Автор конспекта:
Автор(ы): — Хохлова Людмила Ивановна

Место работы, должность: — МОУ – СОШ с.Мечётное учитель начальных классов

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: — — ввести понятие «природное сообщество»; — познакомить учащихся с растениями и животными моря; — рассмотреть взаимосвязи между растениями и животными моря; — показать возможность негативного воздействия на природные сообщества человеком; — познакомить с правилами экологически грамотного поведения человека с целью сохранения природных богатств.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

физическая карта России; презентация животных морей; рисунок с изображением батискафа

Краткое описание: — данная презентация знакомит детей с обитателями моря. Программа по окружающему миру в 4 классе. Тема: «ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО.ЖИЗНЬ В МОРЕ. ОКЕАНЫ ЗЕМЛИ»

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Задание № 5 (рабочая тетрадь, с. 4).

Хищные животные:

2 — белый медведь

7 — орел

9 — снежный барс

3 — рысь

5 — лиса.

Растительноядные:

8-дрофа

10-суслик

4-саранча

1 — северный олень

6-верблюд

2. Экологическая игра.(Дети делятся на группы, обсуждают ответы на вопросы)

- Предположите, какие будут последствия:

а) если растают льды Арктики;

б) если в степи весной развести костер;

в) если летом молнией зажжет дерево в лесу;

г) если высушить все болота;

д) если передвигаться по тундре на тяжелых вездеходах.

III. Сообщение темы урока.

Работа с классом.

- Отгадайте загадки:

Кругом вода, А с питьем беда.

(Море.)

- Сегодня мы побываем на дне моря и океана, узнаем, кто оби­тает в морях.

- Послушайте шуточное стихотворение А. Усачева:

Если на карту Земли посмотреть -Земли на земле всего одна треть… Но странный вопрос возникает тогда? Планета должна называться — вода!

- Посмотрите на карту и скажите, чего больше на нашей планете: суши или воды?

IV. Океаны Земли. Жизнь в море.

Учитель предлагает провести игру-загадку.

- Я буду показывать животное, а вы должны будете назвать его и рассказать о
рельефе, климате местности, где он обитает, назвать животных,
которые его окружают, и растения, которые там растут.

- Одинаковые ли рассказы получались у вас в трех случаях?
— Конечно, нет. Ведь вы невольно раскрывали связи между заданным объектом природы и другими объектами природы данной местно­сти. А на каждой территории свои связи и, значит, свои сообщества (то, что существует только сообща).

Природные сообщества — это единство живой и неживой при­роды, которое складывается в определенных условиях окружаю­щей среды. Это может быть лес, луг, река, озеро, болото, поле, мо­ре. В них образуются особые связи как между живой и неживой природой, так и между живыми организмами — растениями, живот­ными, грибами и микроорганизмами.

Давайте отправимся в путешествие по океанам и морям нашей планеты. Для исследования жизни морских глубин все садимся в специальный научный аппарат — батискаф.

- Кто знает, что такое батискаф?

- На дно океана мы будем спускаться со скоростью 3 метра в минуту.

(Далее учащиеся читают статью «Чем важны океаны» на с. 9-11 учеб­ника. Затем отвечают на вопросы)

Сколько на Земле океанов? Назовите их.

Какими океанами омываются материки: Евразия, Африка, Австралия?

Какие удивительные организмы обитают в океанах?

Чем важны океаны для человечества?

Далее рассказ учителя о том, какие группы живых организмов обитают в морях.

Схема появляется на экране;

Работа в тетрадях:

Рассмотреть рисунок в рабочей тетради (задание № 6 на с. 5). Составить по рисунку список обитателей моря.

Ответы: 1. Дельфин. 2. Кит. 3. Черепаха. 4. Медуза. Водоросли. 6. Рыбы. 7. Планктон. 8. Кальмар. 9. Удильщик. 10. Актиния. 11. Альбатрос.

Составьте, используя текст, цепи питания.

• водоросли —> планктон —> кит

• водоросли —> рыбы —> чайки

• водоросли —> планктон —> морские губки.

V. Закрепление полученных знаний о жи­вотном мире морей.

- Разнообразен живой мир морей и океанов. Ученые считают,
что жизнь на нашей планете возникла именно в Мировом океане.

В настоящее время в морях и океанах обитают более 20 тысяч видов рыб и множество других морских животных: из млекопи­тающих — киты и дельфины, а также маленькие рачки, моллюски от небольшой улитки до гигантских кальмаров и осьминогов. Из­вестны глубоководные кальмары, которые достигают со своими щупальцами 14 метров в длину. Хищные рыбы — белые акулы, про­званные «морскими разбойниками», наводят ужас на всех водных обитателей.

В глубинах морей темно и холодно. Там живут небольшие мор­ские животные. Глубоководные рыбы редко могут добыть себе пищу, которой очень мало на глубине. Некоторые из них излучают сине-зеленый фосфоресцирующий свет для привлечения маленьких рыбок как добычи.

Учащиеся выполняют задание № 7 в рабочей тетради (с. 5).

- Прочитайте текст-загадку. О каком даре моря в нем говорит­ся? (Мел.)

VI. Влияние человека на природное сообщество море.

- В любом природном сообществе все взаимосвязано, и человек
должен знать эти связи, чтобы не разрушить гармонию жизни природы.

Безобидные, практически никому не известные организмы, природные явления приобретают неожиданно угрожающие свойст­ва. Кого беспокоили водоросли еще десяток лет назад? А между тем из-за неразумного сброса отходов промышленных и сельскохо­зяйственных предприятий в моря и реки там начали очень быстро развиваться разные виды водорослей, забирая большое количество кислорода и тем самым лишая его других жителей моря.

Масляные и нефтяные пятна на поверхности морской воды ме­шают жизни птиц и других животных. Гибнет планктон, лишая морских обитателей пищи. Слипшиеся перья не дают тепла, делают птиц малоподвижными, и они погибают от холода. Химические выбросы, отравляя морских животных, отправляют затем и людей, которые питаются ими. Тюлени, которые очень чувствительны к чистоте воды, все чаще рождают мертвых детенышей. Есть ли выход?

Учащиеся делятся своими мнениями.

VII. Итог урока.

- Какие растения обитают в морях?

- Каких морских животных вам приходилось наблюдать?

- Чем опасны обитателям моря нефтяные пятна и химические загрязнения?

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задания № 8, 9, с. 6); учебник (с. 9-17). Подготовить рассказ об обитателях моря.

Файлы: Обитатели моря.ppt
Размер файла: 1781248 байт.

Рубрики: Окружающий мир Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология