Автор конспекта:
Автор(ы): — Акчурина Елена Михайловна

Место работы, должность: — МБОУ «Старочелны-Сюрбеевская СОШ» Комсомольского района

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

ознакомить учащихся с притчей о блудном сыне, картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына»; подвести учащихся к следующему выводу: никогда не поздно признавать свои ошибки и вернуться на истинный путь; человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемое оборудование: —

портрет голландского художника Харменса ван Рейна Рембрандта; картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» (Электронное издание «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»), мелодии к картинам (Палестрина. Missa Prima, Каччини. Ave Maria); электронное издание «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».

Краткое описание: — Интегрированный урок

Ход урока.

Перед учащимися картина голландского художника Харменса Ван Рейн Рембрандта. Звучит музыка №1.

1.Слово учителя.

— Наш предыдущий урок был уроком знакомства с Библией, и мы с вами уже имеем представление о Библии. Давайте вспомним, что означает слово «Библия» (Библия – «книга книг».)

— Что вы знаете о Библии?

Часть Библии, созданная до Рождества Христова, называется Ветхим Заветом. В В.З. рассказывается о сотворении мира, о первых людях Адаме и Еве, об изгнании их из рая, о всемирном потопе… В Новом Завете рассказывается о рождении Христа, о Его земной жизни и мученической смерти, о Его учениках-апостолах…

— Благодаря Библии появилась духовная музыка, написаны знаменитые произведения живописи. С некоторыми из них мы уже знакомы. Какие картины, иконы вам запомнились?

Икона Владимирской Богоматери С.Ушакова; икона «Распятие» Дионисия; икона «Троица» Андрея Рублёва; картина Крамского «Христос в пустыне»; картина Иванова « Явление Христа народу"…

-Сегодня мы познакомимся ещё с одной картиной на библейский сюжет. Это картина голландского художника Харменса Ван Рейн Рембрандта «Возвращение блудного сына». Но сначала мы с вами остановимся на притче, благодаря которой появилось это произведение искусства. Вспомним, какой жанр мы называем притчей?

Притча – маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали и прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из неё сам. Возник этот жанр на Востоке, в древности, где любили говорить иносказаниями.

— Итак, вернёмся к Библии. Когда Иисус вырос, он стал проповедовать людям своё учение. Он выбрал себе 12 учеников (апостолов) и стал ходить с ними из города в город. Иисус рассказывал людям притчи. Он рассказывал их так, чтобы они были понятны каждому. В названии нашей притчи звучит слово «сын», следовательно, в притче важна идея родства, с которой связан каждый человек на земле: ведь все мы чьи-то дети… Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей? Почему отношения родителей и детей часто складываются непросто?

— В Евангелии притчи являются своеобразными иллюстрациями к учению Иисуса Христа, с их помощью он учит людей, они предназначены для того, чтобы вернуть им особые зрение и слух – духовные. Постараемся и мы обрести их.

Чтобы лучше понять притчу, обратимся к лексическому значению слова «блудный».

Блудный – заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение. Значит, блудный сын – молодой человек, сбившийся с истинного пути. О нём и пойдёт речь в этой притче.

2. Чтение притчи.

У одного человека было два сына. Однажды младший сын сказал отцу: «Отец, дай мне мою часть наследства». Отец разделил имение, и младший сын, взяв своё, отправился в чужую страну. Там он жил весело, ни в чём себе не отказывал, и скоро денег у него не осталось.

А в это время настал голод в той стране. Юноша нанялся к одному из жителей пасти свиней. Он голодал и рад был, если ему удавалось поесть свиного корма.

И тут он опомнился и сказал: «Сколько работников у моего отца получают хлеб в изобилии, а я умираю от голода! Пойду я к отцу моему и скажу: «Отец, я согрешил против тебя и недостоин называться твоим сыном. Прости меня и прими в число наёмников твоих».

Встал он и пошёл к отцу. Отец ещё издали увидел его, побежал навстречу, обнял и поцеловал его. Сын же сказал отцу: «Отец, я согрешил против тебя и недостоин называться твоим сыном!»

А отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного телёнка, станем пировать и веселиться. Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». И начали веселиться.

Старший сын был в это время в поле. Возвратившись, он услышал пение и весёлые голоса. Он спросил у одного из слуг: «Что это такое?» Слуга ответил: «Твой брат пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, обрадовавшись, что он здоров».

Старший сын рассердился и даже не захотел войти в дом. Отец вышел и позвал его. Но сын сказал отцу: «Сколько лет я служу тебе, всегда слушался тебя, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями. А брат, растративший имение, пришёл, и ты заколол для него откормленного телёнка».

Отец же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мной, и всё, что есть у меня, — твоё. А брат твой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

3. Беседа.

— Одна из главных заповедей в семье — «Почитай отца твоего и мать». Как относится младший сын к этой заповеди?

По обычаям того времени, именно младший сын должен был находиться при родителях, опекать их в старости. Но он уходит, нарушает этот обычай, закон. Отец был жив, а наследство принято делить лишь после смерти. Младший сын нарушил эту традицию.

— К чему же привела его жизнь на чужбине, жизнь, в которой не осталось места отцовым заповедям?

Он стал нищим, вынужден был наняться в работники к богачу и пасти свиней. Он голодал.

— Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только ли голод стал причиной возвращения?

Он осознал свой грех, раскаялся в нём, понял, что недостоин называться сыном своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы его наёмником в числе других, не требуя больше ни отцовской любви, ни благ, т.к. посчитал себя недостойным их. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой.

— Как встретил его отец?

Отец с радостью принял его в свои объятия и даже устроил пир в честь его возвращения. И опять отец оказался мудр: ни слова упрёка, ни нравоучений. Он понимает, что урок, данный сыну жизнью, не прошёл даром.

— Как вы понимаете слова отца: «Этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся»?

Сын был «мёртв», потому что забыл заповеди Господни и вёл распутную жизнь. Теперь же он осознал свой грех, покаялся и ожил.

— Какой момент в притче является кульминационным?

Сцена возвращения сына.

4. Работа по картине Рембрандта.

— Сцена возвращения блудного сына (кульминационный момент) всегда привлекала живописцев. Многие из них писали её: Мурильо, Рембрандт, Батони … Но картина Рембрандта – самая выразительная из них. Давайте же вернёмся вновь к этой картине.

Какими предстают перед нами герои притчи?

5. Прослушивание речи диктора.

6. О старшем сыне.

— В притче есть ещё один герой – старший брат, образ которого вырисовывается только в конце. Пока младший вёл беспутную жизнь, он трудился на полях отца. Как он реагирует на возвращение брата? Почему?

Он не радуется возвращению брата и осуждает отца… Ему обидно, что чествуют не его, оставшегося с отцом, а блудного сына.

— Понятна ли вам обида брата? Как поступили бы вы на месте старшего брата?

7.Основные выводы.

— Мы говорили, что притча – поучительный рассказ. Чему научила вас эта притча? Какова же основная мысль притчи?

Никогда не поздно признавать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение.

Человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.

Конечно, родители всегда могут понять и простить своих детей, но мы должны стараться не огорчать их. Ведь это самые дорогие для нас люди.

8. Завершение урока.

— Пусть этот урок надолго останется в вашей памяти и поможет вам идти по истинному пути.

9. Домашнее задание. Мини-сочинение «Какой след оставила в моей душе «Притча о блудном сыне».

ТЕСТ 1. 1. Произведение живописи на библейский сюжет, написанный Крамским. 1) «Христос в пустыне»; 2) «Троица»; 3) «Возвращение блудного сына». 2. Часть Библии, созданная до Рождества Христова: 1) Новый Завет; 2) Ветхий Завет. 3. Первыми узнали о рождении Христа: 1) пастухи; 2) волхвы; 3) Ирод. 4. Иисус Христос родился: 1) в доме; 2) в хлеву; 3) в поле. 5. Перед пещерой для скота, где родился Иисус, росли три дерева: 1) маслина, ёлка, осина; 2) ёлка, клён, пальма; 3) пальма, маслина, ёлка. 6. Спасаясь от Ирода, Иосиф и Мария с младенцем бегут: 1) в Рим; 2) в Египет; 3) в Грецию. ТЕСТ 2. 1. Маленькая нравоучительная история без морали: 1) рассказ; 2) притча; 3) басня. 2. Автор картины «Возвращение блудного сына»: 1) Рафаэль; 2) Леонардо да Винчи; 3) Рембрандт. 3. В притче о блудном сыне младший сын потратил свою часть наследства: 1) на постройку дома; 2) на милостыню; 3) живя распутно. 4. Оказавшись нищим, младший сын нанялся в работники к богачу пасти: 1) свиней; 2) телят; 3) коней. 5. Блудный сын решился вернуться к отцу, потому что: 1) был голоден; 2) осознал свой грех; 3) хотелось жить лучше наёмников отца. 6. Увидев блудного сына, отец: 1) рассердился; 2) выгнал его из дома; 3) обнял его.
Файлы: Презентация1.ppt
Размер файла: 931840 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология