Автор конспекта:
Автор(ы): — Матвейчук Наталья Германовна

Место работы, должность: — МОУ гимназия № 10 г. Челябинска, учитель истории

Регион: — Челябинская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Обществознание

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — другой тип

Краткое описание ресурса: — Исторические события в максимально сжатом виде и без ущерба содержанию.

В условиях модернизации Российского образования меняются роль и функции учителя. Главной функцией учителя становится выстраивание продуктивного взаимодействие с учащимися по освоению предметного содержания на уроке, создание необходимых условий для развития ребенка в предметном пространстве. Каждый учитель создает эти условия на основе собственных принципов, выработанных в процессе практической деятельности. В моей профессиональной практике учителя истории часто возникал вопрос: «Как обеспечить эффективное усвоение учебного материала, сложность и объемность которого затрудняют его целостное восприятие и осмысление? Как преодолеть информационную перенасыщенность и не всегда продуманное структурирование материала?» Поиск ответов на этот вопрос привел меня к пониманию того, что решить эту проблему поможет систематизация материала через структурно-логические схемы. Главная особенность этого подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Все это позволяет представить исторические события в максимально сжатом виде и без ущерба содержанию.
Каждая схема состоит из определенного количества «матриц», между которыми существуют причинно-следственные связи. Эти связи обозначаются стрелками.
Матрица – это основная единица информации, которая отражает главные аспекты учебного материала. Все матрицы делятся по степени значимости на основные и дополнительные. Основные являются стержнем, обозначая главное направление, дополнительные матрицы носят более детализированный характер.
Рассматриваемое историческое событие может иметь несколько направлений, и тогда к стержню схемы будут примыкать несколько модулей, которые можно обозначить цифрами или буквами. Наличие одной или нескольких дополнительных матриц разбивает прочтение схемы на несколько этапов.
Опыт по составлению схем накапливается постепенно и преследует учебные цели – найти, понять, запомнить, изложить и дополнить. Учитель не только дает знания, но и учит детей добывать эти знания, работать самостоятельно (индивидуально или в мини-группах), объективно оценивая себя и свои возможности, отвечать за результаты своего труда.

Для создания схем необходимо выделить несколько этапов. 1. Внимательно изучить тему по программе, обязательно отметив основные знания и умения по разделу
2. Просмотреть и изучить дополнительную методическую литературу по данной теме, используя ЦОР и Интернет-ресурсы.
3. Выделить «матрицу» и основные причинно-следственные связи по каждому блоку раздела
4. Преобразовать все записи графически и символически
5. По мере расширения и углубления знаний по теме потребуется дополнение схемы и переработка
Наглядность и логичность схем повышает уровень понимания учащихся.: Структурно-логические схемы дают возможность системно (связно и полно) представить содержание нового раздела, темы. Это упрощает усвоение (запоминание) трудного и объемного материала. Схемы позволяют учащемуся визуально определить необходимый объем знаний по разделу и теме. Относительно структуры схемы учащийся может осуществлять самоконтроль на полноту полученных знаний, как по отдельной теме, так и по разделу в целом.
Совместная работа учителя и учеников ориентирует учащегося на исследовательскую деятельность, творчество, обеспечивает системность и последовательность в освоении содержания предмета, прочность знаний, развивает сознательное (положительное) отношение к учебной деятельности, саморазвитие. Эта работа вызывает интерес к предмету истории, развивает аналитическое мышление, стимулирует творческую и познавательную активность.
Поняв принцип построения структурно-логических схем, научившись систематизировать и обобщать свои знания, учащиеся впоследствии смогут переработать любую историческую информацию в удобные для усвоения блоки и модули, что будет способствовать формированию у них глубоких знаний по истории и другим школьным предметам.
Схема выполняет важную роль – формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков. При составлении схем у ученика включаются в работу слуховая, зрительная и смысловая память, которая повышает интеллектуальную активность. Учитель должен не только научить ребенка построению логических схем, но и сохранить и приумножить стремление к поисковой активности, осмыслению и творчеству. Каждый ученик имеет возможность в полной степени самообразовываться, что способствует мотивации обучения.
Практика проведения уроков по принципу системности в личностно-ориентированном обучении показала возможность:
1. вовлечения в работу всех учащихся без исключения
2. увеличить объем изучаемого материала
3. усилить мотивацию к обучению
4. обеспечить самоконтроль учащихся
5. закрепить знания и умения в процессе изучения материала
6. дать большую самостоятельность
7. расширить логические способности и познавательную активность учащегося
8. развивать нравственное сознание и самосознание
9. включать ученика в мыслительный процесс для получения самостоятельного удовлетворительного результата.
Учитель должен не только научить ребенка построению логических схем, но и сохранить и приумножить стремление к поисковой активности, осмыслению и творчеству. Каждый ученик имеет возможность в полной степени самообразовываться, что способствует мотивации обучения.
Учащиеся восьмых классов основную модель построения схемы делают по одному принципу. Сначала выстраивается основная матрица, а затем по мере изучения материала, в режиме самостоятельного поиска, к основной единице информации постепенно наращиваются дополнительные матрицы. В конечном результате у каждого ученика структурно-логическая схема должна быть индивидуальной. Насколько схема будет большой, полной, интересной зависит от возможностей учащихся.

— —

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология