Автор конспекта:
Автор(ы): — Шалтынова Галина Михайловна

Место работы, должность: — Учитель истории

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — История

Тип урока: — Комбинированный урок

Краткое описание: — Проблемно-диалоговая технология

Принятие христианства.

Проблемно – диалоговый урок

Эпиграф к уроку: «Знания – дети удивления и любопытства»

Луи де Броиль.

Цели урока:

Развивающие — развитие творческих способностей, аналитического мышления, навыков работы с источниками и литературой, устной речи, умения аргументировать свою точку зрения

Образовательные – познакомить учащихся с причинами принятия христианства по византийскому образцу, первой религиозной реформой, событиями крещения Руси, методами крещения.

Воспитательные — воспитание патриотизма, развитие коммуникативной культуры: умения слушать, высказываться и делать вывод.

Оборудование: элементы одежды представителей различных религий (для инсценировки); карта “Русь в IX – XII вв.”; иллюстративный материал; документы (отрывки из “Повести временных лет” и исторической литературы):

1) о выборе вер (инсценировка);

2) о крещении Владимира, киевлян, жителей Новгорода (раздаточный материал).

3) презентация к уроку.

Ход урока:

Iэтап. Постановка учебной проблемы (создать проблемную ситуацию)

3 мин.

ü Какая религия была у восточных славян?

ü Язычество.

ü Какую религию проповедают ваши родители, вы, россияне.

ü Православие. (Христианство)

ü Как такое могло быть?

ü Значит, приняли христианство.

ü Значит, о чем мы с вами будем говорить?

ü О принятии христианства.

ü Запишите тему урока …

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

С «удивлением»

между 2 положениями:

между первичным представлением учащихся и современным фактом

Предъявить противоречивые факты, теории, столкнуть разные мнения учеников

IIэтап. Формирование проблемы. ( 5 мин.)

(Подводящийдиалог: система посильных ученику вопросов и заданий, поводящих его к открытию мысли. Пошаговый ход, жесткое ведение мысли ученика, последний вопрос на обобщение. Переживание учеником открытия в итоге. Почти невозможны неожиданные ответы учеников. Не может быть прекращен, идет до конца.)

Что вы знаете о христианстве?

А как вы думаете, как происходит принятие христианства? (через обряд крещения)

Давайте попробуем сформулировать вопросы, которые помогут нам понять это событие.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Записывает проблемы на доске:

Показывает слайд.

Выбор веры.

Причины принятия христианства.

Кто был первым христианином (христианкой) на Руси?

Кто организовал крещение Руси?

Когда происходило крещение Руси?

Какими методами проводилось крещение?

Какого значение принятия христианства?

Обдумывают и ставят проблемы: (примерно называют такие вопросы)

Почему приняли христианство?

Кто первым принял христианство?

Когда Русь приняла христианство?

Откуда приняли христианство?

Как происходило крещение ?

IIIэтап. Актуализация знаний (7 мин.)

Эвристическая беседа: о жизни восточнославянских племён. Сравнивают общественное и социальное положение племен в разное время, делают вывод о том, что примитивная языческая религия не объясняла изменения положения. Вывод: нужна новая религия

Сравнивают религиозную принадлежность государств-соседей Руси. Работают с картой (соседи Руси и их религия), делают выводы: Русь была единственной языческой страной, а значит нужно преодолеть изоляцию. Русь могла принять любую религию.Вывод: нужна новая религия

Эвристическая беседа: политические задачи правления князя Владимира, возможность реализации главной внутриполитической задачи.

Отвечают на вопросы учителя, делают вывод о необходимости религиозной реформы.

IVэтап. Версии решения проблем. Пути проверки версий. Сбор и анализ, сопоставление фактов. (20 мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обращается к ученикам с вопросом:

А как проводилась эта религиозная реформа? Прочитайте на стр. 38 учебника…

А какие варианты выбора веры были?

Как схематически…..

А как же происходило крещение Руси? О чем написал Нестор?

Слушают выступление ученика: «Рассказ о 1 религиозной реформе 980 г.» Внимательно слушают, делают вывод о том, что реформа не достигла цели, необходима новая вера.

Смотрят инсценированную учащимися легенду о выборе веры и делают выводы, записывают в тетрадях.

Работа над документом отрывок из “Повести временных лет” Нестора по вопросам:

Какое имя получил князь в крещении?

Зачем летописцу рассказ о слепоте князя?

Где и когда крестились киевляне?

Как отнеслись киевляне к идее крещения?

Как крестили жителей Новгорода?

Какие средства использовал князь для крещения народа?

1 и 3 ответы записать в тетрадь.

Учитель: Как схематически изобразить выбор князем Владимиром веры?

Ученики:

Выбор веры

Католичество (страны Западной Европы)

Православие
(Византия)

Мусульманство
(Волжская Булгария)

Иудаизм
(Хазария)

Делают выводы (примерные ответы):

Владимир решил принять православие, т. к.:

во-первых, православные храмы – красочны;

во- вторых, не противоречила русским обычаям;

в-третьих, на Руси были христиане – Ольга (бабка Владимира)

Учитель: Только такие причины вы можете назвать?

Ученик: Русь имела давние связи с Византией: географическое положение, торговля — “путь из варяг в греки”; Византия была могущественным и авторитетным государством, что должно было привлечь Владимира, содействовать возвышению Руси.

Задаёт наводящие вопросы:

На каком языке проводится богослужение в православии и католичестве?

Каково взаимоотношение между церковной и княжеской властью в православии и католичестве?

Сравнивают принципы православия и католичества, делают вывод о том, что организация православной церкви больше подходила Руси (возможность использовать свой язык в богослужении, подчинение церкви государству)

Vэтап. Формирование выводов учащимися. (8 мин)

Всели проблемы мы с вами решили?

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Диалог

Показ слайдов

Учащихся делают выводы по уроку: о причинах крещения, методах крещения Руси

Учащихся делают выводы по уроку:

выводы о причинах крещения (подводят итог диалога):

  • способствовала объединению страны;
  • способствовала преодолению международной изоляции;
  • могла объяснить социальное неравенство (нет власти не от бога);
  • православие было известно на Руси;
  • Русь имела давние связи с Византией;
  • религия более могущественного гос-ва могла способствовать авторитету Руси;
  • особая церковная организация (не противоречит обычаям, утверждает гос. власть).

выводы о методах крещения Руси

  • методы крещения: насильственный и мирный (строить церкви, приглашать священников, распространять церковную литературу;
  • двоеверие – слияние традиций христианства и язычества

Первая христианка – Княгиня Ольга

988 год – год крещения Руси.

VI этап. Подведение итогов . Домашнее задание.

Учитель формулирует домашнее задание по теме: зная причины принятия христианства, самостоятельно исследовать результаты крещения.

вспомнить христианские заповеди. (с. 36-42)

Приложение № 1 (инсценировка)

Автор: Прибыли к Владимиру представители различных стран с рассказами о своей вере: мусульманин из Волжской Булгарии, хазарский иудей, посол папы римского и грек из Византии.

Мусульманин: Ты, князь, мудр, а закона не знаешь. Уверуй в наш закон и чти Мухаммада.

Владимир: А какова вера ваша?

Мусульманин: Веруем в Аллаха, а Мухаммад, его пророк, учит нас не есть свинины, не пить вина, зато жен иметь можно много.

Владимир: На Руси пить вино — главное веселье.

Католик: Мы посланники римского папы. Земля наша такая же, как ваша, но мы молимся Богу, сотворившему всё живое, а вы – простому дереву.

Владимир: В чем вера ваша?

Католик: Все, что мы делаем – во славу Божию.

Владимир: Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли вашу религию.

Иудей: Наш Бог истинный. Мы не едим свинины и зайчатины. Отдыхаем в божий день субботу.

Владимир: Где же земля ваша?

Иудей: В Иерусалиме была, но Бог разгневался на наших предков и рассеял их по разным странам.

Владимир: Как вы других учите, если сами отвергнуты богом и рассеяны.

Православный: Нет лучше нашей веры, так как она — правильная.

Автор: Задумался Владимир, какую религию принять. И решил отправить послов в различные страны, пусть де испытают веру.

1 посол: Видели мы, как мусульмане молятся в мечети: сидят на коленях, и нет веселья, одна печаль, не добр их закон.

2 посол: Были мы в римских храмах, видели их службу, но нет там никакой красоты.

3 посол: И пришли мы к грекам и ввели нас туда, где они служат своему Богу, и не знали, на небе мы или на земле. И не можем мы забыть красоты той. Если бы плоха была эта вера, не приняла бы её твоя бабка Ольга, мудрейшая из всех людей.

Владимир: Так посему и быть.

Приложение №2 Отрывок из “Повести временных лет” Нестора .

В 988 г. пошел Владимир с воинами на Корунь (в Крыму), город греческий, и взял его. Тогда князь послал греческим императорам, что если они не выдадут за него сестры своей Анны, то и с Константинополем будет тоже, что и с Корсунем. Анну долго уговаривали, но она боялась и плакала, говорила, что ни за что не пойдёт за язычника. Владимир, по поставленному условию, должен креститься. Князь велел объявить, что он и сам решил креститься, ждёт только царевны и священников. Анна прибыла в Корсунь.… У Владимира в это время разболелись глаза, так, что он не мог ничего видеть. Царевна посоветовала ему для излечения поскорее креститься. А после совершения над ним таинства крещения глаза его выздоровели. Примеру князя последовали многие из дружины его. Вслед за этим Владимир вступил в брак с царевной и возвратился в Киев, взяв с собой священников, мощи, иконы.

Владимир пришел в Киев, крестил всех близких людей; тотчас велел ниспровергать кумиров: одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы в ручей (Почайну) и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами… Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, многие на берегу плакали, кричали: “Нашего князя околдовали греки”, “Не отдадим на поруганье богов”, “Всплывай, всплывай, светлый бог!”.

…Священники ходили по городу и учили народ вере христианской…

После этого Владимир послал по всему городу со словами: “Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идёт против меня”.

На следующее утро на Днепре собралось много народу. Люди садились на землю, снимали обувь, входили в воду, священники совершали молитву. Но многие были недовольны, не понимая, что с ними происходит. Так совершалось крещение.

Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли идолы. На том месте, где стоял идол Перун, Владимир поставил храм в честь своего ангела (святого Василия).

И начал Владимир строить по городам церкви, а людей заставлял креститься по всем городам и сёлам. И стал брать у знатных людей их детей и отдавать их в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мёртвым…

..А новгородцы долго отстаивали своих языческих богов. Только когда город был взят тысяцким Путятой и Добрыней, дядей Владимира, они согласились креститься. Но и после этого многих воины силой тащили в Волхов для крещения, а многие прибегали к обману и разным хитростям.

Вопросы к тексту:

Какое имя получил князь в крещении?

Зачем летописцу рассказ о слепоте князя?

Где и когда крестились киевляне?

Как отнеслись киевляне к идее крещения?

Как крестили жителей Новгорода?

Методы крещения (обобщение).

1 и 3 ответы записать в тетрадь.

Дополнительный материал для учителя:

Время Кто Как

860 г. Аскольд и Дир — киевские князья Поход на Константинополь, где был заключен 1 договор между странами, а князья приняли христианство.

866 г. Кирилл и Мефодий — болгарские просветители (монахи)Создали славянскую письменность и перевели Библию, почитались на Руси.

944 г. Дружина. Князь Игорь подписал договор с Византией: часть дружины клялась на мече, а часть — христианским Богом. В договоре есть упоминание о церкви Святого Ильи на Руси.

957 г. Ольга – княгиня. Приняла крещение под именем Елена в Византии, с нею приняли христианство и часть сопровождающих.

IX — X в. Купцы принимали христианство, торгуя с Византией и другими государствами. В некоторых странах отказывались торговать с языческими купцами.

Источники и литература

1. Хрестоматия по истории (любой редакции).

2. История в художественно- исторических образах. Хрестоматия… (гл. II. 1)./сост. Шестаков А.- М.: Просвещение.1985.

3. Основные вехи истории Русской православной церкви.// Преподавание истории в школе №10. 2001.

4. Рождественский С. Е. Отечественная история в связи со всеобщей. (гл.“Введение христианской веры на Руси”). М.: Просвещение 1997.

Файлы: урок.doc
Размер файла: 110592 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология