Автор конспекта:
Автор(ы): — Акчурина Елена Михайловна
Место работы, должность: — МБОУ «Старочелны-Сюрбеевская СОШ» Комсомольского района
Регион: — Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
ознакомить учащихся с притчей о блудном сыне, картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына»; подвести учащихся к следующему выводу: никогда не поздно признавать свои ошибки и вернуться на истинный путь; человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемое оборудование: —
портрет голландского художника Харменса ван Рейна Рембрандта; картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» (Электронное издание «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»), мелодии к картинам (Палестрина. Missa Prima, Каччини. Ave Maria); электронное издание «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
Краткое описание: — Интегрированный урок
Ход урока.
Перед учащимися картина голландского художника Харменса Ван Рейн Рембрандта. Звучит музыка №1.
1.Слово учителя.
— Наш предыдущий урок был уроком знакомства с Библией, и мы с вами уже имеем представление о Библии. Давайте вспомним, что означает слово «Библия» (Библия – «книга книг».)
— Что вы знаете о Библии?
Часть Библии, созданная до Рождества Христова, называется Ветхим Заветом. В В.З. рассказывается о сотворении мира, о первых людях Адаме и Еве, об изгнании их из рая, о всемирном потопе… В Новом Завете рассказывается о рождении Христа, о Его земной жизни и мученической смерти, о Его учениках-апостолах…
— Благодаря Библии появилась духовная музыка, написаны знаменитые произведения живописи. С некоторыми из них мы уже знакомы. Какие картины, иконы вам запомнились?
Икона Владимирской Богоматери С.Ушакова; икона «Распятие» Дионисия; икона «Троица» Андрея Рублёва; картина Крамского «Христос в пустыне»; картина Иванова « Явление Христа народу"…
-Сегодня мы познакомимся ещё с одной картиной на библейский сюжет. Это картина голландского художника Харменса Ван Рейн Рембрандта «Возвращение блудного сына». Но сначала мы с вами остановимся на притче, благодаря которой появилось это произведение искусства. Вспомним, какой жанр мы называем притчей?
Притча – маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали и прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из неё сам. Возник этот жанр на Востоке, в древности, где любили говорить иносказаниями.
— Итак, вернёмся к Библии. Когда Иисус вырос, он стал проповедовать людям своё учение. Он выбрал себе 12 учеников (апостолов) и стал ходить с ними из города в город. Иисус рассказывал людям притчи. Он рассказывал их так, чтобы они были понятны каждому. В названии нашей притчи звучит слово «сын», следовательно, в притче важна идея родства, с которой связан каждый человек на земле: ведь все мы чьи-то дети… Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей? Почему отношения родителей и детей часто складываются непросто?
— В Евангелии притчи являются своеобразными иллюстрациями к учению Иисуса Христа, с их помощью он учит людей, они предназначены для того, чтобы вернуть им особые зрение и слух – духовные. Постараемся и мы обрести их.
Чтобы лучше понять притчу, обратимся к лексическому значению слова «блудный».
Блудный – заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение. Значит, блудный сын – молодой человек, сбившийся с истинного пути. О нём и пойдёт речь в этой притче.
2. Чтение притчи.
У одного человека было два сына. Однажды младший сын сказал отцу: «Отец, дай мне мою часть наследства». Отец разделил имение, и младший сын, взяв своё, отправился в чужую страну. Там он жил весело, ни в чём себе не отказывал, и скоро денег у него не осталось.
А в это время настал голод в той стране. Юноша нанялся к одному из жителей пасти свиней. Он голодал и рад был, если ему удавалось поесть свиного корма.
И тут он опомнился и сказал: «Сколько работников у моего отца получают хлеб в изобилии, а я умираю от голода! Пойду я к отцу моему и скажу: «Отец, я согрешил против тебя и недостоин называться твоим сыном. Прости меня и прими в число наёмников твоих».
Встал он и пошёл к отцу. Отец ещё издали увидел его, побежал навстречу, обнял и поцеловал его. Сын же сказал отцу: «Отец, я согрешил против тебя и недостоин называться твоим сыном!»
А отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного телёнка, станем пировать и веселиться. Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». И начали веселиться.
Старший сын был в это время в поле. Возвратившись, он услышал пение и весёлые голоса. Он спросил у одного из слуг: «Что это такое?» Слуга ответил: «Твой брат пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, обрадовавшись, что он здоров».
Старший сын рассердился и даже не захотел войти в дом. Отец вышел и позвал его. Но сын сказал отцу: «Сколько лет я служу тебе, всегда слушался тебя, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями. А брат, растративший имение, пришёл, и ты заколол для него откормленного телёнка».
Отец же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мной, и всё, что есть у меня, — твоё. А брат твой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».
3. Беседа.
— Одна из главных заповедей в семье — «Почитай отца твоего и мать». Как относится младший сын к этой заповеди?
По обычаям того времени, именно младший сын должен был находиться при родителях, опекать их в старости. Но он уходит, нарушает этот обычай, закон. Отец был жив, а наследство принято делить лишь после смерти. Младший сын нарушил эту традицию.
— К чему же привела его жизнь на чужбине, жизнь, в которой не осталось места отцовым заповедям?
Он стал нищим, вынужден был наняться в работники к богачу и пасти свиней. Он голодал.
— Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только ли голод стал причиной возвращения?
Он осознал свой грех, раскаялся в нём, понял, что недостоин называться сыном своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы его наёмником в числе других, не требуя больше ни отцовской любви, ни благ, т.к. посчитал себя недостойным их. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой.
— Как встретил его отец?
Отец с радостью принял его в свои объятия и даже устроил пир в честь его возвращения. И опять отец оказался мудр: ни слова упрёка, ни нравоучений. Он понимает, что урок, данный сыну жизнью, не прошёл даром.
— Как вы понимаете слова отца: «Этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся»?
Сын был «мёртв», потому что забыл заповеди Господни и вёл распутную жизнь. Теперь же он осознал свой грех, покаялся и ожил.
— Какой момент в притче является кульминационным?
Сцена возвращения сына.
4. Работа по картине Рембрандта.
— Сцена возвращения блудного сына (кульминационный момент) всегда привлекала живописцев. Многие из них писали её: Мурильо, Рембрандт, Батони … Но картина Рембрандта – самая выразительная из них. Давайте же вернёмся вновь к этой картине.
Какими предстают перед нами герои притчи?
5. Прослушивание речи диктора.
6. О старшем сыне.
— В притче есть ещё один герой – старший брат, образ которого вырисовывается только в конце. Пока младший вёл беспутную жизнь, он трудился на полях отца. Как он реагирует на возвращение брата? Почему?
Он не радуется возвращению брата и осуждает отца… Ему обидно, что чествуют не его, оставшегося с отцом, а блудного сына.
— Понятна ли вам обида брата? Как поступили бы вы на месте старшего брата?
7.Основные выводы.
— Мы говорили, что притча – поучительный рассказ. Чему научила вас эта притча? Какова же основная мысль притчи?
Никогда не поздно признавать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение.
Человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.
Конечно, родители всегда могут понять и простить своих детей, но мы должны стараться не огорчать их. Ведь это самые дорогие для нас люди.
8. Завершение урока.
— Пусть этот урок надолго останется в вашей памяти и поможет вам идти по истинному пути.
9. Домашнее задание. Мини-сочинение «Какой след оставила в моей душе «Притча о блудном сыне».
ТЕСТ 1. 1. Произведение живописи на библейский сюжет, написанный Крамским. 1) «Христос в пустыне»; 2) «Троица»; 3) «Возвращение блудного сына». 2. Часть Библии, созданная до Рождества Христова: 1) Новый Завет; 2) Ветхий Завет. 3. Первыми узнали о рождении Христа: 1) пастухи; 2) волхвы; 3) Ирод. 4. Иисус Христос родился: 1) в доме; 2) в хлеву; 3) в поле. 5. Перед пещерой для скота, где родился Иисус, росли три дерева: 1) маслина, ёлка, осина; 2) ёлка, клён, пальма; 3) пальма, маслина, ёлка. 6. Спасаясь от Ирода, Иосиф и Мария с младенцем бегут: 1) в Рим; 2) в Египет; 3) в Грецию. ТЕСТ 2. 1. Маленькая нравоучительная история без морали: 1) рассказ; 2) притча; 3) басня. 2. Автор картины «Возвращение блудного сына»: 1) Рафаэль; 2) Леонардо да Винчи; 3) Рембрандт. 3. В притче о блудном сыне младший сын потратил свою часть наследства: 1) на постройку дома; 2) на милостыню; 3) живя распутно. 4. Оказавшись нищим, младший сын нанялся в работники к богачу пасти: 1) свиней; 2) телят; 3) коней. 5. Блудный сын решился вернуться к отцу, потому что: 1) был голоден; 2) осознал свой грех; 3) хотелось жить лучше наёмников отца. 6. Увидев блудного сына, отец: 1) рассердился; 2) выгнал его из дома; 3) обнял его.
Файлы: Презентация1.ppt
Размер файла: 931840 байт.