Автор конспекта:
Автор(ы): — Заикина Н.С.

Место работы, должность: — МОУ СОШ №10, г. Красный Сулин, учитель

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: — Цель: создать условия для формирования у учащихся стойкого представления о приспособлениях живых организмов как о распространённом и жизненно необходимом свойстве живых систем. Задачи урока: — формирование понятия «приспособление», изучение видов приспособлений животных и растений, определение значения и свойств приспособлений в природе. — развитие навыков лекционной и самостоятельной работы. — воспитание у учащихся эстетического восприятия явлений живой природы. Технологии: проектная, проблемная, личностно — ориентированная

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 22

Используемые учебники и учебные пособия: —

"Биология. Общие закономерности", Сонин Н.И., Захаров В.Б.

«Общая биология», Рувинский А.О. и др., Москва, «Просвещение», 1993

Используемая методическая литература: — 1. «Биология. Тематические тестовые задания», Захаров В.Б. и др., Москва, «Дрофа», 2011

Используемое оборудование: —

компьютер, проектор, интерактивная доска.

Используемые ЦОР: —

презентации

Краткое описание: — Урок "Приспособления живых организмов" смодержит богатый иллюстративный материал. Кроме того, он включает материал регионального компонента.

«Приспособления живых организмов».
Цель: создать условия для формирования у учащихся стойкого представления о приспособлениях живых организмов как о распространённом и жизненно необходимом свойстве живых систем.
Задачи урока:
- формирование понятия «приспособление», изучение видов приспособлений животных и растений, определение значения и свойств приспособлений в природе.
- развитие навыков лекционной и самостоятельной работы.
- воспитание у учащихся эстетического восприятия явлений живой природы.
Технологии: проектная, проблемная, личностно — ориентированная
Оборудование: учебники, компьютер, проектор, презентации к уроку.
Формы организации учебной деятельности: лекция, коллективная, групповая, самостоятельная.
Ход урока:
1.)Организационный момент. Вступление на фоне небольшой вступительной презентации «Такие разные живые». Приложение №1.
2.) Основная часть урока — лекция на основе презентаций.
- Давайте вспомним, ребята, какой восторг вызывают у нас произведения искусства: скульптуры, картины, музыкальные произведения. Они заставляют нас остановится в жизненной суете, прислушаться, оглянуться, что – то вспомнить. К сожалению, не всегда подобная реакция бывает у нас при виде живых организмов. А ведь каждый из них может претендовать на звание произведения, но не искусства, а природы. Ведь вспомните, насколько причудливы и удивительны, могут быть самые обычные, привычные для нас живые организмы. У самого крохотного существа могут быть такие особенности, такие качества, которые имеют не только эстетическое значение, но и практическую пользу. Ведь понятие«красота» в природе отсутствует, его придумал человек, зато есть понятия «целесообразность», «необходимость»,«приспособленность». Вот как раз последнее и станет темой нашего сегодняшнего разговора.
Главное что необходимо выяснить –
Действительно ли, приспособления так необходимы каждому живому организму в отдельности и всему виду в целом?
Но для начала давайте познакомимся с различными особенностями живых организмов и выясним можно ли их считать приспособлениями. Для этого откройте учебники на странице 392, в первом сверху абзаце найдите объяснение понятию «приспособление» (ищут, формулируют)
- Подведём итог поиска. Дайте чёткое определение этому понятию.
Приспособления это совокупность целесообразных особенностей внутреннего, внешнего строения, физиологических процессов организма.
- Отлично, теперь, зная, что такое «приспособления»,посмотрим, какими они бывают.
( Идёт комментируемый просмотр презентации «Хитрости растений», приложение№2)
Вопрос к слайду №4 – Почему у водных устьица на верхней стороне листа?
Вопрос к слайду №5 – А какая хитрость есть еще на ваш взгляд у этих пустынников? Есть ли аналогичные хитрости у растений Ростовской области? Как называются растения, вегетационный период которых длится очень недолго, и приэтом происходят все важнейшиефизиологические процессы?
Вопрос к слайду №6-7 – Почему у этих растений возникает необходимость охотиться?
Вопрос к слайду № 8-9 – Для чего служит эта хитрость?
Вопрос к слайду №12 – Почему важно расселиться, распространиться подальше друг от друга?
Вопроск слайду №13- Растение – паразит только этим отличается от других растений?
Вопрос к слайду №14 – Можно ли хитрости растений назвать «приспособлениями»?
Да, действительно все эти хитрости можно назвать «приспособлениями». Кроме того, вы должны усвоить, что особенности растений связанные с недостатком влаги можно назвать физиологической адаптацией, т.е. адаптацией к неблагоприятным условиям среды.
- Скажите, у животных есть подобные адаптации? (да, например запасание жира, спячка)
- Ну вот, мы с вами постепенно перешли к животным. Посмотрим, как обстоит дело с приспособлениями у них.
( Комментируемый просмотр презентации «Приспособления животных», приложение №3 )
Перед слайдом №9 возврат к проблемному вопросу урока
Действительно ли, приспособления так необходимы каждому живому организму в отдельности и всему виду в целом?
Формулируются версии, затем открывается слайд №9.
После этого следует
- Представьте на мгновение, что вы хорошо приспособленный к условиям своего обитания организм, ну, допустим, зелёная саранча. Разгар лета, июль. Степь выгорела. Опишите своё состояние. ( Дети должны объяснить, что выгоревшая степь губительна для зелёного насекомого, т.к. оно заметно на пожелтевшей траве)
- Как же тогда быть с приспособлением, ведь зелёная окраска саранчи была её защитой. Может быть, приспособления не так полезны, как кажется на первый взгляд? ( Нет, они полезны, но в определенных условиях)
- Совершенно верно! (открывается последний слайд презентации №10, информация на этом слайде является завершающим выводом по основной части урока)
Теперь перейдем ко второй части нашей беседы. Накануне некоторые из вас получили индивидуальное творческое задание самостоятельно познакомиться с некоторыми представителями флоры и фауны Ростовской области и описать нам их интересные особенности. Предоставим слово ребятам. Первый отчёт о проделанной работе предоставим ЛосевойВикториии Акперовой Сабине.… ( ЗДЕСЬ ИДУТ ДЕТСКИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ, приложение 4, 5) .
— Ну, вот и завершилась наша работа. Надеюсь, каждый из вас получил довольно яркое и чёткое представлениео многообразии и значении приспособлений в природе. Но вот что интересно, какое оно это представление? Как о чём- то необычном, из ряда вон выходящем, или всё – таки приспособления повседневны, обычны и встречаются постоянно?
( Дети должны определить, что приспособления встречаются повсеместно, что это обычное явление в природе)
Надеюсь, вы понимаете, что приспособленным можно назвать не только тот организм, у которого есть что – то необычное, а каждый вид, обитающий в природе, более того, такие организмы повсюду нас окружают.
Дома вы закрепите полученные знания с помощью текста учебника §12.4.6 . Я благодарю вас за сотрудничество и оцениваю вашу работу следующим образом: ( ГОВОРЮ ОЦЕНКИ).А сейчас проведём с помощью презентаций – опросников тест на закрепление материала. (приложение №6)
Уч-ся выполняют работу за мониторами, результаты проверяются и оцениваются.

Файлы: приспособления.zip
Размер файла: 4993720 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология