Автор конспекта:
Автор(ы): — Бобина Вера Александровна

Место работы, должность: — МОУ «Тевризская СОШ № 2″ Тевризского муниципального района Омской области

Регион: — Омская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — все уровни образования

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Естествознание
Предмет(ы): — Окружающий мир
Предмет(ы): — Природоведение

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Тьютор
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: — В работе представлены различные приёмы учебной деятельности по формированию у обучающегося позитивного, яркого, запоминающегося образа территории: местности, природного или экономического района, страны, субъекта, материка и др.

Статья
Слайд № 1 (см. Приложение)
Тема моей работы: «Приёмы учебной деятельностикак условие формированияобраза территории»

Слайд № 2
Географиясегодня становится предметом «для человека», «от человека» и, главное, «через человека». Главная цель обучения географии: сформировать в сознании учащегося научно-объективную картину родного края, своей страны и всего мира и одновременно воспитать его как личность, готовую к активной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в различных жизненных ситуациях. Но как этого достичь? Как за необходимой суммой географических знаний увидеть красоту природы, облик территории, как «за деревьями не потерять леса»? Казалось, что достаточно охарактеризовать рельеф местности, климат, выявить особенности хозяйственнойдеятельности населения, и можно реализовать цель географического образования. Но на практике убедилась, что разрозненных знаний о природе, населении, хозяйстве территории недостаточно. Анализ результатов ранее проведённых диагностик, позволил сделать вывод: образ родного края у школьников беден и не адекватен, поскольку часто ассоциируется с негативными явлениями, происходящими в нашем обществе: безработица, рост цен, снижение рождаемости, преступность и др. Формированию негативного отношения к родному краю способствуют также и средства массовой информации. В «оздоровлении» географического образа нуждаются и другие регионы нашей страны. Например, Урал — «район экологического бедствия», Северо-Запад — «депопуляционная яма России», Западная Сибирь ассоциируется только с нефтяными скважинами. Напрашивается вопрос: что делать? Как «ремонтировать» географический образ России, с помощью чего можно изменить ситуацию в лучшую сторону?
Ведь сегодня правительства многих стран стремятся к созданию положительного имиджа своих государств на международной арене. В 2006г президентом нашей страны ВладимиромВладимировичемПутиным была подписана программаформирования положительного имиджа России для зарубежных стран. Город Омск готовится к празднованию 300 — летия со дня основания и уже идёт реализация программы по конструированию образа Омского региона для всей страны. Но составить запоминающийся образ любой территории – нелегко. Всегда возникает вопрос: как это сделать лучше. При конструировании образа можно скрупулёзно отразить все его мельчайшие детали, а можно пойти иным путём, отметив лишь наиболее характерные штрихи яркого портрета страны или региона.
«Улавливание» специфических черт, отражающих уникальность и индивидуальностьтерритории – одна из важнейших задач современной географии. Поэтому миссию географии я вижу в создании живых образов территории на основе использования различных приёмов учебной деятельности. Суть моего опыта- в создании у обучаемых калейдоскопа «образов мест», из которых должна складываться «географическая картина мира».

Слайд № 3
Для обучения важны мысли, а для воспитания – чувства. Что же объединяет мысли и чувства? Конечно же, образ! Образ потому, что он и мысленный, и чувственный одновременно.
Образ – это, с одной стороны, понятия, суждения и умозаключения, а с другой – ощущения, восприятия и представления.
Образ– результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека (философский словарь).

Слайд № 4
Географическое моделирование образа страны — это одно из наиболее интересных и перспективных направлений развития географической науки т.к. географический образ – совокупность ярких характерных сосредоточенных знаков, символов, ключевых представлений, описывающих какие — либо реалии пространства.
Слайд № 5
«Кто внимательно наблюдает природу какой-нибудь страны, тот носит у себя в голове большое количество образов, составляющих в своей совокупности некоторое единство; только это единство и может интересовать географию»
Альфред Геттнер

Слайд № 6
«Учитель должен учить дитя наблюдать верно и обогащать его душу возможно полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами его мыслительного процесса».
К.Д. Ушинский

Слайд № 7
Существует алгоритм создания географического образа

Слайд № 8
Масштабность и структура образа территории представляет собой своеобразную «матрёшку», стержневой образ которой как бы спрятан внутри нескольких «упаковок».

Слайд № 9
Считаю, что, для создания положительного образатерритории необходимы следующие условия.Прежде всего, позиция учителя, его отношение к данной территории. А также необходимо мотивировать учащихся на сбор положительной информации о регионе и организовывать их практическую деятельность. В методической копилке учителя должны быть приёмы, формирующие образ территории.

Слайд № 10
Перед вами средства представления географического образа территории.

Слайд № 11-12
Приём «Образ – ассоциация» или «Визитные карты-образы регионов»
Работа с картой – это ключевой приём формирования образа территории. Суть его состоит в том, чтобы нарисовать образ территории, выражая свои собственные ассоциации, используя «дары географической карты»
Создавать свой образ всегда интересно. Контуры территории дают много возможностей для творчества. Немного воображения, несколько добавочных штрихов — и знакомые всем очертания предстают в новом свете.Рисунки помогают лучше запомнить ту или иную территорию. Например, Южная Америка — это гроздь винограда, висящая на тоненькой веточке Панамского перешейка, Аравийский полуостров — загадочный Сфинкс.

Слайд № 13
Всё в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение. Передвами карта с Интернет – сайта «Мир в представлении американцев»

Слайд № 14
А вот таким представляют себе мир ученики нашей школы
Например, Россия – успешно развивающаяся страна, Европа – потребители нефти и газа, США – страна эмигрантов и т. д .

Слайд № 15
Представления наших школьников о мире позитивные, но необходимо ещё работать над формированием более полных и точных образов стран мира.

Слайд № 16
Приём работы с космическими снимками территорий
На космическом снимке дельта реки Нил. Предлагаю школьникам с помощью атласа ответить на вопросы: какой объект изображён зелёным цветом на космическом снимке? Какие еще объекты изображены на снимке? Какие рекорды связаны с главным объектом?
Результаты ответов детей использую для диагностики — обладают ли минимальным уровнем развития пространственного мышления, готовы ли они к восприятию территории.

Слайд № 17
Приём«Вычерчивание картосхем без опоры»
Знание карты проявляется в способности зрительно представить, не имея её перед собой, изображение территории того или иного государства, региона, включая размер, конфигурацию границ, а также соседние государства. Это выражается в умении начертить схематично карту региона.

Слайд № 18
Приём «Решение задач на пересечение множеств»«Властелин колец»
В виде колец представлены ключевые образы территории. Необходимо найти объект, находящийся на пересечении колец, используя карту. В данном случае – определить, какой материк омывается водамиАтлантического и Индийского океанов.

Слайд № 19
Образ территории в картинах художников
Используя на уроках репродукции картин художников также можно формировать территории. Предлагаю ответить на вопросы, например: какая форма рельефа изображена художникомА. Васнецовым на репродукции картины «Тайга на Урале»? Объясните, почему вы так считаете. Какому уголку Россииможет соответствовать изображённый на картине пейзаж?

Слайд № 20
Ребята проводят «Географический разбор» художественных текстов:
Географическое положение:
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами.
Климат
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето.
Внутренние воды
Там протекают реки без воды,
Они в пустыне пропадают где-то.



Слайд № 21
С целью коррекции деятельности по формированию образа территории провожу анкетирование «Какие мы – россияне?». Так, например, было опрошено 90 учащихся старших классов. Детиназвалиболее 400 положительных качеств россиян. Те ответы, которые упоминаются наиболее часто, располагаются в центре, редко встречающиеся – по периферии. Данный метод называется«Оконтуривание «ядерных образов». Каков же результат? Россияне — умные, красивые, трудолюбивые и т. д.

Слайд № 22
Также учащиеся отметили около 70 негативных качеств россиян. Россияне, по мнению ребят, злые, болтливые, бедные, пьяные и т. д. Достаточно самокритичны.

Слайд № 23
Использование приёмов формирования образов территории привело к результатам, представленныхна диаграммах. Учащимся было предложено оценить предмет. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод — уровень мотивации к изучениюпредмета география повышается.

Слайд № 24
Также ребята отвечали на вопросы: какие источники информации использовали для создания образа территории и с удовольствием ли они выполняли творческое задание. Анализируярезультаты, делаю вывод, что учащимся нравится работать с образами территорий, используя при этом дополнительные источники информации.

Слайд № 25
В перспективе планирую создание интерактивной карты Омской области и визитных карточек различных её территорий. За этими творческими работами стоит наша земля и люди, созидающие её богатства и образ, позволяющий гордиться и уверенно смотреть в будущее…

Слайд № 26
Успехи в обучении географии моих учеников позволяют убедиться не только в эффективности, но и в практической значимости представленной системы педагогической деятельности, направленной, прежде всего,наразвитие личности, формирование гражданской позиции растущего человека,нравственных идеалов,потребности в труде на благо общества.
— — — — — — — — — — — — — — — —
Файлы: Приложение к статье по опыту работы.ppt
Размер файла: 3493376 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология