Автор конспекта:
Автор(ы): — Стоянова Ирина Евгеньевна

Место работы, должность: — учитель математики МАОУ СОШ №88 г. Тюмень

Регион: — Тюменская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Геометрия

Цель урока: —

1. Показать применения подобия треугольников для решения практических задач, в измерительных работах на местности

2. Создать условия для развитияуниверсальных учебных действий

3.Способствовать развитию интереса к геометрии как учебному предмету и области научных знаний на основе исторических и научных фактов и их практического применения.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

· Л.С. Атанасян , В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002.

· Я.И. Перельман «Занимательная геометрия» государственное издательство технико-теоретической литературы, Москва-Ленинград, 1950г

·

Используемое оборудование: —

проектор, экран, компьютер

Краткое описание: — заключительный урок по теме "Подобие". Урок-практикум (исследование и выполнение практической работы с применением теоретических знаний)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

1. Ф.И.О. учителя: Стоянова Ирина Евгеньевна

2. Класс: 8 Предмет:геометрия

3. Тема урока: "Применение подобия для решения практических задач".

4. Цели урока:

1. Показать применения подобия треугольников для решения практических задач, в измерительных работах на местности

2. Создать условия для развитияуниверсальных учебных действий:

· Личностных – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик должен найти ответ на вопрос: какой смысл и значение имеет для меня изучение этой темы

· Познавательные

ü Общеучебные: ученик учиться аналитической работе с информацией, используя различные источники. Систематизирует знания о подобных фигурах. Развивает проектное мышление т.е.учится определять дальнюю и ближайшую перспективу, намечать план, создавать алгоритм своей деятельности Учиться математически грамотно говорить. Самостоятельно проводить исследования. Приобретает практические навыки. Учится видеть важность данного теоретического материала при применении его на практике. Оценивать результаты и соотносить их с поставленной целью. Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

ü Логические– выдвижение гипотезы и построение логической цепи рассуждений для достижения поставленной цели.

· Регулятивных – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Определение последовательности промежуточных целей, с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

· Коммуникативных – социальная компетентность, учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы и в поиске информации

3.Способствовать развитию интереса к геометрии как учебному предмету и области научных знаний на основе исторических и научных фактов и их практического применения

5.Ожидаемые результаты: приобрести опыт применения идей движения и подобия при решении геометрических и практических задач на вычисления методом подобия, умея находить различные варианты решения поставленной задачи.

•научиться делать чертеж к задачам, используя метод подобия;

•приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

•приобрести опыт исследовательской работы при выполнении проектов по темам «Золотое сечение», «Мир подобия».

6.Технология:проблемно-модульная, метод проектов

7. Тип урока: комбинированный.

8. Вид урока: заключительный урок по теме, урок-практикум (исследование с применением теоретических знаний)

9. Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

10. Используемые ресурсы:

· Л.С. Атанасян , В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002.

· Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. – М.: Просвещение, 2002.

· Б.Г. Зив, А.Г. Мейлер, А.Г. Баханский . Задачи по геометрии: Пособие для учащихся 7 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2000.

· Я.И. Перельман «Занимательная геометрия» государственное издательство технико-теоретической литературы, Москва-Ленинград, 1950г.

· Система тестирования

· Интернет ресурсы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная деятельность

Регулятивная деятельность

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

Этап «Актуализация знаний учащихся»

Актуализация знаний учащихся

Предлагает тест на предмет усвоения основных вопросов по теме «Подобие»

Читают задания, анализируют ответы и отвечают, работая с интерактивной доской в форме тестирования

анализировать вопрос, выделить существенные признаки и дать ответ

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Высказывать своё мнение, используя ИКТ

Самоконтроль выполнения задания

Определять степень успешности выполнения работы

Этап «Постановка проблемы и формулирование цели урока»

Формулировка проблемы

Учитель предлагает ответить на вопросы:

1)А есть ли подобие вокруг нас?

Просит привести примеры

2) Каково практическое применение понятия подобия?

Выслушав ответы учащихся, учитель подчеркивает, что понятие подобия широко используется при решении практических задач, даже имея минимум инструментов под рукой

Высказывают свои мысли предположения в соответствии с поставленными задачами и условиями.

Приводят примеры

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания,

участвовать в коллективном обсуждении проблем

Высказывают свои предположения для решения и выдвигают гипотезы

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Модуль1

  • делит учащихся на четыре группы
  • Ставит проблему перед каждой группой предлагая решить одну из четырех задач на измерение высоты
  • 1.Делятся на группы.

    2.Выдвигают гипотезу для решения г и обосновывают её.

    3.Строят логическую цепь рассуждений для достижения поставленной цели.

    4.Делают чертеж для решения задачи, доказывают подобие треугольника и выводят формулу для нахождения искомой величины

    1.анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных)

    2.выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий

    3.

    моделирование -преобразование объекта из чувственной формы в геометрическую.

    Слушают собеседника, строят понятные для собеседника высказывания

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

    Осуществляют коррекцию плана для решения задачи

    1.Высказывают свои предположения для решения поставленной задачи на основе соотнесения того, что уже им известно и усвоено.

    2. учатся планированию— определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

    3.Предлагает выслушать способы, которые нашли группы и разбирают уже готовые решения

    Каждая группа предлагает сое решение поставленной задачи, делая геометрический чертеж, доказательство подобия треугольников и выводят формулу для вычисления высоты предложенного объекта

    1.рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    2.осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    Слушают выступления представителей от групп

    1.Слушать собеседника. 2.Строить понятные для собеседника высказывания

    3.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение математическим языком

    Разбирают решения задач свои и предложенные

    Происходит контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

    Этап «Практическая работа»

    Модуль 2

    Учитель каждой группе предлагает для выполнения практической работы выбрать один из предложенных предметов:

    üРавнобедренный прямоугольный треугольник

    üДлинную линейку

    üЗеркало

    ü

    и с помощью него одним из рассмотренных способов вычислить высоту дерева растущего на школьном дворе.

    Выполняют задания в группе.

    1. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    2. Применяют полученные знания для выполнения практической работы

    взаимодействуют друг с другом при решении общей задачи.

    Работать в группе в разных ролях, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения

    Выдвигать версии, определять средства решения проблемы, планировать деятельность

    коррекция— внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия применительно к предложенных условий.

    Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий в группах

    Предлагает учащимся продемонстрировать итоги своей деятельности

    Представляют результаты своей исследовательской деятельности

    Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать

    Выслушивают ответы учеников, задают вопросы

    Высказывать своё мнение, подтверждая аргументами, при необходимости отстаивать свою точку зрения

    Самоконтроль выполнения задания

    Определять степень успешности выполнения работы

    Этап «Рефлексия»

    Рефлексия

    Анализирует деятельность учащихся. Предлагает учащимся произвести самооценку деятельности

    Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать

    Выслушивать ответы учеников

    Высказывать свою точку зрения

    Проводят самооценку своей деятельности на уроке

    Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха.

    Этап «Постановка домашнего задания»

    Постановка домашнего задания

    Определяет обязательный для всех уровень домашнего задания, а так же предлагает принять участие в работе над проектами

    Работа над проектом

    поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

    Распределяют роли и задания между участниками проекта

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

    саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий

    Модель урока.

    Подготовительный этап. Учитель просит ребят принести пятиметровую и ли длиннее рулетку, книгу Жюль Верна «Таинственный остров»

    1 этап. Организационный момент.

    Учитель приветствует детей. Проверяет готовность к уроку.

    2 этап. Актуализация знаний учащихся.

    Учитель: Мы изучили понятие подобия, я хотела бы проверить качество усвоения вами теоретического материала.

    Работа с интерактивной доской. Учащиеся методом интерактивного голосования отвечают на вопросы:

    Подведение итогов.

    3 этап. Постановка проблемы и формулирование цели урока

    Шаг 1. Фронтальная беседа:

    Учитель предлагает ответить на вопросы:

    3)А есть ли подобие вокруг нас?

    4) Каково практическое применение понятия подобия?

    Выслушав ответы учащихся и просмотрев слайд, учитель подчеркивает, что понятие подобия широко используется при решении практических задач, даже не имея ни каких инструментов под рукой, и формулирует цель урока.

    Шаг 2. Учитель разбивает детей на четыре группы

    Шаг3. Ставит проблему перед каждой группой предлагая решить одну из четырех задач на измерение высоты

    1. Измерения высоты по способу Жюль Верна

    2. Измерение высоты при помощи шеста.

    3. Измерение высоты при помощи зеркала

    4. Измерение высоты предмета по его тени

    Шаг 4. Ребята в группах выстраивают свои рассуждения для решения поставленной задачи.

    Шаг 5. Выслушивают способы, которые нашли группы и разбирают их

    4 этап Выполнение практической работы (2урок на школьном дворе)

    Шаг 1. Учитель каждой группе предлагает для выполнения практической работы выбрать один из предложенных предметов:

    1.Равнобедренный прямоугольный треугольник

    2.Длинную линейку

    3.Зеркало

    4………(одна группа остается без инструмента, они должны будут измерить высоту дерева, используя свой рост и тень)

    и используя его одним из рассмотренных на первом уроке способов вычислить высоту дерева растущего на школьном дворе.

    Шаг 2. Предлагает учащимся продемонстрировать итоги своей деятельности

    5 этап. Рефлексия.

    Анализирует деятельность учащихся. Предлагает учащимся произвести самооценку деятельности. Выясняет, какие трудности были на уроке при поиске решения, анализирует с ребятами погрешность вычислений

    6 этап. Постановка домашнего задания.

    Определяет обязательный для всех уровень домашнего задания решить задачи из материалов ГИА, а так же предлагает принять участие в работе над проектами по темам:

  • Мир подобия.
  • Золотое сечение.
  • Файлы: Теорема Пифагора.doc
    Размер файла: 79360 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология