Автор конспекта:
Автор(ы): — Соколова Ирина Петровна
Место работы, должность: — МОУ СОШ №10, учитель
Регион: — Челябинская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: — 1. Познакомить учащихся со смысловыми и грамматическими особенностями притяжательных местоимений, повторить такой художественный приём, как эпитет; 2.Развивать умение исследовать новый материал, находить самостоятельно отличительные признаки явления, делать выводы; развивать языковое чутье; 3.Воспитывать любовь к родному краю, обращаясь к произведениям поэтов-южноуральцев как материалу для лингвистического исследования (НРК).
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 29
Используемые учебники и учебные пособия: — Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»;}
ОБОРУДОВАНИЕ: дидактический материал(распечатка стихов уральских поэтов, накопительные жетоны, стимулирующие работу ученика, книги поэтов Южного Урала, фотографии улиц родного города, презентации учеников, проектор)
ХОД УРОКА
Орфографическая пятиминутка( задание на доске)
1 вариант 2 вариант
проб…_раешься по узкой тропинк…
насл…жда…шься тишиной
в пр..отличном настроении…
пр…возмога…шь боль
разд…ваться в вечерн…м воздух
обм…кнуть в изв…сти
лёгк…м лебяжь…м пухом
горяч…го летн…го солнца
888( в творительном падеже)
777(в творительном паде
Вставить пропущенные орфограммы.(по вариантам)
-по одному ученику от каждого варианта приклеивают цветные магниты на месте пропуска орфограмм.
-На какие правила был пропуск орфограмм?
II. Повторение-опрос:
1) Проверка домашнего творческого задания: сочинения-миниатюры, используя личные местоимения (прослушать 2-3 работы).
взаимопроверка- проверить, подчёркнуты ли в сочинении местоимения как члены предложения
2)Блиц-опрос:
1. Дайте определение местоимения как самостоятельной части речи
2. Как изменяются местоимения?
3. Какова синтаксическая роль в предложении?
4. На какие разряды делятся местоимения?
5. Смысл названия местоимения?
6. Почему местоимение часто называют — дублёром?
III. Определение цели урока
-Цель нашего урока: повторить сведения о притяжательных прилагательных, исследовать особенности притяжательных местоимений, установить сходства и различия с притяжательными прилагательными. А материалом для нашего исследования будут служить строки из стихотворений поэтов — южноуральцев о нашем крае, о нас с вами.
IV. Итак, первое задание для исследования: на партах лежат отрывки из стихотворений уральских поэтов; выпишите словосочетания местоимение + сущ., определите падеж и синтаксическую роль в предложении:
1).И мы увидели воочью,
Душой изведав торжество,
Над нашей областью рабочей(т.п.)
Черты бессмертные его.(в.п)
2).Я люблю тебя, милый мой город,(в.п.)
В этот ясный и солнечный день( в.п.)
Слышу тихий и радостный говор
Дорогих и знакомых людей. ( В.Дербенёв)
3).По красоте, по скрытой силе
Мне не с чем мой Урал сравнить.(в.п.)
Иной здесь видится Россия:
Суровей, строже, может быть.(Л.Татьяничева)
Проверка выполненного задания
Что вы не выписали? (мы увидели, я люблю,)
- Почему не выписали? Это не словосочетание.
- Какие местоимения отвечают на вопросы прилагательных?
Выявление сходств притяжательных прилагательных и местоимений (презентация ученика «Мой Златоуст» с использованием притяжательных прилагательных:
- Выпишите притяжательные прилагательные с определяемым словом
- В чём сходство с притяжательными местоимениями?
Какой вывод можно сделать? ( Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? и т.д., изменяются по родам, числам и падежам, в предложении являются определением).
Стр. учебника 232 Прочитайте определение. Что общего с притяжательными прилагательными?
IV.Физкультминутка «Морская»: делай как мы
Взаимопроверка: проверьте, все ли местоимения подчёркнуты как члены предложения, не пропущены ли местоимения
-Какое сходство притяжательных прилагательных и притяжательных местоимений?
- А чем они отличаются?
ВЫВОД: Все притяжательные местоимения изменяются по числам , родам и падежам , как и прилагательные , согласуясь с существительным : свой апельсин, своё печенье, свои конфеты; твой дом, твоя квартира, о твоей даче; наш мяч, нашими игрушками, наши качели.
- Как отличить местоимения её, его, их, твоего, которые могут быть и личным, и притяжательными? Составьте и запишите предложения, чтобы была видна разница. Помните, что мы работаем с поэзией поэтов – южноуральцев.
- Какой вывод можно сделать? В каком падеже всегда должны стоять личные местоимения, которые могут быть и пртяжательными?
ВЫВОД: Личные местоимения в значении притяжательных всегда стоят в форме родительного падежа , а значит, с существительным не согласуются : её апельсин, её печенье, её конфет.
Введение понятия примыкание с использованием притяжательных местоимений:
Просклоняйте местоимение И.п.- её, его, их родина
Р.п. его, её, их родины
В.п.его, её, их родину
Д.п. его, её, их родине
Т.п. его, её, их родиной
П.п. о его, её, их родине
-Сделайте вывод.
VI.Слуховой диктант: ученик читает стихотворение – надо подсчитать все местоимения(кто услышит все местоимения)
VII. Заключительный этап.
- Учимся находить притяжательные местоимения в тексте: стр.232, упр.517 учебника
- Выпишите притяжательные местоимения с определяемым словом
- Почему вы выписали не все местоимения? О чём это говорит?(что нам с вами предстоит ещё много трудиться, изучая разряды местоимений.
VIII.Выставление отметок.
IX.Домашнее задание (показ презентации с проблемным текстом и по нему задание
-написать мини-сочинение «Легко ли быть другом. Не забудьте использовать местоимения, подчеркнув их как члены предложения
- упр.519(по заданию и подчеркнуть местоимения)
ЛИТЕРАТУРА К УРОКУ:
1. Литература России. Южный Урал. Крохалёва Т. Н.,Соловьёва Т.В., Стрелец Л.И. – Челябинск: Взгляд, 2003. – 447 с.
2. Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.;под редакцией .М.М.Разумовской, П. А. Леканта – 12-у изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000г., 2008г.
3. Работа с материалами сайтов: http://www.uroki.net/ , http://www.ntf.ru/
Используемая методическая литература: —
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»;}
ЛИТЕРАТУРА К УРОКУ:
1. Литература России. Южный Урал. Крохалёва Т. Н.,Соловьёва Т.В., Стрелец Л.И. – Челябинск: Взгляд, 2003. – 447 с.
2. Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.;под редакцией .М.М.Разумовской, П. А. Леканта – 12-у изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000г., 2008г.
3. Работа с материалами сайтов: http://www.uroki.net/ , http://www.ntf.ru/
Используемое оборудование: —
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»;}
ОБОРУДОВАНИЕ: дидактический материал(распечатка стихов уральских поэтов, накопительные жетоны, стимулирующие работу ученика, книги поэтов Южного Урала, фотографии улиц родного города, презентации учеников, проектор)
Используемые ЦОР: —
видеофрагменты, ролевые игры, презентации о Златоусте, , “привязанных” к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями, презентация с физкультминуткой
Краткое описание: — повторение личных местоимений, сравнение притяжательных прилагательных с притяжательными местоимениями на примере стихов уральских поэтов; отработка умений находить притяжательные местоимения в текстах упражнений учебника
повторение личных местоимений, сравнение притяжательных прилагательных с притяжательными местоимениями на примере стихов уральских поэтов; отработка умений находить притяжательные местоимения в текстах упражнений учебника
Файлы: УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ МОУ.doc
Размер файла: 75776 байт.