Автор конспекта:
Автор(ы): — Бахтиярова С.А.

Место работы, должность: — СОШ № 45 г. Наб. Челны

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

Изучение принципов построения и форрм баз данных

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

1.Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

2. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень)

Используемая методическая литература: —

1.Андреева Е. В., Босова Л. Л., Фалина И. Н. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

2.Бородин М. Н. Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2- 11 классы : методическое пособие — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

3.Златопольский Д. М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы. — Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

4.Кирюхин В. М., Окулов С. М. Методика решения задач по информатике. Международные олимпиады. — М.: Бином. Лаборатория знаний. 2007

Используемое оборудование: —

ПК, интерактивная доска

Краткое описание: — 1. Цель урока 2. Задачи 3.Организационный момент 4. Ход урока 5. Домашнее задание 6. Итог урока

Принципы построения, формы представления баз данных.

Цель урока: Изучение принципов построения и форрм баз данных

Задачи урока:

образовательные: знакомство учащихся с понятием ПО, назначением системного, прикладного ПО, систем программирования.

развивающие: развитие познавательных интересов;

воспитательные: воспитание информационной культуры, внимательности, коммуникативных качеств.

Материалы и оборудование к уроку:

v компьютер;

v интерактивная доска;

v презентация, подготовленная в MSPowerPoint(файл );

Ход урока:

Изучение нового материала:

Развитие прогресса обусловило резкий рост информации, в связи с чем вопрос о её сохранении и переработке становился год от года острее. С появлением вычислительной техники значительно упростились способы хранения, а главное обработки информации. Развитие вычислительной техники на базе микропроцессоров приводит к совершенствованию компьютеров и программного обеспечения. Появляются программы, способные обработать большие потоки информации. С помощью таких программ создаются информационные системы. Целью любой информационной системы является обработка данных об объектах и явлениях реального мира и предоставление нужной человеку информации о них. Если мы рассмотрим совокупность некоторых объектов, то сможем выделить объекты, обладающие одинаковыми свойствами. Такие объекты выделяют в отдельные классы ( рыбы, мебель, ученики и т. д.). Внутри выделенного класса объекты можно упорядочивать как по общим правилам классифицирования, например по алфавиту, так и по некоторым конкретным общим признакам, например по цвету или материалу. Группировка объектов по определенным признакам значительно облегчает поиск и отбор нужной информации. Допустим, что вы желаете приобрести деревянный компьютерный стол из ореха. Для этого можно выбрать несколько способов.

Способ №1. Обойти все магазины города и найти нужный вам стол.

Способ №2. Взять в руки каталоги по мебели и прайс-листы отдельных мебельных магазинов и в них найти нужный вам стол.

Способ №3. Обратиться в информационную систему.

Очевидно, что первый способ требует большого напряжения сил и значительной траты времени. Второй способ уже несколько удобнее, т. к. в этом случае не надо никуда ходить, а достаточно сесть за телефон и обзвонить все магазины, торгующие подобной мебелью. Последний способ предполагает обращение в информационную систему, где в разделе «Мебель» нужно выбрать стол , среди солов выбрать компьютерные, затем = деревянные, далее рассмотреть столы из ореха, автоматически соединиться по телефону с необходимым магазином и отправиться по указанному адресу за покупкой. В нашей ситуации наиболее рациональным является, наверное третий способ. Как же организована подобная информационная система и каким образом можно организовать хранение и предоставление информации в ней?

Обратимся к простому примеру. Рассмотрим группу каких- либо объектов, которые характеризуются одинаковыми параметрами(признаками). Все мы в той или иной мере любим музыку, и у каждого есть свои любимые песни и исполнители. Давайте попробуем организовать информационную систему , с помощью которой будем осуществлять хранение, поиск и отбор ваших любимых песен. Назовем её : «Любимые песни».

Какими параметрами характеризуются объекты данной группы? Наверное это : наименование песни, исполнитель, стиль, дата создания, страна. Если мы распишем информацию по каждой песне отдельно, то в результате получим такие записи.

“Spice up you life” «Тучи» «Моряк»

Spice Girls Иванушки«International» АгатаКристи

Hip hop Pop Rock

1997 1996 1997

Англия Россия Россия

Если у вас много любимых песен , то работать с информацией , записанной в таком виде будет нелегко. Найти нужную песню в длинном списке будет не так уж и трудно , а вот сделать какие- либо выборки, например отобрать песни с одинаковым стилем, будет весьма сложно. Одним из вариантов решения проблемы является представление данных в табличном виде. Представим сведения о песнях в виде таблицы.

☺Таблица «Сведения о песнях»

Наименование

исполнитель

стиль

дата

страна

?

?

?

1

Spice up you life

Spice Girls

Hip hop

1997

Англия

2

«Тучи»

Иванушки«International»

Pop

1996

Россия

3

«Моряк»

Агата Кристи

Rock

1997

Россия

4

«Крылья»

Наутилиус Помпилиус

Rock

1994

Россия

5

Breathen

Prodigy

Rave

1996

США

6

«Дурень»

Алиса

Rock

1997

Россия

В этой таблице мы можем выделить цветом интересующий нас стиль песни, например Rock. Это значительно ускорит поиск песен, относящиеся к этому стилю.

Построив таблицу «Сведения о песнях», мы с вами создали информационную модель объекта. Известно, что любой объект имеет свои параметры, характеризующие его свойства. Экземпляр объекта со своими свойствами образует запись.

Поле простейший объект базы данных , предназначенный для хранения значений одного параметра реального объекта или процесса.

Записьсовокупность логически связанных полей , характеризующих типичные свойства реального объекта.

Значение записи отражают свойства конкретного объекта.

Рассмотрим структуру созданной нами таблицы. Объектом в ней как мы уже отмечали ранее, является песня, а конкретным объектом конкретная песня, например «Тучи». Шапка в таблице — информационная модель объекта. Запись — конкретные значения параметров( Иванушки International, Pop,1996,Россия).

Рассмотрев свойства объекта., можно продумать, какие действия можно совершать над этим объектом. Создав информационную модель в виде таблицы, мы убеждаемся насколько легче стало работать с такой формой записи информации. Здесь опорная информация уже выделена по параметрам, вследствие чего отпадает необходимость отвлекаться на второстепенные свойства объекта. Значительно облегчились поиск и отбор информации. Появилась возможность делать выборку по отдельным признакам.

Таким образом, мы перешли к структурированной форме записи данных в табличной форме. Что же такое структурирование?

☺ Структурирование данных – процесс группировки данных по определенным параметрам.

В нашем примере мы представили данные в виде таблице, в которой записью является набор сведений об одной песне, а каждое поле содержит значение соответствующего параметра песни. Иными словами, мы с вами сформировали базу данных, в которой каждый объект расположен в определенном порядке. Чтобы отличить одну базу данных от другой, каждая из них должна иметь свое имя (в нашем примере «Любимые песни»). Таким образом, мы можем дать определение базы данных.

База даных– поименованная совокупность структурированных данных предметной области.

Рассмотрим другой пример. Сферой, прямо- таки требующей создания базы данных, является школьная библиотека. Для осуществления поиска нужной литературы в библиотеке создаются специальные каталоги, в которых хранятся сведения обо всех книгах библиотеки. Каталоги бывают алфавитные и предметные. Каталог состоит из карточек, в которых содержатся сведения об одной книге. Рассмотрим построение этих каталогов.

Как организован алфавитный каталог , понятно из его названия, поэтому рассмотрим вопрос создания предметного каталога. Организацию предметного каталога, в частности в учебном заведении, можно представить в следующем виде:

Одной из форм представления информационной модели может быть таблица, содержащая отдельные предметные области (художественная и учебная литература). Созданные таблицы могут опираться на другие, более детальные таблицы(иностранная, русская литература; физика, биология, химия и т. д.), а те в свою очередь – на карточки . Одна карточка содержит сведения только об одной книге. Таким образом, одна БД может состоять из нескольких таблиц, которые связаны между собой определенными правилами.

Домашнее задание.

1. Возьмите лист бумаги и создайте карточку. Которая содержит сведения о книге. Какие пункты в нее можно включить и с какой целью?

2. Нарисуйте таблицу на листе бумаги, которая описывает предметный каталог книг (одна предметная область). Какие параметры следует отобразить в столбцах этой таблицы?

3. Нарисуйте таблицы, которые бы описывали БД школьной библиотеки.

Файлы: pril1 (3).doc
Размер файла: 1804800 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология