Автор конспекта:
Автор(ы): — Горшкова Татьяна Павловна

Место работы, должность: — Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г. Козьмодемьянска»

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Родной язык

Цель урока: —

Познакомить учащихся с фактами истории, произведениями художественной литературы, музыки и изобразительного искусства, где отражена тема присоединения Марийского края к Русскому государству.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 22

Используемое оборудование: —

Компьютер, проектор, доска.

Выставка книг

Используемые ЦОР: —

интернетресурсы

Краткое описание: — До середины XVI века территория, на которой жили марийцы, входила в состав Казанского ханства. Они, как и другие народы Поволжья, платили многочисленные подати, выполняли различные повинности. Мужчины подолгу находились в военных походах ханов в соседние страны. Красивых девушек насильно забирали в гаремы хана и его феодалов. И марийцы своими силами не могли освободиться от ига казанских ханов, поэтому определенные надежды они возлагали на Русское государство.

Внеклассное мероприятие

Устный журнал

«Присоединение Марийского края к Русскому государству в истории литературе, музыке и изобразительном искусстве» (1 слайд)

(Посвящается 460-ти летию присоединения

Марийского края к Русскому государству)

Цель и задачи: (2 слайд)

1. познакомить учащихся с фактами истории, произведениями художественной литературы, музыки и изобразительного искусства, где отражена тема присоединения Марийского края к Русскому государству;

2. развивать навыки исследовательской деятельности, связную самостоятельную речь и слуховое восприятие, произвольность внимания, зрительную память и логическое мышление.

3. воспитывать у учащихся чувство гордости за свою страну, чувство патриотизма, преданность.

Оборудование:

· Компьютер, проектор, доска.

· Выставка книг

Ход мероприятия

Учитель:Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведем мероприятие, посвященное 460-ти летию присоединения Марийского края к Русскому государству. Эта тема сегодня особенно актуальна, потому что 2012 год президентом Российской Федерации Анатолием Медведевым объявлен годом истории. А эти события в истории марийского народа сыграли огромную роль. Итак, открываем первую страницу нашего устного журнала – ИСТОРИЯ.

Первая страница – ИСТОРИЯ

1 ученик.(3 слайд) До середины XVIвека территория, на которой жили марийцы, входила в состав Казанского ханства. Они, как и другие народы Поволжья, платили многочисленные подати, выполняли различные повинности. Мужчины подолгу находились в военных походах ханов в соседние страны. Красивых девушек насильно забирали в гаремы хана и его феодалов. И марийцы своими силами не могли освободиться от ига казанских ханов, поэтому определенные надежды они возлагали на Русское государство.

2 ученик.(4 слайд) Марийцы были недовольны тем, что казанские феодалы постоянно грабили их. Потому марийские крестьяне в декабре 1546 года отправили своих послов в Москву. Послы от имени жителей края просили русского царя послать рать на Казань. Они обещали оказать помощь русским воинам.

3 ученик.(4 слайд)Правобережная часть Марийского края была теснее связана с Россией, чем левобережная. Там в 1523 году был основан русский город Васильсурск. Река волга также связывала горномарийские земли с русскими. Левобережье примыкало к Казани. Здесь находились обширные земли ханских и местных феодалов.

4 ученик.(5 слайд)Весной 1551 года в устье реки Свияги был построен город, названный Свияжском. Марийцы помогали русским воинам строить город и снабжали их продовольствием. После основания Свияжска горные марийцы перестали признавать ханскую власть. Они вместе с чувашами и мордвой вышли из-под политического влияния Казанского ханства. Горная сторона Волги стала независимой от ханства.

5 ученик. (5 слайд)Русское войско около Свияжска переправилось на левый берег Волги. В октябре 1552 года Казань была взята русскими воинами. Казанское ханство пало. Земли Казанского ханства, в том числе и Марийский край, были присоединены к Русскому государству.

(6 слайд)

…когда черемисы последние,

Луговые, в Заволжьи жившие,

В тот же день из острогов и крепостей

Они вышли (старейшины и сотники)

И в Казань толпой много прибыли,

Изъявляя смиренье великое,

И царю покоряясь московскому,

Царь же их возлюбил, пожаловал…

«Сказание о царстве Казанском»

Вторая страница – ЛИТЕРАТУРА

1 ученик. (7 слайд) Эта тема заметно отразилась в XX веке в художественных произведениях, таких, как в историческом повествовании Кима Васина «С вами, русичи», в романе Аркадия Крупнякова «Марш Акпарса», в романе Виталия Петухова «Орлы и вороны», в романе Леонида Яндакова «Мамич-Бердей», драме Геннадия Гордеева «Болтуш», в рассказе С.Чавайна «Йыланда», в поэтических произведениях Миклая Казакова, Геннадия Матюковского, Макса Майна, Константина Беляева, Никандра Ильякова, в предании об Акпарсе.

2 ученик. (8 слайд)Эти события остались в исторической памяти народа, в его мировосприятии, фольклоре. Об обращении горных мари в Москву с просьбой принять их в состав Российского государства рассказывается в народном предании, записанным учителем Валерияном Лукьяновым вблизи села Еласы Горномарийского района. В нем говорится, что горные марийцы, стремясь освободиться от власти Казани, выбирали из своей среды наиболее уважаемых предводителей (мужанов) – Акпарса, Аказа, Ковяжа, Послали их в Москву просить Ивана IVпринять марийский народ под свою руку.

3 ученик.«Спорили и думали мужаны и старейшины целых три дня и порешили выбрать послов в Москву и Казань, самых умных и надежных людей из своей среды, чтобы они там, в Москве и Казани, все высмотрели и разузнали. Этих посланцев они называли глазами и ушами Акпарса. «Глаза и уши» Акпарса долго проживали в Москве и Казани»

4 ученик.«Наконец, они приехали и явились к Акпарсу. Послы, побывавшие в Москве, сказали: «Царь Московский крепко сидит на престоле, подданных слуг и войска у него много и все почитают его за земного бога; казною богат, закон у них один и соблюдается…»

5 ученик.«Глаза и уши», посланные в Казань и приехавшие оттуда, сказали: «на Казанском престоле сидит царь (хан) некрепко; царей в Казани часто меняют, происходят там бунты, закон у них не соблюдается…плохо там…А главное то, что им против Москвы не устоять. Скоро опять между Москвой и Казанью начнется война».

6 ученик.«Акпарс, мужаны и старейшины думали, решали, к кому идти под покровительство – к царю ли Московскому или Казанскому, решали несколько дней и порешили идти под власть к царю Московскому»

7 ученик. (9 слайд)Ким Васин в историческом повествовании «С вами, русичи» пишет:

«Перед престолом послы опустились на колени. Иван приветливо поглядел на послов и велел думному дьяку прочесть, что записали писцы со слов марийцев. Потом говорил Акпарс:

8 ученик.«Великий государь, марийский и чувашский народы в слезах умоляют тебя: возьми нас под свое крыло, как могучий орёл птенцов, и будут наши народы с Русью на вечные времена.

9 ученик: «Слова твои, марийский мурза Тогаев, я выслушал, ответил Иван, — и горе ваших народов тронуло мое сердце. Отныне Русь считает горный берег Волги своей землей и не оставит вас без помощи»

10 ученик. (10 слайд)Геннадий Матюковский в своей легенде «Акпарс» пишет о том, как по берегу Волги шел марийский отряд, во главе которого стоял Акпарс. Акпарс сидел на гнедом коне, в одной руке он держал гусли, а в другой – саблю.

Йыл сир мычкы войска кеа,

Йыл выд мычкы войска кеа,

Йыл сир веле чынь рышкалтеш,

Йыл выд веле коэшталтеш.

Кыртни упшвла йылгыжалтыт,

Да сынзавла йылгыжалтыт,

Пылгом ганьы, кечы ганьы,

Тылан валгынзышвла ганьы.

Ныны лошты мары войска.

Кырык сир дон патыр войска,

Ошын-ошын веле каеш,

Руштке ташкал, пыт ашкедеш.

Ныны анзыц кого капан,

Лаштыра тум ганьы капан,

Патыр вуй – Акпарс кыдалеш

Кечы гань ош ожы вылан.

11 ученик. (11 слайд)

Я стою, освещенный зарею,

На вершине горы Алам-Нер.

Утро. Волга течёт под горою.

Лунный серп источился, померк.

Я стою на горе, где с Акпарсом

Иван Грозный когда-то стоял.

Мой народ за оружие брался

Марш походный марийцев звучал…

Никандр Ильяков. «Алам-Нер»

12 ученик. (12 слайд)

А как не гордиться таким героем как Акпарс – героя романа Аркадия Крупнякова «Марш Акпарса»: «Сегодня мы хороним Акпарса. Нет на марийской земле человека, который не знал бы этого патыра. Он был мудр, смел, честен и правдив. Он был великий воин, но всё время мечтал о спокойной и мирной жизни»

13 ученик. (13 слайд)

«Здесь родился в далекие годы

Тот, кто гордостью нашею стал.

Здесь искал он дорогу свободы

И о дружбе с Москвою мечтал»

Миклай Казаков. «Нуженал»

14 ученик (14 слайд)

В теплый вечер мая к Волге я шагаю,

И кругом родные сёла предо мной.

Слышу, раздается песня боевая,

Близок мне и дорог звук ее живой.

Под рукой искусной зазвучали гусли,

Девушки играют, девушки поют

Об Акпарсе нашем, что с дружиной русской

Под Казанью эту песню пел в бою.

Все звончей, чудесней звуки этой песни!

С ними уношусь я в древние года,

Словно я с Акпарсом легендарным вместе

Штурмовал твердыню ханского гнезда.

Миклай Казаков «Марш Акпарса»

Третья страница – МУЗЫКА

Прослушивание игры на гуслях «Марш Акпарса»

1 ученик. (15 слайд) «Марш Акпарса» — одно из дошедших из глубины веков произведений народного музыкального творчества. Эта гусельная мелодия передается из поколения в поколение. Марш часто исполняется и в наши дни, и ныне под руками юных гуслярш оживают струны любимых гуслей. Нотная запись «Марша Акпарса» сделана известной исполнительницей на марийских гуслях Анной Романовной Сидушкиной. Без этого марша не проходит ни один праздник горных мари.

2 ученик. (16 слайд) Отдельные эпизоды героической летописи прошлого марийского народа нашли свое отражение в творчестве композиторов. Так, А.Луппов создал замечательную хореографическую сюиту «Сыны Акпарса» — волнующий рассказ о борьбе народа мари за свою самостоятельность, рассказ, преданный языком музыки и движений.

3 ученик. Данная сюита состоит из нескольких музыкальных номеров, в качестве одной из главных музыкальных тем использован бытующий в народе «Марш Акпарса»

4 ученик.Краткое содержание сюиты:

На марийский край напали враги. Трубят тревогу. Кто защитит отчий дом, женщин и детей? И нашлись патыры – богатыри. Началась лихая погоня за врагом – отомстить недругам! Догнали. Завязалась жестокая неравная битва. Много погибло народу. Ценой огромных потерь добыта победа.

(Прослушивание сюиты)

Четвертая страница – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

1 ученик. (17 слайд) Многие наши художники отразили эту тему в своих картинах. Талантливый живописец Анатолий Сергеевич Пушков написал картину «Марийские послы у Ивана Грозного». В центре картины изображен властный и величавый царь Иван Грозный и марийский посол Тугай, наделённый решительностью, умом, выдержкой. По глазам Тугая мы видим, что он просит принять горных марийцев под своё покровительство и прислать войско для защиты границы от нападения казанских татар.

2 ученик. (18 слайд) График и живописец Иван Алексеевич Михайлин написал картину «Акпарс и Эрвий». Ратными заботами живет Свияжская крепость, воздвигнутая на крутом берегу Волги, по которой плывут под парусами струги. Присмотревшись внимательнее, в воротах крепости под боевым стягом мы замечаем Ивана Грозного. Под задумчивую мелодию гуслей Акпарс вспоминает минувшее, пристально вглядывается в сторону Казани, с которой придется вести ему упорную борьбу. Мужественный облик воина оттеняет хрупкость и женственность Эрвий.

3 ученик. (19,20,21 слайд) Несколько работ посвятил этой теме художник Георгий Тайгильдин. Он написал картину «Арест Мамич-Бердея». Мамич-Бердей герой марийского народа, сотенный князь. В марте 1556 года попытался вовлечь в повстанческое движение горных марийцев и чувашей, но вследствие предательства был схвачен. Казнён в Москве. В Оршанском районе Республики Марий Эл недалеко от деревни Кугунур установлен памятный камень в честь Мамич-Бердея. У Г.Тайгильдина есть ещё такие картины как «Смерть Полтыша», «Шошма и раненый Полтыш».

4 ученик. (22 слайд) В Малмыжском крае Кировской области поставлен памятник Полтышу Ону – князю Болтышу и в г.Малмыже открыт «Историко-этнографический комплекс «Полтыш Курык» — «Болтушина Гора»

5 ученик. (23 слайд)На Картуковском повороте в Горномарийском районе установлена бронзовая скульптура Акпарсу. Он изображён стоящим, перед ним гусли, одной рукой Акпарс играет на них, а другой приветствует свой народ. Автором скульптурной композиции является творческий тандем Анатолия Ширнина и Сергея Яндубаева.

6 ученик. (24, 25 слайд) Этой теме посвящены ещё работы таких художников, как М.Осокина «Акпарс», рисунок художника Б.А.Аржекаева «Акпарс», рисунок художника Л.Л.Аказеева из книги К.Васина и В.Муравьева «Заветный родник», пластилиновая скульптура Ш.Ахматгареева «Акпарс».

(27 слайд)

Таким образом, во второй половине XIVвека Марийский край был включен в состав Российского государства. Это имело важные исторические последствия. Прекратились опустошительные войны между Москвой и Казанью на марийских землях. Создались более благоприятные возможности для хозяйственного развития.

• Тема присоединения Марийского края к Русскому государству ярко отражена и в литературе, и в изобразительном искусстве, и в музыке

• Эти события не забываются и в настоящее время, рождаются новые картины, памятники.

• Эти события в судьбе нашего народа сыграли большую роль, мы можем гордиться нашими героями.

• Теперь уже 460 лет мы находимся в составе Русского государства. Каждый год 26 апреля мы вспоминаем своих национальных героев, начиная с Акпарса, Болтуша и заканчивая нашими сегодняшними героями.

А в конце мероприятия мы с вами проверим свои знания по этой теме, поиграем в игру «Своя игра» (29 слайд)

Файлы: внеклассное мероприятие.ppt
Размер файла: 6321152 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология