Автор конспекта:
Автор(ы): — Нейфельд Елена Генриховна

Место работы, должность: — МОУ СОШ № 15 , учитель начальных классов

Регион: — Волгоградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: — 1. Выявить главные причины, влияющие на размещение растительности по территории нашей страны, основные типы растительности России, в каких условиях они формируются. 2. Продолжить формирование умения рассказывать, вступать в диалог по проблеме единства взаимосвязи человека и природы. Развивать память, мышление, воображение. 3. Воспитывать умение работать в коллективе, развивая такое качество как, взаимопомощь, культура обучения. На примере природных зон показать взаимоотношения природы и человека; создать образ каждой природной зоны; выявить роль природы в жизни людей; развивать умения презентовать творческую работу; воспитывать интерес к изучению природы родной страны.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 23

Используемые учебники и учебные пособия: —

А.Плешаков Мир вокруг нас

Используемое оборудование: —

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

настенные карты; “Растительность России”, “Природные зоны России”,

слайды “растительность России”,

слайды по природным зонам,

проектор,

компьютер

Краткое описание: — Обобщение и систематизация знаний по теме: "Природные зоны России"

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Тема урока: Природные зоны России

Цели:

  • Выявить главные причины, влияющие на размещение растительности по территории нашей страны, основные типы растительности России, в каких условиях они формируются.
  • Продолжить формирование умения рассказывать, вступать в диалог по проблеме единства взаимосвязи человека и природы. Развивать память, мышление, воображение.
  • Воспитывать умение работать в коллективе, развивая такое качество как, взаимопомощь, культура обучения. На примере природных зон показать взаимоотношения природы и человека; создать образ каждой природной зоны; выявить роль природы в жизни людей; развивать умения презентовать творческую работу; воспитывать интерес к изучению природы родной страны.
  • Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
  • Оборудование:

    настенные карты; “Растительность России”, “Природные зоны России”,

    слайды “растительность России”,

    слайды по природным зонам,

    проектор,

    компьютер

    I. Организационный момент. Психологический настрой.

    (Учитель говорит, дети повторяют).

    Прекрасно все на небе.

    Прекрасно на земле.

    Прекрасно все на свете.

    Прекрасно все во мне.

    II. Сообщение темы и целей урока.

    Ведущий. Ребята! Сегодня нам предстоит обобщить наши знания о природных зонах нашей Родины. Свое путешествие по природным зонам совершали 5 экспедиций в составе: руководителя экспедиции, зоолога, ботаника, эколога. Сегодня, из их доклада мы услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животном мире нашей страны.

    III. Работа по теме.

    Задание 1

    (слайд 3)

    По описанию определить природную зону

    1.Это зона островов, лежащих вокруг Северного полюса. Она занимает самый север нашей страны – острова Северного Ледовитого океана и узкую полоску его побережья. Край контрастов, царство снега и льда. Климат этой полярной области очень суровый. Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам. Мощный ледовый покров, часто бушуют метели, свирепствуют морозы. Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето. Здесь несколько месяцев не заходит солнце -продолжается полярный день. Зимой наступает долгая полярная ночь: темным -темно и совсем холодно. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния.
    Основное занятие населения охота и рыболовство. Ведутся научные исследования.

    (слайд 4)

    2. в переводе с финского языка означает "бесплодная" или "враждебная".Эта зона находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе. На тысячи километров с запада на восток – холодная безлесная равнина. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что суров климат: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом -замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Плотность населения в тундре невелика. Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых – занятия населения.

    (слайд 5)

    1. Эта зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Эта зона большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Самая большая природная зона. Занятия населения: охота, лесозаготовка, животноводство, изготовление товаров на фабриках и заводах.

    (слайд 6)

    4. Зона расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Это обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Зона расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть -на Западно-Сибирской. Люди занимаются растениеводством, скотоводством, добычей полезных ископаемых

    (слайд 7)

    2. Эта зона расположена на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность равнинная с валами из песка. Эти песочные валы — барханы — постоянно передвигаются. Бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые. Лето жаркое: поверхность земли нагревается днем до семидесяти градусов, а в тени выше сорока. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. В зоне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до минус двенадцати градусов, и зима длится 2 -3 месяца.

    II Создание творческого проекта « Растительный и животный мир природных зон России»

    - Мы повторили природные зоны. Сейчас я предлагаю вам создать творческий проект своей природной зоны. На каждом столе лежит конверт, в котором картинки с изображением животных, растений, предложения с названием заповедников. Вам надо выбрать только то, что относится к вашей природной зоне.( Работа учащихся, защита проекта по плану: 1. Название природной зоны. 2. Растительный мир. 3. Животный мир. 4. Заповедники)

    1. Арктика ( слайд 8,9,10,11)

    2. Тундра (слайд 12,13,14,15,)

    3. Лес ( слайд 16,17.18.19 )

    4. Степь ( слайд 20.21,22 ?.)

    5. Пустыни (слайд 23,24,25,26)

    III. Экологические проблемы ( отрицательное влияние человека на природу в этой зоне)

    Арктика

    –Почему положение животных Крайнего Севера резко ухудшилось?

    Основные причины сокращения численности животных:

    - загрязнение морей;

    -сокращение количества пищи;

    - с появлением мощных ледоколов, стрелкового оружия высокой точности и дальности усилился фактор беспокойства.

    Тундра

    Вопрос

    Почему особенно сейчас ГРИНПИС обеспокоен состоянием тундры и лесотундры?

    Ответ.

    В тундре были найдены огромные богатства – нефть, газ,уголь. Благодаря развитию современной техники, трудности на пути освоения Заполярья перестали быть непреодолимыми. Люди устремились в эти края. Построили поселки, города, проложили дороги, протянули линии электропередач.

    Как это отразилось на природе тундры:

    - Отходы промышленных предприятий загрязнили воздух, воду, почву;

    - Разрушение растительного покрова тундры современными транспортными средствами( след от вездехода не зарастает несколько лет)

    - Из-за бесконтрольной охоты некоторые животные стали редкими.

    ЛЕС

    Вопрос

    Леса занимают треть поверхности суши. Их называют легкими нашей планеты. Леса очищают воздух, поддерживают полноводность рек, защищают почвы от ветра и потоков воды. Люди любуются красотой леса, отдыхают в нем, собирают грибы, ягоды, лекарственные растения.

    -А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

    Экологические проблемы леса:

    - вырубка деревьев на берегах водоемов;

    - неумеренная охота и браконьерство;

    - загрязнение леса бытовым мусором;

    - разведение костров.

    СТЕПИ

    В русских народных сказках степь описывают как пестрый ковер.

    В сказке «Сивка – бурка» конь мчался гривой задевая траву мураву.

    «Едешь, едешь – степь до неба

    Степь, все степь, зелено море…

    И взгрустнется поневоле

    На буйном просторе.

    И.З.Суриков

    -Где сейчас расположены такие буйные степи?

    ОТВЕТ

    В прошлом в степной зоне были бескрайние степи. Теперь они сохранились только в заповедниках.

    ВОПРОС

    - Почему только в заповедниках сохранились степи с их удивительным растительным и животным миром?

    - Распашка степных земель из-за плодородных почв

    - Неумеренный выпас скота приводит к разрушению почвы

    - Браконьерство

    ПУСТЫНИ

    Вопрос

    -К каким экологическим проблемам привело освоение пустыни человеком?

    ОТВЕТ

    - неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли

    - стало больше подвижных песков из-за неумеренного выпаса скота

    - браконьерство

    IY. ВЫВОД

    Мы незаметно подошли к пониманию того, что удивительны и разнообразны природные зоны России. Будущее процветание человечества возможно только при разумном, гуманном отношении к природе. Земля — наш дом, каждый человек должен осознавать свою ответственность перед потомками.

    - Поделитесь своими впечатлениями о сегодняшней работе в роли исследователя. Что вам понравилось? Какая работа была более интересной, а какая сложной?

    Любите родную природу –

    Озера, леса и поля.

    Ведь это же наша с тобою

    Навеки родная земля.

    На ней мы с тобою родились,

    Живем мы с тобою на ней.

    Так будем же, люди, все вместе

    Мы к ней относиться добрей.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология