Автор конспекта:
Автор(ы): — Усик Инна Владимировна /учитель географии/, Калмыкова Людмила Викторовна /учитель химии/, Коннова Ольга Васильевна/учитель физики/

Место работы, должность: — Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Центрального района г. Волгограда

Регион: — Волгоградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Природоведение

Цель урока: —

Через организацию исследовательских заданий с использованием проблемного, интегрированного подходов и познавательной деятельности сформировать у обучающихся осознанное понимание сути физических и химических явлений применением ИТ технологий

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 5

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник: Пакулова, В. М. Природоведение. 5 класс : тематическое и поурочное планирование к учеб­нику В. М. Пакуловой и Н. В. Ивановой «Природоведение. 5 класс» / В. М. Пакулова, Н. В. Ива­нова. — М. : Дрофа, 2008.

Используемая методическая литература: —

Источники литературы

  • Громов С.В, Н.А. Родина “Физика”, 7 кл., – М.: “Просвещение”,2001.
  • Гуревич А.Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика.Химия. 5-6 кл., М.: «Дрофа», 1998.
  • Пакулова, В. М., Иванова, Н. В.Природоведе­ние. 5 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В. М. Пакуловой и Н. В. Ива­новой «Природоведение. 5 класс». М.: Дрофа, 2010.
  • Сонин В. Природоведение. 5 класс. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий. М.: "АРКТИ",2002.
  • Суматохин С. В. Естествознание. 5 класс. Методическое пособие. М: «Дрофа»,2010
  • Используемое оборудование: —

    Компьютер, интерактивная доска Mimio, мультимедийный диапроектор, оборудование для исследовательской работы (лабораторные штативы, предметные стекла, ступки с пестиками, пробирки, щипцы тигельные, стеклянные палочки (трубочки), спиртовки, фарфоровые чашки).

    Используемые ЦОР: —

    Презентация к уроку "Природные явления"

    Краткое описание: — Урок проводится в рамках предмета «Природоведение. 5 класс», когда особенно актуальна проблема формирования внутренней мотивации учения, целостных представлений об окружающем мире и месте человека в нем. Разработанный в форме исследования с использованием проблемного и личностно- ориентированного подходов, урок способствует процессу формирования образовательных потребностей учащихся. Для развития познавательного интереса, создания положительного эмоционального настроя обучения на уроке используется работа с интерактивной приставкой – MIMIO. Интерактивная доска обладает широкими возможностями подачи учебного материала учащимся и позволяет включить не только иллюстративный материал (презентация, в которой художественными средствами показаны процессы, происходящие в природе. Презентация выполнена в программе Microsoft PowerPoint), которым можно манипулировать, но и дополнительные аудио- и видеоматериалы (репродукции картин русских художников, фотографии, стихи и музыка П.И.Чайковского, иллюстрирующие процессы мироздания). А все это способствует повышению интереса детей и более эффективному усвоению материала . На операционно-исполнительном этапе урока обучающиеся выполняют самостоятельную поисковую экспериментально-исследовательскую работу, которую учащиеся проводят в парах, используя технологические карты. На основании проведенных опытов они делают выводы о происходящих явлениях и принадлежности их к физическим или химическим процессам. По завершении работы подводятся итоги, делаются выводы о признаках физических и химических явлений. Данный урок органично интегрирует знания учащихся из физики, химии, географии при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

    Этапы урока

    1. Мотивация, формулировка ключевого вопроса урока.

    Вводное слово учителя: — Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок – урок-исследование. Какие науки изучают природу нашей планеты? (физика, география, химия)

    Нас окружает бесконечно многообразный мир веществ и явлений.С позиции этих наук, мы попытаемся рассмотреть, какие изменения непрерывно происходят в окружающем мире.

    • Работа с интерактивной доской: проекция-демонстрация(видеофрагмента смена дня и ночи, таяние льда, сверкание молнии и т. д.)

    а) актуализация первичного опыта, осуществляемая на этапе введения новой информации

    Учитель: Вспомните: 1. Что такое тело?

    2.Из чего состоят тела?

    3.Остаются ли вещества неизменными?

    Вопрос – проблема:Мы часто сталкиваемся с понятием «явление». А что, на ваш, взгляд означает данное слово?

    Посмотрите на слайд, где изображены явления природы. Так что же такое явления природы?

    • Работа с интерактивной доской: учащийся, используя функцию «ластик», стирает штрих, под которым спрятано определение.

    А сейчас внимательно прослушайте стихотворение А.А. Фета «Мама! глянь-ка из окошка»

    Мама! глянь-ка из окошка -
    Знать, вчера недаром кошка
    Умывала нос:
    Грязи нет, весь двор одело,
    Посветлело, побелело -
    Видно, есть мороз.
    Не колючий, светло-синий
    По ветвям развешен иней -
    Погляди хоть ты!

    Словно кто-то тороватый
    Свежей, белой, пухлой ватой
    Все убрал кусты.Уж теперь не будет спору:
    За салазки да и в гору
    Весело бежать!
    Правда, мама? Не откажешь,
    А сама, наверно, скажешь:
    «Ну, скорей гулять!»

    Учащиеся называют явления, описанные в стихотворении.

    б) целеполагание

    Учитель: Что же мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте основной ( ключевой) вопрос урока, исходя из разнообразия названных и увиденных явлений.

    • Работа с интерактивной доской: проекция-демонстрация (показ презентации PowerPoint, сл.3)

    На доске – ключевой вопрос, на который предстоит ответить учащимся по ходу урока.

    Учащиеся называют и записывают в тетрадях тему урок, формулируют цель: познакомиться на уроке с классификацией явлений, происходящих в природе и в жизни человека.

    Учитель: Итак, сегодня мы должны: определить сущность явлений, происходящих с веществами, выявить их признаки

    2.Операционно-исполнительный этап.

    а) выполнение исследовательской работы в парах.

    Учитель: Сейчас вам предлагается выполнить самостоятельно исследовательскую работу по определению явлений.

    Учащиеся выполняют опыты, демонстрирующие различные явления, по технологическим картам ( Приложение 1)

    б) анализ результатов исследовательской работы и формирование практических навыков.

    Учитель:Подведем итоги проделанной работе.

    Анализируем: произошли ли изменения с веществами в ходе экспериментов? Если произошли, то какие конкретно? Приступим к составлению схемы «Виды природных явлений, их характерные признаки»

    • Работа с интерактивной доскойРежим Граффити. Прием «составление схемы».

    Химические явления.

    Процесс химический!

    Мы гимн ему поем!

    Он вездесущ,

    И в нем такая сила!

    Из элементов

    Он рождает вещество,

    И в этом суть Преобразованья мира.

    Процесс химический. Подарит свет, тепло,

    И пищу, и одежду,

    И стекло.

    Не сможем мы

    И ехать без него!

    Ведь смысл его –

    Создание всего!

    Учитель: Назовите опыты, которые вы отнесли к химическим явлениям, их признаки. Назовите виды химических явлений по учебнику стр. 60-62. Составим схему «Химические явления».

    • Работа с интерактивной доскойРежим Граффити. Прием «составление схемы».
    • Работа с интерактивной доской: проекция-демонстрация (показ презентации Power Point, сл.6)

    Учитель: Перед вами картина Карла Павловича Брюллова « Последний день Помпеи» (1833 год), на которой художник показал беспощадную стихию разрушения. 24 августа 79 года( почти 2000 лет назад ) при извержении Везувия был уничтожен итальянский город Помпеи. Он оказался залитым 20- метровым слоем раскаленной лавы и застывшей смеси пепла, камней и горячего грязевого потока. Погибло всё население – 2000 жителей.

    Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя

    Широко развилось, как боевое знамя,

    Земля волнуется- с шатнувшихся колон

    Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

    Под каменным дождём, под воспалённым прахом

    Толпами, стар и мгла , бежит из града вон.

    А. Пушкин

    Извержение вулкана сопровождалось не только выделением тепла, но и света. Как называются такие реакции?

    Горение – одна из первых реакций, освоенных человеком. Переоценить роль, которую сыграл в развитии цивилизации факт овладения огнем невозможно.

    Для первобытного человека огонь стал источником тепла, способом защиты от диких зверей, средством труда. Люди с его помощью научились готовить пищу, добывать соль, плавить руду. Горение стало первым процессом, которым человек научился управлять.

    — Какая часть пламени самая горячая? (Верхняя. Верхние поленья дров в костре сгорают быстрее)

    — Какое обязательное условие необходимо для реакции горения?

    — Как знание его помогает при тушении пожаров?

    Учитель: Что такое топливо?По тексту учебника с 6, составьте схему «Виды топлива»

    • Работа с интерактивной доскойРежим Граффити. Прием «составление схемы».

    Чтобы остановить пожар необходимо прекратить доступ кислорода к горящему объекту. Для этого его накрывают плотной тканью или засыпают песком.

    В результате любой реакции горения выделяется энергия. Это свойство используют в домашних условиях для обогрева и приготовления пищи.

    Учитель: Назовите признаки химических явлений? Почему данные явления отнесены к химическим? Сформулируйте вывод.

    Физические явления

    А физический процесс

    Он тоже рядом,

    И природу всю

    Он пронизал.

    Дождь и снег,

    Спокойствие и ветер –

    Облик свой

    Не раз он изменял.

    Он рождает

    Плазму и заряды,

    Гром, грозу,

    Давленье создает.

    Испаренью

    Морским приливам

    Много лет

    Угаснуть не дает.

    Учитель: В каких опытах вы обнаружили физические явления? Каковы их признаки? Закончим схему «Виды природных явлений, их характерные признаки»

    • Работа с интерактивной доскойРежим Граффити. Прием «составление схемы»

    Учитель: Физические явления чрезвычайно разнообразны. Составим схему «Физические явления», учебник стр. 58-59.

    Учитель: А теперь, определим, к какому типу физических явлений относятся представленные иллюстрации.

    • Работа с интерактивной доской: проекция-демонстрация (показ презентации PowerPoint) По слайдам № 10-13 учащиеся определяют виды физических явлений.

    Учитель: Назовите признаки физических явлений? Почему данные явления отнесены к физическим? Сформулируйте вывод.

    3. Этап закрепления и обобщения знаний.

    Учитель: Изобразите физические и химические явления. Чем они отличаются друг от друга?

    • Работа с интерактивной доскойСоздание собственного рисунка.

    Учитель: В русском народном творчестве в потешках, прибаутках, загадках мы встречаемся с физическими и химическими явлениями. О каких явлениях идет речь:

    «В мороз лежит, в тепло – бежит, прозрачна – а не стекло, пригреешь – собрать не успеешь.»

    «Мучки насейте – пирожки затейте, пирожки на дрожжах, их не удержишь на вожжах.»

    «Куй железо пока горячо».

    Как вы понимаете смысл этой пословицы?

    Пословицы, поговорки – это кладезь народной мудрости. Русский народ очень мудрый. Мы должны гордиться своими корнями, принадлежностью к великой нации.

  • Оценочно-рефлексивный этап
  • Учитель обращает внимание на поставленные задачи в начале урока.

    Учитель: Справились ли мы с поставленными задачами? Какие явления происходят вокруг нас?

    • Работа с интерактивной доскойРежим Граффити. Прием «сопоставление»

    Учитель:Любой исследователь должен иметь прочные знания. Вам предлагается диктант, который позволит выяснить насколько успешно и плодотворно вы провели свое исследование. (Приложение 2)

    Рефлексия: Перед вами оценочные листы. Оцените свою работу на уроке. Если возникли трудности, отметьте какие. (Приложение 3)

    Подведение итогов работы класса на уроке, особое внимание обращается на самых активных учеников, слаженность работы в группе, взаимоподдержка при выполнении исследования.

  • Дом. Задание. §13,14, 15(обязательный уровень)
  • Творческие задания, дифференцированные по сложности:

    Составить синквейн по данной теме. Тем, кто затрудняется, составить кроссворд.

    • Работа с интерактивной доской: проекция-демонстрация (показ презентации Power Point, сл. 22-23) Правила составления синквейна

    Учитель: Урок окончен. Спасибо за урок!!!

    Приложение № 1

    Технологическая карта исследовательской работы

    Учтите, что описывать свойства вещества – это значит указать:

    А) в каком состоянии находится вещество: твердое, жидкое или газообразное;

    Б) цвет вещества;

    В) запах вещества, если он есть;

    Г) растворимо ли вещество в воде

    Нюхать вещество следует очень осторожно!

    Опыт№1

    Поместите в ступку кусочек мела и тщательно разотрите его пестиком.

    Наблюдения

    Что наблюдали при дроблении и растирании мела?

    Изменяется ли при этом вещество?

    Признак этого явления – изменение____________

    Опыт№2

    Поместите в пробирку кусочек мела и накапайте в пробирку несколько капель лимонной кислоты.

    Наблюдения

    При добавлении к мелу лимонной кислоты наблюдается бурное выделение________с шипением. Изменяются ли при этом вещества?

    Признак этого явления _____________________

    Опыт№3

    Поместите в пробирку кусочек льда. Закрепите ее держателем для пробирок. Нагрейте содержимое пробирки в пламени спиртовки. При закипании жидкости поднесите к отверстию пробирки предметное стеклышко.

    Наблюдения

    Что наблюдаете?

    Изменяется ли при этом вещество?

    Признак этого явления – изменение____________

    Опыт№4

    Лист бумаги разорвите на мелкие кусочки.

    Наблюдения

    Изменяется ли при этом вещество?

    Признак этого явления – изменение____________

    Опыт№5

    Закрепите кусочек бумаги зажимом. Внесите его в пламя спиртовки.

    Наблюдения

    Что наблюдаете?

    Изменяется ли при этом вещество?

    Признак этого явления – изменение____________

    Приложение 2

    Диктант «Определи явления»

  • Сжатие пружины
  • Образование накипи при кипячении воды
  • Гниение растительных остатков
  • Ледоход на реке
  • Ковка металла
  • Горение спирта
  • Прокисание яблочного сока
  • Растворение уксусной кислоты в воде
  • Обугливание лучинки
  • Замерзание воды
  • Прокисание молока
  • Горение природного газа
  • Образование инея
  • • Из перечня явлений выписать номера, под которыми указаны

    Вариант 1 – физические явления

    Вариант 2 – химические явления

    • Взаимопроверка и выставление оценок ( 1 правильный ответ – 1 балл)

    Поднимите руку, кто получил «5», «4» — «Молодцы»

    Приложение 3

    Оценочный лист работы на уроке

    Виды деятельности

    Баллы (от 1 до 5)

    Общий балл

  • Исследовательская работа
  • Составление схем
  • Работа с интерактивной доской
  • Выполнение диктанта
  • Трудности, с которыми столкнулся на уроке:

    Приложение 4

    Применение интерактивной доски по этапам урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    1.Мотивация, формулировка ключевого вопроса урока.

    Подготовка видеофрагмента смена дня и ночи, таяние льда, сверкание молнии и т. д.

    Ученик, используя функцию «ластик», стирает штрих, под которым спрятано определение.

    2. Операционно-исполнительный этап:

    а) выполнение исследовательской работы в парах;

    б) анализ результатов исследовательской работы и формирование практических навыков.

    Учитель готовит презентацию к уроку ( в программе Power Point).

    Демонстрирует как с помощью инструментов Mimioзаполнять схемы.

    Перелистывает страницы флип-чартов назад, позволяя возвратиться к схеме № 1, для ее окончательного заполнения.

    Ученики составляют схемы. Режим Граффити. Прием «составление схемы»

    3. Этап закрепления и обобщения знаний.

    Демонстрирует как с помощью инструментов Mimioсоздать собственный рисунок.

    Создание собственного рисунка.

    4.Оценочно-рефлексивный этап

    Демонстрирует как с помощью инструментов Mimio, перемещать объекты.

    Режим Граффити. Прием «сопоставление»

  • Домашнее задание
  • Знакомит с правилами составления синквейна по теме урока.

    Ученики составляют синквейн. Режим Граффити. Прием «составление схемы»

    Файлы: ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ.ppt
    Размер файла: 4424704 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология