Автор конспекта:
Автор(ы): — Носова Наталия Александровна

Место работы, должность: — МБОУ «оборонинская сош», учитель географии

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — География

Цель урока: —

Образовательные:познакомить учащихся с природными зонами Австралии; показать особенности флоры и фауны; выявить причины своеобразия органического мира материка

Развивающие:продолжить формирование умений и навыков работы с картой, дополнительным материалом; развивать познавательные интересы учащихся, внимание; стимулировать желание расширить свой кругозор; учить выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, делать выводы

Воспитательные:воспитывать умение объективно оценивать свои знания и знания своих товарищей; развивать познавательную активность и самостоятельную деятельность учащихся; формировать информационную культуру; показывать значимость географических знаний;

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев География материков и океанов

Географический атлас

Используемая методическая литература: —

География 7 класс.Поурочные планы/ Составитель Л.В. Бударникова.-Волгоград: "Учитель" 2012

География 6-10 классы. Уроки-исследования, дискуссии, пресс-конференции. А.Г.Стадник. -Волгоград: "Учитель" 2010

География 7-10 классы Активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты/ авт-сост. В.А.Иванова и др.-Волгоград: "Учитель" 2009

Используемое оборудование: —

Карты Австралии: физическая, климатическая, карта природных зон; атласы; презентация к уроку; компьютер, проектор, экран.

Краткое описание: — Заочное путешествие по природным зонам Австралии

Тема урока: «Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии»

Цели и задачи урока:

Образовательные:познакомить учащихся с природными зонами Австралии; показать особенности флоры и фауны; выявить причины своеобразия органического мира материка

Развивающие:продолжить формирование умений и навыков работы с картой, дополнительным материалом; развивать познавательные интересы учащихся, внимание; стимулировать желание расширить свой кругозор; учить выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, делать выводы

Воспитательные:воспитывать умение объективно оценивать свои знания и знания своих товарищей; развивать познавательную активность и самостоятельную деятельность учащихся; формировать информационную культуру; показывать значимость географических знаний;

Оборудование:карты Австралии: физическая, климатическая, карта природных зон; атласы; презентация к уроку; компьютер, проектор, экран.

Тип урока:комбинированный

Виды деятельности учащихся:

1.Решение проблемных вопросов и задач, которые содержат противоречия, требуют сравнения известного с неизвестным, нестандартного взгляда на знакомые факты и явления, выдвижение гипотез.

2.Взаимопроверка знаний.

3.Творческая работа учащихся.

Ход урока:

I.Организационный этап:

1. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

2. Взаимное приветствие учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания: внутренняя готовность, психологическая организация внимания.

3. Запись темы урока.

II.Этап актуализации знанийучащихся (слайд №1)

Учитель:Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие по природным зонам Австралии, во время которого мы узнаем, чем отличается органический мир этого континента от других материков, откроем для себя нечто новое и интересное.

С чего же начинается любое путешествие? С изучения карты той местности, куда вы хотите отправиться. Не так ли? На предыдущих уроках вы уже изучили большую часть номенклатуры материка, а теперь давайте посмотрим — сможем ли мы обойтись без посторонней помощи, путешествуя по Австралии?

Учащимся раздаются дифференцированные задания по их желанию (карточки с тестами – зеленого цвета — оценка 4, а с вопросами – красного- высокого уровня задания оценка 5).(слайд №2)

На оценку “отлично” — карточки с вопросами:

С юга Австралию омывает залив …………………………………….

На востоке материка протянулись горы ……………………………..

Бассовым проливом от Австралии отделён остров …………………

Главной водной артерией материка является река ………………….

С запада Австралию омывает океан …………………………………

Остров Новая Гвинея от Австралии отделяет пролив ………………

На оценку “хорошо” — тесты

Какое море омывает Австралию с севера?

а) Фиджи, б) Арафурское, в) Тасманово, г) Коралловое;

Самой высокой точкой материка является гора:

а) Брус, б) Либиг, в) Косцюшко, в) Орд;

Остров Тасмания отделяет от Австралии пролив:

а) Бассов, б) Торресов, в) Малаккский, г) Гибралтарский;

Большой Барьерный риф тянется вдоль …………берегов Австралии:

а) западных, б) восточных, в) северных, г) южных;

Какая пустыня расположена на северо-западе Австралии?

а) Большая Песчаная, б) Большая пустыня Виктория, в) Намиб, г) Гибсон.

По окончании работы – взаимопроверка знаний. Ответы проецируются на экране, а учащиеся сами проверяют задания. (слайд №3)

III. Изучение нового материала

Вводная беседа: Вы показали хорошее знание карты, и теперь мы можем отправиться в путешествие по природным зонам.

-Давайте вспомним, а что же такое природная зона?

Ответ: Природная зона — это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.

-В чем главная причина чередования природных зон?

Ответ: Чередование природных зон происходит из-за смены климатических условий и изменения соотношения тепла и влаги (слайд №4)

Давайте проследим эти утверждения на примере Австралии. Обратимся к картам атласа стр. 17 «Климатическая карта» и «Природные зоны»

1.Какой климатический пояс занимает наибольшую площадь (тропический)

2.Как мы можем его охарактеризовать (высокие температуры воздуха и малое количество осадков на северо-западе и в центре)

3.Какая природная зона сформировалась на этой территории (пустыни-слайд №5)

4.Север материка занимает субэкваториальный пояс. Какие характеристики к нему подходят (сухой и влажный сезон)

5.Поэтому здесь сформировалась природная зона?(саванн и редколесий)

(слайд №5)

6.Какое количество осадков выпадает на побережье Тихого океана? (2000мм)Почему?

7.Это способствует формированию природной зоны? (переменно-влажных лесов) (слайд №5)

8.Определите какой климатический пояс находится на юго-востоке и юго-западе материка и какие климатические области здесь сформировались.(тропический с достаточным увлажнением)

9. Охарактеризуйте их.

10. В каком климатическом поясе расположен остров Тасмания. (умеренный)

11. поэтому здесь располагается природная зона? (смешанных лесов) (слайд №5)

Учитель: своими ответами вы доказали то, что природные зоны чередуются из-за изменений соотношения тепла и влаги в различных частях материка. А как это влияет на растительность? (растения целиком зависят от количества выпадающих осадков)

Я думаю, самое время познакомиться с типичными растениями Австралии:

Опережающие индивидуальные домашние задания: описание растений

1. Эвкалипт(слайд №6)

2. Скрэб(слайд №7)

3. Травяное дерево, акация, бутылочное дерево (слайд №8)

Учитель: Спасибо ребята, молодцы.

Динамическая пауза: теперь, когда мы увидели и услышали характеристику основных растений материка самое время пофантазировать. Представим себя деревьями.

Руки подняли и покачали,

Это деревья, деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер стряхивает росу.

В сторону руки – плавно помашем,

Это к нам птицы, птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки мы сложим, сложим вот так.

(слайд №9)

Учитель: Животный мир Австралии также очень своеобразен. На материке сохранились многие древние животные, которые можно назвать живыми ископаемыми. Здесь обитает до 100 видов сумчатых животных.

Опережающие индивидуальные домашние задания: описание животных

1. Утконос и ехидна (слайд №10)

Здесь обитает до 100 видов сумчатых животных

2. Кенгуру, вомбат(слайд №11)

3. Мир птиц(слайд №12)

4. Коала(слайд №13)

Учитель: Спасибо ребята, молодцы.

Учитель: Итак, мы прослушали сообщения ваших товарищей и посмотрели фотографии растений и животных Австралии. Что необычного вы заметили?

(слайд №14)

Учитель: Но так было, пока на материке не появились переселенцы. В Австралии не оказалось растений, которые человек мог бы выращивать. Поэтому все культурные растения были сюда завезены.(слайд №15) В земледелии важное место занимает выращивание лучших сортов пшеницы, сахарного тростника, винограда, фруктов и овощей.

В Австралии не было животных, которых можно было бы приручить. (слайд №16) Переселенцы из Англии завезли овец, и пастбищное овцеводство стало главной сельскохозяйственной отраслью Австралии. В стране царит настоящий культ шерсти.

Вмешательство человека в растительный и животный мир:

Но не обошлось и без ошибок. (слайд №17)В 1839 году на материк был завезен кактус опунция. Сначала его выращивали в горшках , потом в палисадниках, а потом кактус стал расти сам и «захватил » пастбища. Кактус опустошил 20 млн.га плодородных земель. Остановить продвижение «колючего завоевателя» стало возможным лишь после того, как из Южной Америки завезли маленькую бабочку – кактусовую огневку. Она и расправилась с опунцией.

В 1859году на материк попали и кролики.(слайд №18) Моряки по прибытию выпустили их на волю. Кролики начали стремительно размножаться и завоевывать Австралийский континент. Они поедали траву и лишали корма овец, рыли норы на полях и становились катастрофой. С ними пытались бороться, но без особых успехов. Лишь в 1950 году довольно рискованными мерами (распространением вируса микматоза) удалось значительно сократить их численность.

Итогом исторических уроков стало принятие закона в 19 веке о запрете ввоза диких растений и животных на материк. Как вы думаете, почему он был принят?

IV. Закрепление

Учитель: Наше путешествие заканчивается, и теперь вы можете ответить на вопросы, поставленные в начале урока.

· В чем состоит своеобразие растительного и животного мира материка?

· Почему Австралия имеет такой необычный органический мир?

· Проверим, что нового вы узнали во время нашего путешествия?(слайд №19-21)

V. Итог урока. Оценки.

VI. Рефлексия.

Спасибо за урок. До свидания.(слайд №22)

Файлы: Обобщающий урок по теме.doc
Размер файла: 37888 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология