Автор конспекта:
Автор(ы): — Габриелян Л.А.

Место работы, должность: — МКОУ СОШ 7 сСтаромарьевка Грачевского района

Регион: — Ставропольский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — все уровни образования

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

1. Показать обучающимся разнообразие применения электронных таблиц и вычислительной техники;

2. Научиться применять полученные знания при решении математических задач;

3. Повышение информационной культуры учащихся и уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

4. Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач;

5. Закрепить основные навыки работы с электронными таблицами;

6. Развитие познавательного интереса.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 9 кл

  • Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Лабораторные работы к курсу «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) 9 кл.

  • Используемая методическая литература: —

    С.Симонович Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы Универсальный курс

    Используемое оборудование: —

    компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация.

    Используемые ЦОР: —

    eorhelp.ru

    Краткое описание: — На этом уроке будут описываться приемы, облегчающие работы с EXCEL. Не секрет, что любую операцию на ПК можно выполнить несколькими способами, и EXCEL в этом не исключение. Например, чтобы итоговою сумму выделить жирным шрифтом, необязательно брать в руки мышку и целиться курсором в букву Ж на панели инструментов, просто достаточно находясь в данной ячейке нажать одновременно клавишу Ctr и цифру 2. Вот именно таким приемам, которые я условно назвала "Возможности и хитрости EXCEL".

    Цели урока:

    1. Показать обучающимся разнообразие применения электронных таблиц и вычислительной техники;

    2. Научиться применять полученные знания при решении математических задач;

    3. Повышение информационной культуры учащихся и уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

    4. Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач;

    5. Закрепить основные навыки работы с электронными таблицами;

    6. Развитие познавательного интереса.

    Задачи урока:
    1. Пошаговое внедрение компьютерных технологий в учебный процесс.
    2. Совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока.
    3. Использование информационных технологий в образовании.
    4. Установление межпредметных связей.
    6. Усвоение базовых знаний по предмету.
    5. Повышение познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать.

    Оборудование:компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация.

    Ход урока.

    I. Организационный момент

    Здравствуйте, ребята! Сегодня мы закрепим и обобщим полученые знания по теме Принципы работы в электронной таблице».

    Программа EXCEL

    Программа EXCEL входит в состав стандартного пакета Microsoft Office наряду с другими полезными программами фирмы Microsoft. Но, на мой взгляд, EXCEL на много выделяется по своей функциональности от своих собратьев. И это понятно, ведь программа EXCEL это лучший, а иногда и главный помощник для бухгалтера, менеджера, налогового инспектора, конечно же, аудиторов всех мастей. То есть для всех тех, кто нашу жизнь переводит в столбики цифр и пытается составить хоть какую-нибудь систему отчетности.

    На этом уроке будут описываться приемы, облегчающие работы с EXCEL.
    Не секрет, что любую операцию на ПК можно выполнить несколькими способами, и EXCEL в этом не исключение. Например, чтобы итоговою сумму выделить жирным шрифтом, необязательно брать в руки мышку и целиться курсором в букву Ж на панели инструментов, просто достаточно находясь в данной ячейке нажать одновременно клавишу Ctr и цифру 2. Вот именно таким приемам, которые я условно назвала "Возможности и хитрости EXCEL".

    II. Теоретический материал.

    Возможности и хитрости EXCEL

    На самом деле хитростей никаких нет, это просто владение электронной таблицей EXCEL, которое же конечно, является желательным, но необязательным условием для работы с программой EXCEL. Но лично я думаю, что всегда нужно осваивать приемы, которые облегчают нашу жизнь. И так, мы сегодня по — новому взглянем на программу EXCEL.

    Навигация в Excel

    Для быстрого перемещения по листу в Excel весьма кстати придутся "горячие" клавиши (кстати, они же работают и в Word). Вот некоторые из них:

    1. комбинация Ctrl+End перемещает курсор на последнюю заполненную ячейку рабочего документа;

    2. Ctrl+down — в последнюю ячейку столбца, причем Excel считает, что столбец должен быть непрерывным. Если он разрывается — значит, тут его конец;

    3. Комбинация Ctrl+up выполняет ту же функцию с точностью наоборот;

    4. Ctrl+right и Ctrl-left позволяют "перепрыгнуть" в последнюю и первую ячейку строки соответственно.

    Как ввести одни и те же данные в несколько ячеек одновременно

    Чтобы ввести одни и те же данные в несколько ячеек одновременно, нужно выделить эти ячейки, ввести данные и, удерживая клавишу CTRL, нажать ENTER.

    Редактирование ячейки в Excel

    По умолчанию, двойной щелчок по ячейке, переводит ее в режим редактирования. Чтобы избавится от этой особенности, выберите Сервис/Параметры (Tools/Options). Когда откроется диалоговое окно Параметры (Options), перейдите на вкладку Правка (Edit), уберите птичку «Правка прямо в ячейке» (Edit directly in cell) и нажмите OK. Теперь, чтобы отредактировать содержимое ячейки, вам нужно нажать клавишу F2.

    Вставка строк и столбцов в Excel

    Допустим, у вас есть рабочий лист, который уже содержит данные. Вам потребовалось добавить новый столбец С, а текущий сместить вправо (и все остальные). Чтобы сделать, поставьте курсор в столбце С, нажмите Ctrl + Shift + „+” (знак плюс на основной клавиатуре). В диалоговом окне добавление ячеек, выберите переключатель Столбец и нажмите OK. По такому же принципу произойдет добавление строки, только со сдвигом данных вниз. Примечание: вместо Ctrl + Shift + „+”, можно использовать Ctrl + „+” на цифровой клавиатуре.

    Как спрятать данные в Excel

    Для тех, кто боится, что цифры из его важного отчета в Excel увидят любопытные коллеги, которые случайно глянут на экран, Microsoft придумала выход. В рабочей книге Excel можно запросто "прятать" целые строки или столбцы. Для этого нужно их выделить и нажать "Спрятать" из контекстного меню, которое появляется после нажатия правой кнопки мыши на выделение. Или выбрать этот же пункт в меню "Формат"/"Столбец" или "Строка". При этом все вычисления сохраняются, просто их не видно (даже на печати). Более того, можно спрятать целое окно книги ("Окно"/"Скрыть"). А затем можно все легко вернуть на место: выделите "спрятанную" строку или столбец (вместе с соседними) и нажмите "Отобразить" в том же меню.

    Как подсчитать сумму в одном столбце/строке

    Для того, чтобы подсчитать сумму необходимо установить курсор на ячейку, расположенную после последней заполненной ячейки и нажать значок в верхнем меню, с большой греческой буквой Сигма, похожей на «Е». В этот момент произойдёт выделение всех ячеек, расположенных выше (ниже, левее, правее) мерцающей пунктирной линией и, если в диапазон этой линии попали все необходимые для суммирования ячейки — нажать ENTER.

    Помните, в начале изучения программы Excel, вы говорили о том, что эта программа позволяет решать задачи самого разного характера? Сегодняшний урок мы посвятим тому, чтобы отчасти доказать это и показать насколько широка область применения электронных таблиц. Наверное, среди вас есть такие, кто хотел бы стать экономистом, юристом, следователем, банкиром, а может и поваром элитного ресторана. Но в начале этой серьезной работы мы немного освежим в памяти навыки работы с электронными таблицами.

    III. Практикум.

    Задание 1. Решите графически систему уравнений.

    Задание 2: Моделирование биологических процессов. Биоритм.

    Первый этап. Описание задачи:

    Существует гипотеза, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессом, называемым биоритмами. Эти циклы описывают три стороны самочувствия человека:

    За точку отсчета всех трех биоритмов берется день рождения человека. Биоритмы характеризуют подъемы и спады состояния. Считается, что «взлетам» графика, представляющего собой синусоидальную зависимость, соответствуют более благоприятные дни. Дни, в которые график переходит через ось абсцисс, считаются неблагоприятными.

    Предлагаю осуществить моделирование биоритмов для конкретного человека от указанной текущей даты (дня отсчета) на месяц вперед с целью дальнейшего анализа данных.

    Цель моделирования:На основе анализа индивидуальных биоритмов прогнозировать неблагоприятные дни, выбирать благоприятные дни для разного рода деятельности.

    Формализация задачи:Объектом моделирования в этой задаче может быть любой человек или группа людей, для разного рода деятельности.

    Уточняющий вопрос

    Ответ

    Что моделируется?

    Процесс изменения состояния человека.

    Чем характеризуется человек?

    Датой рождения.

    Какое состояние исследуется?

    Физическое, эмоциональное, интеллектуальное.

    Что известно о характере изменения состояния?

    Синусоидальное изменение с периодом 23, 28 и 33 дня соответственно со дня рождения.

    С каким шагом исследуется синусоида?

    1 день.

    Какой период жизни исследуется?

    30 дней, начиная с текущего дня.

    Что надо определить?

    Дни, когда кривые пересекаются ось абсцисс.

    Второй этап. Разработка модели.

    Информационная модель.

    Объект

    Параметры

    Назначение

    Значение

    Человек

    Дата рождения

    День отсчета

    Длительность прогноза

    Количество прожитых дней (х)

    Физический биоритм

    Эмоциональный биоритм

    Интеллектуальный биоритм

    Исходные данные

    Исходные данные

    Исходные данные

    Расчетные данные

    Результаты

    Результаты

    Результаты

    Компьютерная модель.

    Для моделирования выберем среду электронной таблицы. В этой среде информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит две области:

    · Исходные данные;

    · Расчетные данные.

    Составьте компьютерную модель по приведенному образцу. Введите в ячейки исходные данные, расчетные формулы:

    Ячейка

    Формула

    Номер формулы

    A9

    =$B$5

    1

    A10

    =A9+1

    2

    B9

    =СИН(2*ПИ()*(A9-$B$4)/23)

    3

    C9

    =СИН(2*ПИ()*(A9-$B$4)/28)

    4

    D9

    =СИН(2*ПИ()*(A9-$B$4)/33)

    5

    Примечание:A9-$B$4– вычисляет количество дней, прожитых человеком. При записи формул использовать вставку стандартных функций СИН(…) и ПИ(…).

    Третий этап:

    Компьютерный эксперимент.

    Провести тестирование модели. Построить общую диаграмму для трех биоритмов.

    Исследовать показания биоритмов.

    Эксперимент:

    1. Введите В4 и В5 дату рождения конкретного человека.

    2. Проследите пересчет значений и изменения на диаграмме.

    3. Определите неблагоприятные дни для конкретного человека.

    Четвертый этап: Анализ результатов моделирования.

    1) Проанализировать диаграмму, выбрать неблагоприятные для сдачи зачета по физической культуре (плохое физическое состояние).

    2) Выбрать день для похода в театр или на дискотеку (хорошее эмоциональное состояние).

    3) По кривой интеллектуального состояния выбрать дни, когда ответы на уроках будут наиболее/наименее удачными.

    III. Домашняя работа.

    Задание

    Примечание

    1

    Решите графически систему уравнений.

    2

    Совместимость людей по биоритмам. Построить модель физической, эмоциональной и интеллектуальной совместимости двух людей. Максимальные значения по оси yна диаграмме указывают на степень совместимости: если размер по оси у превышает 1,5, то вы с другом в хорошем контакте.

    1. Открыть файл Биоритмы.

    2. Выделить ранее рассчитанные столбцы своих биоритмов, скопировать их и вставить в столбцы E, F, G.

    3. Ввести в ячейку D4дату рождения друга. Модель мгновенно просчитается для новых данных.

    4. В столбцах H, I, Jпровести расчет суммарных биоритмов по формулам:

    Ячейка

    Формула

    H9

    =B9+E9

    I9

    =C9+F9

    J9

    =D9+G9

    5. Построить линейную диаграмму.

    6. Описать результаты анализа модели.

    IV. Подведение итогов.

    В конце урока подводим его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением.

    Сегодня мы еще раз убедились в многофункциональности и необходимости такой, непростой, на первый взгляд программы MSExsel. Спасибо вам за урок, надеюсь, что сегодня вы открыли для себя неизвестные функции табличного процессора. Всем спасибо! Удачи вам! До свидания.

    Файлы: Онлайн калькуляторы.pptx
    Размер файла: 1548343 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология