Автор конспекта:
Автор(ы): — Заикина Н.С.
Место работы, должность: — МОУ СОШ №10, г. Красный Сулин, учитель
Регион: — Ростовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Биология
Цель урока: — Цель: создать условия для формирования у учащихся стойкого представления о приспособлениях живых организмов как о распространённом и жизненно необходимом свойстве живых систем. Задачи урока: — формирование понятия «приспособление», изучение видов приспособлений животных и растений, определение значения и свойств приспособлений в природе. — развитие навыков лекционной и самостоятельной работы. — воспитание у учащихся эстетического восприятия явлений живой природы. Технологии: проектная, проблемная, личностно — ориентированная
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 22
Используемые учебники и учебные пособия: —
"Биология. Общие закономерности", Сонин Н.И., Захаров В.Б.
«Общая биология», Рувинский А.О. и др., Москва, «Просвещение», 1993
Используемая методическая литература: — 1. «Биология. Тематические тестовые задания», Захаров В.Б. и др., Москва, «Дрофа», 2011
Используемое оборудование: —
компьютер, проектор, интерактивная доска.
Используемые ЦОР: —
презентации
Краткое описание: — Урок "Приспособления живых организмов" смодержит богатый иллюстративный материал. Кроме того, он включает материал регионального компонента.
«Приспособления живых организмов».
— Цель: создать условия для формирования у учащихся стойкого представления о приспособлениях живых организмов как о распространённом и жизненно необходимом свойстве живых систем.
— Задачи урока:
- формирование понятия «приспособление», изучение видов приспособлений животных и растений, определение значения и свойств приспособлений в природе.
- развитие навыков лекционной и самостоятельной работы.
- воспитание у учащихся эстетического восприятия явлений живой природы.
Технологии: проектная, проблемная, личностно — ориентированная
— Оборудование: учебники, компьютер, проектор, презентации к уроку.
— Формы организации учебной деятельности: лекция, коллективная, групповая, самостоятельная.
— Ход урока:
— 1.)Организационный момент. Вступление на фоне небольшой вступительной презентации «Такие разные живые». Приложение №1.
2.) Основная часть урока — лекция на основе презентаций.
- Давайте вспомним, ребята, какой восторг вызывают у нас произведения искусства: скульптуры, картины, музыкальные произведения. Они заставляют нас остановится в жизненной суете, прислушаться, оглянуться, что – то вспомнить. К сожалению, не всегда подобная реакция бывает у нас при виде живых организмов. А ведь каждый из них может претендовать на звание произведения, но не искусства, а природы. Ведь вспомните, насколько причудливы и удивительны, могут быть самые обычные, привычные для нас живые организмы. У самого крохотного существа могут быть такие особенности, такие качества, которые имеют не только эстетическое значение, но и практическую пользу. Ведь понятие«красота» в природе отсутствует, его придумал человек, зато есть понятия «целесообразность», «необходимость»,«приспособленность». Вот как раз последнее и станет темой нашего сегодняшнего разговора.
Главное что необходимо выяснить –
— Действительно ли, приспособления так необходимы каждому живому организму в отдельности и всему виду в целом?
Но для начала давайте познакомимся с различными особенностями живых организмов и выясним можно ли их считать приспособлениями. Для этого откройте учебники на странице 392, в первом сверху абзаце найдите объяснение понятию «приспособление» (ищут, формулируют)
- Подведём итог поиска. Дайте чёткое определение этому понятию.
— Приспособления это совокупность целесообразных особенностей внутреннего, внешнего строения, физиологических процессов организма.
— - Отлично, теперь, зная, что такое «приспособления»,посмотрим, какими они бывают.
( Идёт комментируемый просмотр презентации «Хитрости растений», приложение№2)
— Вопрос к слайду №4 – Почему у водных устьица на верхней стороне листа?
Вопрос к слайду №5 – А какая хитрость есть еще на ваш взгляд у этих пустынников? Есть ли аналогичные хитрости у растений Ростовской области? Как называются растения, вегетационный период которых длится очень недолго, и приэтом происходят все важнейшиефизиологические процессы?
Вопрос к слайду №6-7 – Почему у этих растений возникает необходимость охотиться?
Вопрос к слайду № 8-9 – Для чего служит эта хитрость?
Вопрос к слайду №12 – Почему важно расселиться, распространиться подальше друг от друга?
Вопроск слайду №13- Растение – паразит только этим отличается от других растений?
Вопрос к слайду №14 – Можно ли хитрости растений назвать «приспособлениями»?
— Да, действительно все эти хитрости можно назвать «приспособлениями». Кроме того, вы должны усвоить, что особенности растений связанные с недостатком влаги можно назвать физиологической адаптацией, т.е. адаптацией к неблагоприятным условиям среды.
- Скажите, у животных есть подобные адаптации? (да, например запасание жира, спячка)
- Ну вот, мы с вами постепенно перешли к животным. Посмотрим, как обстоит дело с приспособлениями у них.
( Комментируемый просмотр презентации «Приспособления животных», приложение №3 )
— Перед слайдом №9 возврат к проблемному вопросу урока
— Действительно ли, приспособления так необходимы каждому живому организму в отдельности и всему виду в целом?
Формулируются версии, затем открывается слайд №9.
— После этого следует
- Представьте на мгновение, что вы хорошо приспособленный к условиям своего обитания организм, ну, допустим, зелёная саранча. Разгар лета, июль. Степь выгорела. Опишите своё состояние. ( Дети должны объяснить, что выгоревшая степь губительна для зелёного насекомого, т.к. оно заметно на пожелтевшей траве)
- Как же тогда быть с приспособлением, ведь зелёная окраска саранчи была её защитой. Может быть, приспособления не так полезны, как кажется на первый взгляд? ( Нет, они полезны, но в определенных условиях)
- Совершенно верно! (открывается последний слайд презентации №10, информация на этом слайде является завершающим выводом по основной части урока)
— Теперь перейдем ко второй части нашей беседы. Накануне некоторые из вас получили индивидуальное творческое задание самостоятельно познакомиться с некоторыми представителями флоры и фауны Ростовской области и описать нам их интересные особенности. Предоставим слово ребятам. Первый отчёт о проделанной работе предоставим ЛосевойВикториии Акперовой Сабине.… ( ЗДЕСЬ ИДУТ ДЕТСКИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ, приложение 4, 5) .
— — Ну, вот и завершилась наша работа. Надеюсь, каждый из вас получил довольно яркое и чёткое представлениео многообразии и значении приспособлений в природе. Но вот что интересно, какое оно это представление? Как о чём- то необычном, из ряда вон выходящем, или всё – таки приспособления повседневны, обычны и встречаются постоянно?
( Дети должны определить, что приспособления встречаются повсеместно, что это обычное явление в природе)
Надеюсь, вы понимаете, что приспособленным можно назвать не только тот организм, у которого есть что – то необычное, а каждый вид, обитающий в природе, более того, такие организмы повсюду нас окружают.
Дома вы закрепите полученные знания с помощью текста учебника §12.4.6 . Я благодарю вас за сотрудничество и оцениваю вашу работу следующим образом: ( ГОВОРЮ ОЦЕНКИ).А сейчас проведём с помощью презентаций – опросников тест на закрепление материала. (приложение №6)
Уч-ся выполняют работу за мониторами, результаты проверяются и оцениваются.
—
Файлы: приспособления.zip
Размер файла: 4993720 байт.