Автор конспекта:
Автор(ы): — Нина Петровна Епифанова

Место работы, должность: — Педагогический колледж, г.Вольск

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

Методические рекомендации по формированию навыков работы с электронными таблицами при изучения информатики базового курса

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Используемые учебники и учебные пособия: —

Подборка задач в Excel для решения.

Используемая методическая литература: —

1. Семакин Г.И., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

2. Программа «Информатика 2–11» Л.П. Панкратова, заведующая кафедрой информатики Санкт-Петербургской академии права и бизнеса.

3. МакароваН.В. Информатика, 9 кл./Под ред. Н.В. Макаровой

Используемое оборудование: —

MSExcel, приложения 1, 2, 3, справочная таблица, выполненная в PowerPoint

Используемые ЦОР: —

Презентации

Краткое описание: — урок по предмету "Методика обучения информатике в 5-9 классах"

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Предмет: Методика обучения информатике в 5-9 классах

Тема: Применение прикладных программ общего назначения в учебно-воспитательном процессе: электронные таблицы

Цели:

1) рассмотреть методические рекомендации по формированию навыков работы с электронными таблицами при изучения информатики базового курса;

2) формировать основные технологические приемы при решении задач оптимизации в excel;

3) показать возможности использования офисных программ с целью организации моделирования на уроках информатики в базовом курсе;

4) повышать уровень информационной грамотности будущих педагогов;

5) развивать алгоритмическое и логическое мышление, память, внимательность, познавательный интерес, профессиональные и педагогические качества будущих специалистов.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: MSExcel, приложения 1, 2, 3, справочная таблица, выполненная в PowerPoint

I. Организационный момент.

II. Мотивация учения, сообщение темы, цели и задач

Информатика как образовательная дисциплина быстро развивается. Сегодня целью курса информатики в школе является повышение эффективности применения человеком компьютера как инструмента. Компьютерная грамотность определяется не только умением программировать, а, в основном, умением использовать готовые программные продукты, рассчитанные на пользовательский уровень. Наша с вами задача : быть готовыми к обучению детей использовать программные продукты для решения жизненных задач. Для этого мы сегодня на уроке рассмотрим область задач базового курса информатик по ЭТ и методику работы над ними.

III. Воспроизведение опорных навыков и умений.

1. Опрос

- На раздаточномлистенайдите задание №1, впишите ответы.

1. Ссылка, не изменяющаяся при копировании и перемещении.

2. Этот знак содержат все абсолютные ссылки.

3. Место пересечения строки и столбца.

4. Ссылка, изменяющаяся при копировании и перемещении.

5. Тип данных, который содержит знак "=".

6. Графическое отображение данных в ЭТ.

7. Упорядочение данных в ЭТ.

8. Функция нахождения суммы данных диапазона.

9. Условия, с помощью которых осуществляют поиск данных в ЭТ.

10. Документ в ЭТ называется .

Проверка: «Эксперт» слушает ответы студентов и делает заключение о правильности.

— Какие виды работ можно провести на базе этого задания? Как можно оценить?

(тест, кроссворд, использовать в качестве дополнительных вопросов, викторина, аукцион, индивидуальная проверка по теме и др.)

Анализ: (ориентироваться на требования к оценке тестов)

Оценка 5 –75-100%,

Оценка 4 – 50-75%,

Оценка 3 – 25-50%,

Оценка 2 – 0-25%.)

IV. Усвоение навыков и умений на основе применения знаний и навыков в нестандартных условиях.

Раздел базового курса «Информационные и коммуникационные технологии» посвящается знакомству с разнообразием программных средств. Мы с вами рассматриваем вопросы изучения табличного процессора MSExcel.

Откройте программу Л.П.Панкратовой Блок 2-базовый и найдите рекомендации для организации теоретических и практических занятий.

— Какие методы наиболее часто используются при изучении ЭТ в базовом курсе?

— На прошлом уроке мы рассмотрели задания в ЭТ в 8 классе. Сейчас вам предлагаются задания в 9 классе. Прослушайте и сравните их с заданиями 8 класса.

1. Сообщение: Сравнительный анализ практических заданий в базовом курсе информатики при изучении ЭТ в 8 и 9 классах.

2. Решение задач (приложение 1 )

а) Устно: лист № …

б) Практическая работа: лист №

Вывод: Используя принцип дидактической спирали, на основе имеющегося опыта решения задач в ЭТ в 7, 8 классах идет его развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

3. Решение текстовых задач с использованием ТП

В программе Л.П.Панкратовой обозначены 5 точек входа изучения информатики. Одна из них 9 класс. Естественно, что изучение ЭТ с таких задач будет идти трудно. Что же можно предложить? Это текстовые задачи с элементарными зависимостями между величинами.

Устное решение задач(приложение2 )

V. Самостоятельная работа на творческое применение знаний, навыков и умений, проверка результатов выполненных заданий.

Есть еще одна область, где можно использовать ЭТ – это моделирование. Мы рассмотрим

Применение электронной таблицы в качестве инструмента для математического моделирования.

Таких задач много в учебнике Информатика, 9 кл./Под ред. Н.В. Макаровой. При изучении этой темы в основном используется метод частично-поисковый. Процесс разработки моделей и их исследование на компьютере можно разделить на несколько основных этапов:

I. Описательная информационная модель на естественном языке – это условие задачи.

II. Формальная модель. Она создается с помощью какого-либо формального языка. Например, математического, т.е. мы получим математическую информационную модель.

III. Компьютерная модель. Информационную модель выражают на понятном для компьютера языке. Мы с вами будем использовать такое приложение как ЭТ.

IV. Компьютерный эксперимент. В нашем случае это может быть сортировка, поиск данных, построение диаграммы или графика.

Учащиеся получают следующие знания и умения

Учащиеся знают:

· суть информационного моделирования,

· необходимость формализации при моделировании.

· понятия: модель, моделирование, строка, столбец, ячейка, адрес ячейки, абсолютная, относительная адресации,

· математическая модель.

Учащиеся умеют выполнять:

· ввод данных в среде электронной таблицы,

· изменения размеров столбцов и строк в среде электронной таблицы,

· объединение ячеек,

· установка формата данных ячейки,

· запись формул,

· автозаполнение.

При этом возможна следующаяЦель урока:

Образовательные:

· сформировать и развивать исследовательские навыки учащихся;

· освоить технологию моделирования в среде электронных таблиц.

Воспитательные:

· воспитание сознательного подхода к работе;

· воспитывать усидчивость, умение слушать, вести диалог, чувство ответственности за результат своей деятельности.

Развивающие:

· развитие речи, обогащение и усложнение словарного запаса;

· развитие мышления,

· развитие умения анализировать, делать выводы, выделять существенные свойства

· развитие внимания и памяти учащихся.

Задание:

Составить модель биоритмов для конкретного человека от указанной текущей даты на месяц вперед с целью дальнейшего анализа модели.

Математическая модель:

Физический цикл: .

Эмоциональный цикл: .

Интеллектуальный цикл: ,

где Х – возраст человека в днях (определяется от дня рождения).

1) На Листе1 создайте таблицу по образцу.

2) Заполните исходные данные:

А1 — фамилия, имя исследуемого

А2 — дата рождения (число, месяц, год)

A3 — текущая дата

А4 — формула для расчета прожитых дней (с раз­делителем тысяч)

3) Вычислите биоритмы физической, эмоциональной и интеллектуальной активности по формуле:Физический цикл: . Эмоциональный цикл: . Интеллектуальный цикл: , где Х – возраст человека в днях (определяется от дня рождения).

4) Отформатируйте таблицу по своему желанию.

5) Создайте колонтитулы (Вид —> Колонтитулы): в верхнем укажите фамилию и имя (по центру), в нижнем — дату и время выполнения работы (справа).

6) Переименуйте Jlucm1 в Таблицу.

7) На Листе2 постройте график изменения ваших биоритмов. Установите минимальный размер шриф­та для подписей.

8) Проанализируйте полученные результаты. По гра­фику определите, в какие дни ваша физическая, эмоциональная и интеллектуальная активность дос­тигает максимумов и минимумов (в отдельности). Есть ли дни совпадения значений всех функций? Укажите их в произвольной форме под графиком.

9) Задайте альбомную ориентацию данного листа.

10) Переименуйте Лист2 в Диаграмму.

11) Удалите лишние листы.

12) Сохраните данные под именем мои биоритмы.xls.

Анализ результатов моделирования

a. Выбрать неблагоприятные дни для зачета по физкультуре, похода в кино, сдачи зачета по математике.

b. Какие данные может дать график, полученный сложением трех построенных?

Результатом решения этой объемной задачи является построенная таблица с проведенными вычислениями по формулам и построенная диаграмма в виде графика.

VI. Итог урока.

Объявление оценок.

- Совпадает ли ваша оценка с интеллектуальным ритмом?

Домашнее задание:

Сформировать папку в Методической копилке по рекомендациям к изучению ЭТ в базовом курсе информатике.

Литература:

1. Семакин Г.И., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

2. Программа «Информатика 2–11» Л.П. Панкратова, заведующая кафедрой информатики Санкт-Петербургской академии права и бизнеса.

3. МакароваН.В. Информатика, 9 кл./Под ред. Н.В. Макаровой

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология