Автор конспекта:
Автор(ы): — Шишкина Анна Викторовна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ №11″ г. Балаково

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 класс
Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: — Познакомить с творчеством А.С.Пушкина; учить соотносить темп чтения с содержанием прочитанного; развивать навык правильного осознанного чтения; обращать внимание на рифмы и ритм произведения; знакомить с приемами драматургии и приемами словесного рисования.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 22

Используемые учебники и учебные пособия: —

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Урок соответствует учебной программе: «Программы образовательных учреждений, начальные классы (1-4).

Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации ». Под редакцией Т.В. Игнатьевой, Москва «Просвещение» 2001.

Учебник «Родная речь» 1 класс, под редакцией Климановой Л.Ф. 2003.

Используемая методическая литература: —

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Список используемой литературы:

Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,

«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

Пушкина Г., Эткин И.Комплект открыток «Государственный музей А.С.Пушкина в Москве» Москва «Планета» 1983г.;

Тархова Н.А. «Литературная сказка пушкинского времени» Москва «Правда» 1988;

Тишурина О.Н. «Писатели в начальной школе» дидактическое пособие к урокам литературного чтения Москва «Дрофа» 2004г.;

Используемое оборудование: —

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;} Портреты А.С.Пушкина, иллюстрации к сказкам, персональный компьютер, презентация по сказкам А.С.Пушкина, тесты, книги со сказками, ложки деревянные, свеча, перо (для оформления класса).

Краткое описание: — Данный урок направлен на достижение конкретной цели: активизация учебного процесса младших школьников путем внедрения новых технологий. Тема актуальна, связана с одним из приоритетных направлений модернизации системы начального образования в России. Урок включает в себя большой дополнительный материал по биографии А.С.Пушкина и его творчеству. Используются сказки: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке».

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»,»serif»;}

Открытый урок литературного чтения 1 класс.

Тема: «Роль природы в сказках А.С.Пушкина».

Цель урока: 1.Познакомить с творчеством А.С.Пушкина;

2. Учить соотносить темп чтения с содержанием

прочитанного;

3.Развивать навык правильного осознанного чтения;

обращать внимание на рифмы и ритм произведений;

4. Знакомить с приемами драматургии и

приемами словесного рисования.

Оборудование: портреты А.С.Пушкина, иллюстрации к сказкам, персональный компьютер, презентация по сказкам А.С.Пушкина, тесты, книги со сказками, ложки деревянные, свеча, перо (для оформления класса).

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

Алифренко

Ход урока

1. Организационный момент:

Звучит запись DVD: «Дела давно минувших дней – преданье старины глубокой…». (На фоне музыки).

- Ребята, прошу вас сесть тогда, когда вместе по цепочке мы вспомним отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…». (Дети называют по строчке из поэмы и садятся на свои места).

2. Основная часть.

1) Постановка цели урока:

- Сегодня мы начали урок с произведения А.С.Пушкина не случайно.

Тема нашего урока звучит так: «Роль природы в его сказках А.С.Пушкина». Мы мысленно заглянем в прошлое России, вспомним произведения великого поэта, познакомимся с его жизнью и проведем небольшой тест по этой теме.

Но сначала проведем речевую разминку.

1

2)Речевая разминка:

Работа над интонацией речи:

- Пушкин в своих произведениях часто употреблял русские народные пословицы: ( DVD)

*Утро вечера мудренее.

*Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузов.

*Береги честь смолоду.

*Я там был, мед пиво пил.

По усам текло, а в рот не попало.

*Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.

(Работа над смыслом пословиц, чтение последней пословицы с изменением ударного слова).

Работа над темпом речи:

(Чтение стихотворения с изменением темпа и окраски голоса с характерными движениями рук). (DVD)

Была

Тишина, тишина, тишина. (Дети тихо читают строчки).

Вдруг

Грохотом

Грома

Сменилась она! ( Дети резко изменяют окраску и силу голоса. Поднимают руки).

И вот уже дождик

Тихонько-

Ты слышишь?- (Произносят, задавая вопрос друг другу).

Закапал, закапал, закапал. ( Произносят отрывисто. Пальцами стучат по столу, имитируя

По крыше, дождь).

Наверно,

Сейчас

Барабанить

Он станет.

Уже барабанит! (Произносят, имитируя барабанную дробь указательными

Уже барабанит! пальчиками).

Доброе утро!- (Произносят радостно, улыбаясь друг другу).

Птицы запели.-

Добрые люди,

Вставайте с постели,

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло

И идет по дворам.

А. Кондратьев

2

3) Объяснение новой темы:

Итак, мы начинаем путешествие в 19 век. Закройте глаза и послушайте звуки прошлого…. (Включается запись DVD отрывок из к/ф «Пушкин». («Сказка о царе Салтане»).

- Ребята, откройте глаза и посмотрите, с какой любовью и лаской относились друг к другу в семье поэта.

-Поделитесь впечатлениями (ответы детей). (Заставка DVD природа.)

- Мы увидели из отрывка к/ф об Александре Сергеевиче, как он читает сказку детям, которую сочинил сам. Прошло несколько столетий, а эту сказку мы читаем до сих пор, как и все другие его произведения. Пушкин не писал специально для детей, но он не мог не писать сказок. Это то, что с детства запало в его душу. Он должен был писать сказки и отдать людям то, что подарили ему близкие и родные люди.

Люди счастливы, когда любовь и добро побеждает зло – именно этому мы учимся из сказок.

А.С. Пушкин родился 6 июня в районе Немецкой слободы на окраине Москвы в семье дворянина, потомка знатного боярского рода.

Начальное домашнее воспитание получил от родителей, гувернера – француза, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу писать и читать по -русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту множество замечательных сказок, песен прибауток. Говор у нее был особенный, певучий, она «окала». Он слушал эти сказки с удовольствием, а позже стал складывать их в стихи.(DVD портрет няни, А.С.Пушкин в детстве).

- Представим себе маленького Сашеньку, как он слушает няню:

Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая – что одним куском сукна оденет, третья – что родит царю чудесного сына. Царь женился на меньшой, а сам уехал воевать. Мачеха его, завидуя невестке, решила ее погубить…

-Ребята, как вы думаете, какую сказку после этого сложил

А.С. Пушкин? («Сказка о царе Салтане…».

В 12 лет родители определили сына в только что открытый Царскосельский Императорский лицей. Именно там он нашел друзей (иллюстрация с изображением друзей), которым остался верен до конца жизни.

3

Уже в годы учебы стало ясно, что призванием Пушкина станет литература. По окончании лицея в 1817 г. он был принят на государственную службу при дворе. (DVD фотография лицея, А.С.Пушкин — лицеист).

-Ребята, а вы хотели бы сейчас очутиться на балу? Тогда мальчики приглашают девочек. (DVD).

И сегодня мы чувствуем волшебную силу пушкинского стиха. Поэзия Пушкина сродни самой жизни. Умел он видеть прекрасное и необычное во всем.

(DVD заставка природы)

- Ребята, чем отличается сказка от других жанров литературы?

Работа над произношением отдельных звуков. Словесное рисование.

- А.С.Пушкин прославлял русскую природу. Его любимым временем года была осень. Во всех его произведениях можно почувствовать дыхание различных стихий. Ведь издавна люди обожествляли Небо, Землю, Воду, Ветер, Воздух. Народ просил и ждал помощи от природы. Отсюда и появлялись сказки, в которых люди разговаривают с месяцем, превращаются в насекомых, где море чернеет от человеческих пороков, а ветер торопит корабль, чтобы два родных человека встретились.

- Ребята, как вы думаете, всегда ли ветер одинаков?

-Ветер в природе разный. Давайте попробуем изобразить его.

4)Физминутка:

- Вспомните, как шумит легкий ветерок. Как осенний ветер срывает листья с деревьев. Покажите ураганный ветер. Посмотрите в окно, изобразите сегодняшний ветерок. (Дети произносят звуки с одновременным показом характерных движений руками).

- Вы очень наблюдательны.

5) Проверка домашнего задания:

- Ребята, ваше домашнее задание было такое: выучить наизусть отрывки из сказок А.С.Пушкина, в которых описываются явления природы (чтение стихотворений детьми).

- Почему вы выбрали именно эти строчки?

-Сегодня мы попробуем разгадать тайну А.С. Пушкина: почему он во всех сказках одушевляет природу?

4

6) Работа по учебнику:

- Откройте учебник «Родная речь» на странице 52 – 53. Послушайте отрывки из сказок и ответьте на вопрос:

-Чем отличается описание в них ветров?

Выразительное чтение детей.

-В сказках Пушкина нет смешных, занимательных сюжетов. Они учат мудрости. Его сказки – тайна, где каждая строчка хранит частичку поэта. Ни один из писателей прежде не соединился так с народом, как Он. Сказка жила много веков, прежде чем люди научились делать зеркало. Кто – то придумал его в воображении и мечтал, чтобы оно говорило правду.

Помните спор царицы с зеркальцем? (DVD отрывок из сказки «О мертвой царевне и о семи богатырях».

-Вспомните, как называется эта сказка?

-Почему злилась царица?

- Зеркало говорило правду, оно символизирует справедливость.

-Какое чувство у вас вызывает царица? (Заставка – иллюстрация из сказки.)

- Царица отравила царевну яблоком. Как вы думаете, почему именно этот фрукт выбрал Пушкин? (Яблоко – символ молодости и красоты, «молодильное яблочко», но если оно одно, может стать яблоком раздора, как и молодость у человека- одна).

- Царевна жила в лесу у семи братьев – богатырей, но ее по всему свету искал жених – королевич Елисей.

И кого не спросит он,

Всем вопрос его мудрен;

Кто в глаза ему смеется,

Кто скорее отвернется.

- Люди не помогли Елисею. К кому же он обратился за помощью? (Солнце, Месяц, Ветер). (DVD отрывок из сказки «О мертвой царевне…»).

- Какова же тайна природы в сказках А.С.Пушкина?

-Человек жестокий, злой, мелочный, равнодушный, а природа сильная, благородная, отзывчивая. 5

-Рассмотрим следующую сказку «О царе Салтане…» (Иллюстрация из сказки.)

- В сказке «О царе Салтане…» есть строчки, которые повторяются от начала до конца произведения. (Дети читают в учебнике четверостишье).

-Кому принадлежат эти строки:

«И царевичу потом

Молвит русским языком:

Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела пропала в море;

Это горе – все не горе.

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом.

-И сдержала Лебедь свои обещания, и каждый раз, когда Гвидону хотелось увидеть отца, помогала ему. Ветер тоже помогает скорее встретиться родным людям, является связующим звеном между сыном и отцом. В этой сказке есть и другие превращения, связанные с природой, какие? ( Царевна – лебедь, превращения князя Гвидона, белка с орешками.)

-Какую песню исполняла белочка?

Исполнение пени «Во саду ли, в огороде» на ложках.

-Царевна – лебедь выходит к князю Гвидону из чистой воды. 33 богатыря выходят из волн «В чешуе, как жар горя…» Эти образы чисты и ясны

- Какому человеческому пороку они противопоставляются? ( Зависти сестер и сватьи бабы Бабарихи.)

- Ребята, в какой из сказок А.С.Пушкина добытое жадностью исчезает в один миг? («Сказка о рыбаке и рыбке). (Иллюстрации к сказке).

-Как менялось море по мере того, как старик приходил с различными просьбами? (DVD)

1-«Море слегка разыгралось».

2-«Помутилось синее море».

3-«Не спокойно синее море».

4-«Почернело синее море».

5-«На море черная буря». 6

-Как вы думаете, почему?

-Чего захотела старуха?

-Как повела себя рыбка?

-Старуха осталась у разбитого корыта, а стрик? Он как и прежде будет жить у самого синего моря, и будет ловить неводом рыбу.

Рыбак и природа – едины, и в этом счастье рыбака.

Вывод:

Человек – часть природы, и природа придет к человеку на помощь, если он живет в согласии с ее мудростью! (DVD)

Мир пушкинских сказок гармоничен и прекрасен тем, что ненависть, корысть, зависть, — все эти людские пороки презренны .

7) Проверочный тест по сказкам А.С.Пушкина:

1- Сколько лет рыбачил старик?

2- К кому обращался царевич Елисей за помощью?

3-Какую песенку пела белочка в сказке «О царе Салтане…»

4- Из какой сказки иллюстрации?

5-Ребус: имя персонажа сказки.

 SHAPE  \* MERGEFORMAT СЕЙ (Елисей).

6- Как звали няню А.С.Пушкина?

7-Какими словами бранилась старуха на старика?

8-От кого князь Гвидон спас царевну-лебедь?

9-Откуда эти строки:

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит…

10-Объявление в газете: «Кто желает обменять старое корыто на новое, обращайтесь в сказку…..?»

7

3.Итог урока.

- Итак, мы можем теперь понять, почему обращения к природным мотивам в творчестве А.С.Пушкина так многочисленны и многообразны. Если представить себе на минуту его произведения без отображения природы, то это был бы не тот Пушкин, которого мы знаем и любим.

-Вот мы и побывали в 19 в , увидели, как творил Пушкин Александр Сергеевич, и теперь возвращаемся в наш 21 век, где до сей поры читаем любимого поэта.

Выставление оценок. Вручение похвальных листов.

(DVD – стихотворение).

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветет в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

То были чудные мгновенья,

Когда стихи его читал.

«У лукоморья дуб зеленый»

Я с упоеньем повторял.

Передо мною кот ученый

Ходил усатый и крутой.

Русалки на ветвях сидели

Одна красивее другой.

С Гвидоном вместе плыл я в бочке

И дно из бочки выбивал,

И злого коршуна у моря

Рукой Гвидона убивал.

И деда рыбака у моря

В походах к рыбке узнавал,

И злую, жадную старуху

Всем детским сердцем презирал.

И много – много дивных сказок

Нам Пушкин написать бы мог,

Но дерзкая рука Дантеса

Спустила роковой курок.

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал – без перевода!

Алифренко

Файлы: Ц.ppt
Размер файла: 8169984 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология