Автор конспекта:
Автор(ы): — Куликов Николай Вячеславович

Место работы, должность: — МОУ Новосёловская СОШ

Регион: — Владимирская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Алгебра

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — образовательная технология

Краткое описание ресурса: — Цифровой ресурс представляет собой методику использования специальных приёмов учебной деятельности на уроках математики, в процессе которой ученики обязательно учатся делать выбор, что характеризует современные подходы к школьному образованию.

Приёмы учебной деятельности на уроках математики

Расскажу об организации своего опыта работы на примере изучения отдельных тем по алгебре в 7 классе. Сначала я проанализировал уровень обученности учащихся с точки зрения деятельностного подхода к обучению. Из 9 учащихся:- 2 плохо знали теорию и не владели приёмами учебной деятельности (они находились на 1-ом уровне усвоения предмета);- 2 ориентировались в теории, но не владели приёмами учебной деятельности, хотя знакомы с ними (2-й уровень усвоения предмета);- другие 3 учащихся хорошо знали теорию и владели приёмами учебной деятельности (3-й уровень);- остальные 2 отлично знали теорию, самостоятельно находили решения новых задач в любых ситуациях (4-й уровень).Задача состояла в том, чтобы для каждого ученика (на каком бы уровне усвоения предмета он не находился) отобрать содержание материала, формы и методы, направленные на достижение результата. Перед изучением темы «Тождественные преобразования выражений» в ходе коллективной работы с учащимися на доске записываются приёмы, с помощью которых преобразуют выражения:1) приведение подобных слагаемых;2) раскрытие скобок.Данные действия не исчерпывают всех видов деятельности учащихся при решении задач, а составляют лишь часть их. Формулирую задачу: «Упростить выражениеb – (4-2b) + (3b – 1)». При решении её возникает поисковая работа с выбором нужных шагов. Тогда можно сформулировать следующий приём решения задачи «Упростить выражение»:1) определить, какие из тождественных преобразований, и в каком порядке нужно выполнить, записать цепочку действий;2) выполнить выбранные преобразования по цепочке.Сначала учащимся нужно раскрыть скобки, затем привести подобные слагаемые, получить цепочку приёмов 2 – 2 – 1. Далее ученики выполняют выбранные преобразования: b – (4-2b) + (3b – 1) = b – 4 + 2b + 3b – 1 = 6b – 5. Содержание обучения из урока в урок усложняется и для усвоения более сложного содержания требуется все более сложные действия. Так, перед изучением темы «Преобразование целого выражения в многочлен» на доске записываются действия (приёмы), с помощью которых преобразуют целые выражения в многочлен стандартного вида:1) приведение подобных членов;2) умножение одночлена на одночлен;3) сложение многочленов;4) вычитание многочленов;5) умножение одночлена на многочлен;6) формула квадрата суммы двух выражений;7) формула квадрата разности двух выражений.8) формула произведения суммы двух выражений на их разность.Из набора выражений семиклассники выбирают те, которые преобразуются указанными способами:а)х2-3х-5х2 + 9х- 1;б) (х5 + х) — (х4 + 2х3 — х2 — 5);в) (а+2х)(3 +b );г) 3х(5-2х-1,5х2);д) (3х+5) + (-1,5+х);е) (5b-х2)(5b + х2);ж) (5 +а)2;з) (8-2у)2;и) 3х2 х4 + 2х х3 — 5х2 х3.Используя приём решения задачи «Упростить выражение» учащиеся преобразуют выражение: (х + 6у)2 — (6у + 5х)(6у — 5х) + х(12у — 6х) в многочлен стандартного вида;1) составляют цепочку действий 6-8-5-4-1;2) выполняют преобразования по цепочке:(х + 6у)2 — (6у + 5х)(6у — 5х) + х(12у — 6х) = х2 + 12ху + 36у2 — (36у2- 25х2) + 12ху — 6х2 = х2 + 12ху + 36у2 — 36у2 + 25х2 + 12ху — 6х2 = 20х2 + 24ху. В другом задании семиклассники с поиском, с выбором находят те выражения, которые упрощаются по цепочке (при этом могут работать в парах, группах):1) 5 – 1;2) 5 – 5 – 4 – 1;3) 7 – 5 – 4 – 1;4) 5 – 4 – 5 – 3 – 1 итак далее. При организации такого учебно-воспитательного процесса учащийся не просто овладевает некоторыми умениями и навыками, но и учится из многих способов деятельности осуществлять выбор подходящих для для данной ситуации, комбинировать их, тем самым формируя собственный индивидуальный стиль деятельности. Лучшему усвоению приёмов учебной деятельности через содержание вышеназванной темы предшествовала работа по выработке умения правильно называть многочлены самых типичных форм, находить тождественно равные из предложенного набора. Так. При изучении темы «Формулы сокращенного умножения» на доске заранее записаны выражения: b2 — с2; (а + b)2; (а — b)(а + b); b3 + с3; а2 + b2; (b — с)3. Среди них ученики должны выбрать те, (необязательно по по­рядку), которые соответствуют следующим формулировкам: 1) «произведение разности а и b и их суммы»; 2) «сумма квадратов а и b»; 3) «квадрат суммы а и b»; 4) «разность квадратов b и с»; 5) «куб разности b и с»; 6) «сумма кубов b и с». В других случаях учащиеся сами придумывают свои формулировки. Учащимся дается возможность обсуждать ответы с товарища­ми, т.к. они работают в парах, группах. Дискутируя друг с другом, они постепенно привыкли правильно называть многочлены. После того как изучены выводы формул сокращенного умножения, ученики опять выполняют задание, предполагающее выбор. Среди данных ниже выражений ребята должны найти тождественно равные и подчеркнуть их одним и тем же цветом: (х + у)(х — у); х2 — 2ху + у2; 4а2 + 12а + 9; (х — у)(х — у); (х2- ху + у2)(х + у); (х-у)2; х2+ у2; х3-у3; (4а+3)2; (5-х)2; 25 — х5; 25 — 10х + х2; (5 — х)(5 + х); х3-у3; (4а + 3)(4а+ 3); а2-4аb + 4b2Вданном случае учащиеся с 1 и 2 уровнем усвоения предметапредпочли выбор тождественно равных выражений, содержащих коэффициенты, равные 1 и нашли по одной паре. Другие, проявив упорство и настойчивость, указали, например, 3.1)«Доказать тождество»;2)«Найти числовое значение выражения».При описанной форме организации учебного процесса каждый ученик испытывает себя, проверяет свои возможности. В течение учебного года 89% учащихся постепенно перешли к самоорганизации. 5 учеников переместились на более высокий уровень усвоения материала: с 1 на 2 уровень — 2 ученика, со 2 на3 уровень — 1 ученик,с 3 на 4 уровень — 2 ученика.Изурока в урок учащиеся с различным уровнем усвоения достигали успеха:1) по собственной воле выполняли домашнюю работу на выбор;2) добровольно вызывались выполнять задание у доски;
3) проявляли самостоятельность в учебной работе;
4) проявляли стремление к сотрудничеству в групповой деятельности, в которой возникали ситуации по пересмотру своего выбора в пользу убедительных аргументов товарищей. В связи с этим появлялись положительные эмоции (удовольствие, радость, удовлетворение и т.д.). В заключении отмечу, что использовать предложенную методику можно и при изучении других тем в математике. Например, в 8 классе – по теме «Алгебраические дроби». Используемая литература:О.Б. Епишева, В.И. Крупич. Учить школьников учиться математике: Формирование приёмов учебной деятельности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990.Н.В. Куликов. Задания для классов малокомплектных школ: Математика в школе: научно-теоретический и методический журнал. — № 3, 1998.C уважением Н.В.Куликов, учитель математики МОУ Новосёловская СОШ Киржачского района Владимирской области.
Файлы: образовательная технология.doc
Размер файла: 52736 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология