять столетий с лица Земли исчезло около 900 видов растений и животных. В ближайшем будущем к этому списку могут присоединиться ещё более 10 000 видов живых организмов. Я узнала о большом количестве животных, исчезнувших с лица Земли: Квагга — подвид Южно-африканской зебры. Яванский тигр — разновидность тигра, которая встречалась на Индонезийском острове Ява. Сирийский дикий осёл в дикой природе встречался вплоть до 19 века. Бубал хартебист — это разновидность антилопы, которая исчезла с лица Земли в 1923 году. Животное обитало в Северной Африке. Рейтинг стран по количеству исчезающих видов живых организмов: 1. Эквадор (2 211), 2. США (1 203), 3. Малайзия (1 166), 4. Индонезия (1 126), 5. Мексика (900), 6. Китай (841), 7. Австралия (874), 8. Бразилия (769), 9. Индия (687), 10. Филиппины (682).

«Индия – это географический термин. Называть ее нацией – все равно, что называть нацией экватор»Уинстон Черчилль Индия- одно из древнейших государств мира. Правда, в древности страны с названием «Индия» не существовало, это было обобщающее название нескольких десятков самостоятельных княжеств. Единое централизованное государство на полуострове Индостан возникло много позже. Большие размеры и некоторая обособленность этой территории привели к тому, что её стали называть Индийским субконтинентом. Индия самая многонациональная страна мира. Понятие «индийцы» объединяет несколько сотен этносов — наций, народностей, находящихся на разных ступенях социально-экономического развития и говорящих на разных языках (общее число диалектов достигает 1,6 тыс.).

«В Индии два миллиона богов, и все они почитаются. По части религии все остальные страны – нищие, и только Индия – миллионер.» Марк Твен В Индии 80 % населения исповедуют индуизм. Вторая распространённая религия — это ислам их около 13 % последователей. В Индии зародились и существуют буддизм, джайнизм и сикхизм. 2 % населения исповедуют христианство. Индуизм — это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама. Индуизм исповедуют более 1 млрд. человек, из которых около 950 млн. живут в Индии, объектами поклонения в нём действительно являются разные божества (Вишну, Кришна, Шива и др.)

«Не может страна с неизменным климатом быть особенно красивой.» Марк Твен Если страна находится в одном климатическом поясе, например экваториальном, то у них круглый год жарко и влажно нет разнообразия, ведь здесь понятие погода и климат совпадает. В странах, находящихся в нескольких климатических поясах меняется климат, погода, меняются краски небосвода, виды осадков, ветряная погода сменяется штилем. Сезоны года имеют разный цвет лето- зеленое, осень- оранжевая, зима- белая. В каждом сезоне есть что-то особенно красивое.

«Париж — это населенное одиночество.» Франсуа Париж-город миллионер, столица Франции. Эти слова можно сказать не только о Париже, но и о любом крупном городе планеты. Для сельской местности характерна общинность, жизнь на виду, большее общение с соседями и с природой. В городе быстрый ритм жизни, сильная загруженность, большое количество незнакомых людей, стрессы. Все это приводит к вынужденному городскому одиночеству. Город, наряду с очевидным благом и комфортом, на деле оказался местом одиночества человека. Казалось бы, научно-технический прогресс способствует достижению устойчивой и комфортной жизни современного человека, а появление разнообразных технических средств, облегчают коммуникацию в обществе, но только человек отчего-то стал менее общителен, таковы результаты статистических исследований, проведенных в городах социологами.

«Кук, высадившись на остров, смотрел на людоедов как на антропологический экспонат, а те на него – как на жаркое.» Кароль Ижиковский Как известно Кук погиб на Гавайских островах. Вопреки расхожему мнению, он не был съеден. Кук был убит в поединке с вождем 14 февраля 1779 г. во время 3-го путешествия на Гавайские острова, будучи атакован аборигенами. Островитяне согласно обычаю расчленили тело Кука. По тогдашним полинезийским обычаям, останкам врага придавалось большое значение, т.к. считали, что качества врага передаются победителю. Аборигены не ели Кука, его кости после обрядов должны были особым образом захоронены. После длительных переговоров англичане получили от гавайцев останки Кука: скальп, голову без нижней челюсти, бедренную кость, кости предплечья и кисти рук. 21 февраля 1779 года Великий путешественник был похоронен в водах Тихого океана.

«Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие и разум , рассудить может» М.В.Ломоносов География, несет главную мысль: человек живет на одной Земле с природой, частицей которой является он сам. География, показывает, раскрывает красоту, неповторимость нашего мира! Кто, как не географ, объяснит, что природа хрупка, и с ней нужно обращаться бережно? Никакой другой предмет в школе не может воспеть гармонию единения человека с природой. География помогает проникнуться чувством уважения, понимания к другому человеку и другому народу, в каком уголке Земли ни жил бы он. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их трудовой и бытовой деятельности – от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны.

Файлы: С ЮЖНЫХ ГОР ДО СЕВЕРНЫХ МОРЕЙ.doc
Размер файла: 35328 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология